Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Ключевые концепты «добро» и «зло» в романе «Тавро Кассандры» Ч. Айтматова

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Чтобы изучить языковую концептосферу писателя, нужно выбрать ключевые концепты, ментальные формулы, идиомы, метафоры, сравнения и т. д. Концептосфера Ч. Айтматова представлена следующими концептами: «Дети», «Любовь», «Нравственность», «Душа», «Зло», «Добро», «Слово», «Человек», «Жизнь», «Мысли», «Власть». «Совесть», «Природа», «Языковой космос», «Музыка», «Культура», «Художник», «Религия… Читать ещё >

Ключевые концепты «добро» и «зло» в романе «Тавро Кассандры» Ч. Айтматова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ключевыми концептами культуры В. А. Маслова [2001;51] называет обусловленные ею ядерные (базовые) единицы картины мира, обладающие экзистенциональной значимостью, как для отдельной языковой личности, так и для лингвокультурного сообщества в целом. Ключевые концепты культуры занимают важное положение в коллективном языковом сознании, возникшие как отклики на предшествующий языковой опыт человека в целом. [Исина, 2007:147].

В этой статье я хотела подробно остановиться на ключевых концептах «добро и «зло» в романе «Тавро Кассандры» Ч. Айтматова. В своей книге доктор филологических наук, проф. КТУ «Манас» Дербишева Замира Касымбековна «Языковое мастерство личности, народа, эпохи отражается в текстах писателя как наиболее яркого выразителя национальной индивидуальности, оригинального интерпретатора фактов культуры, формирующего представление о языковой концептосфере писателя — творца» .

Д.О. Лихачев писал «Термин „концептосфера“ вводится мною по типу терминов В. И. Вернадского: ноосфера, биосфера и пр. Понятие концептосфера особенно важно тем, что оно помогает понять, почему язык является не просто способом общения, но и неким концентратом культуры — культуры нации и его воплощение в разных слоях населения вплоть до отдельной личности» [Лихачев, 1993, 5,9].

Значительная часть концептосферы народа обычно имеет языковую объективацию и представлена в семантическом пространстве языка. Следовательно, в исследовании семантического пространства языка мы получаем достоверные знания о той части концептосферы, которая в нем представлена.

Концептосфера — «совокупность концептов, из которых, как из мозаичного полотна, складывается миропонимание носителя языка». Богатство языка определяется не только богатством словарного запаса и грамматическими возможностями, но и богатством концептуального мира, концептосферой, в котором формируется национальная языковая личность. [Маслова, 2004, 17].

Чтобы изучить языковую концептосферу писателя, нужно выбрать ключевые концепты, ментальные формулы, идиомы, метафоры, сравнения и т. д. Концептосфера Ч. Айтматова представлена следующими концептами: «Дети», «Любовь», «Нравственность», «Душа», «Зло», «Добро», «Слово», «Человек», «Жизнь», «Мысли», «Власть». «Совесть», «Природа», «Языковой космос», «Музыка», «Культура», «Художник», «Религия», «Судьба», «Война», «Истина», «Память», «Современный мир». Каждая из этих категорий представлена россыпью драгоценных мыслей писателя. [Дербишева З.К.:4].

Особое место в концептосфере Ч. Айтматова занимает концепт «Зло». В его наблюдениях людское зло является воинствующим, немало его произведений имеет трагический конец, когда, пройдя через борьбу «добра» со «злом», главные герои терпят поражение. Это особенно ярко проявилось в его романах «Плаха», «Когда падают горы», «И дольше века длиться день», «Тавро Кассандры», «Белый пароход». Ч. Айтматов в одном из интервью говорил: «Добро несовместим со злом, да «положительные» герои терпят поражение в схватке с «отрицательными», но вместе с тем погибель главных героев заставляют нас ценить и понимать смысл права быть свободными людьми, ведь ради этого герои отдали жизнь. Тем они прекрасны и величественны для живых. Герои гибнут не от безысходности, а с непримиримостью с таким положением «дел» .

Роман «Тавро Кассандры» выбивает читателя из привычной колеи мышления, озадачивает и даже ставит в тупик. Это литература глобальных перемен и системного мышления того времен, которая показывает, какие страшные всходы зла могут дать зерна жестокости, преступлений, деспотизма, бесчеловечности, посеянные сегодня.

В романе автор затрагивает глобальные проблемы, пытается разрешить древнюю дилемму «быть или не быть» .

В романе «Тавро Кассандры» слово «добро» -1,1,1,1,1,1,2,.

доброе слово Благо-1, 1,1,1,1.

Благодать 1.

благими намерениями 2, благими пожеланиями 1.

Зло-1,1,1,1,4,1,1,3,1,1,1,1,1,1,1,2,2,2,3.

Злоба 1,1.

Злобного хохота Злые языки, Злой умысел, злостный добродетелей 2,1,1.

благоденствия Зловещего прошлого, зловещие симптомы, зловещего учения, зловещего комплекса, Злорадная ухмылка, Злорадные выкрики, сколько злорадства Злодея 1.

Злодеяния 3,1,1,1,1,1.

Злоупотреблял 1,1.

Злополучный знак Кассандры 1.

Злосчастный плакат 1, злосчастного Салмана Рассвирепел, Яростно 1, 1,1,1,1,1,2,2,1.

Яростный полет, яростной волчьей злобе, яростная реакция Ярилась 1.

Разъяренной бранью 1.

Гневу 1.

Разъяренной толпы Свирепо 1,1.

Беды, 1.

худо 1, худа без добра 1.

хорошо, что плохо.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой