Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Становление индивидуального стиля деятельности учителя в системе непрерывного физкультурного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

И. С. Якиманская, а также зарубежные психологи А. Адлер, Р. Роджерс и др. Названные авторы рассматривают ученика как носителя не только культурного образца, но и индивидуального опыта со своими планами, эмоционально — ценностными отношениями. Взаимодействия между учителем и учеником носят субъектно — субъектные отношения. Система «учитель — ученик» рассматривается как постоянно развивающаяся… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Становление индивидуального стиля деятельности в системе непрерывного физкультурного образования как педагогическая проблема
    • 1. 1. Сущность и исторический опыт развития проблемы индивидуального стиля деятельности
    • 1. 2. Индивидуальная стилистика профессиональной физической активности как стилеобразующий фактор
    • 1. 3. Характеристика системы непрерывного физкультурного образования и ее возможности для организации процесса становления индивидуального стиля деятельности учителя
  • Глава 2. Реализация комплекса организационно — педагогических условий в процессе становления индивидуального стиля деятельности в системе непрерывного физкультурного образо- 70−122 вания
    • 2. 1. Комплекс организационно-педагогических условий, обес-^ печивающих эффективность процесса становления индивидуального стиля деятельности в системе непрерывного физкуль- 70−85 турного образования
    • 2. 2. Организация процесса становления индивидуального стиля деятельности будущего учителя в системе непрерывного 85−97 физкультурного образования
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по становлению индивидуального стиля деятельности учителя в системе ^ непрерывного физкультурного образования

Становление индивидуального стиля деятельности учителя в системе непрерывного физкультурного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность изучения процесса становления индивидуального стиля деятельности учителя значительно возросла в связи с модернизацией общей и профессиональной школы, потребностью общества в творчески работающем преподавателе, стремящемся индивидуализировать свой труд, проявить в нем свою самобытность, индивидуальность, оригинальность. Одно из направлений модернизации образования предполагает совер-^ шенствование содержания и форм подготовки педагогов, с учетом обновления содержания и технологий школьного образования (в первую очередь по физической культуре). Переход от нормативной физической культуры, от приоритета количественного формирования знаний, умений и навыков к социальному становлению личности учащихся средствами физической культуры основывается на идеях индивидуально-личностного развития, природосообразности, психологической комфортности. (щ Чтобы принять индивидуальность ребенка, будущий учитель должен быть научен ценить свою индивидуальность. В связи с этим актуализируются задачи профессиональной подготовки студентов колледжа и университета в поэтапном становлении конкурентоспособного специалиста, готового реализовать свой личностный потенциал и формировать у себя индивидуальный стиль профессиональной деятельности, обеспечи-вающии успешность педагогического труда.

В то же время проблема содержания и реализации форм становления индивидуального стиля деятельности учителя физической культуры в условиях непрерывного физкультурного образования до настоящего времени еще не являлась предметом специального исследования, что приводит к снижению творческого потенциала молодых специалистов, работающих в общеобразовательных школах.

Как показали анализ педагогической литературы и отслеживание опыта работы выпускников, окончивших педагогический университет поеле колледжа, большими возможностями для становления индивидуального стиля деятельности располагает система непрерывного физкультурного образования, сложившаяся в ряде регионов России. Выделяются следующие особенности данной системы образования:

— удовлетворение растущих культурно-образовательных запросов студента;

— обеспечение более высокого уровня индивидуальной профессиональной подготовки;

— предоставление студентам выбора уровней физкультурного образования с учетом потребностей и способностей студента.

Изучению проблемы формирования индивидуального стиля педагогической деятельности в отечественной и зарубежной литературе было уделено значительное внимание.

Феноменология педагогического труда глубоко и содержательно отражена в исследованиях известных психологов B.C. Безруковой, И.А.Зим-ней, Н. В. Клюевой, В. А. Крутецкого, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой,.

B. И. Марасановой, JI. М. Митиной, В. А. Сластенина и др.- педагогов J1.B. Байбородовой, О. С. Гребенюка, Г. М. Каджаспировой, В. А. Кан-Калика, A.A. Кирсанова, А. С. Макаренко, М. И. Рожкова, В. Б. Успенского, К. Д. Ушинского. Глубокие и содержательные исследования данных авторов посвящены изучению характерных особенностей деятельности и общения, педагогического мастерства, мышления, такта учителя, открывают новые перспективы изучения профессионального труда учителя, замену авторитарной стратегии обучения личностно-ориентированной стратегией.

Личностно — развивающее направление в образовании, основанное на гуманистических идеях школы и личностно-ориентированной парадигме, анализируют в своих работах психологи Л. С. Выготский, В. В. Давыдов,.

C. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и педагоги Ш. А. Амонашвили, О. С. Гребенюк, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, В. В. Сериков,.

И.С.Якиманская, а также зарубежные психологи А. Адлер, Р. Роджерс и др. Названные авторы рассматривают ученика как носителя не только культурного образца, но и индивидуального опыта со своими планами, эмоционально — ценностными отношениями. Взаимодействия между учителем и учеником носят субъектно — субъектные отношения. Система «учитель — ученик» рассматривается как постоянно развивающаяся духовная общность, где учитель, наряду с созданием условий для развития потенциала каждого ученика, сам открыт новому опыту, новому знанию, ^ развивается и получает удовлетворение от своего труда. Такому учителю необходим новый уровень профессионального развития, который связан с новым взглядом, новым поведением, новым способом мышления, новым отношением к себе и к ученикам как свободным и ответственным людям. Наличие индивидуального стиля деятельности как признак сформирован-ности личности, как основа для зарождения индивидуальной педагогической системы (B.C. Безрукова), как продвижение субъекта на все более ф высокие уровни деятельности (А. П. Байметов, А. А. Кирсанов, Е. А. Климов, B.C. Мерлин), как персонификация определенного уровня теоретических знаний и практических их приложений (Э. В. Малофеев, А. В. Ру-денко, В.А. Степанов), как самостоятельная постановка проблем — интеллектуальная инициатива, оригинальный способ решения поставленных задач, стремление и умение видеть и находить новое в привычных ситуациях (В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, П.Д. Никандров), как особая «порода», обладающие индивидуальностью педагоги (В .П. Сорока — Ро-синский), как особый педагогический почерк учителя, его индивидуальная манера работы (В.И. Загвязинский, А. К. Маркова, Е.П. Черничкина) свидетельствует о профессиональном развитии учителя, интеграции и реализации в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, об активном и качественном преобразовании учителем своего внутреннего мира, приводящего к психологическому комфорту и успеху деятельности. Любой стиль должен обладать как бы встровстроенным в него механизмом самосохранения, иначе он перестанет быть стилем.

В настоящее время условия формирования индивидуального стиля педагогической деятельности у студентов отражены в ряде кандидатских диссертационных исследований (З.Н.Вяткина, А. Г. Самохвалова, Е.К. Чер-ничкина, Н.И. Шелихова). Е. К. Черничкина рассматривала готовность студентов педагогических вузов к овладению индивидуальным стилем деятельности, Н. И. Шелихова анализировала условия формирования индивидуального стиля деятельности у студентов педколледжа, З. Н. Вяткина изучала влияние типологических особенностей студентов физкультурных вузов на формирование стиля деятельности.

Сущности и содержанию физкультурного образования посвящены работы В. К. Бальсевича, В. М. Выдрина, Ю. Д. Железняка, П. Ф. Лесгафта, А. П. Матвеева, А .Я. Найна, Н. И. Пономарева, С. Я. Соловьева, В. И. Столярова, Ж. К. Холодова.

