Психологические инициации как средство повышения эффективности межличностного общения и рефлексии у подростков во временных объединениях: На материале работы психолога в летних лагерях отдыха
Диссертация
Социальное продвижение подростка осуществляется через формирование потребности реализоваться в исходном для него социальном пространстве через систему прав и свобод, существуя не только в качестве социальной единицы, но и в качестве уникальной личности, включенной в общечеловеческую и этническую культуру. Чтобы добиться в этом успеха, особым образом организуются условия работы с подростками для… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Психологические особенности подросткового возраста
- 1. 1. Основные подходы к изучению подростков в зарубежной психологии
- 1. 2. Основные подходы к изучению подросткового возраста в отечественной психологии
- Глава II. Методы диагностики и повышения эффективности межличностного общения подростков
- 2. 1. Описание методов диагностики особенностей межличностного общения
- 2. 2. Инициации как метод диагностики и развития межличностного общения и саморефлексии подростков
- Глава III. Анализ результатов инициаций
- 3. 1. Инициации на послушание и физические трудности как средство повышения эффективности общения подростков
- 3. 2. Инициации свободой как средство осознания зако- 114 нов социального пространства — необходимости нормативного поведения
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М., 1980.
- Адлер А. Роль бессознательного в неврозе. М., 1913.
- Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов-наДону, 1998.
- Алексеев В. А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1965.
- Алемаскин М.А. Положение подростка-правонарушителя в коллективе класса. Тезисы доклада Ш Всесоюзного съезда общества психологов СССР. М., 1967, Т. П.
- Ананьев Б.Г. К постановке развития детского самосознания // Известия АПН РСФСР. 1948. — Вып. 18.
- Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека как очередная задача современной науки // Вестник Ленинградского университета. 1962. — № 23.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет воспитания // Советская педагогика. -1965. -№ 1.
- Ананьев Б.Г. Некоторые вопросы изучения человека // Ученые записки Ленинградского университета. 1966. — Вып.1.
- Ю.Ананьев Б. Г. Проблемы формирования характера. Л., 1949.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
- Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. -М., 1977.
- Арсеньев A.C. Подросток глазами философа. Философский очерк. Алма-ты, 1996.
- Баранова В.А. Психологические особенности личности лидера-старшеклассника //Актуальные проблемы развития личности: теория и практика: Тез. третьей научно-практической конференции молодых ученых 8−9 июня 1995 г,-М., 1995.
- Баранова В. А. Психологический портрет лидера-старшеклассника //Подростки XX века: проблемы и поиски их решения: Тез. докл. Международной научно-практической конференции, — М., 1995.
- П.Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Подросток в век гуманности и культуры //Подростки XX века: проблемы и поиски их решения: Тез. докл. Международной научно-практической конференции. М., 1995.
- Бидуэл Ч. Молодежь в современном обществе // Американская социология. М., 1972.
- Блонский П. П. Избранные психологические исследования. -М., 1961.
- Богунова Т.И., Самкова В. А., Лаптева И. С. Экология и культура: методика воспитания подростков. М., 1995.
- Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983.
- Бодалев A.A. О воспитании некоторых нравственных качеств у школьников //Учен.зап, Ленингр. ун-т.-1955, — № 203.
- Бодалев A.A. О формировании требовательности к себе у школьников // Учен зап. Ленингр .унт.-1956.- № 214.
- Бодалев A.A. Восприятие человека человеком.- Л., 1965.
- Бодалев A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности.- Л., 1970.
- Бодалев A.A. О состоянии и задачах разработки психологии познания людьми друг друга // Психология межличностного познания. М., 1981.
- Божович Л.И. Особенности самосознания у подростков // Вопросы психологии. 1956. — № 5.
- Божович Л.И. Изучение личности школьника и проблемы воспитания // Психологическая наука в СССР. М., 1960. — Т. 2.
- Божович Л.И. Психологическое изучение детей в школе-интернате. -М., 1960.
