Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Психологические инициации как средство повышения эффективности межличностного общения и рефлексии у подростков во временных объединениях: На материале работы психолога в летних лагерях отдыха

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социальное продвижение подростка осуществляется через формирование потребности реализоваться в исходном для него социальном пространстве через систему прав и свобод, существуя не только в качестве социальной единицы, но и в качестве уникальной личности, включенной в общечеловеческую и этническую культуру. Чтобы добиться в этом успеха, особым образом организуются условия работы с подростками для… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Психологические особенности подросткового возраста
    • 1. 1. Основные подходы к изучению подростков в зарубежной психологии
    • 1. 2. Основные подходы к изучению подросткового возраста в отечественной психологии
  • Глава II. Методы диагностики и повышения эффективности межличностного общения подростков
    • 2. 1. Описание методов диагностики особенностей межличностного общения
    • 2. 2. Инициации как метод диагностики и развития межличностного общения и саморефлексии подростков
  • Глава III. Анализ результатов инициаций
    • 3. 1. Инициации на послушание и физические трудности как средство повышения эффективности общения подростков
    • 3. 2. Инициации свободой как средство осознания зако- 114 нов социального пространства — необходимости нормативного поведения

Психологические инициации как средство повышения эффективности межличностного общения и рефлексии у подростков во временных объединениях: На материале работы психолога в летних лагерях отдыха (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одной из тревожных тенденций последнего времени стало то, что государственные учреждения утрачивают возможность активно влиять на формирование ценностных ориентаций подростков и молодежи.

Мы разделяем позицию В. С. Мухиной в том, что стратегия управления развитием личности в современных условиях должна строиться в соответствии с целями развития Российской Федерации, в которой отрок естественно представлен двояко: как социальная единица и как уникальная личность. Государственные структуры, с одной стороны, воздействуют на подростка как социальную единицу и, в то же время, государство имеет возможность обогащать свой потенциал уникальными, личностными решениями проблемных ситуаций (первоначально — в конкретной подростковой среде, затем — в политике, экономике, науке и других жизненных сферах).

Проблема социализации подростков на современном этапе актуальна, как никогда: продолжаются кардинальные перемены в стране и обществестарые ценности критикуются, а новые еще не выкристаллизовались, при этом электоральная ценность молодежи в последние годы резко возросла.

В этом контексте основополагающее значение имеют:

• создание условий для развития социально активной личности подростка;

• формирование установки на самостоятельный выбор и самоопределение в контексте социальной инициативы в подростковых объединениях и общественных движениях;

• развитие чувства личности;

• персоногенез в контексте общественного самосознания, реализация условий развития и внутренней позиции самого подростка, развитие и формирование чувства личности и самосознания личности через ценностное отношение к своему имени, телу, к социальным ожиданиям и нормативам, к половой идентичности, к индивидуальному психологическому времени жизни, к истории своего народа и человечествак социальному пространству обязанностей и прав. Все обозначенные позиции разделяются нами и являются определяющими при разработке практических ориентиров в работе с подростками и в интерпретации полученных материалов.

Социальнопсихологические исследования последних лет, очерчивающие все основные уровни и диапазоны личностных ориентации подростков, выявляют необходимость формирования у них готовности к выполнению общественных обязанностей и использованию своих гражданских прав. Только обладающий развитым самосознанием человек, имеющий высокую способность к саморефлексии, усвоивший законы социального пространства, осознающий необходимость нормативного поведения, проявляет гражданское чувство долга и ответственности. Особо важна проблема эффективности межличностного общения в контексте осознания и осуществления своих прав и обязанностей. Важно создавать условия социализации подростков, формируя осознанную позицию гражданина Отечества.

Нами рассмотрено содержание трудов о подростках специалистов зарубежной науки: П. Блоса, У. Бронфенбреннера, Х. Вернера, Э. Геккеля, Ч. Дарвина, А. Джерсилда, Дж. Колмана, О. Кро, Р. Лазаруса, К. Левина, Ф. Мерца, Дж. Мида, Ж. Пиаже, Г. Рейнхарда, Г. Томе, Ф. Фребеля, З. Фрейда, А. Фрейд, С. Холла, П. Хофштеттера, Э. Эриксона, Дж. Элдера и других.

Принципиальное значение при анализе психологических концепций подросткового возраста имеют труды отечественных философов, психологов и педагогов. Нами обсуждены идеи и исследования А. С. Арсеньева, Л. С. Выготского, Р. М. Грановской, В. В. Давыдова, А. И. Донцова, Э. В. Ильенкова, Я. Л. Коломинского, Й. С. Кона, М. Ю. Кондратьева, Е. А. Левановой, Н. С. Лейтеса, А. Е. Личко,.

A.С.Макаренко, А. В. Мудрика, В. С. Мухиной, А. В. Петровского, К. К. Платонова,.

B.С.Собкина, Л. И. Уманского, Д. И. Фельдштейна, Д. Б. Эльконина и многих других.

Учтены нормативные документы, регламентирующие социальную ответственность, права и обязанности подростков, такие, как Права РебенкаПрава ЧеловекаКонституция РФ, Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, Постановления Правительства РФ.

Вместе с тем, следует отметить недостаточность практики, которая удовлетворяла бы новым требованиям современной ситуации в обществе и где бы разрабатывались возможности использования психологии в социализации и личностном развитии подростков. Недостаточная разработанность проблемы повышения эффективности межличностного общения подростков со сверстниками и рефлексии на себя определили выбор темы диссертационного исследования.

Объект исследования — подростки в различных сферах деятельности в условиях временных летних объединений.

Предмет исследования — повышение эффективности межличностного общения и рефлексии на себя у подростков, проходящих психологические инициации в условиях временных детских объединений.

Цель исследования — разработать условия повышения эффективности межличностного общения и рефлексии на себя у подростков посредством психологических инициаций во временных объединениях.

