Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Эмоциональное благополучие детей раннего возраста у работающих и неработающих матерей

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Д. Винникотт акцентирует свое внимание на критичности для ребенка качества заботы матери в первые недели и месяцы жизни. Забота матери, помимо своевременного удовлетворения физиологических нужд ребенка, должна быть окрашена любовью. Знаменитым стало утверждение Д. Винникотта о том, что «кормление без любви — деструктивно». Мать является «идеальной средой» для ребенка в силу своего особого… Читать ещё >

Эмоциональное благополучие детей раннего возраста у работающих и неработающих матерей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Министерство образования Республики Беларусь УО «Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина»

Кафедра психологии развития

Курсовая работа на тему:

Эмоциональное благополучие детей раннего возраста у работающих и неработающих матерей

Выполнил: студент 4 курса социально-педагогического факультета специальности: «Дошкольное образование. Практическая психология»

Ваганова Ольга Андреевна Научный руководитель:

Шматкова Инна Викторовна Брест, 2014Содержание Введение ГЛАВА 1. Теоретические основы исследований эмоционального благополучия детей раннего возраста

1.1 Сущность понятий: эмоции, эмоциональное благополучие, эмоциональное неблагополучие, потребности, привязанность

1.2 Эмоциональное благополучие детей раннего возраста

1.3 Родительская позиция в семейном воспитании

1.4 Роль обеспечения эмоционального благополучия для ребенка ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование эмоционального благополучия детей раннего возраста у работающих и неработающих матерей

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Анализ результатов Заключение Список использованной литературы

эмоциональный благополучие дети

Каждая ступень развития ребенка очень важна, так как на каждой ступени развития ребенок сталкивается с определенного рода задачами, от решения которых зависит его дальнейшее развитие и становление как личности. Поэтому каждая должна быть прожита ребенком полноценно — ведь тем самым закладывается основа для перехода на следующую ступень развития. В случае нарушения этого принципа имеют место негативные последствия. Так, ограничение ребенка в раннем возрасте в ласке, любви и физическом контакте приводит к его отставанию в познании окружающего мира, к снижению активности и нарастанию вялости, апатичности, к затрудненному развитию навыков общения. В результате недостаточности эмоционального опыта на ранних этапах развития у ребенка впоследствии возникают проблемы в адаптации, неспособность выразить словами и описать собственные эмоциональные переживания, неумение распознавать и учитывать чувства других людей (эмоциональная невосприимчивость). Не случайно многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи (Л.И. Божович, А. В. Запорожец, К. Э. Изард, М. И. Лисина и др.) утверждают, что формирование эмоций человека — важнейшее условие развития его как личности.

В современных условиях молодые мамы часто вынуждены раньше времени выходить из декретных отпусков, что может повлиять не только на эмоциональное благополучие детей, но и другие сферы. Поэтому целью исследования является сравнения уровня эмоционального благополучия детей раннего возраста у работающих и неработающих матерей.

Задачи:

1. Определить теоретические основы исследований проблемы эмоционального благополучия ребенка, как основы его психологического здоровья.

2. Сравнить уровни эмоционального благополучия детей раннего возраста у работающих и неработающих матерей.

Объектом является эмоциональное благополучие детей раннего возраста. Предметом — особенности эмоционального благополучия детей раннего возраста.

1. Теоретические основы исследований эмоционального благополучия детей раннего возраста

1.1 Сущность понятий: эмоции, эмоциональное благополучие, эмоциональное неблагополучие, потребности, привязанность Эмоции (от лат. emovere — возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности, благодаря рефлексии эмоциональных реакций мы можем понять какие мотивы лежат за теми или иными поступками. [3]

Эмоции — это тот индикатор, который позволяет нам судить о степени удовлетворенности или неудовлетворенности тех или иных потребностей.

Согласно исследованиям Л. А. Абрамян, М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, «эмоциональное благополучие» можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических, так и социальных.

А.Д. Кошелева, В. И. Перегуда, И. Ю. Ильина, Г. А. Свердлова, Е. П. Арнаутова определяют эмоциональное благополучие как устойчиво-положительное, комфортно-эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками.

Мы рассматриваем эмоциональное благополучие как устойчивое эмоционально-положительное состояние ребенка, которое выражается в чувстве безопасности, положительном самоощущении в отношениях с другими людьми и выступает основой его высокой познавательной активности. Оно является фундаментом формирования отношения ребенка к миру и развития всех сфер его будущей личности.

Удовлетворение базовых психологических потребностей ребенка является необходимым условием обеспечения его эмоционального благополучия и, соответственно, профилактики возникновения нарушений эмоционального благополучия.

Потребность — это внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, это внутреннее состояние нужды в чем-либо. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.