- ЗО.Божович Л. И. О некоторых проблемах и методах изучения личности школьника // Вопросы психологии личности школьников. Подред.Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. -М., 1961.
- Божович Л.И. Вопросы формирования личности школьника в свете проблем воспитания // Вопросы психологии. 1963. — № 6.
- Божович Л.И. Изучение качеств личности и аффективной сферы ребенка // Тезисы доклада на 2 съезде общества психологов. М., 1963.
- Божович Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка: Дис.. д-ра психол. наук. М., 1966.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Бондарь Л. Скаутинг. Женева, 1993.
- Боришевский М.И. Влияние позиции подростка на саморегуляцию поведения // Вопросы психологии. 1972. — № 5.
- Бостанджиева Т. Н. Психологические особенности отношения к общественно полезному труду подростков 50-х-80-х годов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1986.
- Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте. М., 1977.
- Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, — 1980. № 2.
- Бронфенбреннер У. Два мира детства: дети в США и СССР, — М., 1976.
- Брушлинский А. В. Деятельность, действие и психическое как процесс // Вопросы психологии. 1984. — № 5.
- Буачидзе Г. А. Симпозиум по проблеме ценностей // Философ.науки.-1966.2.
- Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М., 1924.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М., 1967.
- Возрастные особенности учащихся и их учет в организации учебно-воспитательного процесса / Под ред. В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Д. И. Фельд-штейна. М., 1975.
- Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания / Под ред. О. Г. Кукосяна. Краснодар, 1977.
- Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга /Под ред. О. Г. Кукосяна. Краснодар, 1979.
- Выготский Л.С. Педология подростка. М.-Л., 1931.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций: Из неопубл. пр. -М., 1960.
- Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.- М., 1984. Т. 4.
- Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психологии.- 1972, — № 2.
- Вьпотский Л.С. Психология искусства. М., 1986.
- Выготский Л. С. Основы педологии: Стеногр. лекций. М., 1934.
- Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., Т. 2. 1982- Т. 3. 1983- Т. 4. 1984.
- Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976.
- Гаулд Р., Левинсон Д., Вайтман Д. Ступени жизни // Наука и жизнь. 1977.2.
- Головаха Е.И., Кроник A.A. Психологическое время личности. Киев, 1984.
- Голубева Т.Л. Что мы подразумеваем под «молодежной» культурой? // Диалог с молодежью. Минск, 1988. — Вып. 2.
- Голубева Т.Л., Полуэхтова И. А. Кто каким роком увлекается? // Диалог о рок-музыке. М, 1990.
- Грановская P.M. Элементы практической психологии. Л., 1988.
- Гуткина Н. И. Личностная рефлексия как один из механизмов самосознания // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.
- Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: Теория и практика. -Москва Белгород, 1995.
- Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
- Давыдов В. В. Личности надо «выделаться» // С чего начинается личность. -М., 1979.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования. М., 1986.
- Давыдов В. В., Зинченко В. П. Принцип развития в психологии // Вопросы философии. 1980. — № 12.
- Дарвин Ч. Сочинения М., 1939. — Т. 3.
- Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979.
- Драгунова Т.В. К характеристике некоторых психологических особенностей советских подростков: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1951.
- Драгунова Т.В. Об особенностях самосознания подростков // Проблемы возрастной педагогики. (Материалы научного совещания). JL, 1960.
- Драгунова Т.В. О некоторых психологических особенностях подростков // Вопросы психологии личности школьника / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М., 1961.
- Драгунова Т.В., Эльконин Д. Б. Некоторые психологические особенности личности подростка. // Советская педагогика. 1965. — № 6.
- Драгунова Т.В. Общение в подростковом возрасте // Материалы XYIII Международного конгресса психологов. М., 1966.
- Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1972. — № 2.
- Ермоленко В. Д. Психологические особенности развития ценностных ори-ентаций детей в периоды перехода в младший школьный и подростковый возраст: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1984.