Социально-экономические и управленческие аспекты системы непрерывного физкультурного образования в инновационных учебных заведениях нашли отражение в трудах М. Я. Виленского, Ю. Д. Железняка, А. Я. Найна, Н. Г. Смирновой, С. Я. Соловьева, В. В. Фидельского.

Возможности системы непрерывного физкультурного образования в становлении индивидуального стиля деятельности будущего учителя в 4 научных исследованиях еще не рассматривались.

Работы вышеназванных авторов имеют важное теоретическое и практическое значение, остаются актуальными в настоящее время, а также позволяют продолжить исследования в меняющейся системе образования.

Однако при этом остаются недостаточно разработанными теоретические и методические аспекты осуществления процесса становления индивидуального стиля деятельности учителя физической культуры в ходе профессиональной подготовки. Не накоплен необходимый совокупный эмпирический материал, характеризующий процесс профессионального становления в системе непрерывного физкультурного образования.

Анализ научной литературы позволяет заключить, что в настоящее время отсутствуют исследования, посвященные изучению организационно — педагогических условий, обеспечивающих становление индивидуального стиля деятельности и качественно новый уровень профессиональной подготовки будущего учителя.

Недостаточная теоретическая разработанность данного вопроса и по* требности практики определили выбор темы исследования: «Становление индивидуального стиля деятельности в системе непрерывного физкультурного образования».

Вышеназванная тема исследования предполагает необходимость разработки содержания теоретико-методического обеспечения становления индивидуального стиля деятельности учителя в условиях непрерывного физкультурного образования. (* Несмотря на то, что в современной науке выявлены сущность, механизмы и условия формирования индивидуального стиля деятельности учителя, изменения в сфере среднего и высшего профессионального образования определили акценты в подготовке будущего учителя физкультуры и обозначили новые проблемы, которые требуют поиска и разработки таких проектов по становлению индивидуального стиля будущего учителя * физкультуры, которые утверждают приоритет творческих начал личности и создают условия для самоопределения, саморазвития, самореализации всех участников педагогического процесса.

Анализ теоретических подходов к изучению формирования индивидуального стиля деятельности и сопоставление их с реальной практикой педагогического процесса, а также с потребностями современного общества, позволили выявить ряд противоречий:

— между новыми возможностями индивидуализированной профессиональной подготовки в условиях непрерывного физкультурного образования и традиционными подходами к профессиональной подготовке будущего учителя;

— между требованиями, предъявляемыми государственными стандартами среднего и высшего профессионального образования к уровню подготовки современного учителя физкультуры и реальным уровнем творческого потенциала молодых учителеймежду личностно — ориентированным характером включения студентов в учебно-профессиональную деятельность и ориентацией педагогической теории и практики на обобщенную модель усредненного выпускника;

— между значительным количеством исследований, связанных с изучением индивидуального стиля деятельности и низким уровнем внедрения их результатов в реальную массовую практику учебных заведений.

Это обусловило и выбор проблемы нашего исследования: каковы организационно-педагогические условия обучения студентов в системе непрерывного образования, обеспечивающие эффективность процесса становления индивидуального стиля деятельности учителя физкультуры?

Цель исследования: выявить и обосновать комплекс организационно-педагогических условий становления индивидуального стиля деятельности учителя в системе непрерывного физкультурного образования.

Объект исследования: процесс становления индивидуального стиля деятельности будущего учителя физкультуры.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия, определяющие становление индивидуального стиля деятельности учителя физкультуры.

Гипотеза исследования. В структуре профессиональной подготовки учителя физической культуры к предметной деятельности могут быть выделены следующие компоненты, находящиеся в устойчивом единстве: научно-теоретическая, методическая, техническая и физическая подготовленности. В процессе многолетней подготовки студентов в системе непрерывного физкультурного образования (лицей — колледж — филиал университета) происходят количественные и качественные изменения этих компонентов, причем динамика отдельных показателей имеет выраженную индивидуальность и влияет на становление адаптивного стиля деятельности. Система непрерывного физкультурного образования будет способствовать становлению творческого индивидуального стиля деятельности при следующих условиях: индивидуально-творческое развитие личности будущего учителя рассматривается как приоритетное направление профессиональной подготовки студентоворганизация педагогического образования носит непрерывный характер, а также обеспечивается автономность личности в выборе уровня физкультурного образованияв теории обучения и педагогической практике распространен вариативный подход, базирующийся на диагностике и проведении профессиональных педагогических проб.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Выяснить сущность, содержание, структуру индивидуального стиля деятельности будущего учителя физкультуры в соответствии с современными требованиями образования.

2. Разработать критерии и показатели эффективности процесса становления индивидуального стиля деятельности.

3. Обосновать организационно — педагогические условия, способствующие становлению индивидуального стиля деятельности будущего учителя физкультуры.

4. Создать модель организации процесса становления индивидуального стиля деятельности студентов колледжа и университета в условиях непрерывного образования.

Методология исследования основывается на философской концепции социальной, деятельностной и творческой сущности личности как системы в непрерывном ее развитии. Исходными для нашего исследования являются фундаментальные работы В. С. Мерлина и Е. А. Климова по разработке отечественной концепции проблемы, в которых термин «индивидуальный стиль деятельности» используется для понимания взаимоотношений требований деятельности и свойств личности.

Большое значение для нашего исследования имеют работы, посвященные изучению индивидуального стиля деятельности в спорте (Б.А.Вяткин, Е. П. Ильин, В. П. Мерлинкин и др.) — в труде учителя (З.Н.Вяткина, В.А. Кан-Калик, А. К. Маркова, А .Я. Никонова, Н.И.Петрова) — на основе ведущей активности (Б.А. Вяткин, Ю. Я. Горбунов, В. И Маросанова, В.Н. Потапов).

Теоретическую основу диссертационного исследования составили современные концепции гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили,.

A.А.Бодалев, Д. А. Белухин, В. В. Сериков, И.С. Якиманская) — основные положения профессиональной подготовки учителей (В. С. Безрукова,.

B.А. Кан — Калик, JIM. Митина, О. В. Петунин, В. А. Сластенин, Л.Ф. Спирин) — исследования закономерностей формирования и развития личности учителя в системе непрерывного педагогического образования (Л. В. Бай-бородова, В. П. Беспалько, А. А. Вербицкий, Т. Б. Гребенюк, Ю. Д. Железняк, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, М. И. Рожков, В.Б. Успенский) — исследования активности личности (В.К. Бальсевич, H.A. Бернштейн, Б. А. Вяткин, В. А. Запорожанов, В. И. Морасанова, Г. И. Щукина), идеи, выдвинутые П. Ф. Лесгафтом о подготовке педагогических кадров на основах физического образования.

Основой эмпирического исследования явилась теория моделирования и проектирования педагогических систем, процессов ситуаций (А.С.Макаренко, Ю. К. Бабанский, B.C. Безрукова, В. П. Беспалько, Н.О.Яковлева).

В ходе исследования мы руководствовались программой развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001.

2010гт., программой модернизации педагогического образования, положениями о создании учебно-педагогических комплексов непрерывного * физкультурного образования, другими нормативно-правовыми документами в сфере педагогического образования. В нашем исследовании мы также опирались на программу развития Угличского педагогического колледжа на 2001 2005гг., разработанную педагогическим коллективом под руководством профессоров М. И. Рожкова, Л. В. Байбородовой, В. Б. Успенского. тт.

Для решения поставленных задач использовался следующий комплекс методов исследования: теоретические — анализ психолого-педагогической литературы, учебных планов, программ, моделирование педагогического процесса, анализ и синтез полученных данныхэмпирические — изучение педагогического опыта в инновационных учебных заведениях, ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности, экспериментальная работа, анализ документации, экспертные оценки- (¦ включенное наблюдение, анкетирование, собеседование со студентами, преподавателями, выпускниками колледжа и филиала университета, статистическая обработка данных.