Задачи исследования:

•определить необходимое содержание подготовки подростков к психологическим инициациям в условиях временных объединений;

• проанализировать результаты проведения психологических инициаций подростков в условиях временных объединений в рамках программы «Будущие лидеры России» .

Гипотеза исследования состоит в представлении о том, что психологические инициации послушанием, физическими трудностями и свободой как ситуации испытания должны содействовать повышению эффективности межличностного общения и рефлексии на себя у подростков во временных объединениях. Психологическим обоснованием гипотезы могут служить наблюдения подростков в их повседневной жизнедеятельности и специальные психологические исследования: подростки в своем большинстве тяготеют ко всякого рода испытаниям, поэтому психологически верно для них желание пройти через специально построенные инициации.

Исходной методологической основой исследования является концепция воспитания и развития личности В. С. Мухиной, в которой учитываются следующие психологические основания:

• подростковая и юношеская сензитивность к социальным феноменам: психологические и социальные тенденции взросления в разных сферах жизнедеятельности;

• готовность к изменениям, потребность в телесных и духовных достижениях, как характеристике подросткового и юношеского возраста;

• потребность в признании, характерная для подростка;

Социальное продвижение подростка осуществляется через формирование потребности реализоваться в исходном для него социальном пространстве через систему прав и свобод, существуя не только в качестве социальной единицы, но и в качестве уникальной личности, включенной в общечеловеческую и этническую культуру. Чтобы добиться в этом успеха, особым образом организуются условия работы с подростками для повышения у них социальной компетентности и формирование гражданской позицииформирования ценностного отношения к себе, другим и человечествусоздания нового типа развивающей среды, способствующей личностному ростуразвития социальных навыков поведения и установок на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций.

Сущность воспитания подростков в условиях переходного периода требует л еще большего развития рефлексивных способностей на себя и других, что повышает сензитивность к социальным процессам и учит воспринимать их как субъективно важные, личностно значимые. Одновременно необходимо формировать у подростков ответственное отношение за себя, за свои поступки, за свой жизненный путь, за принятие гражданской позиции.

Центральное место в методическом аспекте исследования занимала опытно-экспериментальная работа по повышению эффективности межличностного общения и рефлексии на себя у подростков посредством проведения психологических ини-циаций.

В опытно-экспериментальной работе применялись: тренажеры для физической и психологической подготовки к инициациям, косвенное и включенное наблюдение, устные опросы при проведении основных и подготовительных мероприятий программы «Будущие лидеры России», анкетирование подростков, письменные опросы, беседы, интервью, рефлексивные самоотчеты. * Исследование осуществлялось на базе Всероссийского детского центра.

Орленок" в период с 1994 по 1998 годы:

1994 год — девиз «Во славу Отечества», дружина «Солнечная» ;

1995 год — девиз «Мы — Россияне», дружина «Дозорная» ;

1996 год — девиз «Гражданин Отечества», дружина «Дозорная» ;

1997 год — девиз «В ответе за Отечество», дружина «Солнечная» ;

1998 год — девиз «Гражданин Отечества» — дружина «Звездная» .

Всего исследованием было охвачено за указанный период 410 подростков, прошедших комплекс инициации.

Научная новизна исследования состоит в том, что на основе концепции развития и воспитания (В.С.Мухиной), которая позволяет «продвигать» подростка в социальном пространстве и способствует развитию социальной одаренности, отработаны и апробированы методы инициации подростков, связанные с ориентацией на социальную зрелость. Показано, что психологические инициации в условиях временных детских объединений выступают средством повышения эффективности межличностного общения и рефлексии на себя у подростков, способствуют их успешной социализации и включают в систему прав и обязанностей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны и экспериментально проверены теоретические и методические рекомендации по использованию психологических инициаций в процессе работы по социализации и развитию личности подростков в условиях временных объединений. Разработаны и использованы оригинальные методы подготовки к проведению психологических инициаций. Методы повышения эффективности межличностного общения и саморефлексии через психологические инициации подростков нашли применение в практике работы психологов во временных объединениях, не только во Всероссийском детском центре «Орленок», но и в ряде других детских лагерей и центров.

Достоверность результатов исследования обеспечена опорой на научную теорию развития личности, а также применением комплекса взаимодополняющих методов, адекватных предмету, цели, задачам исследования, значительному контингенту обследованных подростков, проверкой выводов и рекомендаций исследования в ходе реализации программы «Будущие лидеры России» во Всероссийском детском центре «Орленок» .

Апробация основных положений и выводов исследования проводилась на заседаниях научной группы В. С. Мухиной, реализующей программу «Будущие лидеры России» — на заседаниях лаборатории феноменологии и развития личности Института развития личности РАО, на заседаниях кафедры психологии МПГУ, а также на научных конференциях.

Под руководством В. С. Мухиной, разработана и апробирована действенная система повышения эффективности межличностного общения и рефлексии у подростков путем проведения психологических инициации, включающая инициации послушанием, физическими трудностями, свободой, страхом и одиночеством. Отдельное место занимает программа социальной инициации «Будущие лидеры России». В работе участвовала группа психологов и педагогов — учеников и сотрудников В. С. Мухиной: В. М. Поставнев, Г. В. Ермоленко, Е. В. Рыбина, О. Ю. Дембицкая, А. Ю. Денисов, Е. В. Ковалев, Л. М. Проценко и многие другие. (Эмпирический материал исследования является общим достоянием научной группы).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Во временных подростковых объединениях психологические инициации выступают важнейшим средством, обеспечивающим создание условий для развития социально активной личности.

2. Условия инициаций обеспечивают развитие потребности в рефлексии, социальной сензитивности и навыков адекватной оценки своих личностных качеств.

3. Развитие рефлексии на себя и других, необходимое в условиях инициаций, повышает чувство личности подростка и, одновременно, повышает эффективность межличностного общения.

