Становление индивидуального стиля деятельности учителя в системе непрерывного физкультурного образования
Диссертация
И. С. Якиманская, а также зарубежные психологи А. Адлер, Р. Роджерс и др. Названные авторы рассматривают ученика как носителя не только культурного образца, но и индивидуального опыта со своими планами, эмоционально — ценностными отношениями. Взаимодействия между учителем и учеником носят субъектно — субъектные отношения. Система «учитель — ученик» рассматривается как постоянно развивающаяся… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Становление индивидуального стиля деятельности в системе непрерывного физкультурного образования как педагогическая проблема
- 1. 1. Сущность и исторический опыт развития проблемы индивидуального стиля деятельности
- 1. 2. Индивидуальная стилистика профессиональной физической активности как стилеобразующий фактор
- 1. 3. Характеристика системы непрерывного физкультурного образования и ее возможности для организации процесса становления индивидуального стиля деятельности учителя
- Глава 2. Реализация комплекса организационно — педагогических условий в процессе становления индивидуального стиля деятельности в системе непрерывного физкультурного образо- 70−122 вания
- 2. 1. Комплекс организационно-педагогических условий, обес-^ печивающих эффективность процесса становления индивидуального стиля деятельности в системе непрерывного физкуль- 70−85 турного образования
- 2. 2. Организация процесса становления индивидуального стиля деятельности будущего учителя в системе непрерывного 85−97 физкультурного образования
- 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по становлению индивидуального стиля деятельности учителя в системе ^ непрерывного физкультурного образования
Список литературы
- Абдулина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системевысшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. 141 с.
- Абульханова Славская К. А. О путях построения типологии личности
- Психологический журнал 1983. № 1. С. 14−29.
- Адлер А. Понять природу человека /Пер. Е. А. Цыпина. СПБ., • Академический проект. 1997. 256 с.
- Алькова С.Ю. Реализация дифференцированного подхода в физическомвоспитании на основе субъектного опыта студента. /Теория и практика физической культуры 2003. № 4 С. 10−12.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.:
- Издательский Дом Шалва Амонашвили. 1995. 496с. ^ 6. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1. М.:1. Педагогика. 1980. 232с.
- Андриенко Е. В. Феномен профессиональной зрелости учителя//
- Педагогика. 2002, № 6 С. 66 70.
- П.Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогическихисследований: (Дидактический аспект). М.: Педагогика, 1982. 192 с.
- Байбородова JI.B., Копотюк И. Г., Курилова JI.M. Проектированиедеятельности педагогических колледжей: Методическое пособие/ Под. Ред. М. И. Рожкова. Казань: ИСПОРАО. 2002. 149с.
- Бальсевич В.К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека.
- Киев: Здоров’я. 1987. 223с.
- Бальсевич В.К. Основные положения концепции интенсивногоинновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодёжи России// Теория и практика физической культуры. 2002. № 3. С. 2−7.
- Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург:
- Деловая книга", 1996. 344с.
- Белухин Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики (Курслекций). Часть 1. М.: Изд. «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЕК». 1996. 207с.
- Бердяев H.A. Смысл творчества. (Философия творчества, культуры иискусства).М.: Искусство. Лига. 1994. Т.1. 356с.
- Бернштейн H.A. Очерки по физиологии движений и физиологииактивности. М.: Медицина. 1996. 250с.
- Бершадский М. Интеллект или креативность? //Народное образование.2002. № 7. С.69−72.
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогического творчества. М.: Педагогика.1989. 192с.
- Блудов Ю М., Плахтиенко В. А. Личность в спорте: Очерки исследованияпсихологии спорта. М.: Сов. Россия. 1987. 160с.
- Бобырев Н.Д., Мерлинкин В. П. Особенности организаторских умений уучителей физической культуры с разными типологическими свойствами нервной системы. Тез. докл. Всесоюз. науч. конф. Ульяновск. 1976. С. 108−110.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблематворчества. Изд-во Ростовского университета. 1983. 176с.
- Бодалёв A.A. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика.1983. 272с.
- Бодалёв A.A. Психология о личности. М.: Изд-во Моск. Ун-та. 1988.188с.
