маркетинг распределение инфраструктура эффективный Маркетинг является комплексной, системной деятельностью в отличие от сбыта. В чем же заключается суть этого принципа современного маркетинга?
Сбыт связывает производителя и потребителя. В процессе сбыта продавец реализует товар, который уже произведен. Соответственно в этом случае продавец не может оказать влияния на качественные и экономические характеристики товара. Его задача в основном сводится к тому, чтобы максимально эффективно использовать складывающуюся конъюнктуру рынка (рис. 1.3).
Таким образом, сбытовая деятельность:
- · начинается после того, как товар произведен;
- · заканчивается тогда, когда товар приобретен покупателем;
- · является однонаправленным процессом.
В противовес сбыту маркетинг — комплекс функций и подфункций, затрагивающий все сферы деятельности предприятия по вертикали и горизонтали и превращающий фирму в единую систему (рис. 1.4).
Таким образом, комплексный маркетинг:
- · начинается до процесса производства; его первой функцией является аналитическая;
- · затрагивает производство товаров, которое основано на инновационном процессе, ориентированном на потребителя;
- · носит адресный характер, что превращает сбыт в относительно пассивный процесс;
- · анализирует свои сильные и слабые стороны для комплексного исследования. Поэтому маркетинг — циклическая, замкнутая деятельность.
Следовательно, комплексность означает, что осуществление нескольких или одной из функций маркетинга не может обеспечить такого высокого результата, который дает маркетинг как система.
Итак, на практике у фирм есть две альтернативы: функционирование в системе маркетинга, ориентируясь на потребителя, или в системе сбыта, т. е. вне маркетинга, ориентируясь на производителя. Естественно, в условиях острой конкурентной борьбы целесообразен выбор первой альтернативы — системного маркетингового подхода к решению проблем предприятия.