Результаты исследования дали основание для внедрения комплекса психологических инициаций во Всероссийском детском центре «Орленок» в рамках программы «Будущие лидеры России», что способствует развитию личностных потенциалов, повышению эффективности межличностного общения и рефлексии в подростковом возрасте через систему специально организованных условий, способствующих развитию сензитивности к духовным ценностям и социальным процессамформированию гражданской и патриотической позиции, электоральной активности, основанных на конституционных правах ребенка и человекасамоорганизации и самоопределения подростков в многообразии реалий человеческого бытияестественному вхождению в социальную структуру общества и систему открытых гражданских отношенийформированию этнического и планетарного самосознания.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях:

1.Сидоришин Ф. А. Особенности идентификации подростка с собственным именем на материале орлятских визиток // Роль и место «Орленка» в развитии личности современного подростка (материалы конференции). — Б.М., 1995. — Ч. 1. — С. 81 -83.

2.Сидоришин Ф. А. Основные проблемы межличностного общения подростков в условиях временных летних объединений // Роль и место «Орленка» в развитии личности современного подростка (материалы конференции). — Б.М., 1995. — Ч. 2. — С. 77 — 78.

3.Сидоришин Ф. А. Проблемы межличностного общения подростков во временных внешкольных объединениях // Воспитание и развитие личности (материалы Международной научно-практической конференции). — М., 1997. — С. 115−116.

4.Мухина В. С., Ермоленко Г. В., Сидоришин Ф. А. Презентация: Программе «Будущие лидеры России» — шесть лет // Развитие личности. — 1998. — № 2. — С. 4 — 16.

5.Сидоришин Ф. А. Инициации // Газета для детей и подростков Всероссийского детского центра «Орленок». — 1998. — 22 окт. (спец.вып.) — С. 3.

6.Сидоришин Ф. А. Психологическое эссе: От малой вещи — знака принадлежности к подростковой субкультуре — к пониманию ценности предметного мира // Развитие личности. — 1998. — № 3 — 4. — С. 12 — 17.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И ВЫВОДЫ.

В диссертации осуществлено исследование повышения эффективности межличностного общения, усвоения законов социального пространства и необходимости нормативного поведения, развития рефлексии подростков посредством проведения психологических инициаций в специально организованной среде в условиях временных детских объединений в контексте концепции онтогенеза структуры самосознания личности В. С. Мухиной.

Проведенное исследование подтверждает положение о том, что психологические инициации выступают в современных условиях важным средством повышения эффективности межличностного общения и рефлексии у подростков во временных детских объединениях.

Анализ полученных результатов наблюдения и экспериментальных данных, представленных в диссертации, позволяет сформулировать следующие выводы:

1. В процессе социализации подростков во временных объединениях психологические инициации послушанием, физическими трудностями и свободой выступают важнейшим средством, обеспечивающим создание условий для развития социально активной личности. Вследствие этого развивается общая сензитивность к социальным явлениям, а также формируются установки на самостоятельный выбор и самоопределение в контексте социальной инициативы в подростковых объединениях и общественных движениях.

2. Проведение в рамках специально созданных условий развивающей среды во временных объединениях психологических инициаций послушанием, физическими трудностями и свободой обеспечивает развитие у подростков, прошедших инициации, потребности в рефлексии и навыков адекватной оценки своих личностных качеств, интереса к сверстникам, стремления их понять и установить с ними равноправные и дружеские отношения, стремления уметь сопереживать другому, оценивать его поступки и чувства. Перечисленные достижения в социальном развитии ложатся основой формирования социальных способностей.

3. Развитие рефлексии на себя и других, необходимое в условиях инициаций, повышает чувство личности подростка («Я это сделал!» «Я это смогу!») и, одновременно, повышает эффективность межличностного общения. Так, инициации физическими трудностями обращают подростка к самому себе, когда он контролирует свои личные достижения и соотносит их с достижениями сверстников. Так, инициации послушанием открывают подростку понимание необходимости движения в социальном пространстве посредством прав и обязанностей, существующих в обществе: малейшее нарушение правил, принятых во временных объединениях, сразу же вызывает реакцию общественного мнения.

4. Инициация свободой, выражаемая в рефлексивном проектировании модели поведения, дает возможность диагностировать ценностные и эмоциональные ориентации подростка на человечество, близких (референтных) людей и самого себя. Показано, что девочкам-подросткам более чем мальчикам свойственна эмоциональная и социальная зрелость, проявляющаяся в том, что девочки лояльнее к другим и менее склонны отрицать необходимость социальной нормативности.