- Кавзанадзе К.Л. Некоторые психологические особенности подростка переходного возраста: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1966.
- Казакина М.Г. Процесс формирования нравственного идеала и методы его исследования // О некоторых вопросах нравственного воспитания детей и подростков. М., 1970.
- Киричук А.В. Формирование коллективных взаимоотношений между учащимися начальных классов в процессе деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1964.
- Клименко И.Ф. Психологические особенности отношений к себе и другим как носителям ценностей на разных этапах онтогенеза личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1986.
- Коваль М.Б., Белова В. В. Развитие личности ребенка во внешкольном объединении." Москва-Оренбург, 1944.
- Козинцева Т. Н. Психологические особенности отношения подростков к организационно-общественной деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1980.
- Колесова Л.С. Проблема ценностей образования у старшеклассников московских школ //Подростки XX века: проблемы и поиски их решения: Тез. докл. Международной научно-практической конференции.- М., 1995.
- Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Минск, 1984.
- Коллектив и личность /Под ред. Е. В. Шороховой, К. К. Платонова и др. -М., 1975.
- Кон И. С. В поисках себя. М., 1984.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста. М., 1979.
- КонИ.С. Дружба. Этико-психологический очерк. М., 1980.
- Кон И. С. Психология ранней юности: кн. для учителя. М., 1989.
- Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. Москва — Воронеж, 1997.
- Конникова Т.Е. Роль коллектива в формировании личности ребенка // Доклады ХУШ Международного конгресса психологов. М., 1966. — Симпозиум 35.
- Концепция развития самодеятельности личности /В.М. Коротов, Н. В. Турчина, М. И. Мухин, Е.Н.Комарова- Под ред. В. М. Коротова. Иваново, 1995.
- КоффкаК. Основы психического развития. М.-Л., 1934.
- Крутецкий В.А., Лукин Н. С. Психология подростка. М., 1965.
- Куницына В.И. Восприятие подростком другого человека и самого себя: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1968.
- Купцов И.И. Оценка подростками недостатков своего поведения и вопросы самовоспитания. М., 1968.
- ЮО.Лазурский А. Ф. Очерки науки о характерах. Пг., 1914.
- Ю1.Лазурский А. Ф. Классификация личностей. Пг., 1933.
- Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками. М., 1993.
- ЮЗ.Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
- Леонтьев А. Н. О социальной природе психики человека // Вопросы философии. 1961. -№ 1.
- Юб.Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1989.
- Ю7.Лийметс Х. Й. Место групповой работы среди других форм обучения // Советская педагогика и школа. Тарту, 1971. — Т.5.
- Личко А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков. М., 1991.
- Ю9.Логинова H.A. Развитие личности и ее жизненный путь //Принцип развития в психологии. М., 1978.
- Ю.Лозоцева В. Н. Сверстник как образец для подростка // Вопр.психологии. -1977. № 2.
- Ш. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.
- Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
- Лукин Н.С. Возрастные особенности подростков. М., 1967.
- Люблинская А. А. Очерки психического развития ребенка. М., 1959.
- Макаренко A.C. Книга для родителей // Собр.соч.: в 7 т. М., 1957. — Т.4.
- Макаренко А. С. Соч.: В 7 т. М., 1957. — Т. 5.
- Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М., 1988.
- Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З. Н. Психологические особенности среднего школьного возраста и руководство художественным творчеством подростка // Эстетическое воспитание и экология культуры. М., 1988.
- Мир детства: Подросток / Под ред. А. Г. Хрипковой. М., 1988.
- Моргун В.Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии: Учеб.пособие. М., 1981.
- Морено Дж. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе.-М., 1958.
- Мотков О.И. Профилактика отклонений в развитии личности подростков //Подростки XX века: проблемы и поиски их решения: Тез. докл. Международной научно-практической конференции. М., 1995.