- Болотов В.А., Исаев Е. И., Слободчиков В. И., Шайденко H.A.
- Проектирование профессионального педагогического образования// Педагогика. 1997. № 4. С.66−72.
- Бондарчук Т.В., Потапов В. Н. Стиль саморегуляции произвольнойактивности лыжника-гонщика в спорте высших достижений //Теория и практика физической культуры. 2002. № 1. С.30−32.
- Бурухин С.Ф. Профессиональная подготовка учителей физическойкультуры средствами гимнастики: Монография. Ярославль: Изд-во ЯГПУ. 2002. 340с.
- Бутин И.М., Бутина И. А., Никитина Т. А. Оценка двигательной активностишкольников разного возраста по результатам исследования двигательных реакций. /Межвуз. сб. науч. тр. Ярославль. ЯГПИ. 1985. С. 10−13.
- Быков Ю. Теоретические и методические аспекты формированияпрофессионала-педагога в период обучения в физкультурном вузе//Теория и практика физической культуры. 1994. № 12. С.67−69.
- Виленский М.Я. Студент как субъект физической культуры //Теория ипрактика физической культуры. 1999. № 10. С. 2−5.
- Волохова Е.Д. Вариативный подход к профессиональномусамоопределению подростков: Автореф. дис. канд.пед. наук. Ярославль. 1994.
- Вонилов А.И. Применение алгоритма в процессе формированияпрофессионально-педагогических знаний, умений и навыков/ Тез. докл. Всесоюз. науч. конф. Ульяновск. 1976. С.88−90.
- Вульфов Б.З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. М.: «Магистр» .1995. 112с.
- Вучева В.В., Мещерякова О. Н. Использование дистанционнойтехнологии с целью активизации познавательной деятельности студентов в системе профессионального физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. 2002. № 9. С.46−49.
- Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. М.: ФиС, 1978. 134с.
- Вяткина З.Н. Индивидуальный стиль деятельности в педагогическоммастерстве учителя. Пермь: Изд-во Пермского педагогического института. 1979. 72с.
- Горбачёв Е.Г. Формирование социальной активности ипрофессиональных умений у студентов факультета физической культуры в условиях педагогической практики. Автореф. Дис. канд. пед.наук. М. 1991.
- Горбунов Ю.Я. Исследование волевой активности в структуреиндивидуальности спортсмена //Теория и практика физической культуры. 2002. № 7. С.37−38.
- Горелова Г. Г. Культура и личностный стиль педагогическойдеятельности //Педагогика. 2002. № 6. С.61−66.
- Гребенюк О.С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности.
- Калининград: Калининградский ун-т. 2000. 572с.
- Гребенюк Т.Б. Формирование индивидуальности будущего педагога впроцессе профессиональной подготовки: Дис. докт. пед. наук. Ярославль. 2002.43 .Григорьева Т. Г., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения.
- Новосибирск. Изд-во Новосибирского университета. 1999. 207с.
- Гуревич С.М. Индивидуально-психологические особенностишкольников. М.: Знание. 1988. 80с.
- Данилова B.JI. Как стать собой. Психотехника индивидуальностипособие для самообразования). М.: Интерпракс. 1994.. 46. Деркач A.A., Исаев A.A. Педагогическое мастерство тренера. М.: ФиС. г1981. 189с.
- Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущегоучителя. М.: Просвещение. 1989. 189с.
- Железняк Ю.Д. В новых условиях новый учитель // Физическаякультура в школе. 1989. № 2. С.33−36. щ 49. Железняк Ю. Д. Концепция непрерывного физкультурного образования.
- Минвузовский сборник научных трудов).М.1991.С.З-16.
- Железняк Ю.Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельностив физической культуре и спорте. М.: Академия. 2001. 264с.
- Зайцев В. Мониторинг как способ управления качеством обучения
- Изд-во «Феникс». 1997.448с.
- Ильин Е.П. Об адекватности понимания связей свойств нервной системыс эффективностью деятельности и поведения спортсменов// Теория и практика физической культуры. 1985. № 6. С.52−54.
- Ильин Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты //Вопросыпсихологии. 1988. № 6. С.85−92.