Потребности бывают: первичными (потребность в безопасности, потребность в любви и принятии), и вторично-специфичными (потребность в самостоятельности, потребность в активном познании окружающего мира). 10]

Если существует понятие эмоциональное благополучие, логично предположить, что существует понятие эмоциональное неблагополучие. Итак, эмоциональное неблагополучие — это отрицательное эмоциональное самочувствие ребёнка, которое может возникать в разных случаях, например при переживании неуспеха каком-либо виде деятельности, особенно в ситуациях соревнования, иногда при отвращении к определённой пище или в ситуациях жёсткой регламентации жизни в детском саду. Однако наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоциональные переживания наблюдаются при неудовлетворённости ребёнка отношением к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников, на каждом возрастном этапе для ребенка значимы те или иные люди. В раннем возрасте этот значимый человек — взрослый. Острота и длительность этих переживаний свидетельствуют об особой значимости для ребёнка — дошкольника благополучных взаимоотношений со сверстниками[2].

Фаустова в своей статье «Особенности проявления эмоционального неблагополучия современных детей старшего дошкольного возраста» понимает под эмоциональным неблагополучием ребенка дошкольного возраста отрицательно окрашенное эмоциональное состояние детей, которое выражается в нестабильности эмоциональных реакций ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью, в неадекватности эмоционального реагирования ребенка при взаимодействии с окружающими людьми, в доминировании отрицательных по содержанию эмоций, в выраженной тревожности и наличии страхов, превышающих возрастную норму, в преобладании заниженной самооценки[7].

Привязанность в общей форме можно определить как «близкая связь между двумя людьми, не зависящая от их местонахождения и длящаяся во времени и служащая источником их эмоциональной близости». Привязанность — это стремление к близости с другим человеком и старание всеми силами эту близость сохранить. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Для детей же они — это жизненная необходимость в буквальном смысле слова: младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут умереть, несмотря на нормальный уход, а у детей старшего возраста нарушается процесс развития. Сильная привязанность к родителям дает ребенку возможность развить базовое доверие к миру и положительную самооценку, а это этого зависит будущее развитие личности ребенка. 10]

Детско-материнская привязанность возникает еще внутриутробно, на основе пренатального опыта. Важную роль в формировании материнских чувств у беременных женщин играют, согласно Брутману В.И.(1997), Радионовой М.С.(1997), телесные и эмоциональные ощущения, возникающие в процессе вынашивания будущего ребенка. Эти ощущения принято называть телесно-эмоциональным комплексом. Телесно-эмоциональный комплекс представляет собой комплекс переживаний, связанных с эмоционально-положительной оценкой телесной изменённости беременной женщины. В сознании будущей матери намечается телесно-чувственная граница между своим телом и плодом, способствующая возникновению образа ребенка. При вынашивании нежелательной беременности образ младенца, как правило, не интегрируется и психологически отторгается. Ребенок, в свою очередь, уже в пренатальном периоде способен воспринимать изменения эмоционального состояния матери и реагировать на него изменением ритма движений, сердцебиений и др.

На качество привязанности влияет мотивационный аспект беременности. В иерархии мотивов базисным является родительский инстинкт. Дополнительное и существенное значение имеют психосоциальные тенденции — подтверждение своей общности с людьми посредством осуществления репродуктивной функции. К средовым и психологическим мотивам относятся: обеспечение устойчивых брачно-семейных отношений, коррекция их нарушений, разрешение личностных проблем, связанных с отвержением в родительской семье, реализация чувства эмпатии.

На формирование детско-материнской привязанности влияют отношения между супругами. Родители, которые несчастливы в браке к моменту рождения ребенка, как правило, малочувствительны к его потребностям, имеют неверное представление о роли взрослых в воспитании детей, не способны устанавливать со своими детьми тесные эмоциональные отношения. Эти родители гораздо чаще, чем те, кто счастлив в браке, считают, что их дети обладают «трудным характером». Безусловно, отношения между супругами будут влиять на их отношение к собственному ребенку. А также, впоследствии, дети подрастая перенимают модель поведения своих родителей, срабатывает так называемый механизм идентификации и в дальнейшем дети реализуют подобную «неправильную» модель в построении отношений с другими людьми.

Для процесса формирования привязанности имеет значение также ранний постнатальный опыт детско-материнских взаимодействий. Он возможен благодаря этологическому механизму импринтинга (мгновенного запечатлевания). Первые два часа после рождения являются особым «сензитивным» периодом для формирования привязанности. Младенец находится в состоянии максимальной восприимчивости к информации, получаемой из окружающего мира.

Выявлен феномен визуальной синхронизации детско-материнского поведения. Показано, что мать и новорожденный имеют выраженную тенденцию одновременно смотреть на один и тот же предмет, причем доминирующую роль при этом играет ребенок, а мать «подстраивается» под его действия. Обнаружена также способность новорожденного двигаться синхронно ритму речи взрослого. Показано, что при одновременном взгляде в глаза друг другу движения головы матери и головы ребенка также гармонизированы и внешне напоминают «вальс». Подобное биологическое предпочтение матерью своего ребенка, ощущение «своего», «родного» лежит в основе готовности матери проявлять положительные чувства к своему ребенку, поддерживать его и заботиться о нем.