- Мудрик A.B. Современный старшеклассник: проблема самоопределения. -М., 1977.
- Мудрик A.B. Социализация и «смутное время». М., 1991.
- Мудрик A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984.
- Мудрик A.B. Введение в социальную педагогику. М., 1997.
- Мухин М.И. В.А.Сухомлинский о подростке и развитии его самосознания //В.А.Сухомлинский и современность, — Киев, 1995. Вып.2.
- Мухина B.C. Проблемы генезиса личности: Учеб. пособие к спецкурсу. -М., 1985.
- Мухина B.C. Детская психология. М., 1985.
- Мухина B.C. Национальное самосознание и проблемы межнациональных отношений // Современный мир и психолого-педагогические проблемы детства. -Хельсинки, 1993.
- Мухина B.C. Программа проведения инициаций для подростков. М., 1993.
- Мухина B.C., Хвостов К. А. Как обрести врага. М., 1994.
- Мухина B.C. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. // Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск Материалы Российско-американской научно-практической конференции. М., 1995.
- Мухина B.C. Психологические особенности подростков в социально-политическом контексте нового времени // Роль и место «Орленка» в развитии личности современного подростка (материалы конференции). Б.М., 1995. — Ч. 1.
- Мухина B.C., Горяшша В. А. Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образования: Концепция и опыт
- ИРЛ РАО // Воспитание и развитие личности: материалы международной научно-практической конференции. М., 1997.
- Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1997.
- Мухина B.C. Психология детства и отрочества. М., 1998.
- Мухина B.C., Ермоленко Г. В., Сидоришин Ф. А. Презентация: «Программе «Будущие лидеры России» шесть лет // Развитие личности/ - 1998. — № 2.
- Мясшцев В.Н. Проблема отношений в психологии индивидуальных различий//Проблемы психологии. -Л., 1948.
- Мясшцев В.Н. Некоторые вопросы психологии отношений человека // Учен. зап. / Ленингр. ун-т.- 1956.- № 314.
- Мясшцев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопр. психологии. 1957, — № 5.
- Мясшцев В.Н. Личность и неврозы, — Л., 1960.
- Мясшцев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. М., I960, — Т.2.
- Мясшцев В.Н. Сознание как единство отражения действительности и отношения к ней // Проблемы сознания: Материалы к симпоз. по пробл. сознания. -М, 1966.
- Неверович Я. 3. Роль эмоций в просоциальной мотивации поведения у детей // Тезисы научных сообщений к XXI международному психологическому конгрессу. М., 1976.
- Невская С.С. Формирование самосознания воспитанников в процессе стимулирования трудовой деятельности (педагогический опыт А.С.Макаренко): Учебное пособие. М., 1995.
- Невский И.А. Соотношения в поведении и развитие личности подростка //Психолого-педагогическая коррекция и психотерапия деструктивного поведения и дисгармоний в развитии личности детей. Воронеж, 1993.
- Неймарк М.С. О соотношении осознаваемых и неосознаваемых мотивов в поведении, характеризующем направленность подростков // Вопросы психологии. -1968. № 5.
- Никитин А.Ф. Школьникам о праве. Материалы к курсу. М., 1993.
- Никитин А.Ф. О гражданском образовании //Преподавание истории в школе.- 1995.-N1.151,Обуховский К. Психологическая теория строения и развития личности // Психология формирования и развития личности. М., 1981.
- Ольшанский В.Б. Психология практикам: учителям, родителям и руководителям. — Люберцы, 1996.
- Петровский А. В. К построению социально-психологической теории коллектива // Вопросы философии. 1973. — № 12.
- Петровский А. В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. — № 4.
- Петровский А. В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы философии. 1982. — № 3.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта //Избранные психологические труды. -М., 1994.
- Пиаже Ж Речь и мышление ребенка. М., 1932.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.
- Пикалова Г. М. Становление развернутых взаимоотношений подростков и взрослых в общественно полезной деятельности как фактор формирования личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1979.