5. Соотнесение результатов самоотчетов подростков по поводу инициаций и наблюдение их реального межличностного общения во временных объединениях показало, что практические социальные навыки коррелируются и формируются заново, мало затрагивая сферу идеального. В воображаемом плане (инициация свободой) подросток застревает на инфантильных эмоциях и ценностях, в то время как на практике он реально осваивает более высокие социальные ценности и нормативность. * *.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М., 1980.
  2. А. Роль бессознательного в неврозе. М., 1913.
  3. А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов-наДону, 1998.
  4. В. А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1965.
  5. М.А. Положение подростка-правонарушителя в коллективе класса. Тезисы доклада Ш Всесоюзного съезда общества психологов СССР. М., 1967, Т. П.
  6. .Г. К постановке развития детского самосознания // Известия АПН РСФСР. 1948. — Вып. 18.
  7. .Г. Комплексное изучение человека как очередная задача современной науки // Вестник Ленинградского университета. 1962. — № 23.
  8. .Г. Человек как предмет воспитания // Советская педагогика. -1965. -№ 1.
  9. .Г. Некоторые вопросы изучения человека // Ученые записки Ленинградского университета. 1966. — Вып.1.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Проблемы формирования характера. Л., 1949.
  11. . Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
  12. . Г. О проблемах современного человекознания. -М., 1977.
  13. A.C. Подросток глазами философа. Философский очерк. Алма-ты, 1996.
  14. В.А. Психологические особенности личности лидера-старшеклассника //Актуальные проблемы развития личности: теория и практика: Тез. третьей научно-практической конференции молодых ученых 8−9 июня 1995 г,-М., 1995.
  15. В. А. Психологический портрет лидера-старшеклассника //Подростки XX века: проблемы и поиски их решения: Тез. докл. Международной научно-практической конференции, — М., 1995.
  16. П.Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Подросток в век гуманности и культуры //Подростки XX века: проблемы и поиски их решения: Тез. докл. Международной научно-практической конференции. М., 1995.
  17. Ч. Молодежь в современном обществе // Американская социология. М., 1972.
  18. П. П. Избранные психологические исследования. -М., 1961.
  19. Т.И., Самкова В. А., Лаптева И. С. Экология и культура: методика воспитания подростков. М., 1995.
  20. А. А. Личность и общение. М., 1983.
  21. A.A. О воспитании некоторых нравственных качеств у школьников //Учен.зап, Ленингр. ун-т.-1955, — № 203.
  22. A.A. О формировании требовательности к себе у школьников // Учен зап. Ленингр .унт.-1956.- № 214.
  23. A.A. Восприятие человека человеком.- Л., 1965.
  24. A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности.- Л., 1970.
  25. A.A. О состоянии и задачах разработки психологии познания людьми друг друга // Психология межличностного познания. М., 1981.
  26. Л.И. Особенности самосознания у подростков // Вопросы психологии. 1956. — № 5.
  27. Л.И. Изучение личности школьника и проблемы воспитания // Психологическая наука в СССР. М., 1960. — Т. 2.
  28. Л.И. Психологическое изучение детей в школе-интернате. -М., 1960.
  29. ЗО.Божович Л. И. О некоторых проблемах и методах изучения личности школьника // Вопросы психологии личности школьников. Подред.Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. -М., 1961.
  30. Л.И. Вопросы формирования личности школьника в свете проблем воспитания // Вопросы психологии. 1963. — № 6.
  31. Л.И. Изучение качеств личности и аффективной сферы ребенка // Тезисы доклада на 2 съезде общества психологов. М., 1963.
  32. Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка: Дис.. д-ра психол. наук. М., 1966.
  33. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  34. Л. Скаутинг. Женева, 1993.
  35. М.И. Влияние позиции подростка на саморегуляцию поведения // Вопросы психологии. 1972. — № 5.
  36. Т. Н. Психологические особенности отношения к общественно полезному труду подростков 50-х-80-х годов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1986.
  37. .С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте. М., 1977.
  38. .С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, — 1980. № 2.
  39. У. Два мира детства: дети в США и СССР, — М., 1976.
  40. А. В. Деятельность, действие и психическое как процесс // Вопросы психологии. 1984. — № 5.
  41. Г. А. Симпозиум по проблеме ценностей // Философ.науки.-1966.2.
  42. К. Духовное развитие ребенка. М., 1924.
  43. А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.
  44. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М., 1967.
  45. Возрастные особенности учащихся и их учет в организации учебно-воспитательного процесса / Под ред. В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Д. И. Фельд-штейна. М., 1975.
  46. Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания / Под ред. О. Г. Кукосяна. Краснодар, 1977.
  47. Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга /Под ред. О. Г. Кукосяна. Краснодар, 1979.
  48. Л.С. Педология подростка. М.-Л., 1931.
  49. Л.С. Развитие высших психических функций: Из неопубл. пр. -М., 1960.
  50. Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.- М., 1984. Т. 4.
  51. Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психологии.- 1972, — № 2.
  52. Л.С. Психология искусства. М., 1986.
  53. Л. С. Основы педологии: Стеногр. лекций. М., 1934.
  54. Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., Т. 2. 1982- Т. 3. 1983- Т. 4. 1984.
  55. П. Я. Введение в психологию. М., 1976.
  56. Р., Левинсон Д., Вайтман Д. Ступени жизни // Наука и жизнь. 1977.2.
  57. Е.И., Кроник A.A. Психологическое время личности. Киев, 1984.
  58. Т.Л. Что мы подразумеваем под «молодежной» культурой? // Диалог с молодежью. Минск, 1988. — Вып. 2.
  59. Т.Л., Полуэхтова И. А. Кто каким роком увлекается? // Диалог о рок-музыке. М, 1990.
  60. P.M. Элементы практической психологии. Л., 1988.
  61. Н. И. Личностная рефлексия как один из механизмов самосознания // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.