База исследования — Угличский и Рыбинский педагогические колледжи, филиал Ярославского педагогического университета им. К. Д. Ушинского в г. Угличе, средние школы № 3,7,8, базовая школа при педагогическом колледже г. Углича, методическое объединение учителей физической культуры Угличского муниципального округа. Исследованием было охвачено 475 человек. Опытная работа проводилась в Угличском педагогическом колледже, филиале ЯПТУ им. К. Д. Ушинского в г. Угличе, школах № 3,7,8, базовой.

Проведение исследования основано на многолетнем (более 20 лет) наблюдении за учебной и практической деятельностью студентов Угличского педагогического училища (в дальнейшем колледжа) и длительном и отслеживании работы молодых учителей со средним профессиональным образованием.

Исследование проходило в несколько взаимосвязанных этапов.

На первом этапе (1997;1999гг.) проводился анализ научно-методической литературы по теме исследования, изучались особенности обучения студентов в системе непрерывного физкультурного образования, учебные планы и программы, разрабатывалось программно—методическое обеспечение занятий по дисциплинам предметного блока.

На втором этапе (1999 — 2002 гг.) разрабатывалась и осуществлялась программа опытно-экспериментальной работы, выявлялись условия эффективности процесса становления индивидуального стиля деятельности, апробировалась модель процесса становления индивидуального стиля деятельности.

На третьем этапе (2002;2003гг.) осуществлялись обобщение теоретических и практических результатов исследования, обработка и анализ Ф данных, полученных в ходе опытной работы, и литературное оформление диссертации, подготовка научно-методических рекомендаций, направленных на внедрение в практику результатов исследования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций, использованием адекватных пред мету и целям исследования методов и приемовцеленаправленным анализом опыта работы и обобщением результатов опытной работы, проводившейся в течение пяти летсочетанием качественного и количественного анализа полученных данныхопорой на длительную (более 20 лет) повседневную педагогическую практику автора исследования как преподавателя педагогического колледжа и филиала педагогического университета в г. Угличестатистической обработкой данныхположительными результатами исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что разработаны концептуальные основы индивидуализированной подготовки современного учителя физической культуры в системе непрерывного профессионального образования — обоснованы критерии эффективности процесса становления индивидуального стиля деятельностиопределён, обоснован и практически проверен комплекс организационно-педагогических условий, при которых осуществляется процесс становления индивидуального стиля деятельности в системе непрерывного физкультурного образованиясоздана модель организации процесса становления индивидуального стиля деятельности будущего учителя физической культуры, конкретизирующая организационные формы, уровни и этапы в становлении стилявпервые введена дефиниция «индивидуальная стилистика профессиональной физической активности студента», которая трактуется как построение схемы-модели будущего стиля на основе проявления физической активности студента.

Теоретическая значимость. Получены выводы, касающиеся теоретических и практических возможностей непрерывного профессионального образования в становлении индивидуального стиля деятельности учителяразработаны способы организации совместной творческой деятельности преподавателя и студента, обеспечивающие становление стиля деятельностиобоснованы организационные формы процесса становления индивидуального стиля.

Практическая значимость исследования определяется тем, что реализация выявленных педагогических условий становления индивидуального стиля деятельности позволяет повысить эффективность профессиональной подготовки студентов к педагогической деятельностиразработано программно-методическое обеспечение процесса становления индивидуального стиля деятельности, включающее программу по спецкурсу «Индивидуальный стиль деятельности учителя», которая может быть использована специалистами при подготовке студентов к профессиональной деятельности, при организации курсов повышения квалификации учителей, видеотеку, позволяющую анализировать индивидуальные стили деятельности учителя, а также компьютерные методические средства по предметам предметного блока, позволяющие реализовывать вариативный подход в обучении.

На защиту выносятся:

1. Комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих организацию процесса становления индивидуального стиля деятельности в системе непрерывного физкультурного образования:

— вариативный подход в обучении;

— субъектная позиция студента;

— индивидуальная стилистика профессиональной физической активности студента;

— построение индивидуальной траектории становления стиля деятельности будущего учителя физической культуры.

2. Критерии эффективности процесса становления индивидуального стиля деятельности в системе непрерывного физкультурного образования:

— построение стилевого механизма;

— оптимальность практической подготовки;

— овладение педагогической импровизацией;

— индивидуальная стилистика профессиональной физической активности студента;

— интерес к педагогическому творчеству.

3. Модель организации процесса становления индивидуального стиля деятельности учителя в системе непрерывного физкультурного образования, позволяющая выделить организационные формы, уровни и этапы становления стиля деятельности.

4.Дефиниция «индивидуальная стилистика профессиональной физической активности студента», которую мы рассматриваем как стилеобра-зующий фактор. В реализации физической активности студентов в процессе методико-практической подготовки мы выделяем два равнозначных компонента: двигательный и познавательный. Яркая выраженность того или иного компонента у студента оказывает значительное влияние на выбор приемов и способов для реализации практической деятельности, в дальнейшем они приобретают черты индивидуальносвоеобразной системы, то есть будущего индивидуального стиля деятельности.

Апробация и внедрение полученных результатов. Теоретические положения, выводы, рекомендации обсуждались и получили одобрение на научно-методических конференциях педагогических колледжей Ярославской области в г. Рыбинске (1997), Ростове (2002), Ярославле (2003) — на открытых педагогических чтениях, посвященных К. Д. Ушинскому (2002) — на международных научно-практических конференциях в Коломне (1999 г.), в Ярославле (2000, 2001, 2003) и нашли отражение в тринадцати публикациях автора.

Практические рекомендации, выдвинутые на основе результатов исследования, внедрены в процессе обучения студентов Угличского и Рыбинского педагогических колледжей, студентов филиала ЯГПУ им. К. Д. Ушинского в г. Угличе, в работу методического объединения учителей физической культуры Угличского муниципального округа через проведение практических семинаров, открытых занятий, создание видеофильмов, компьютерных методических средств.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Кроме текстовых материалов, в работу включены 2 схемы, 13 таблиц, 6 гистограмм.

Выводы по второй главе.

1. Целостность региональной системы непрерывного физкультурного образования придает ему новые интегративные свойства, не выводимые путем простого суммирования свойств каждого отдельного компонента системы, а создающие организационно-педагогические условия для обеспечения качества непрерывного физкультурного образования, адекватного потребностям личности и рынку труда. Определяющими сущность этих интегратив-ных свойств являются преемственность, прогностичность, гибкость и динамичность. Постепенность перехода от одной ступени образования к другой, последовательность смены уровня требований к объему и качеству знаний, умений и навыков, органическая взаимосвязь содержания, форм, средств, методов учебно-воспитательного процесса на разных ступенях образования, вариативность основных образовательных программ, форм учебно-воспитательного процесса, в конечном итоге, позволяют строить индивидуальную траекторию профессионального развития студента на основе становления педагогического стиля. Свести множество компонентов в единую целостную и непротиворечивую систему стало возможно при разработке педагогического проекта становления индивидуального стиля деятельности в системе непрерывного физкультурного образования.

2. Система непрерывного образования, сочетающая практическую направленность колледжа и теоретическую фундаментальность вуза, позволяет повышать качество образования выпускников, способствует творческому росту будущего педагога и создает условия для становления индивидуального стиля деятельности учителя. Рациональное использование комплекса организационно-методических условий определяет оптимальное взаимодействие между колледжем и университетом в подготовке педагогов высокой квалификации. Обеспечить становление индивидуального стиля педагогической деятельности в системе непрерывного физкультурного образования позволяют вариативный подход в обучении, субъектная позиция студента, индивидуальная стилистика профессиональной физической активности, построение индивидуальной траектории становления стиля деятельности.

