Термин «статус» имеет разные значения в зависимости от сферы употребления. «Статус» в переводе с латыни означает правовое положение, состояние. Правовой статус интегрирует те общие качества, которые характеризуют правовое положение субъектов одной социальной категории, а его видовые модификации формируются в зависимости от характера объекта правового регулирования.
Необходимость определения административно-правового статуса вуза обусловлена его ролью в решении поставленных перед системой образования задач. От правильного соотношения компетенции управляющего субъекта и статуса управляемого объекта зависит эффективность управления любой системой.
С точки зрения логики и техники законотворческого процесса законодатель должен определять правовое положение субъектов, их права и обязанности в соответствии со свойствами и особенностями урегулированных данной отраслью общественных отношений и особенностями субъектов этих отношений. Если не определены надлежащим образом на теоретическом уровне и законодательно не закреплены свойства и особенности общественных отношений, не может быть и надлежащего закрепления статуса субъектов этих отношений. Совершенствование законодательства об образовании во многом зависит от того, как государство, общество и личность воспринимают вуз, каким «пакетом» прав, обязанностей и ответственности он наделяется.
Понятие «правовой статус» в достаточной степени исследовано в отечественной литературе, как в общетеоретическом плане, так и по отраслям, в том числе в административном праве. Под правовым статусом понимается совокупность прав и свобод, обязанностей и ответственности личности, устанавливающая ее правовое положение в обществе. Вместе с тем не существует единого понимания данного термина и его содержания. Одни авторы отождествляют правовой статус с правами, свободами и обязанностями субъекта, другие считают его более широким понятием. В состав правового статуса традиционно включаются правосубъектность, права, обязанности, ответственность и гарантии.