  62. Т.М. Рефлексивное управление школой: Теория и практика. -Москва Белгород, 1995.
  63. В. В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
  64. В. В. Личности надо «выделаться» // С чего начинается личность. -М., 1979.
  65. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования. М., 1986.
  66. В. В., Зинченко В. П. Принцип развития в психологии // Вопросы философии. 1980. — № 12.
  67. Ч. Сочинения М., 1939. — Т. 3.
  68. А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979.
  69. Т.В. К характеристике некоторых психологических особенностей советских подростков: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1951.
  70. Т.В. Об особенностях самосознания подростков // Проблемы возрастной педагогики. (Материалы научного совещания). JL, 1960.
  71. Т.В. О некоторых психологических особенностях подростков // Вопросы психологии личности школьника / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М., 1961.
  72. Т.В., Эльконин Д. Б. Некоторые психологические особенности личности подростка. // Советская педагогика. 1965. — № 6.
  73. Т.В. Общение в подростковом возрасте // Материалы XYIII Международного конгресса психологов. М., 1966.
  74. Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1972. — № 2.
  75. В. Д. Психологические особенности развития ценностных ори-ентаций детей в периоды перехода в младший школьный и подростковый возраст: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1984.
  76. К.Л. Некоторые психологические особенности подростка переходного возраста: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1966.
  77. М.Г. Процесс формирования нравственного идеала и методы его исследования // О некоторых вопросах нравственного воспитания детей и подростков. М., 1970.
  78. А.В. Формирование коллективных взаимоотношений между учащимися начальных классов в процессе деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1964.
  79. И.Ф. Психологические особенности отношений к себе и другим как носителям ценностей на разных этапах онтогенеза личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1986.
  80. М.Б., Белова В. В. Развитие личности ребенка во внешкольном объединении." Москва-Оренбург, 1944.
  81. Т. Н. Психологические особенности отношения подростков к организационно-общественной деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1980.
  82. Л.С. Проблема ценностей образования у старшеклассников московских школ //Подростки XX века: проблемы и поиски их решения: Тез. докл. Международной научно-практической конференции.- М., 1995.
  83. Я.Л. Психология детского коллектива. Минск, 1984.
  84. Коллектив и личность /Под ред. Е. В. Шороховой, К. К. Платонова и др. -М., 1975.
  85. Кон И. С. В поисках себя. М., 1984.
  86. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М., 1979.
  87. КонИ.С. Дружба. Этико-психологический очерк. М., 1980.
  88. Кон И. С. Психология ранней юности: кн. для учителя. М., 1989.
  89. М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. Москва — Воронеж, 1997.
  90. Т.Е. Роль коллектива в формировании личности ребенка // Доклады ХУШ Международного конгресса психологов. М., 1966. — Симпозиум 35.
  91. Концепция развития самодеятельности личности /В.М. Коротов, Н. В. Турчина, М. И. Мухин, Е.Н.Комарова- Под ред. В. М. Коротова. Иваново, 1995.
  92. КоффкаК. Основы психического развития. М.-Л., 1934.
  93. В.А., Лукин Н. С. Психология подростка. М., 1965.
  94. В.И. Восприятие подростком другого человека и самого себя: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1968.
  95. И.И. Оценка подростками недостатков своего поведения и вопросы самовоспитания. М., 1968.
  96. ЮО.Лазурский А. Ф. Очерки науки о характерах. Пг., 1914.
  97. Ю1.Лазурский А. Ф. Классификация личностей. Пг., 1933.
  98. Е.А. Готовясь работать с подростками. М., 1993.
  99. ЮЗ.Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.
  100. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  101. А. Н. О социальной природе психики человека // Вопросы философии. 1961. -№ 1.
  102. Юб.Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1989.
  103. Ю7.Лийметс Х. Й. Место групповой работы среди других форм обучения // Советская педагогика и школа. Тарту, 1971. — Т.5.
  104. А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков. М., 1991.
  105. Ю9.Логинова H.A. Развитие личности и ее жизненный путь //Принцип развития в психологии. М., 1978.
  106. Ю.Лозоцева В. Н. Сверстник как образец для подростка // Вопр.психологии. -1977. № 2.
  107. Ш. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.
  108. .Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
  109. Н.С. Возрастные особенности подростков. М., 1967.
  110. А. А. Очерки психического развития ребенка. М., 1959.
  111. A.C. Книга для родителей // Собр.соч.: в 7 т. М., 1957. — Т.4.
  112. А. С. Соч.: В 7 т. М., 1957. — Т. 5.
  113. Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М., 1988.
  114. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З. Н. Психологические особенности среднего школьного возраста и руководство художественным творчеством подростка // Эстетическое воспитание и экология культуры. М., 1988.
  115. Мир детства: Подросток / Под ред. А. Г. Хрипковой. М., 1988.
  116. В.Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии: Учеб.пособие. М., 1981.
  117. Дж. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе.-М., 1958.
  118. О.И. Профилактика отклонений в развитии личности подростков //Подростки XX века: проблемы и поиски их решения: Тез. докл. Международной научно-практической конференции. М., 1995.
  119. A.B. Современный старшеклассник: проблема самоопределения. -М., 1977.
  120. A.B. Социализация и «смутное время». М., 1991.
  121. A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984.
  122. A.B. Введение в социальную педагогику. М., 1997.
  123. М.И. В.А.Сухомлинский о подростке и развитии его самосознания //В.А.Сухомлинский и современность, — Киев, 1995. Вып.2.
  124. B.C. Проблемы генезиса личности: Учеб. пособие к спецкурсу. -М., 1985.
  125. B.C. Детская психология. М., 1985.
  126. B.C. Национальное самосознание и проблемы межнациональных отношений // Современный мир и психолого-педагогические проблемы детства. -Хельсинки, 1993.