- Исаев Е.И., Косарецкий С. Г., Слободчиков В. И. Становление и развитиепрофессионального сознания будущего педагога //Вопросы психологии. 2002. № 3. С.57−66.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение.1987. 190с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.:1. Педагогика. 1990. 144с.
- Кардялис К.К. О связи индивидуально-психологических свойствучащихся с их отношением к физической активности //Теория и практика физической культуры. 1988. № 9 С.27−28.
- Каспржак А. Педагогическое образование или непрерывное мастерство//
- Народное образование. 1993. № 2. С.43−48.
- Кирсанов A.A. Индивидуализация учебной деятельности какпедагогическая проблема.Казань: Изд.-во Казанского университета. 1982. 224с.
- Ютарин М. В. Личностная ориентация в непрерывном образовании
- Педагогика. 1996. № 2. С. 14−21.
- Классному руководителю // Под ред. М. И. Рожкова. М.: ВЛАДОС, 1999.280с.
- Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М.:1. Педагогика, 1987. 173 с.
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости оттипологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казанского университета. 1969. 278с.
- Клюева Н.В. Психологическое обеспечение педагогической деятельноститехнологии работы психолога с педагогами). Ярославль: департамент образования Администрации Ярославской области, 1998. 92 с.
- Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразованияпедагога. М.: Изд-во АО ЦИТП. 1994. 344с.
- Конопкин O.A., Прыгин Г. С. Связь учебной успеваемости студентов синдивидуально-типологическими особенностями их саморегулирования //Вопросы психологии. 1984. № 3 С.42−52.
- Корх А.Я. Тренер: деятельность и личность. М.: Тера-Спорт, 2000. 120с.
- Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогическойпрактики. М.: Знание. 1977. 64с.
- Краткий психологический словарь //Сост. A.A. Карпенко- под общ. ред.
- A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат. 1985.431с.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. 255с.
- Крылова Н., Александрова Е. Как обеспечить индивидуальноеобразование// Народное образование. 2002. № 9. С.73−82.
- Кудинов С.И. Гностические умения в деятельности учителя физическоговоспитания // Тез. докл. науч. конф. Ульяновск, 1976. С.12−14.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Изд-во
- Ленинградского университета. 1967.184с.
- Кузнецов А.Н. Педагогические условия формирования индивидуальногостиля социального поведения подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль. 1997.
- Кузнецова В.А. Теория и практика многоуровневого университетскогопедагогического образования: Монография. Ярославль. 1995.267с.
- Леви В. Искусство быть собой. Индивидуальная психология. М.:1. Педагогика. 1981. 186с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат. 1975.304с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ. 1981. С.79−93.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика.1981.186с.
- Лесгафт П.Ф. Избранные труды / Состав. И. Н. Решетень. М.: ФиС. 1987.359.
- Лукьяненко В.П. Исследование проблемы соотношения двигательного иинтеллектуального компонентов содержания общего образования в области физической культуры //Теория и практика физической культуры. 2002. № 9. С.40−45.
- Лурье Л.И. Исследовательский университет и модернизация образованияв России //Педагогика. 2002. № 8. С. 66−72.
- Лях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания вобщеобразовательной школе //Теория и практика физической культуры. 1992. № 9 С. 10−14.
- Лях В.И., Кофман Л. Б. Физическое воспитание и спорт в школах СНГ.
- Сборник работ международного семинара). М. 1993. С.11−23.
- Лях В. И. Проблемы определения цели и содержания физическоговоспитания учащихся общеобразовательной школы //Сборник работ международного семинара. 1993. С.3−10.
- Макаренко A.C. Методика воспитательной работы //Избр. педагог.произвед. В 2-х т. Т.2. М., 1998.
- Малофеев Э.В., Руденко A.B., Степанович В. А. Стиль деятельности (егоструктура и некоторые особенности формирования). Тез. докл. Всесоюз. науч. конф. Ульяновск. 1976. С. 105−107.
- Маркова А. К. Актуальные проблемы психологии труда учителя
- Советская педагогика. 1986. № 6 С.58−64.