- Пикельникова М.П. Понимание учащимися 12−17 лет своей личности и понимание их другими людьми // Уч.зап. ЛГУ. Сер. психол науки. 1970. — Вып 2. -№ 352.
- Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура).- М., 1994.
- Пирожков В.Ф. Социально-неблагоприятная семья: ее истоки, причины и характеристика //Социально-неблагополучная семья: проблемы и поиск путей решения. Материалы научно-практической конференции. Ступино, 1995.
- Пирожков В.Ф. О психологических причинах воспроизводства подростковой преступности //Психологический журнал. М., 1995, — Т. 16. — N2.
- Пирожков В.Ф. Психология подростковой преступности // Материалы научно-практической конференции РПО. М., 1996.
- Платонов K.K. Проблемы способностей. M., 1972.
- Подростки XX века проблемы n поиски их решения //Тез. докл. Международной научно-практической конференции /Под ред. И. А. Невского и С. Н. Невской. -М., 1995.
- Положение о паспорте гражданина Российской Федерации. П. 1.1. Постановление Правительства РФ от 08.07.97. № 828.
- Права человека в школе / Сост. А. Ф. Никитин.- М., 1993.
- Прихожан А. М. Развитие эмоциональной стороны самосознания // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.
- Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1984.
- Проблемы психологии современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1982.
- Проблемы эстетического воспитания подростков: Сборник научно-методических статей / под ред. Л. В. Богомоловой. М., 1994.
- ПрутченкОв A.C. Деловые игры и другие имитационные формы активного обучения по курсу «Граждановедение.» М., 1993.
- Прутченков A.C. Активные тренинговые формы занятий по курсу «Граждановедение» // Методический альманах. М., 1993.- Вьш.1.
- Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. М., 1979.
- Психология развивающейся личности. / Под ред. А. В. Петровского. М., 1987.
- Психологические проблемы общественно полезной деятельности подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1980.
- Психологическое изучение детей в школе-интернате/Под ред. Л. И. Божо-вич. М., 1960.
- Психология формирования и развития личности/Под ред. Л. И. Анцыфе-ровой. М, 1983.
- Психология современного подростка/Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1987.
- Просецкий П.А., Стрелянова Н. И. Педагогический идеал студента педвуза // Формирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процесса в педагогическом институте. М., 1980.
- Рабочая книга социолога. М., 1983.
- Райх В. Психология масс и фашизм. С-Пб, 1997.
- Ремшмидг X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994.
- Репринцева Г. И. Коррекция эмоциональных и коммуникативных нарушений у детей и подростков методами игротерапии //Вестник психосоциальной и кор-рекционно реабилитационной работы. — 1995, — N 3.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
- Рубйнштейн С.Л. Проблемы общей психологии.- М., 1973.
- Рубцова Т.В. Особенности осознания моральных свойств личности школьниками разного возраста // Вопросы психологии. 1956. — № 4.
- Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 т.- М., 1981. Т. 1.
- Рыбина Е.В. Психологический аспект родовых инноваций в структуре самосознания подростков (историко-психологический анализ) //Актуальные проблемы развития личности: теория и практика. М., 1994.
- Савонько E.H. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста // Вопросы психологии. 1969. — № 4.
- Сапожникова Л.С. О потребности подростков в общении и их нравственное поведение // Социогенные потребности (материалы симпозиума). Тбилиси, 1974.
- Сарсенбаева Б. И. Психологические особенности отношений подростков к спортивной деятельности как одной из форм общественно полезной деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1981.
- Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. -M., 1947.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -Санкт-Петербург, 1996.
- Сидоришин Ф.А. Сравнение особенностей развития детей из детского дома и семьи // Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением М., 1989.
- Сидоришин Ф.А. Особенности идентификации подростка с собственным именем на материале орлятских визиток // Роль и место «Орленка» в развитии личности современного подростка (материалы конференции). Б.М., 1995. — Ч. 1.