  127. B.C. Программа проведения инициаций для подростков. М., 1993.
  128. B.C., Хвостов К. А. Как обрести врага. М., 1994.
  129. B.C. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. // Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск Материалы Российско-американской научно-практической конференции. М., 1995.
  130. B.C. Психологические особенности подростков в социально-политическом контексте нового времени // Роль и место «Орленка» в развитии личности современного подростка (материалы конференции). Б.М., 1995. — Ч. 1.
  131. B.C., Горяшша В. А. Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образования: Концепция и опыт
  132. ИРЛ РАО // Воспитание и развитие личности: материалы международной научно-практической конференции. М., 1997.
  133. B.C. Возрастная психология. М., 1997.
  134. B.C. Психология детства и отрочества. М., 1998.
  135. B.C., Ермоленко Г. В., Сидоришин Ф. А. Презентация: «Программе «Будущие лидеры России» шесть лет // Развитие личности/ - 1998. — № 2.
  136. В.Н. Проблема отношений в психологии индивидуальных различий//Проблемы психологии. -Л., 1948.
  137. В.Н. Некоторые вопросы психологии отношений человека // Учен. зап. / Ленингр. ун-т.- 1956.- № 314.
  138. В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопр. психологии. 1957, — № 5.
  139. В.Н. Личность и неврозы, — Л., 1960.
  140. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. М., I960, — Т.2.
  141. В.Н. Сознание как единство отражения действительности и отношения к ней // Проблемы сознания: Материалы к симпоз. по пробл. сознания. -М, 1966.
  142. Я. 3. Роль эмоций в просоциальной мотивации поведения у детей // Тезисы научных сообщений к XXI международному психологическому конгрессу. М., 1976.
  143. С.С. Формирование самосознания воспитанников в процессе стимулирования трудовой деятельности (педагогический опыт А.С.Макаренко): Учебное пособие. М., 1995.
  144. И.А. Соотношения в поведении и развитие личности подростка //Психолого-педагогическая коррекция и психотерапия деструктивного поведения и дисгармоний в развитии личности детей. Воронеж, 1993.
  145. М.С. О соотношении осознаваемых и неосознаваемых мотивов в поведении, характеризующем направленность подростков // Вопросы психологии. -1968. № 5.
  146. А.Ф. Школьникам о праве. Материалы к курсу. М., 1993.
  147. А.Ф. О гражданском образовании //Преподавание истории в школе.- 1995.-N1.151,Обуховский К. Психологическая теория строения и развития личности // Психология формирования и развития личности. М., 1981.
  148. В.Б. Психология практикам: учителям, родителям и руководителям. — Люберцы, 1996.
  149. А. В. К построению социально-психологической теории коллектива // Вопросы философии. 1973. — № 12.
  150. А. В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. — № 4.
  151. А. В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы философии. 1982. — № 3.
  152. . Психология интеллекта //Избранные психологические труды. -М., 1994.
  153. Пиаже Ж Речь и мышление ребенка. М., 1932.
  154. . Избранные психологические труды. М., 1969.
  155. Г. М. Становление развернутых взаимоотношений подростков и взрослых в общественно полезной деятельности как фактор формирования личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1979.
  156. М.П. Понимание учащимися 12−17 лет своей личности и понимание их другими людьми // Уч.зап. ЛГУ. Сер. психол науки. 1970. — Вып 2. -№ 352.
  157. В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура).- М., 1994.
  158. В.Ф. Социально-неблагоприятная семья: ее истоки, причины и характеристика //Социально-неблагополучная семья: проблемы и поиск путей решения. Материалы научно-практической конференции. Ступино, 1995.
  159. В.Ф. О психологических причинах воспроизводства подростковой преступности //Психологический журнал. М., 1995, — Т. 16. — N2.
  160. В.Ф. Психология подростковой преступности // Материалы научно-практической конференции РПО. М., 1996.
  161. K.K. Проблемы способностей. M., 1972.
  162. Подростки XX века проблемы n поиски их решения //Тез. докл. Международной научно-практической конференции /Под ред. И. А. Невского и С. Н. Невской. -М., 1995.
  163. Положение о паспорте гражданина Российской Федерации. П. 1.1. Постановление Правительства РФ от 08.07.97. № 828.
  164. Права человека в школе / Сост. А. Ф. Никитин.- М., 1993.
  165. А. М. Развитие эмоциональной стороны самосознания // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.
  166. Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1984.
  167. Проблемы психологии современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1982.
  168. Проблемы эстетического воспитания подростков: Сборник научно-методических статей / под ред. Л. В. Богомоловой. М., 1994.
  169. ПрутченкОв A.C. Деловые игры и другие имитационные формы активного обучения по курсу «Граждановедение.» М., 1993.
  170. A.C. Активные тренинговые формы занятий по курсу «Граждановедение» // Методический альманах. М., 1993.- Вьш.1.
  171. Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. М., 1979.
  172. Психология развивающейся личности. / Под ред. А. В. Петровского. М., 1987.
  173. Психологические проблемы общественно полезной деятельности подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1980.
  174. Психологическое изучение детей в школе-интернате/Под ред. Л. И. Божо-вич. М., 1960.
  175. Психология формирования и развития личности/Под ред. Л. И. Анцыфе-ровой. М, 1983.
  176. Психология современного подростка/Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1987.
  177. П.А., Стрелянова Н. И. Педагогический идеал студента педвуза // Формирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процесса в педагогическом институте. М., 1980.
  178. Рабочая книга социолога. М., 1983.
  179. В. Психология масс и фашизм. С-Пб, 1997.
  180. X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994.
  181. Г. И. Коррекция эмоциональных и коммуникативных нарушений у детей и подростков методами игротерапии //Вестник психосоциальной и кор-рекционно реабилитационной работы. — 1995, — N 3.