- Маркова А.К., Никонова А. Я. Психологические особенностииндивидуального стиля деятельности учителя //Вопросыпсихологии. 1986. № 5 С.40−46.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международныйгуманитарный фонд «Знание». 1996. 308с.
- Махмутов М.М. Организация проблемного обучения в школе. М.:1. Просвещение. 1977. 240с.
- Медведев В.П. Непрерывность и интеграция профессиональногообразования //Среднее профессиональное образование. 2001. № 1 С.31−35.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986. 256с.
- Митина J1.M., Кузьменкова О. В. Психологические особенностивнутриличностных противоречий учителя // Вопросы психологии. 1998. № 3 С.3−16.
- Митина JI.M. Психология профессионального развития учителя. М.:1. Флинта. 1998. 200с.
- Найн А. Я. Прогностическая парадигма гуманизации непрерывного 0, многоуровневого высшего физкультурного образования
- Теория и практика физической культуры. 1995. № 10. С.46−47.
- И З. Наумова А. Е. Индивидуализация профессионально-педагогическойподготовки студентов педагогических вузов на завершающем этапе обучения в (условиях многоуровневой системы образования): Дис. канд. пед. наук. Ярославль. 2000.
- Новые педагогические и информационные технологии в системеобразования // Под ред. Е.С.Полат/. М.: Академия. 1999. 224с.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение. 1991.287с.
- Педагогическая диагностика в школе /А.И.Кочетов, Я. Л. Коломинский,
- И.КПрокопьев и др. Под.ред. А. И. Кочетова. Минск. Народная асвета. 1987. 223с.
- Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование /Под ред.
- Ю.Д. Железняка. М.: Академия. 2002. 384с.
- Педагогическая психология //Под ред. Н. В. Клюевой. М.: Изд-во # ВЛАДОС-ПРЕСС. 2003.400с.
- Петрова Н.И. Индивидуальный стиль деятельности учителя. Казань, 1. КГПИ, 1982. 38с.
- Петровский В.А. К психологии активности личности //Вопросы психологии. 1975. № 3. С.36−38.
- Петровский В.А. Психология неадекватной активности. М.: ТОО1. Горбуною>, 1992. 224с.
- Петунин О.В. Формирование профессионального мастерства учителяфизкультуры. М.: Просвещение. 1980. 112с.
- Петунии O.B. К построению модели профессиональной деятельности Ф учителя физической культуры //Межвузовский сборникнаучных трудов. М.: 1991. С. 18−25.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.:1. Высш. шк. 1984. 174с.
- Поварёнков Ю.П. Психология становления профессионала. Ярославль1. ЯГПУ. 2000. 98с. щ 126. Подготовка учителя математики: Инновационные подходы / Под ред.
- В.Д.Шадрикова. М.: Гардарики. 2002. С. 114−181.
- Пономарёв Я.А. Психология творчества. М.: Наука. 1976. 303с.
- Программа развития системы непрерывного педагогическогообразования России на 2001−2010 годы //Преподаватель.2001 .№ 3 С.3−12.
- Программа развития Угличского педагогического колледжа на 20 012 005. Углич, 2001. 63с.4
- Психологические основы педагогической практики студентов //Под ред.
- A.C. Чернышова. М.: Педагогическое общество России, 2002. 144с.
- Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество: Проблемаиндивидуализации и её соц.-философ. смысл. М.: ^ Политиздат, 1984. 141с.
- Решетников П.Е. Обучение профессиональной деятельности студентовпедколледжа//Педагогика. 1997. № 4 С.78−82.
- Решетников П.Е. Нетрадиционные технологии подготовки учителей. М.:1. ВЛАДОС. 2000.306с.
- Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования: М.:1. ВЛАДОС. 1998. 496с.
- Рожков М.И. Теоретико-методологические основы педагогики:
- Конспекты лекций. Ярославль: ЯГПУ, 2000. 90 с.
- Рожков М.И., Иванова Н. Л., Чернявская А. П., Бекетова Н.Е.
- Индивидуальный стиль деятельности учителя: диагностика и формирование. Методические рекомендации. Ярославль: ЯГПУ. 1995. 72с.
- Роберт И.В. Подготовка преподавателей и студентов среднихпрофессиональных образовательных учреждений к использованию информационных и коммуникативных технологий в профессиональной деятельности. М.: НМЦ СПО, 1998. С. 3−16.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т.2. М.:1. Педагогика. 1989. 322с.
- Самостоятельная работа студентов факультета физической культуры подисциплинам предметной подготовки // Под ред. И. М. Туревского. М.: Академия. 2003.320с.
- Самохвалова А.Г. Формирование коммуникативного компонентаиндивидуального стиля педагогической деятельности будущего учителя: Дис. канд. пед. наук. Кострома. 1997.
- Сапожникова Т.Н. Формирование культуры умственного труда какфактор профессиональной педагогической подготовки лицеистов: Автореф. дис.канд. пед. наук. Ярославль. 2001.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народноеобразование. 1998. 256с.
- Сендер A.C. Научно-педагогические основы формированияпрофессиональной направленности студентов педвуза. Минск. «Элайда», 1998. 399с.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практикапроектирования педагогических систем. М.: «Лотос». 1999.272с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика. 1984.1. С. 73−95.
- Скульский Р.П. Учиться быть учителем. М.: Педагогика. 1986. 144с.
- Сластёнин В.А., Виленский М. Я. Реформа школы и готовность учителя кпрофессиональной деятельности: вопросы методологии и теории /АГеория и практика физической культуры. 1985. № 6. С. 43−45.
- Сластёнин В.А., Подымова JI.C. Педагогика инновационнойдеятельности. М.: Магистр. 1997. С. 151−170.
- Словарь основных психолого-педагогических понятий / Сост. Н. П.
- Ансимова, JI. В. Байбородова, М.И. Рожков, В. Б. Успенский и др. Ярославль. 1998. 46с.
- Смирнова Т.М. Развитие творческой активности студентов колледжа впроцессе педагогической практики: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль. 2000.
- Соловьёва Н.И. Индивидуально-ориентированный подход в подготовкебудущего учителя физической культуры в процессе занятий волейболом. (Тезисы докладов научно-практической конференции). Ярославль, 1997. С.59−60.
- Соловьёва Н.И. Становление индивидуального стиля учителя физическойкультуры в условиях непрерывного образования //Проблемы профессиональной подготовки учителя физической культуры (сборник докладов). Рязань, 2000. С.18−19.
- Соловьёва Н.И. Индивидуальная стилистика активности какстилеобразующий фактор // Материалы конференции
- Чтения Ушинского" факультета физической культуры
- ЯГПУ. Ярославль, 2002 С. 9−10.
- Соловьёв С.Я. С целью непрерывного физкультурного образования
- Физическая культура в школе. 1996. № 5. С.6−8.
- Соловьёв С.Я. Непрерывное физкультурное образование в региональныхусловиях // Материалы конференции «Человек, здоровье, физическая культура в изменяющемся мире». Коломна, 2000. С.97−99.
- Соловьёв С.Я. Внедрение и разработка непрерывного физкультурногообразования в региональных условиях. Ярославль: ЯГПУ, 2003.32с.
- Сорока-Росинский В. Н. Школа Достоевского. М.: Знание. 1978. 48с.
- Спичак С. Индивидуальный стиль деятельности учителя //Народное 4 образование. 1993. № 2 С.48−52.
- Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. Кострома. КГТТУим. H.A. Некрасова. 1995.29 с.
- Теория и практика педагогического эксперимента //Под ред. А.И.
- Пискунова, Г. В. Воробьёва. М.: Педагогика, 1979.208с.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН1. РСФСР, 1961. С. 5- 27.
- Толочёк В. А. Исследования индивидуального стиля деятельности
- Вопросы психологии 1991. № 3. С. 53−61.
- Толочёк В.А. Стили профессиональной деятельности в условиях Ф взаимодействия субъектов //Психологический журнал.2002. № 3 С.96−103.
- Трефилов В.А. Формирование физической готовности выпускников вузак профессиональной деятельности //Теория и практика физической культуры. 2002. № 7 С.47−50.
- Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, щ 1990. 192 с.