- Сидоришин Ф.А. Основные проблемы межличностного общения подростков в условиях временных летних объединений // Роль и место «Орленка» в развитии личности современного подростка (материалы конференции). Б.М., 1995. — Ч. 2.
- Сидоришин Ф.А. Проблемы межличностного общения подростков во временных внешкольных объединениях // Воспитание и развитие личности (материалы международной научно-практической конференции). М., 1997.
- Сидоришин Ф.А. (в соавт.) Презентация: Программе «Будущие лидеры России» шесть лет // Развитие личности. — 1998. — № 2.
- Сидоришин Ф.А. Психологическое эссе: От малой вещи знака принадлежности к подростковой субкультуре — к пониманию ценности предметного мира // Развитие личности. — 1998. — № 3.
- Сидорипшн Ф.А. Инициации // Газета для детей и подростков Всероссийского детского центра «Орленок». 1998. — 22 окт. (спец.вып.) — С. 3.
- Собкин B.C., Писарский П. С. Динамика художественных предпочтений старшеклассников. М., 1992.
- Собкин. B.C., Писарский. П. С. Социологический портрет учащегося ПТУ / Ин-т проф. образования, Респ. центр социологии образования.- М., 1992.
- Собкин B.C., Писарский П. С. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросскультурный анализ, Москва Амстердам: (По материалам социол. опроса учителей, учащихся и родителей). — М., 1994.
- Собкин B.C., Емельянов Г. А. Ценностные ориентации школьников Тувы : Учащиеся тувин. и рус. национальности VII, IX и XI кл.сред. шк. Тувы. // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника.- М., 1995 (1994).-, вып. 4, — С. 6498.
- Собкин B.C. Сравнительный анализ особенностей ценностных ориентаций русских и еврейских подростков // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. М., 1995.
- Собкин B.C. Ценностные ориентации старшеклассников в условиях социальной нестабильности : По материалам социол. исслед.: Психол. аспект. // Magister.- 1995, — N 2, — С. 23−35.
- Собкин B.C. Подросток с дефектами слуха: ценностные ориентации, жизненные планы, социальные связи. М., 1997.
- Собкин B.C. Старшеклассник в мире политики. М., 1997.
- Собкин B.C. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном воз-щ расте: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра психол. наук: (19.00.13). М., 1997.
- Собкин B.C. Особенности социализации в старшем школьном возрасте социокультурные траектории ценностных трансформаций // Мир психологии.- 1998.-N 1.- С. 26−54.
- Столин В.В. Самосознание личности, — М., 1983.
- Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дис.. докт. психол. наук. М., 1985.
- Судаков Н.И. Нравственный идеал и формирование личности школьника // Вопр. психологии.- 1973, № 3.
- Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга / Под ред. А. А. Бодалева, — Краснодар, 1975.
- Томэ Г. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни // Принцип развития в психологии. М., 1978.
- Тугаринов В.П. Личность и общество, — М., 1965.• 220, Уварина Е. Ю. Экспериментальное изучение влияния одного человека насамооценивание другого // Новые исследования в психологии. 1985. — № 1
- Уманский Л. И., Лутошкин А. Г. Психология и педагогика работы комсорга. М., 1972.
- Л.И.Уманский Психология организаторской деятельности школьников. -М., 1980.
- Фельдштейн Д. И. Трудный подросток. Душанбе, 1972.
- Фельдштейн Д. И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. Душанбе, 1976.
- Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. М., 1982.
- Фельдштейн Д.И. Особенности личностного развития подростка в условиях социально-экономического кризиса // Мир психологии и психология в мире. М., 1994. — N 0.
- Фельдштейн Д. И. Психологические основы организации общественно полезной деятельности как средства нравственного воспитания подростков // Вопросы психологии. 1974. — № 6.
- Фельдштейн Д. И. Психология воспитания подростка. М., 1978.
