Издержки обращения
Издержки обращения торговых предприятий представляют собой выраженные в денежной форме затраты общественного труда, связанные с процессом продвижения и продажи товаров от мест производства до потребителя. По своей экономической сущности издержки обращения подразделяются на две части:
- а) связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения и поэтому увеличивающие стоимость товара. К. ним относятся расходы по перевозке, хранению, подработке и упаковке товаров;
- б) связанные с превращением товарной формы в денежную. К ним относятся зарплата работников прилавка, расход на рекламу, административно-управленческие расхода проценты за кредит, потери и убыль товаров и др.
Данные издержки не увеличивают стоимость товаров и целиком покрываются за счет торговых скидок с цены, предоставляемых торговым предприятиям поставщиком товара. Издержки обращения планируются и учитываются в отчетности в двух показателях:
- а) в абсолютной сумме всех издержек обращения в денежном выражении;
- б) в виде уровня издержек обращения в процентах к товарообороту.
Важнейшим показателем хозяйственной деятельности торговых предприятий является уровень издержек обращения. На основе этого показателя оценивается степень выполнения торговым предприятием плана по издержкам обращения. Снижение уровня издержек обращения приводит к росту валового дохода (прибыли) предприятиям, а следовательно, и эффективности его деятельности. Издержки обращения планируются и учитываются в разрезе отдельных слагаемых элементов.
Расходы на перевозку товаров.
Расходы на оплату труда.
Расходы на аренду и содержание помещений.
Амортизация.
Отчисления в ремонтный фонд.
Расходы на хранение, подработку и упаковку товаров.
Расходы на торговую рекламу.
Проценты за кредит.
Отчисления на социальное страхование.
Потери товаров при перевозке, хранении и реализации в пределах установленных норм.
Прочие расходы.
Основными факторами, снижающими уровень издержек обращения являются:
рост объема розничного товарооборота, повышение производительности труда работников торговли, сокращение времени товарного обращения, рациональное использование основных и оборотных средств;
повышение качества товаров и соответствие их ассортимента спросу населения, сокращение потерь и убыли товаров при транспортировке и хранении.