3. Система непрерывного физкультурного образования создает условия для реального перехода от нормативноремесленного к поисково — творческому стилю студента, позволяющему ему в дальнейшем работать в системе личностно-ориентированного образования. Проследить этот путь возможно по разработанным нами критериям:

— построение стилевого механизма;

— оптимальность практической подготовки;

— овладение педагогической импровизацией;

— индивидуальная стилистика профессиональной физической активности студента;

— интерес к педагогическому творчеству.

4. Качественная и количественная оценки процесса становления индивидуального стиля деятельности наглядно демонстрируют возможность построения индивидуальной траектории профессионального развития студента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основанием для организации нашего исследования стали многолетние (более 20 лет) наблюдения за учебной и практической деятельностью студентов Угличского педагогического училища, а в дальнейшем колледжа в подавляющем большинстве бывших выпускников сельских малочисленных школ, не владеющих основами дисциплин спортивного блока (гимнастика, спортивные игры, легкая атлетика, плавание). Параллельное овладение основами техники и методикой обучения этих дисциплин и показало предпочтение в проявлении двух компонентов физической активности: двигательного и познавательного, которые в дальнейшем существенно влияли на стилевые проявления в практической деятельности.

Длительное отслеживание и накопление данных о работе стажеров Угличского педагогического училища достоверно доказали, что успешная адаптация к профессиональной деятельности в начале трудового пути сменялась застоем в дальнейшем. Творческому росту учителя мешали стойкий стереотип педагогических действий, сложившийся еще в училище, и отсутствие хорошей теоретической базы.

Система непрерывного образования, сочетающая практическую направленность колледжа и теоретическую фундаментальность вуза, создает условия для повышения качества профессиональной подготовки студентов, однако без хорошего научно-методического обеспечения деятельность в этой системе во многих случаях оказывается малоэффективной.

Полученные результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что возможность подготовить современного учителя физической культуры в системе непрерывного профессионального образования отвечающего требованиям времени основана на индивидуализации профессиональной подготовки студентов и деятельности преподавателейна взаимодействии двух учреждений (колледж — филиал университета) как равноправных партнёров и на внедрении исследовательского метода в процесс профессиональной подготовки, направленного на поиск оптимальных путей решения педагогических задач, что позволяет расширять научные и учебные связи и обеспечивать преемственность в подготовке специалистов на всех этапах его профессионального становления.

В данной диссертационной работе приводятся рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовки учителя физической культуры на основе становления индивидуального стиля деятельности в условиях непрерывной системы образования. В своей основе результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:

1. Становление индивидуального стиля деятельности происходит на основе совместного поиска студентом и преподавателем приемлемых и эффективных способов труда, позволяющих не подавлять индивидуальность студента и строить индивидуальную траекторию профессионального развития.

2. Процесс становления индивидуального стиля деятельности учителя, организованный нами, включает в себя три этапа: адаптационно-компенсаторный, корректирующий и творческо-поисковый.

Адаптационно-компенсаторный основан на проявлении физической активности студента как выражении мотивов, типологических особенностей, субъектного опыта и позволяет приспособить требования деятельности к личности студента.

Коррекционный направлен на разрушение стандартизации педагогической деятельности и переход к новому мышлению, позволяющему внутренне принимать, осознавать и оценивать трудности и противоречия педагогического процесса. На этом этапе личность студента начинает приспосабливаться к требованиям деятельности.

Творческо-поисковый этап направлен на осознание учителем-студентом своих потенциальных возможностей, перспективы личностного и профессионального роста, побуждение его к постоянному экспериментированию, понимаемому как поиск, творчество, возможность выбора.

Происхождение данных этапов осуществляется у большинства студентов по-разному, но, как показали наши исследования, у 87% студентов I этап реализуется по окончании колледжа, II этап — на первом году обучения в филиале и III — этап к окончанию филиала.

3. Ведущим условием активизации становления индивидуального стиля деятельности в процессе обучения в колледже является вариативный подход, позволяющий выбирать средства, методы и способы контроля обучения, приводящий к индивидуальной стилистике профессиональной физической активности. Активизировать творческо-поисковую деятельность в филиале университета позволяет использование интерактивных методов обучения, которые направлены на то, чтобы студенты сами делали выбор из множества вариантов, могли свести воедино различную информацию, определяли возможные источники, ф которые могут помочь при исследовании сложных вопросов, соотносили свой опыт с опытом других, развивали навыки лидера.

4. Становление индивидуального стиля деятельности учителя в системе непрерывного образования стало возможным благодаря постепенному переходу от одной ступени к другой, последовательной смене уровня требований к объему и качеству знаний, умений и навыков, органической взаимосвязи содержания, форм, средств, методов учебно-воспитательного процесса на разных ступенях образования, что позволяет студентам стремиться познать себя, развивать свои возможности и особенности в соответствии с требованиями профессии.

5. Проследить процесс становления индивидуального стиля деятельности в системе непрерывного образования возможно по разработанным нами критериям и показателям: построение стилевого механизма, оптимальность практической подготовки, овладение педагогической импровизацией, индивидуальная стилистика # профессиональной физической активности, интерес к педагогическому творчеству. Благодаря этим критериям каждый студент смог построить индивидуальную траекторию профессионального развития и определить свой уровень становления стиля.

Мы также начали отслеживать профессиональный путь выпускников педагогического комплекса (лицей, колледж, университет). Наши исследования показали, что около 4% выпускников продолжают непрерывное образование в аспирантуре, около 4% - приглашены для работы в высшие и средние специальные учебные заведения, более 70% смогли защититься на II квалификационную профессиональную категорию уже после двух лет работы. Во многих квалификационных характеристиках отмечается, что у учителя проявляется индивидуальный стиль деятельности, он стремится индивидуально подходить к каждому ф ребенку, работать творчески, проявлять инициативу.

Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили справедливость гипотезы и доказали, что возможность становления творческого педагогического стиля увеличивается, если это не откладывается на более зрелые годы, а целенаправленно и последовательно вырабатывается в период обучения в профессиональном педагогическом заведении.