- Филонов Л.Б. К проблеме диагностики личности в особых условиях // Проблемы личности: Материалы симпоз.- М., 1969.
- Филонов Л.Б. Диагностика личности в судебной психологии // Материалы 1У Всесоюзного съезда о-ва психологов СССР.- Тбилиси, 1971.
- Филонов Л.Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением // Психология формирования и развития личности.- М., 1981.
- Фребель Ф. Педагогические сочинения. М., 1913. — Т. 1.
- Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М., 1993.
- Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. М., 1923.
- Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я». М., 1926.
- Черных В. Твой скаутский путь. М., 1996.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
- Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психол. исслед.-М., 1981.
- Шадура А.Ф. Ценностно-ориентационная коррекция отклонений в структуре самосознания личности подростка //Подростки XX века: проблемы и поиски их решения: Тез. докл. Международной научно-практической конференции. М., 1995.
- Шамова Т.Н., Давыденко Т. М., Рогачева Н. А. Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы. Архангельск, 1995.
- Шахова И. П. Психологические особенности изменения системы интересов при переходе от подросткового к старшему школьному возрасту: Автореф. дне,. канд. психол. наук. М., 1987.
- Шорохова Е. В. Тенденции исследований личности в советской психологии // Проблемы психологии личности. М., 1982.
- Щедрина Е.В. Социально-психологические проблемы формирования личности и учебно-воспитательного коллектива. М., 1975.
- Эльконин Д.Б., Коссаковский А. Основные этапы психического развития // Педагогика /Под ред. О. А. Абдулиной, В. С. Аранского, Ю. К. Бабанского и др.- М., ш 1978.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // «Вопросы психологии». 1971. — № 4.
- Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
- Эстетическое воспитание молодежи: Проблемы и опыт. Минск, 1986.
- ЮнгК.Г. Аналитическая психология. С.-Пб., 1994.
- Юнг К. Г. Воспоминания. Мечтания. Размышления. М., 1998.
- Якобсон С.Г. Становление психологических механизмов этической peiy-ляции поведения // Психология формирования и развития личности. М., 1981.
- Allport G.W. Personlicheit. Struktur, Entwiklung und Erfassung der menschlichen Eigenart, 2. Aufl. Nam, Meisenheim 1959.
- Ausubel D.P. Das Jugendalter Fakten Probleme — Theorie, 4, Aufl. 1975.• 255. Benedict R. Continuities and discontinuties in cultural conditioning/ZPsychiatry.1938.
- Bernfeld S. Types of adolescence. Psychoanalytic Quaterly. 1938.
- Blos P. The second individuation pricess of adolescence // Psychoanalitic study of the Child. 1967. -№ 22.
- Blos P. Character formation in adolescence // Psychoanalitic study of the Child.- 1968. -№ 23.
- Buhler Sh. Das Seelenleben des Jugendlichen. Versuch einer Analyse und Theorie der psychickhen Pubertat. Fischer. Jena, 1922.
- Burger S. Psychologische Probleme der Herausbildung der Wertbewustseins. Dissertation. A. Berlin, 1970.
- Coleman J.C. Current contradictions in adolescent theory // Journal of Youth and Adolescence. 1978. — № 27.
- Eisenstadt S.N. Von Generation zu Generation Altersgruppen und sozialstruktur. Munchen 1966.
- Elder G.H., Borgatta E.F., Lambert W.W. Adolescent sozialisation and development. In: Borgatta E.F., Lambert: Handbook of Personality Theory and Research. Chicago, 1968.
- Elkind D. Cognitive strukture and adolescent experience // Adolescence. -1967.- № 2.
- Erikson E.H. Identifikation und Identitat. In: von Friedeburg L. Jugend in der modernen Gesellschaft. Koln, 1965.
- Garrison K.C., Garrison K.C. jr. Psychology of Adolescence, 7-th ed. Prentice-Hall, Englewood CliffsVN. J. 1975.
