Изучив теоретические основы специфики профессиональной деятельности социального педагога в общеобразовательном учреждении мы пришли к следующим выводам, что в современных условиях социальный педагог востребован в различных социальных структурах: в школе и семье, в приюте и в детском доме, в различных реабилитационных центрах и т. д. В каждом из этих учреждений свои особенности работы социального педагога, но везде к его личности предъявляют единые требования. Ум и образованность, эрудиция, знание среды, гражданственность и гуманизм, профессиональная честность и неприятие дискриминации личности, чувство собственного достоинства являются условиями успеха в работе социального педагога.
Социальный педагог — сотрудник определенной социальной службы, учебного заведения, отсюда его ответственность как государственного служащего и обязательное знание своих обязанностей.
Социальный педагог — это новый тип педагога. У него новое отношение к ребенку, новые отношения и ребенка к педагогу. Педагог признает ребенка как самостоятельную личность, способную иметь собственное мнение, анализирует процесс его формирования как социальный процесс, процесс развития его задатков и способностей. Социальный педагог решает все проблемы воспитанника, не совершая действия, которые во вред подопечному.
Главное требование к социальному педагогу — это любовь к детям, к педагогической работе, знания и эрудиция, педагогическая интуиция и интеллект, общая культура и нравственность, профессиональное владение методами воспитания детей, а также умение общаться, артистичность, веселый нрав и хороший вкус.
Можно выделить следующие направления деятельности по совершенствованию профессионализма социальных педагогов:
- 1. Подготовка в высших учебных заведениях высококвалифицированных специалистов, обладающих как теоретической и технологической готовностью к социально-педагогической деятельности, так и высоким уровнем личностной культуры, которую характеризуют следующие показатели:
- — осознанный выбор профессии;
внутренняя предрасположенность к социально-педагогической деятельности; - высокий уровень коммуникативной культуры и профессиональной компетентности.
2. Постоянное повышение уровня профессионализма и квалификации, совершенствование социально-педагогической деятельности.
Характеристикой высокого уровня профессионализма социального педагога могут быть: профессиональный статус (должностное положение субъекта в системе межличностных отношений) и следующие умения:
- — аналитические (анализ совместной деятельности по устранению проблемы);
- — прогностические (выделение цели деятельности, ее задач, отбор способов осуществления, предвидение результата);
- — проективные (определение программы деятельности, исходя из системного понимания ситуации);
- — рефлексивные (самоанализ собственной деятельности);
- —коммуникативные (владение культурой межличностного общения)[3].
В результате исследования профессиональной компетентности выяснилось, что у студентов средний уровень компетентности.
Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи решены, условия, выдвинутые в гипотезе подтверждены.