- Успенский В.Б. Введение в учительскую профессию. Ярославль. ЯГПУ1995. 64с.
- Учитель и школа: (Социологические аспекты педагогического труда)/
- Под ред. М. С. Комарова и В. И. Рыбаковой. Ярославль. «ДИА-пресс». 1999. 84с.
- Ушинский К.Д. Проблемы педагогики. М.: Изд-во УРАО. 2002. 592 с.
- Физическая культура студента//Под ред. В. И. Ильинича. М.: Гардарики2003. 448с.
- Фомин H.A., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательнойактивности. М.: ФиС, 1991. 224с.
- Формы и методы активизации познавательной деятельности студентовпедагогического вуза при изучении дисциплин педагогического цикла //Автор-сост. C.JI. Паладьев. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1999. 34с.
- Чесноков A.B. Формирование профессиональных качеств педагога по Ф физической культуре //Теория и практика физическойкультуры. 2001. № 10. С. 18−21.
- Чичикин В. Т. Проблема содержания физкультурного образования
- Теория и практика физической культуры. 1994. № 12. С.25−27.
- Шелихова Н.И. Индивидуальный стиль педагогической деятельности иусловия его формирования у студентов педколледжа с ' позиции личностно-ориентиро ванного подхода кобучению: Дис. канд. пед. наук. М. 1996.
- Шиянов E.H., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. М.: Академия, 1999. 288с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. М.:
- Просвещение. 1986. 144с. Л 183. Юрчук В. В. Современный словарь по психологии. Минск: «Элайда», 2000. 704с.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. 144с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современнойшколе. М.: Сентябрь, 1996. 96с.
- Яковлева Н. О. Проектирование как педагогический феномен
- Педагогика 2002. № 6. С.8−14.
- Янсон Ю.А. Педагогическая практика в школе по физическомувоспитанию. Ленинград: Изд-во Министерства просвещения РСФСР 1962,176с.
- Методичш рекомендацп щодо впроваджения навчального курсу
- Методолопя дослщження та вивчения М1жнародного гумаштарного права"/ Укладачк B.C. Колмаченко, С. М. Мартиненко, Л. Г. Шинкаренко. Кшв: КМ1УВ iM. щ Б. Гринченка, 2002. 42 с.
- Нацюнальна доктрина розвитку освгги Украши у XXI cmjiirri. Кшв.1. Шкшьний свт>. 2001. 24 с.
- Програми для загальноосвших навчальних заклад1 В // Ф1зична культура.1.11 класи. Кшв «Перун». 1988. 63 с.
- Robert Kegan. The evolving self. Problem and Process in Human
- Development. Harvard University Press. Cambridge, Massachusetts, and London, England. 27 c.
- Диагностика проявления двигательной и познавательной активности студентов в процессе методико-практическойподготовки
- Занятия в группе спортивного совершенствования.
- Самостоятельные занятия с целью поддержания физических кондиций.
- Самостоятельные занятия с целью ликвидации задолженностей или повышения уровня подготовленности.
- Планомерная работа по получению спортивного разряда или его повышению.
- Стремление попасть в сборную команду по виду спорта.
- Выступление на спортивных соревнованиях.
- Уровень физической подготовки. Познавательная активность:
- Сбор педагогической копилки.
- Теоретический самостоятельный анализ изучаемого материала, выполнение домашних заданий.
- Внимание на занятиях и выполнение рекомендаций и требований преподавателя.
- Владение и эффективное использование технологий умственного труда.
- Своевременная тщательная подготовка к занятиям.
- Поиск приемлемых для себя приемов и способов учебного труда дающих желаемый результат.
- Инструкция. Проранжируйте нижеперечисленные виды подготовки учителя физической культуры (1 наиболее значимая для Вас и т. д.).- физическая-- техническая-- методическая-- теоретическая.