Изложенные выводы не претендуют на исчерпывающую полноту и оставляют возможность для углубления и расширения в дальнейших исследованиях проблемы становления индивидуального стиля деятельности педагога в плане выявления стилевых особенностей взаимодействия субъектов совместной деятельности: преподавательстудентучитель — ученик.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системевысшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. 141 с.
  2. Абульханова Славская К. А. О путях построения типологии личности
  3. Психологический журнал 1983. № 1. С. 14−29.
  4. А. Понять природу человека /Пер. Е. А. Цыпина. СПБ., • Академический проект. 1997. 256 с.
  5. С.Ю. Реализация дифференцированного подхода в физическомвоспитании на основе субъектного опыта студента. /Теория и практика физической культуры 2003. № 4 С. 10−12.
  6. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.:
  7. Издательский Дом Шалва Амонашвили. 1995. 496с. ^ 6. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1. М.:1. Педагогика. 1980. 232с.
  8. Е. В. Феномен профессиональной зрелости учителя//
  9. Педагогика. 2002, № 6 С. 66 70.
  10. П.Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогическихисследований: (Дидактический аспект). М.: Педагогика, 1982. 192 с.
  11. JI.B., Копотюк И. Г., Курилова JI.M. Проектированиедеятельности педагогических колледжей: Методическое пособие/ Под. Ред. М. И. Рожкова. Казань: ИСПОРАО. 2002. 149с.
  12. В.К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека.
  13. Киев: Здоров’я. 1987. 223с.
  14. В.К. Основные положения концепции интенсивногоинновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодёжи России// Теория и практика физической культуры. 2002. № 3. С. 2−7.
  15. B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург:
  16. Деловая книга", 1996. 344с.
  17. Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики (Курслекций). Часть 1. М.: Изд. «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЕК». 1996. 207с.
  18. H.A. Смысл творчества. (Философия творчества, культуры иискусства).М.: Искусство. Лига. 1994. Т.1. 356с.
  19. H.A. Очерки по физиологии движений и физиологииактивности. М.: Медицина. 1996. 250с.
  20. М. Интеллект или креативность? //Народное образование.2002. № 7. С.69−72.
  21. В. П. Слагаемые педагогического творчества. М.: Педагогика.1989. 192с.
  22. Блудов Ю М., Плахтиенко В. А. Личность в спорте: Очерки исследованияпсихологии спорта. М.: Сов. Россия. 1987. 160с.
  23. Н.Д., Мерлинкин В. П. Особенности организаторских умений уучителей физической культуры с разными типологическими свойствами нервной системы. Тез. докл. Всесоюз. науч. конф. Ульяновск. 1976. С. 108−110.
  24. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблематворчества. Изд-во Ростовского университета. 1983. 176с.
  25. A.A. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика.1983. 272с.
  26. A.A. Психология о личности. М.: Изд-во Моск. Ун-та. 1988.188с.
  27. В.А., Исаев Е. И., Слободчиков В. И., Шайденко H.A.
  28. Проектирование профессионального педагогического образования// Педагогика. 1997. № 4. С.66−72.
  29. Т.В., Потапов В. Н. Стиль саморегуляции произвольнойактивности лыжника-гонщика в спорте высших достижений //Теория и практика физической культуры. 2002. № 1. С.30−32.
  30. С.Ф. Профессиональная подготовка учителей физическойкультуры средствами гимнастики: Монография. Ярославль: Изд-во ЯГПУ. 2002. 340с.
  31. И.М., Бутина И. А., Никитина Т. А. Оценка двигательной активностишкольников разного возраста по результатам исследования двигательных реакций. /Межвуз. сб. науч. тр. Ярославль. ЯГПИ. 1985. С. 10−13.
  32. Быков Ю. Теоретические и методические аспекты формированияпрофессионала-педагога в период обучения в физкультурном вузе//Теория и практика физической культуры. 1994. № 12. С.67−69.
  33. М.Я. Студент как субъект физической культуры //Теория ипрактика физической культуры. 1999. № 10. С. 2−5.
  34. Е.Д. Вариативный подход к профессиональномусамоопределению подростков: Автореф. дис. канд.пед. наук. Ярославль. 1994.
  35. А.И. Применение алгоритма в процессе формированияпрофессионально-педагогических знаний, умений и навыков/ Тез. докл. Всесоюз. науч. конф. Ульяновск. 1976. С.88−90.
  36. .З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. М.: «Магистр» .1995. 112с.
  37. В.В., Мещерякова О. Н. Использование дистанционнойтехнологии с целью активизации познавательной деятельности студентов в системе профессионального физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. 2002. № 9. С.46−49.
  38. .А. Роль темперамента в спортивной деятельности. М.: ФиС, 1978. 134с.
  39. З.Н. Индивидуальный стиль деятельности в педагогическоммастерстве учителя. Пермь: Изд-во Пермского педагогического института. 1979. 72с.
  40. Е.Г. Формирование социальной активности ипрофессиональных умений у студентов факультета физической культуры в условиях педагогической практики. Автореф. Дис. канд. пед.наук. М. 1991.
  41. Ю.Я. Исследование волевой активности в структуреиндивидуальности спортсмена //Теория и практика физической культуры. 2002. № 7. С.37−38.
  42. Г. Г. Культура и личностный стиль педагогическойдеятельности //Педагогика. 2002. № 6. С.61−66.
  43. О.С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности.
  44. Калининград: Калининградский ун-т. 2000. 572с.
  45. Т.Б. Формирование индивидуальности будущего педагога впроцессе профессиональной подготовки: Дис. докт. пед. наук. Ярославль. 2002.43 .Григорьева Т. Г., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения.
  46. Новосибирск. Изд-во Новосибирского университета. 1999. 207с.
  47. С.М. Индивидуально-психологические особенностишкольников. М.: Знание. 1988. 80с.
  48. B.JI. Как стать собой. Психотехника индивидуальностипособие для самообразования). М.: Интерпракс. 1994.. 46. Деркач A.A., Исаев A.A. Педагогическое мастерство тренера. М.: ФиС. г1981. 189с.
  49. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущегоучителя. М.: Просвещение. 1989. 189с.
  50. Ю.Д. В новых условиях новый учитель // Физическаякультура в школе. 1989. № 2. С.33−36. щ 49. Железняк Ю. Д. Концепция непрерывного физкультурного образования.
  51. Минвузовский сборник научных трудов).М.1991.С.З-16.
  52. Ю.Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельностив физической культуре и спорте. М.: Академия. 2001. 264с.
  53. Зайцев В. Мониторинг как способ управления качеством обучения
  54. Изд-во «Феникс». 1997.448с.
  55. Е.П. Об адекватности понимания связей свойств нервной системыс эффективностью деятельности и поведения спортсменов// Теория и практика физической культуры. 1985. № 6. С.52−54.
  56. Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты //Вопросыпсихологии. 1988. № 6. С.85−92.
  57. Е.И., Косарецкий С. Г., Слободчиков В. И. Становление и развитиепрофессионального сознания будущего педагога //Вопросы психологии. 2002. № 3. С.57−66.
  58. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение.1987. 190с.
  59. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.:1. Педагогика. 1990. 144с.
  60. К.К. О связи индивидуально-психологических свойствучащихся с их отношением к физической активности //Теория и практика физической культуры. 1988. № 9 С.27−28.
  61. А. Педагогическое образование или непрерывное мастерство//
  62. Народное образование. 1993. № 2. С.43−48.
  63. A.A. Индивидуализация учебной деятельности какпедагогическая проблема.Казань: Изд.-во Казанского университета. 1982. 224с.
  64. Ютарин М. В. Личностная ориентация в непрерывном образовании
  65. Педагогика. 1996. № 2. С. 14−21.
  66. Классному руководителю // Под ред. М. И. Рожкова. М.: ВЛАДОС, 1999.280с.
  67. Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М.:1. Педагогика, 1987. 173 с.
  68. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости оттипологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казанского университета. 1969. 278с.