  182. С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
  183. С.Л. Проблемы общей психологии.- М., 1973.
  184. Т.В. Особенности осознания моральных свойств личности школьниками разного возраста // Вопросы психологии. 1956. — № 4.
  185. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 т.- М., 1981. Т. 1.
  186. Е.В. Психологический аспект родовых инноваций в структуре самосознания подростков (историко-психологический анализ) //Актуальные проблемы развития личности: теория и практика. М., 1994.
  187. E.H. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста // Вопросы психологии. 1969. — № 4.
  188. Л.С. О потребности подростков в общении и их нравственное поведение // Социогенные потребности (материалы симпозиума). Тбилиси, 1974.
  189. . И. Психологические особенности отношений подростков к спортивной деятельности как одной из форм общественно полезной деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1981.
  190. И.М. Избранные философские и психологические произведения. -M., 1947.
  191. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -Санкт-Петербург, 1996.
  192. Ф.А. Сравнение особенностей развития детей из детского дома и семьи // Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением М., 1989.
  193. Ф.А. Особенности идентификации подростка с собственным именем на материале орлятских визиток // Роль и место «Орленка» в развитии личности современного подростка (материалы конференции). Б.М., 1995. — Ч. 1.
  194. Ф.А. Основные проблемы межличностного общения подростков в условиях временных летних объединений // Роль и место «Орленка» в развитии личности современного подростка (материалы конференции). Б.М., 1995. — Ч. 2.
  195. Ф.А. Проблемы межличностного общения подростков во временных внешкольных объединениях // Воспитание и развитие личности (материалы международной научно-практической конференции). М., 1997.
  196. Ф.А. (в соавт.) Презентация: Программе «Будущие лидеры России» шесть лет // Развитие личности. — 1998. — № 2.
  197. Ф.А. Психологическое эссе: От малой вещи знака принадлежности к подростковой субкультуре — к пониманию ценности предметного мира // Развитие личности. — 1998. — № 3.
  198. Ф.А. Инициации // Газета для детей и подростков Всероссийского детского центра «Орленок». 1998. — 22 окт. (спец.вып.) — С. 3.
  199. B.C., Писарский П. С. Динамика художественных предпочтений старшеклассников. М., 1992.
  200. . B.C., Писарский. П. С. Социологический портрет учащегося ПТУ / Ин-т проф. образования, Респ. центр социологии образования.- М., 1992.
  201. B.C., Писарский П. С. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросскультурный анализ, Москва Амстердам: (По материалам социол. опроса учителей, учащихся и родителей). — М., 1994.
  202. B.C., Емельянов Г. А. Ценностные ориентации школьников Тувы : Учащиеся тувин. и рус. национальности VII, IX и XI кл.сред. шк. Тувы. // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника.- М., 1995 (1994).-, вып. 4, — С. 6498.
  203. B.C. Сравнительный анализ особенностей ценностных ориентаций русских и еврейских подростков // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. М., 1995.
  204. B.C. Ценностные ориентации старшеклассников в условиях социальной нестабильности : По материалам социол. исслед.: Психол. аспект. // Magister.- 1995, — N 2, — С. 23−35.
  205. B.C. Подросток с дефектами слуха: ценностные ориентации, жизненные планы, социальные связи. М., 1997.
  206. B.C. Старшеклассник в мире политики. М., 1997.
  207. B.C. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном воз-щ расте: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра психол. наук: (19.00.13). М., 1997.
  208. B.C. Особенности социализации в старшем школьном возрасте социокультурные траектории ценностных трансформаций // Мир психологии.- 1998.-N 1.- С. 26−54.
  209. В.В. Самосознание личности, — М., 1983.
  210. В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дис.. докт. психол. наук. М., 1985.
  211. Н.И. Нравственный идеал и формирование личности школьника // Вопр. психологии.- 1973, № 3.
  212. Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга / Под ред. А. А. Бодалева, — Краснодар, 1975.
  213. Г. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни // Принцип развития в психологии. М., 1978.
  214. В.П. Личность и общество, — М., 1965.• 220, Уварина Е. Ю. Экспериментальное изучение влияния одного человека насамооценивание другого // Новые исследования в психологии. 1985. — № 1
  215. Л. И., Лутошкин А. Г. Психология и педагогика работы комсорга. М., 1972.
  216. Л.И.Уманский Психология организаторской деятельности школьников. -М., 1980.
  217. Д. И. Трудный подросток. Душанбе, 1972.
  218. Д. И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. Душанбе, 1976.
  219. Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. М., 1982.
  220. Д.И. Особенности личностного развития подростка в условиях социально-экономического кризиса // Мир психологии и психология в мире. М., 1994. — N 0.
  221. Д. И. Психологические основы организации общественно полезной деятельности как средства нравственного воспитания подростков // Вопросы психологии. 1974. — № 6.
  222. Д. И. Психология воспитания подростка. М., 1978.
  223. Л.Б. К проблеме диагностики личности в особых условиях // Проблемы личности: Материалы симпоз.- М., 1969.
  224. Л.Б. Диагностика личности в судебной психологии // Материалы 1У Всесоюзного съезда о-ва психологов СССР.- Тбилиси, 1971.
  225. Л.Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением // Психология формирования и развития личности.- М., 1981.
  226. Ф. Педагогические сочинения. М., 1913. — Т. 1.
  227. А. Психология Я и защитные механизмы. М., 1993.
  228. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. М., 1923.
  229. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я». М., 1926.
  230. В. Твой скаутский путь. М., 1996.
  231. И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
  232. В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психол. исслед.-М., 1981.
  233. А.Ф. Ценностно-ориентационная коррекция отклонений в структуре самосознания личности подростка //Подростки XX века: проблемы и поиски их решения: Тез. докл. Международной научно-практической конференции. М., 1995.