- Программа спецкурса Индивидуальный стиль деятельности учителя Пояснительная записка
- Сущность и исторический опыт развития индивидуального стиля деятельности. 2 2
- Механизм становления стиля деятельности. 2 2
- Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. 8 2 6
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности теоретические аспекты. 4 4
- Индивидуальный стиль деятельности учителя физической культуры. 10 2 8
- Индивидуальный стиль как способ индивидуализации в труде учителя. 10 4 6
- Индивидуальный стиль как основа построения индивидуальных педагогических систем. 6 2 4
- Определяющие факторы становления индивидуального стиля учителя. 6 2 4
- Опытно-экспериментальная работа построения индивидуального стиля будущего учителя физической культуры. 20 2 181. Итого 68 22 461. Краткое содержание тем
- Сущность и исторический опыт развития индивидуального стиля деятельности.
- Механизм становления стиля деятельности.
- Адаптация, компенсация, коррекция основные механизмы становления индивидуального стиля деятельности. Систематизация стилей.
- Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы.
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности теоретические аспекты и классификации.
- Формы и методы изучения индивидуальных особенностей деятельности педагога. Стили педагогического общения, педагогического руководства. Стили предметной деятельности.
- Индивидуальный стиль деятельности учителя физической культуры.
- Индивидуальный стиль как способ индивидуализации в труде учителя.
- Определяющие Факторы становления индивидуального стиля учителя.
- Индивидуальный стиль как основа построения индивидуальных педагогических систем.
- Понятие «индивидуальные педагогические системы». Опыт педагогов-новаторов. Новации и инновации. Организация поисковой деятельности учителя.
- Опытно-экспериментальная работа построения индивидуального стиля будущего учителя физической культуры.
- Наш спецкурс предполагает не только использование интерактивных методов для достижения поставленных целей, но и овладение данными методами студентами. Для этого мы предлагаем методические рекомендации по их использованию.1. Работа в малых группах.
- Успех работы в малых группах зависит от трех факторов:
- Четкой инструкции к знаниям студентов.
- Достаточного количества времени.
- Удачной презентации результатов работы всей группы.1. Задачи:
- Привлечь всех студентов к дискуссии и решении поставленной проблемы.
- Развивать навыки лидера и работы в команде.
- В некоторых случаях целесообразно попросить студентов записать свои идеи, прежде чем они поделятся ими в группе. Это поможет студентам сформулировать свои собственные мысли, прежде чем они выслушают мысли других.
- В соответствии с поставленной Вами задачей и ожидаемыми результатами, определите размер и состав группы.
- Если Вы хотите дать возможность каждому из студентов высказать свое мнение по тому или иному вопросу, пусть они работают в группах из трех -пяти человек.
- В разнородных группах некоторые студенты будут брать на себя роль лидера, другим же будет интересно общаться со сверстниками и поделиться с ними своими навыками и опытом.
- Оценка полученных знаний Насколько хорошо студенты работали в группе и справились ли они споставленной задачей?
- Какие умения продемонстрировали студенты?
- Какие навыки работы в группе студенты должны вырабатывать?
- Что Вы изменили в дальнейшей работе?
- Как работа в малых группах способствовала пониманию студентами основных принципов?2. Ролевые игры
- Организационный момент Объяснить ситуацию, чтобы студенты понимали, что подразумевает каждая роль.
- Дайте установки или контекст-место, время, обстоятельство и другую дополнительную информацию, чтобы помочь студентам перевоплотиться в данной ситуации.
- Задайте вопросы, чтобы помочь студентам определить каждую роль. Что хочет этот человек? Почему? Какой результат надеется достичь этот человек?
- Определите, сколько времени займет подготовка к ролевой игре, сама игра и дискуссия.
- Руководство работой группы Чтобы ролевая игра прошла успешно, пройдите следующие 4 этапа: 1. Подготовка.
- Заключительный этап работы.
- Если студенты разыгрывают незаконченный рассказ и хотят знать, что все-таки случилось, удовлетворите их любопытство и прочтите настоящее окончание истории.
- Оценка полученных знаний С целью определения студентами поднятых в рассказе вопросов и рассмотрения дилеммы, а также умения ставить себя на место других, проведите дискуссию и после ролевой игры.
- Перед демонстрацией видеоматериала ознакомьте студентов с его общей темой и поставьте перед ними вопрос, ответ на который они должны дать после просмотра фильма.