  69. Н.В. Психологическое обеспечение педагогической деятельноститехнологии работы психолога с педагогами). Ярославль: департамент образования Администрации Ярославской области, 1998. 92 с.
  70. Г. М. Культура профессионального самообразованияпедагога. М.: Изд-во АО ЦИТП. 1994. 344с.
  71. O.A., Прыгин Г. С. Связь учебной успеваемости студентов синдивидуально-типологическими особенностями их саморегулирования //Вопросы психологии. 1984. № 3 С.42−52.
  72. А.Я. Тренер: деятельность и личность. М.: Тера-Спорт, 2000. 120с.
  73. В.В. Соотношение педагогической науки и педагогическойпрактики. М.: Знание. 1977. 64с.
  74. Краткий психологический словарь //Сост. A.A. Карпенко- под общ. ред.
  75. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат. 1985.431с.
  76. В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. 255с.
  77. Н., Александрова Е. Как обеспечить индивидуальноеобразование// Народное образование. 2002. № 9. С.73−82.
  78. С.И. Гностические умения в деятельности учителя физическоговоспитания // Тез. докл. науч. конф. Ульяновск, 1976. С.12−14.
  79. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Изд-во
  80. Ленинградского университета. 1967.184с.
  81. А.Н. Педагогические условия формирования индивидуальногостиля социального поведения подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль. 1997.
  82. В.А. Теория и практика многоуровневого университетскогопедагогического образования: Монография. Ярославль. 1995.267с.
  83. В. Искусство быть собой. Индивидуальная психология. М.:1. Педагогика. 1981. 186с.
  84. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат. 1975.304с.
  85. А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ. 1981. С.79−93.
  86. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика.1981.186с.
  87. П.Ф. Избранные труды / Состав. И. Н. Решетень. М.: ФиС. 1987.359.
  88. В.П. Исследование проблемы соотношения двигательного иинтеллектуального компонентов содержания общего образования в области физической культуры //Теория и практика физической культуры. 2002. № 9. С.40−45.
  89. Л.И. Исследовательский университет и модернизация образованияв России //Педагогика. 2002. № 8. С. 66−72.
  90. Лях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания вобщеобразовательной школе //Теория и практика физической культуры. 1992. № 9 С. 10−14.
  91. Лях В.И., Кофман Л. Б. Физическое воспитание и спорт в школах СНГ.
  92. Сборник работ международного семинара). М. 1993. С.11−23.
  93. Лях В. И. Проблемы определения цели и содержания физическоговоспитания учащихся общеобразовательной школы //Сборник работ международного семинара. 1993. С.3−10.
  94. A.C. Методика воспитательной работы //Избр. педагог.произвед. В 2-х т. Т.2. М., 1998.
  95. Э.В., Руденко A.B., Степанович В. А. Стиль деятельности (егоструктура и некоторые особенности формирования). Тез. докл. Всесоюз. науч. конф. Ульяновск. 1976. С. 105−107.
  96. Маркова А. К. Актуальные проблемы психологии труда учителя
  97. Советская педагогика. 1986. № 6 С.58−64.
  98. А.К., Никонова А. Я. Психологические особенностииндивидуального стиля деятельности учителя //Вопросыпсихологии. 1986. № 5 С.40−46.
  99. А.К. Психология профессионализма. М.: Международныйгуманитарный фонд «Знание». 1996. 308с.
  100. М.М. Организация проблемного обучения в школе. М.:1. Просвещение. 1977. 240с.
  101. В.П. Непрерывность и интеграция профессиональногообразования //Среднее профессиональное образование. 2001. № 1 С.31−35.
  102. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986. 256с.
  103. Митина J1.M., Кузьменкова О. В. Психологические особенностивнутриличностных противоречий учителя // Вопросы психологии. 1998. № 3 С.3−16.
  104. JI.M. Психология профессионального развития учителя. М.:1. Флинта. 1998. 200с.
  105. Найн А. Я. Прогностическая парадигма гуманизации непрерывного 0, многоуровневого высшего физкультурного образования
  106. Теория и практика физической культуры. 1995. № 10. С.46−47.
  107. И З. Наумова А. Е. Индивидуализация профессионально-педагогическойподготовки студентов педагогических вузов на завершающем этапе обучения в (условиях многоуровневой системы образования): Дис. канд. пед. наук. Ярославль. 2000.
  108. Новые педагогические и информационные технологии в системеобразования // Под ред. Е.С.Полат/. М.: Академия. 1999. 224с.
  109. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение. 1991.287с.
  110. Педагогическая диагностика в школе /А.И.Кочетов, Я. Л. Коломинский,
  111. И.КПрокопьев и др. Под.ред. А. И. Кочетова. Минск. Народная асвета. 1987. 223с.
  112. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование /Под ред.
  113. Ю.Д. Железняка. М.: Академия. 2002. 384с.
  114. Педагогическая психология //Под ред. Н. В. Клюевой. М.: Изд-во # ВЛАДОС-ПРЕСС. 2003.400с.
  115. Н.И. Индивидуальный стиль деятельности учителя. Казань, 1. КГПИ, 1982. 38с.
  116. В.А. К психологии активности личности //Вопросы психологии. 1975. № 3. С.36−38.
  117. В.А. Психология неадекватной активности. М.: ТОО1. Горбуною>, 1992. 224с.
  118. О.В. Формирование профессионального мастерства учителяфизкультуры. М.: Просвещение. 1980. 112с.
  119. O.B. К построению модели профессиональной деятельности Ф учителя физической культуры //Межвузовский сборникнаучных трудов. М.: 1991. С. 18−25.
  120. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.:1. Высш. шк. 1984. 174с.
  121. Ю.П. Психология становления профессионала. Ярославль1. ЯГПУ. 2000. 98с. щ 126. Подготовка учителя математики: Инновационные подходы / Под ред.
  122. В.Д.Шадрикова. М.: Гардарики. 2002. С. 114−181.
  123. Я.А. Психология творчества. М.: Наука. 1976. 303с.
  124. Программа развития системы непрерывного педагогическогообразования России на 2001−2010 годы //Преподаватель.2001 .№ 3 С.3−12.
  125. Программа развития Угличского педагогического колледжа на 20 012 005. Углич, 2001. 63с.4
  126. Психологические основы педагогической практики студентов //Под ред.
  127. A.C. Чернышова. М.: Педагогическое общество России, 2002. 144с.
  128. И.И. Личность. Индивидуальность. Общество: Проблемаиндивидуализации и её соц.-философ. смысл. М.: ^ Политиздат, 1984. 141с.
  129. П.Е. Обучение профессиональной деятельности студентовпедколледжа//Педагогика. 1997. № 4 С.78−82.
  130. П.Е. Нетрадиционные технологии подготовки учителей. М.:1. ВЛАДОС. 2000.306с.
  131. Е.И. Учитель как объект психологического исследования: М.:1. ВЛАДОС. 1998. 496с.
  132. М.И. Теоретико-методологические основы педагогики:
  133. Конспекты лекций. Ярославль: ЯГПУ, 2000. 90 с.
  134. М.И., Иванова Н. Л., Чернявская А. П., Бекетова Н.Е.
  135. Индивидуальный стиль деятельности учителя: диагностика и формирование. Методические рекомендации. Ярославль: ЯГПУ. 1995. 72с.
  136. И.В. Подготовка преподавателей и студентов среднихпрофессиональных образовательных учреждений к использованию информационных и коммуникативных технологий в профессиональной деятельности. М.: НМЦ СПО, 1998. С. 3−16.
  137. С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т.2. М.:1. Педагогика. 1989. 322с.
  138. Самостоятельная работа студентов факультета физической культуры подисциплинам предметной подготовки // Под ред. И. М. Туревского. М.: Академия. 2003.320с.
  139. А.Г. Формирование коммуникативного компонентаиндивидуального стиля педагогической деятельности будущего учителя: Дис. канд. пед. наук. Кострома. 1997.
  140. Т.Н. Формирование культуры умственного труда какфактор профессиональной педагогической подготовки лицеистов: Автореф. дис.канд. пед. наук. Ярославль. 2001.
  141. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народноеобразование. 1998. 256с.
  142. A.C. Научно-педагогические основы формированияпрофессиональной направленности студентов педвуза. Минск. «Элайда», 1998. 399с.
  143. В.В. Образование и личность. Теория и практикапроектирования педагогических систем. М.: «Лотос». 1999.272с.
  144. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика. 1984.1. С. 73−95.