  234. Т.Н., Давыденко Т. М., Рогачева Н. А. Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы. Архангельск, 1995.
  235. И. П. Психологические особенности изменения системы интересов при переходе от подросткового к старшему школьному возрасту: Автореф. дне,. канд. психол. наук. М., 1987.
  236. Е. В. Тенденции исследований личности в советской психологии // Проблемы психологии личности. М., 1982.
  237. Е.В. Социально-психологические проблемы формирования личности и учебно-воспитательного коллектива. М., 1975.
  238. Д.Б., Коссаковский А. Основные этапы психического развития // Педагогика /Под ред. О. А. Абдулиной, В. С. Аранского, Ю. К. Бабанского и др.- М., ш 1978.
  239. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // «Вопросы психологии». 1971. — № 4.
  240. Д. Б. Детская психология. М., 1960.
  241. Д. Б. Психология игры. М., 1978.
  242. Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
  243. Эстетическое воспитание молодежи: Проблемы и опыт. Минск, 1986.
  244. ЮнгК.Г. Аналитическая психология. С.-Пб., 1994.
  245. Юнг К. Г. Воспоминания. Мечтания. Размышления. М., 1998.
  246. С.Г. Становление психологических механизмов этической peiy-ляции поведения // Психология формирования и развития личности. М., 1981.
  247. Allport G.W. Personlicheit. Struktur, Entwiklung und Erfassung der menschlichen Eigenart, 2. Aufl. Nam, Meisenheim 1959.
  248. Ausubel D.P. Das Jugendalter Fakten Probleme — Theorie, 4, Aufl. 1975.• 255. Benedict R. Continuities and discontinuties in cultural conditioning/ZPsychiatry.1938.
  249. Bernfeld S. Types of adolescence. Psychoanalytic Quaterly. 1938.
  250. Blos P. The second individuation pricess of adolescence // Psychoanalitic study of the Child. 1967. -№ 22.
  251. Blos P. Character formation in adolescence // Psychoanalitic study of the Child.- 1968. -№ 23.
  252. Buhler Sh. Das Seelenleben des Jugendlichen. Versuch einer Analyse und Theorie der psychickhen Pubertat. Fischer. Jena, 1922.
  253. Burger S. Psychologische Probleme der Herausbildung der Wertbewustseins. Dissertation. A. Berlin, 1970.
  254. Coleman J.C. Current contradictions in adolescent theory // Journal of Youth and Adolescence. 1978. — № 27.
  255. Eisenstadt S.N. Von Generation zu Generation Altersgruppen und sozialstruktur. Munchen 1966.
  256. Elder G.H., Borgatta E.F., Lambert W.W. Adolescent sozialisation and development. In: Borgatta E.F., Lambert: Handbook of Personality Theory and Research. Chicago, 1968.
  257. Elkind D. Cognitive strukture and adolescent experience // Adolescence. -1967.- № 2.
  258. Erikson E.H. Identifikation und Identitat. In: von Friedeburg L. Jugend in der modernen Gesellschaft. Koln, 1965.
  259. Garrison K.C., Garrison K.C. jr. Psychology of Adolescence, 7-th ed. Prentice-Hall, Englewood CliffsVN. J. 1975.
  260. Haeckel E. Generelle Morphologie der Organismen. Berlin 1866.
  261. Heitmeier W., Hurrelmann K. Sozialisations und handlungstheoretishe Ansatze in der Jugendforthung. Leverkusen, 1988.
  262. Hall G.S. Adolescence. V/I. II/N.Y., 1904, 1905.
  263. Hall G.S. Adolescence: Its Psychology and Its Relations to Physiology, Antropology, Sociology, Sex, Crime, Religion and Education. N. Y., 1956.
  264. Hofstatter P.R. Psychologie. Fisher, Frankfurt 1957 (Fisher-Lexikon, Bd. TV)• 272. Hornstein W. Jugend in ihrer Zeit. Geschichte und Lebensformen des jungen
  265. Menschen in der europaischen Welt. Schroder, Hamburg 1966.
  266. Feldman R.A. Normative integration, alienation and conformity in adolescent groups I I Adolescence, 1972. № 7.
  267. Freud A. Das Ich und die Abwehrmechanismen. Internationaler Psychoanalytischer Verlag. Wien, 1936.
  268. Jersild A.T., Holmes F. Childrens fears, Child Development Monographs № 20 (1935).
  269. Kagan J., Moss H.A. Birth to Maturity. A Study of Psychological Development. Wiley. New York, 1962.
  270. Kohlberg L. Stage and sequence: the cognitive-development approach to socialization. In: Goslin D.A. Handbook Socialization Theory and Research. Chicago 1969.
  271. Kroh O. Psychologie der Entwicklung. In: Kleinert H., Stacki H. u. Mitarb Lexikon der Padagogik, 3 Bde. Francke, Bern 1950-Aufl. 1952.
  272. Lazarus R.S. The stress and coping paradigms. In: Bond A., Rosen J. Adulthood. Univ. Press New England, Boston 1988.
  273. De Levita DJ. Der Begriff der Identitat. Frankfurt 1971.
  274. Lewin K. The field theory approach to adolescence//J.M.Siedman (ed.) The Book of Reading. -N.Y., 1960.
  275. Lynn D.B. A note on sex differences in the development of masculine and feminine identification // Psychological Review 1959 № 6.
  276. Maslow A.H. Motivation and Personality. Harper & Row, New York 1954.
  277. Mead G.H. Geist, Identitat und Gesellshaft aus der Sicht des Sozialbehavior-ismus, Suhrkamp, Frankfurt 1968.
  278. Merz F. Geschlechterunterschiede und ihre Entwicklung. Ergebnisse und Theorien der Psychologie. Hogrefe, Gottingen 1979.
  279. Neidhardt F. Die junge Generation. Jugend und Gesellschaft in der Bundesrepublik, 3 Aufl. Leske, Opladen 1970a.
  280. Neubauer W.F. Selbstkonzept und Identitat im Kindesund Jugendalter. Reinhardt, Munchen 1976 (Erziehimg und Psychologie, Nr. 73).
  281. Reinhard H.G. Entwiclung und psychishe Storung im Jugendalter. Formrn der Daseinsbewaltigung npsuchish gestorter Jugendlicher. Thieme, Stuttgart 1988.
  282. Rutter M., Graham P., Chadwick O.F.D., Yule W. Adolescent turmoil: fact or fiction? // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1976. — № 17.
  283. Schelsky H. Die skeptische Generation. Eine Soziologie der deutschen Jugend. Diederichs, Dusseldorf 1957.
  284. Schoof-Tams K., Schlaegel., Walcak L. Differentiation o sexual morality between 11 and 16 years // Archives of sexual Behavior. 1976. — № 5.
  285. Stutte H. Neurotische Dissoziautat auf dem Boden eines Thersiteskomplexes // Praxis der Kinderpsychologie Kinderpsychiatrie. 1974. — № 23.
  286. Thomae H. Personlichkeit. Bonn 1951.
  287. Werner H. Einfuhrung in die Entvicklungspsychologie, 4 Barth, Munhen 1953
Заполнить форму текущей работой