О дополнительном образовании
Да. Говоря об этом, надо напомнить, что слово «школа» в переводе с греческого означает «досуг», а в самой Греции школы появились как досуговые формы организации. Совершенно верно. Именно в дополнительном образовании закладываются навыки позитивной социализации, формируется социальная компетентность личности. Умный человек, когда попадает в трудную ситуацию, найдет из нее выход; а мудрый человек… Читать ещё >
О дополнительном образовании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- — Разговор о дополнительном образовании надо начать с одного замечания: помимо обучения ребенка в общеобразовательной школе, надо обращать особое внимание на его дополнительное образование. Это соображение вполне соответствует той реальности, которая разворачивается сегодня на наших глазах?
- — Да. Говоря об этом, надо напомнить, что слово «школа» в переводе с греческого означает «досуг», а в самой Греции школы появились как досуговые формы организации.
Вообще, в античной культуре школа долгое время существовала как уникальная форма творческой самореализации личности, в которой были, ей-богу, совсем неплохие учителя — Сократ, Платон, Аристотель — Македонского… Эти уникальные люди задавали творческое пространство развитию личности. С тех времен школа прошла большой путь.
Сегодня, входя в эпоху сетевого столетия, мы переживаем новое развитие мира. И в этой ситуации дополнительное образование чрезвычайно важно для общего развития личности.
- — Какова миссия дополнительного образования?
- — Сегодня дополнительное образование — это зона ближайшего развития школьника! Формулируя это, я исхожу из того, что в культуре Знания выполняют несколько функций.
Первое — учиться «ради пользы»: вспомним, к примеру, знаменитую формулу Бэкона — «Знание — сила». И эта формула работает, многие учатся именно ради пользы, прагматики.
Дополнительное образование, напротив, всегда работает в другой логике — учиться ради понимания. В этом случае возникает еще одна функция — знание «ради понимания».
- — Когда же мы учимся ради понимания? Или, чем отличается знание «ради пользы» от знания «ради понимания»?
- — Когда мы ставим этот вопрос, может возникнуть следующая аналогия — чем умный человек отличается от мудрого?
Умный человек, когда попадает в трудную ситуацию, найдет из нее выход; а мудрый человек в трудную ситуацию просто не попадет. Вот в этом их различие.
- — Какова функция дополнительного образования?
- — Дополнительное образование всегда выполняло ряд важных функций. Первая и главная функция дополнительного образования как яркого кристалла вариативного образования — порождение мотива образования. Так, любые центры дополнительного образования порождают у учащихся мотивацию к познанию и творчеству.
Вообще, главная задача образования — мотивация, мотивация и еще раз мотивация: без мотивации ничего не получится. Поэтому, когда ребенок начинает в дополнительном образовании учиться, то чему он учится? Он учится возможности быть в любых ролях, в любых культурах, а это чрезвычайно важно для формирования адаптационных возможностей растущей личности.
- — Можно ли сказать, что еще одна функция дополнительного образования — построение команды, «общежития», «жития вместе»?
- — Совершенно верно. Именно в дополнительном образовании закладываются навыки позитивной социализации, формируется социальная компетентность личности.
Говоря иначе, сегодня в дополнительном образовании происходит формирование детской субкультуры. При этом заметим, сколько бы мы не критиковали различного рода детские организации, к примеру, пионерские, — я не говорю об их идеологических функциях, — мы не можем не осознавать, что это был уникальный опыт создания детских культурных сообществ, столь необходимый в наше время.
- — Помогает ли дополнительное образования найти свое место в мире?
- — Да. Вообще, когда мы говорим о дополнительном образовании, мы часто вспоминаем и такую его функцию, как самоопределение личности, функцию «строительства „я“». Найти свое призвание молодому человеку часто помогает именно дополнительное образование. К примеру, в дополнительном образовании существуют уникальные школы ремесел — школы, которые не передаются от человека к человеку посредством учебника.
Кроме этого, сегодня дополнительное образование — это территория экологии детства. Если мы попытаемся его сжать — получится поколение риска. Происходит это потому, что из жизни наших детей почти исчез феномен детского двора, — места, где дети играли друг с другом. При этом любой психолог Вам скажет, что невротики — это люди, которые в детстве недоиграли.