  145. Р.П. Учиться быть учителем. М.: Педагогика. 1986. 144с.
  146. В.А., Виленский М. Я. Реформа школы и готовность учителя кпрофессиональной деятельности: вопросы методологии и теории /АГеория и практика физической культуры. 1985. № 6. С. 43−45.
  147. В.А., Подымова JI.C. Педагогика инновационнойдеятельности. М.: Магистр. 1997. С. 151−170.
  148. Словарь основных психолого-педагогических понятий / Сост. Н. П.
  149. , JI. В. Байбородова, М.И. Рожков, В. Б. Успенский и др. Ярославль. 1998. 46с.
  150. Т.М. Развитие творческой активности студентов колледжа впроцессе педагогической практики: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль. 2000.
  151. Н.И. Индивидуально-ориентированный подход в подготовкебудущего учителя физической культуры в процессе занятий волейболом. (Тезисы докладов научно-практической конференции). Ярославль, 1997. С.59−60.
  152. Н.И. Становление индивидуального стиля учителя физическойкультуры в условиях непрерывного образования //Проблемы профессиональной подготовки учителя физической культуры (сборник докладов). Рязань, 2000. С.18−19.
  153. Н.И. Индивидуальная стилистика активности какстилеобразующий фактор // Материалы конференции
  154. Чтения Ушинского" факультета физической культуры
  155. ЯГПУ. Ярославль, 2002 С. 9−10.
  156. Соловьёв С.Я. С целью непрерывного физкультурного образования
  157. Физическая культура в школе. 1996. № 5. С.6−8.
  158. С.Я. Непрерывное физкультурное образование в региональныхусловиях // Материалы конференции «Человек, здоровье, физическая культура в изменяющемся мире». Коломна, 2000. С.97−99.
  159. С.Я. Внедрение и разработка непрерывного физкультурногообразования в региональных условиях. Ярославль: ЯГПУ, 2003.32с.
  160. Сорока-Росинский В. Н. Школа Достоевского. М.: Знание. 1978. 48с.
  161. С. Индивидуальный стиль деятельности учителя //Народное 4 образование. 1993. № 2 С.48−52.
  162. Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. Кострома. КГТТУим. H.A. Некрасова. 1995.29 с.
  163. Теория и практика педагогического эксперимента //Под ред. А.И.
  164. , Г. В. Воробьёва. М.: Педагогика, 1979.208с.
  165. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН1. РСФСР, 1961. С. 5- 27.
  166. Толочёк В. А. Исследования индивидуального стиля деятельности
  167. Вопросы психологии 1991. № 3. С. 53−61.
  168. В.А. Стили профессиональной деятельности в условиях Ф взаимодействия субъектов //Психологический журнал.2002. № 3 С.96−103.
  169. В.А. Формирование физической готовности выпускников вузак профессиональной деятельности //Теория и практика физической культуры. 2002. № 7 С.47−50.
  170. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, щ 1990. 192 с.
  171. В.Б. Введение в учительскую профессию. Ярославль. ЯГПУ1995. 64с.
  172. Учитель и школа: (Социологические аспекты педагогического труда)/
  173. Под ред. М. С. Комарова и В. И. Рыбаковой. Ярославль. «ДИА-пресс». 1999. 84с.
  174. К.Д. Проблемы педагогики. М.: Изд-во УРАО. 2002. 592 с.
  175. Физическая культура студента//Под ред. В. И. Ильинича. М.: Гардарики2003. 448с.
  176. H.A., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательнойактивности. М.: ФиС, 1991. 224с.
  177. Формы и методы активизации познавательной деятельности студентовпедагогического вуза при изучении дисциплин педагогического цикла //Автор-сост. C.JI. Паладьев. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1999. 34с.
  178. A.B. Формирование профессиональных качеств педагога по Ф физической культуре //Теория и практика физическойкультуры. 2001. № 10. С. 18−21.
  179. Чичикин В. Т. Проблема содержания физкультурного образования
  180. Теория и практика физической культуры. 1994. № 12. С.25−27.
  181. Н.И. Индивидуальный стиль педагогической деятельности иусловия его формирования у студентов педколледжа с ' позиции личностно-ориентиро ванного подхода кобучению: Дис. канд. пед. наук. М. 1996.
  182. E.H., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. М.: Академия, 1999. 288с.
  183. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. М.:
  184. Просвещение. 1986. 144с. Л 183. Юрчук В. В. Современный словарь по психологии. Минск: «Элайда», 2000. 704с.
  185. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. 144с.
  186. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современнойшколе. М.: Сентябрь, 1996. 96с.
  187. Яковлева Н. О. Проектирование как педагогический феномен
  188. Педагогика 2002. № 6. С.8−14.
  189. Ю.А. Педагогическая практика в школе по физическомувоспитанию. Ленинград: Изд-во Министерства просвещения РСФСР 1962,176с.
  190. Методичш рекомендацп щодо впроваджения навчального курсу
  191. Методолопя дослщження та вивчения М1жнародного гумаштарного права"/ Укладачк B.C. Колмаченко, С. М. Мартиненко, Л. Г. Шинкаренко. Кшв: КМ1УВ iM. щ Б. Гринченка, 2002. 42 с.
  192. Нацюнальна доктрина розвитку освгги Украши у XXI cmjiirri. Кшв.1. Шкшьний свт>. 2001. 24 с.
  193. Програми для загальноосвших навчальних заклад1 В // Ф1зична культура.1.11 класи. Кшв «Перун». 1988. 63 с.
  194. Robert Kegan. The evolving self. Problem and Process in Human
  195. Development. Harvard University Press. Cambridge, Massachusetts, and London, England. 27 c.
  196. Диагностика проявления двигательной и познавательной активности студентов в процессе методико-практическойподготовки
  197. Занятия в группе спортивного совершенствования.
  198. Самостоятельные занятия с целью поддержания физических кондиций.
  199. Самостоятельные занятия с целью ликвидации задолженностей или повышения уровня подготовленности.
  200. Планомерная работа по получению спортивного разряда или его повышению.
  201. Стремление попасть в сборную команду по виду спорта.
  202. Выступление на спортивных соревнованиях.
  203. Уровень физической подготовки. Познавательная активность:
  204. Сбор педагогической копилки.
  205. Теоретический самостоятельный анализ изучаемого материала, выполнение домашних заданий.
  206. Внимание на занятиях и выполнение рекомендаций и требований преподавателя.
  207. Владение и эффективное использование технологий умственного труда.
  208. Своевременная тщательная подготовка к занятиям.
  209. Поиск приемлемых для себя приемов и способов учебного труда дающих желаемый результат.
  210. Инструкция. Проранжируйте нижеперечисленные виды подготовки учителя физической культуры (1 наиболее значимая для Вас и т. д.).- физическая-- техническая-- методическая-- теоретическая.
  211. Программа спецкурса Индивидуальный стиль деятельности учителя Пояснительная записка
  212. Сущность и исторический опыт развития индивидуального стиля деятельности. 2 2
  213. Механизм становления стиля деятельности. 2 2
  214. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. 8 2 6
  215. Индивидуальный стиль педагогической деятельности теоретические аспекты. 4 4
  216. Индивидуальный стиль деятельности учителя физической культуры. 10 2 8
  217. Индивидуальный стиль как способ индивидуализации в труде учителя. 10 4 6
  218. Индивидуальный стиль как основа построения индивидуальных педагогических систем. 6 2 4
  219. Определяющие факторы становления индивидуального стиля учителя. 6 2 4
  220. Опытно-экспериментальная работа построения индивидуального стиля будущего учителя физической культуры. 20 2 181. Итого 68 22 461. Краткое содержание тем
  221. Сущность и исторический опыт развития индивидуального стиля деятельности.
  222. Механизм становления стиля деятельности.
  223. Адаптация, компенсация, коррекция основные механизмы становления индивидуального стиля деятельности. Систематизация стилей.
  224. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы.
  225. Индивидуальный стиль педагогической деятельности теоретические аспекты и классификации.
  226. Формы и методы изучения индивидуальных особенностей деятельности педагога. Стили педагогического общения, педагогического руководства. Стили предметной деятельности.