- Руководство работой группы
- После того как студенты просмотрят видеофильм, и перед тем, как перейти к обсуждению, попросите их записать собственные мысли. В процессе обсуждения тех или иных моментов можно прибегать к методу «стоп-кадра"(см. «Ролевые игры»).
- При ведении дискуссии концентрируйте внимание студентов на следующих моментах: — Что влияет в конкретной ситуации на принятие решения?- Какие еще можно принять альтернативные действия?- Дайте обоснование принятому решению и т. д.
- Это может стимулировать студентов приводить примеры из собственного педагогического опыта.1. Оценка полученных знаний
- Способствуют ли примеры, приведенные в видеоматериалах, более глубокому пониманию проблемы?4.0тсутствие легких вопросов
- Трудные вопросы, на которые нет немедленных очевидных ответов, должны быть признаны таковыми.
- Дайте студентам возможность исследовать такие вопросы путем постановки дальнейших вопросов или нахождения следствий из этих вопросов.
- Предложите студентам индивидуально или в маленьких группах дать ответы на эти вопросы.
- Установите границы затрат времени и усилий для таких вопросов.
- Определите вопросы, которые Вы планируете задать позже по ходу программы.1. Разрешение трудностей
- Если укрепились два противоположных взгляда, Вы можете обратить внимание на то, что даже специалисты в данной области порой расходятся во мнениях по данным вопросам, и можете организовать более формальные дебаты.
- Если Вы не можете разрешить вопрос, проконсультируйтесь у местных экспертов.
- Студенты могут изучить ответы других преподавателей и студентов.
- Термин «дилемма» часто используется свободно. Дилеммы нельзя избежать, принимая решения не делать выбора, потому что ничего не делать это тоже выбор.
- Определите трудности дилеммы. Помогите студентам выявить основные черты дилеммы:
- Ситуация, которая требует проведения выбора между альтернативными действиями (включая бездействие).
- Все варианты имеют преимущества и недостатки.
- Показать, что выбор «правильного решения» труден и даже «извлечение лучшего из плохой ситуации» может оказаться невозможным.
- Каждый вариант весьма вероятно влечет за собой проблемы.
- Всегда существует неуверенность, к каким результатам приведет сделанный выбор.
- Выбрать для использования дилемму, которая послужит удовлетворению вашей цели. Дилеммные ситуации могут быть найдены во всех материалах.1. Руководство группой
- Проводя обсуждения дилемм, придерживайтесь следующих четырех этапов:
- Поставьте вопросы для исследования предложенных действий.
- Каким может быть результат предложенного вами действия?
- Могли ли быть другие результаты? (Если нужно исследуйте цепочку действий и результат каждого).
- В чем заключается неизвестность и непредсказуемостьситуации?
- Вовлечены ли в ситуацию другие люди? Как на них повлияют ваши действия? Как они отнесутся к вашим действиям? Как их взгляды отразятся на результате этих действий?
- Проанализируйте сложность дилеммы.
- Попросите студентов сравнить и выбрать среди предложенных действий одно, применяя следующие вопросы к каждому из действий:
- Насколько эффективно выбранное вами действие подходит для достижения желаемого результата?
- Насколько вероятно, что действие, выбранное вами, приведет к еще более худшим проблемам в долгосрочной перспективе?
- Какая цель вашего действия? Почему вы выбрали эту цель?
- Выбранное вами действие игнорирует или устраняет другуюважную цель?
- Подведите итоги, подтверждая сложность высказанных соображений.
- Идентифицируйте цепи последствий
- Попросите студентов определить возможные последствия действий или событий.
- Помогите студентам увидеть, что действия могут иметь последствия, которые ведут к другим последствиям. Это называется цепной реакцией.
- Некоторые последствия будут преднамеренны. Некоторые могут быть непреднамеренны.
- Проследите цепочку последствий.
- Пусть студенты проследят, каким образом одно единственное событие может привести в движение много последствий, некоторые из которых имеют дальнейшие последствия. Это производит сложные цепи.
- Разрешение трудностей Студенты могут торопиться делать выводы. Если это происходит, верните их назад для анализа действия и последствия. Иногда сложность может быть всеобъемлющей. Поймите разочарование студентов.1. Оценка обучения