- Haeckel E. Generelle Morphologie der Organismen. Berlin 1866.
- Heitmeier W., Hurrelmann K. Sozialisations und handlungstheoretishe Ansatze in der Jugendforthung. Leverkusen, 1988.
- Hall G.S. Adolescence. V/I. II/N.Y., 1904, 1905.
- Hall G.S. Adolescence: Its Psychology and Its Relations to Physiology, Antropology, Sociology, Sex, Crime, Religion and Education. N. Y., 1956.
- Hofstatter P.R. Psychologie. Fisher, Frankfurt 1957 (Fisher-Lexikon, Bd. TV)• 272. Hornstein W. Jugend in ihrer Zeit. Geschichte und Lebensformen des jungen
- Menschen in der europaischen Welt. Schroder, Hamburg 1966.
- Feldman R.A. Normative integration, alienation and conformity in adolescent groups I I Adolescence, 1972. № 7.
- Freud A. Das Ich und die Abwehrmechanismen. Internationaler Psychoanalytischer Verlag. Wien, 1936.
- Jersild A.T., Holmes F. Childrens fears, Child Development Monographs № 20 (1935).
- Kagan J., Moss H.A. Birth to Maturity. A Study of Psychological Development. Wiley. New York, 1962.
- Kohlberg L. Stage and sequence: the cognitive-development approach to socialization. In: Goslin D.A. Handbook Socialization Theory and Research. Chicago 1969.
- Kroh O. Psychologie der Entwicklung. In: Kleinert H., Stacki H. u. Mitarb Lexikon der Padagogik, 3 Bde. Francke, Bern 1950-Aufl. 1952.
- Lazarus R.S. The stress and coping paradigms. In: Bond A., Rosen J. Adulthood. Univ. Press New England, Boston 1988.
- De Levita DJ. Der Begriff der Identitat. Frankfurt 1971.
- Lewin K. The field theory approach to adolescence//J.M.Siedman (ed.) The Book of Reading. -N.Y., 1960.
- Lynn D.B. A note on sex differences in the development of masculine and feminine identification // Psychological Review 1959 № 6.
- Maslow A.H. Motivation and Personality. Harper & Row, New York 1954.
- Mead G.H. Geist, Identitat und Gesellshaft aus der Sicht des Sozialbehavior-ismus, Suhrkamp, Frankfurt 1968.
- Merz F. Geschlechterunterschiede und ihre Entwicklung. Ergebnisse und Theorien der Psychologie. Hogrefe, Gottingen 1979.
- Neidhardt F. Die junge Generation. Jugend und Gesellschaft in der Bundesrepublik, 3 Aufl. Leske, Opladen 1970a.
- Neubauer W.F. Selbstkonzept und Identitat im Kindesund Jugendalter. Reinhardt, Munchen 1976 (Erziehimg und Psychologie, Nr. 73).
- Reinhard H.G. Entwiclung und psychishe Storung im Jugendalter. Formrn der Daseinsbewaltigung npsuchish gestorter Jugendlicher. Thieme, Stuttgart 1988.
- Rutter M., Graham P., Chadwick O.F.D., Yule W. Adolescent turmoil: fact or fiction? // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1976. — № 17.
- Schelsky H. Die skeptische Generation. Eine Soziologie der deutschen Jugend. Diederichs, Dusseldorf 1957.
- Schoof-Tams K., Schlaegel., Walcak L. Differentiation o sexual morality between 11 and 16 years // Archives of sexual Behavior. 1976. — № 5.
- Stutte H. Neurotische Dissoziautat auf dem Boden eines Thersiteskomplexes // Praxis der Kinderpsychologie Kinderpsychiatrie. 1974. — № 23.
- Thomae H. Personlichkeit. Bonn 1951.
- Werner H. Einfuhrung in die Entvicklungspsychologie, 4 Barth, Munhen 1953