  227. Индивидуальный стиль деятельности учителя физической культуры.
  228. Индивидуальный стиль как способ индивидуализации в труде учителя.
  229. Определяющие Факторы становления индивидуального стиля учителя.
  230. Индивидуальный стиль как основа построения индивидуальных педагогических систем.
  231. Понятие «индивидуальные педагогические системы». Опыт педагогов-новаторов. Новации и инновации. Организация поисковой деятельности учителя.
  232. Опытно-экспериментальная работа построения индивидуального стиля будущего учителя физической культуры.
  233. Наш спецкурс предполагает не только использование интерактивных методов для достижения поставленных целей, но и овладение данными методами студентами. Для этого мы предлагаем методические рекомендации по их использованию.1. Работа в малых группах.
  234. Успех работы в малых группах зависит от трех факторов:
  235. Четкой инструкции к знаниям студентов.
  236. Достаточного количества времени.
  237. Удачной презентации результатов работы всей группы.1. Задачи:
  238. Привлечь всех студентов к дискуссии и решении поставленной проблемы.
  239. Развивать навыки лидера и работы в команде.
  240. В некоторых случаях целесообразно попросить студентов записать свои идеи, прежде чем они поделятся ими в группе. Это поможет студентам сформулировать свои собственные мысли, прежде чем они выслушают мысли других.
  241. В соответствии с поставленной Вами задачей и ожидаемыми результатами, определите размер и состав группы.
  242. Если Вы хотите дать возможность каждому из студентов высказать свое мнение по тому или иному вопросу, пусть они работают в группах из трех -пяти человек.
  243. В разнородных группах некоторые студенты будут брать на себя роль лидера, другим же будет интересно общаться со сверстниками и поделиться с ними своими навыками и опытом.
  244. Оценка полученных знаний Насколько хорошо студенты работали в группе и справились ли они споставленной задачей?
  245. Какие умения продемонстрировали студенты?
  246. Какие навыки работы в группе студенты должны вырабатывать?
  247. Что Вы изменили в дальнейшей работе?
  248. Как работа в малых группах способствовала пониманию студентами основных принципов?2. Ролевые игры
  249. Организационный момент Объяснить ситуацию, чтобы студенты понимали, что подразумевает каждая роль.
  250. Дайте установки или контекст-место, время, обстоятельство и другую дополнительную информацию, чтобы помочь студентам перевоплотиться в данной ситуации.
  251. Задайте вопросы, чтобы помочь студентам определить каждую роль. Что хочет этот человек? Почему? Какой результат надеется достичь этот человек?
  252. Определите, сколько времени займет подготовка к ролевой игре, сама игра и дискуссия.
  253. Руководство работой группы Чтобы ролевая игра прошла успешно, пройдите следующие 4 этапа: 1. Подготовка.
  254. Заключительный этап работы.
  255. Если студенты разыгрывают незаконченный рассказ и хотят знать, что все-таки случилось, удовлетворите их любопытство и прочтите настоящее окончание истории.
  256. Оценка полученных знаний С целью определения студентами поднятых в рассказе вопросов и рассмотрения дилеммы, а также умения ставить себя на место других, проведите дискуссию и после ролевой игры.
  257. Перед демонстрацией видеоматериала ознакомьте студентов с его общей темой и поставьте перед ними вопрос, ответ на который они должны дать после просмотра фильма.
  258. Руководство работой группы
  259. После того как студенты просмотрят видеофильм, и перед тем, как перейти к обсуждению, попросите их записать собственные мысли. В процессе обсуждения тех или иных моментов можно прибегать к методу «стоп-кадра"(см. «Ролевые игры»).
  260. При ведении дискуссии концентрируйте внимание студентов на следующих моментах: — Что влияет в конкретной ситуации на принятие решения?- Какие еще можно принять альтернативные действия?- Дайте обоснование принятому решению и т. д.
  261. Это может стимулировать студентов приводить примеры из собственного педагогического опыта.1. Оценка полученных знаний
  262. Способствуют ли примеры, приведенные в видеоматериалах, более глубокому пониманию проблемы?4.0тсутствие легких вопросов
  263. Трудные вопросы, на которые нет немедленных очевидных ответов, должны быть признаны таковыми.
  264. Дайте студентам возможность исследовать такие вопросы путем постановки дальнейших вопросов или нахождения следствий из этих вопросов.
  265. Предложите студентам индивидуально или в маленьких группах дать ответы на эти вопросы.
  266. Установите границы затрат времени и усилий для таких вопросов.
  267. Определите вопросы, которые Вы планируете задать позже по ходу программы.1. Разрешение трудностей
  268. Если укрепились два противоположных взгляда, Вы можете обратить внимание на то, что даже специалисты в данной области порой расходятся во мнениях по данным вопросам, и можете организовать более формальные дебаты.
  269. Если Вы не можете разрешить вопрос, проконсультируйтесь у местных экспертов.
  270. Студенты могут изучить ответы других преподавателей и студентов.
  271. Термин «дилемма» часто используется свободно. Дилеммы нельзя избежать, принимая решения не делать выбора, потому что ничего не делать это тоже выбор.
  272. Определите трудности дилеммы. Помогите студентам выявить основные черты дилеммы:
  273. Ситуация, которая требует проведения выбора между альтернативными действиями (включая бездействие).
  274. Все варианты имеют преимущества и недостатки.
  275. Показать, что выбор «правильного решения» труден и даже «извлечение лучшего из плохой ситуации» может оказаться невозможным.
  276. Каждый вариант весьма вероятно влечет за собой проблемы.
  277. Всегда существует неуверенность, к каким результатам приведет сделанный выбор.
  278. Выбрать для использования дилемму, которая послужит удовлетворению вашей цели. Дилеммные ситуации могут быть найдены во всех материалах.1. Руководство группой
  279. Проводя обсуждения дилемм, придерживайтесь следующих четырех этапов:
  280. Поставьте вопросы для исследования предложенных действий.
  281. Каким может быть результат предложенного вами действия?
  282. Могли ли быть другие результаты? (Если нужно исследуйте цепочку действий и результат каждого).
  283. В чем заключается неизвестность и непредсказуемостьситуации?
  284. Вовлечены ли в ситуацию другие люди? Как на них повлияют ваши действия? Как они отнесутся к вашим действиям? Как их взгляды отразятся на результате этих действий?
  285. Проанализируйте сложность дилеммы.
  286. Попросите студентов сравнить и выбрать среди предложенных действий одно, применяя следующие вопросы к каждому из действий:
  287. Насколько эффективно выбранное вами действие подходит для достижения желаемого результата?
  288. Насколько вероятно, что действие, выбранное вами, приведет к еще более худшим проблемам в долгосрочной перспективе?
  289. Какая цель вашего действия? Почему вы выбрали эту цель?
  290. Выбранное вами действие игнорирует или устраняет другуюважную цель?
  291. Подведите итоги, подтверждая сложность высказанных соображений.
  292. Идентифицируйте цепи последствий
  293. Попросите студентов определить возможные последствия действий или событий.
  294. Помогите студентам увидеть, что действия могут иметь последствия, которые ведут к другим последствиям. Это называется цепной реакцией.
  295. Некоторые последствия будут преднамеренны. Некоторые могут быть непреднамеренны.
  296. Проследите цепочку последствий.
  297. Пусть студенты проследят, каким образом одно единственное событие может привести в движение много последствий, некоторые из которых имеют дальнейшие последствия. Это производит сложные цепи.
  298. Разрешение трудностей Студенты могут торопиться делать выводы. Если это происходит, верните их назад для анализа действия и последствия. Иногда сложность может быть всеобъемлющей. Поймите разочарование студентов.1. Оценка обучения
Заполнить форму текущей работой