Сравнение выраженности свойств трех и более групп социальных объектов, находящихся под влиянием различных градаций фактора
Схема исследования 5. Перейдем к анализу исследовательской схемы, включающей сравнение выраженности свойств у групп социальных объектов, находящихся под влиянием одновременно двух и более различных факторов. Часто требуется проверить взаимное влияние сразу двух и более факторов на изменение изучаемого свойства социальных объектов. В этом случае перед исследователем стоит задача не проверки… Читать ещё >
Сравнение выраженности свойств трех и более групп социальных объектов, находящихся под влиянием различных градаций фактора (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Схема исследования 4. Рассмотрим исследовательскую схему, включающую сравнение выраженности свойств трех и более групп социальных объектов, находящихся под влиянием различных градаций фактора. Данную схему отличает от предыдущей то, что в ней сравниваются не две, а три и более независимых групп социальных объектов, находящихся под влиянием различных градаций фактора (рис. 17.5).
Рис. 17.5. Сравнение свойств трех и более независимых групп социальных объектов, находящихся под влиянием различных градаций фактора Ф1.
Примеры задач
Задача 1.
Сравнить дисциплинарную активность (S1) учащихся параллели 7-х классов (7А, 7Б, 7В). Дисциплинарная активность — зависимая переменная; параллель 7-х классов — независимая переменная. Выбор статистического критерия:
- — тип задачи: сравнение выборок (по выраженности дисциплинарной активности в различных классах);
- — количество сравниваемых выборок: три (7А, 7Б, 7 В классы — больше двух);
- — вид выборок: несвязанные (независимые), так как сравниваются выборки с испытуемыми, которые попарно уникально не связаны между собой;
- — вид критерия:
- • параметрический (если количество данных в каждой выборке более 60, данные представлены в шкале интервалов, данные имеют нормальное распределение)
? применяется однофакторный дисперсионный анализ ANOVA;
• непараметрический (если количество данных в любой из выборок менее 60, или данные представлены в порядковой шкале, или данные имеют ненормальное распределение, или данные не удовлетворяют условиям применения параметрического дисперсионного анализа).
? применяется критерий Крускала — Уоллеса.
Задача 2.
Выяснить, значимо ли меняется отношение к классному руководителю (S1) у учащихся начальной, средней и старшей школы (O1,2,3,4,5). Сравнить данные срезов для 1, 5, 7, 9 и 11 классов (Ф11,2,3,4,5)• Отношение к классному руководителю у учащихся школы — зависимая переменная, изучаемые классы — независимая переменная.
Выбор статистического критерия: в данной задаче критерий выбирается аналогично задаче 1, только вместо 3 сравнивается 5 выборок по параметру отношения учащихся к классному руководителю школы.
Применение статистических критериев[1].
- 1. Однофакторный дисперсионный анализ ANOVA (если данные удовлетворяют условиям использования параметрического критерия и дисперсионного анализа).
- 2. Критерий Крускала — Уоллеса (если данные не удовлетворяют условиям использования параметрического критерия и дисперсионного анализа).
Сравнение выраженности свойств у групп социальных объектов, находящихся под влиянием одновременно двух и более различных факторов.
Схема исследования 5. Перейдем к анализу исследовательской схемы, включающей сравнение выраженности свойств у групп социальных объектов, находящихся под влиянием одновременно двух и более различных факторов. Часто требуется проверить взаимное влияние сразу двух и более факторов на изменение изучаемого свойства социальных объектов. В этом случае перед исследователем стоит задача не проверки влияния поочередно каждого фактора на изучаемое свойство, а проверки того, как изменение одного фактора будет влиять на влияние другого фактора на изучаемое свойство социального объекта (рис. 17.6).
Рис. 17.6. Сравнение выраженности свойства у групп социальных объектов, находящихся под влиянием одновременно двух и более факторов.
Примеры задач
Задача 1.
Проверить взаимное влияние интрагруппового социометрического статуса (Ф1) и пола (Ф2) учащихся (О) на их самооценку (S1). Ф1 и Ф2 — независимые переменные; S1 — зависимая переменная. Выбор статистического критерия:
- — тип задачи: сравнение выборок (по выраженности самооценки в зависимости от изменений интрагруппового социометрического статуса и пола испытуемых);
- — количество независимых переменных: две (больше одной);
- — переменные: зависимая — должна быть представлена в интервальной шкале, независимые — в номинативной шкале;
- — вид критерия:
- • параметрический (если количество данных в каждой выборке более 60, данные представлены в шкале интервалов, данные имеют нормальное распределение)
? применяется многофакторный дисперсионный анализ MANOVA (multivariate analysis of variance).
Задача 2.
Проверить взаимное влияние пола (Ф1) и уровня самооценки (Ф2) учащихся средних классов (О) на их склонность к общению через Интернет (S1). Ф1 и Ф2 — независимые переменные; S1 — зависимая переменная.
Выбор статистического критерия: для данной задачи статистический критерий выбирается аналогично задаче 1.
Применяемые статистические критерии[2].
Многофакторный дисперсионный анализ MANOVA (если данные удовлетворяют условиям использования параметрического критерия и дисперсионного анализа).