Таким образом, можно сделать вывод, что эмоциональное благополучие как устойчивое эмоционально-положительное состояние ребенка, которое выражается в чувстве безопасности, положительном самоощущении в отношениях с другими людьми и выступает основой его высокой познавательной активности, является фундаментом формирования отношения ребенка к миру и развития всех сфер его будущей личности. Эмоциональное благополучие зависит от степени удовлетворенности потребностей ребенка. Если базисные потребности ребенка не удовлетворены уровень эмоционального благополучия ребенка будет невысок. А продолжительная депривация может привести к отставанию в общем и речевом развитии, недостаточному развитию тонкой моторики и мимики); в дальнейшем могут проявляться и эмоциональные нарушения в виде общей сглаженности проявления чувств, при нередкой склонности к страхам и тревоге, поведенческие отклонения (частые реакции активного и пассивного протеста и отказа, недостаток чувства дистанции в общении или, наоборот, затруднения при контакте). 4]

1.2 Эмоциональное благополучие детей раннего возраста В психоанализе основой развития ребенка считается своевременное и качественное удовлетворение матерью биологических потребностей ребенка. Но психологической науке известны случаи нарушения у детей эмоциональной познавательной сфер, хотя их биологические потребности удовлетворялись. Переживание удовольствия при удовлетворении биологических потребностей и стремление к этому лежит в основе психосексуального развития. Первоначально у ребенка возникает «любовь к заботе», которую осуществляет мать, следовательно любовь к матери базируется на том, что мать является тем объектом, с которым связаны положительные эмоции, так как она удовлетворяет потребности ребенка. Мать становится первым объектом влечения, причем для всех потребностей вообще. Как первоначальный источник и объект удовлетворения потребностей, она оказывает влияние на дальнейшее формирование объектов влечения всех потребностей и способов их удовлетворения. Некачественное выполнение матерью своих функций объекта влечения или ее недоступность ведут к нарастанию напряжения потребностей и нарушению эмоционального состояния ребенка. Стремление к удовлетворению рассматривается как актуализация психосексуальной энергии, конкретизирующейся в различных потребностях. Состояние эмоционального неблагополучия (напряжения, фрустрации, чувство страха, отчаяния, гнева и т. п.) возникает вследствие невозможности немедленного устранения напряжения потребности или несоответствия способов удовлетворения, имеющихся у ребенка, предлагаемым обществом (первоначально в лице родителей).

Эти два полюса — страдание от напряжения неудовлетворенных потребностей и переживание наслаждения при их удовлетворении, а также рассмотрение матери — как объекта, который удовлетворяет потребности ребенка, дали толчок для разработки целого ряда концепций, относительно формирования у ребенка базового отношений к миру и форм переживаний своей активности в нем.

Э. Эриксон, считает, что противоположность базовому недоверию является чувство базовой веры и надежды. Базовая вера и надежда порождаются заботой и любовью матери, которая своевременно и качественно удовлетворяет потребности ребенка, предоставляя ему возможность, прогнозировать и ожидать ее закономерное и своевременное появление и соответственно устранение состояния неудовольствия и получение удовольствия. Мир устроен так, что ребенок постоянно оказывается в состоянии напряжения потребностей и вынужден некоторое время пребывать в этом состоянии. Поведение матери позволяет ему «побеждать» чувство базового недоверия и к концу первого года образуется баланс между базовой верой и базовым недоверием, который для успешного психического развития должен быть в пользу веры и надежды. Именно концепция Э. Эриксона стала той отправной точкой для разработки проблемы базового отношений к миру и его онтогенеза.

Базовой структурой для К. Хорни является потребность в безопасности и необходимость ее удовлетворения. Безусловно, что эта потребность удовлетворяются родителями (в основном матерью). Если же потребность базовой безопасности неудовлетворена, тогда ребенок сталкивается с базовой тревогой. Базовую стратегию развития личности формирует индивидуальная структура соотношений базовой тревоги и базовой безопасности.

Д. Винникотт акцентирует свое внимание на критичности для ребенка качества заботы матери в первые недели и месяцы жизни. Забота матери, помимо своевременного удовлетворения физиологических нужд ребенка, должна быть окрашена любовью. Знаменитым стало утверждение Д. Винникотта о том, что «кормление без любви — деструктивно». Мать является «идеальной средой» для ребенка в силу своего особого психического состояния, возникающего после родов и обеспечивающего ей интуитивное переживание состояний ребенка. На основе этого она способна оптимально удовлетворять все потребности ребенка и переживать при этом чувство любви и глубокой удовлетворенности. Это чувство защищает ее и ребенка от естественных для них обоих агрессивных импульсов, неизбежно присущих им как индивидуальным субъектам и служащим для защиты и сохранения своей индивидуальной целостности. Ребенок в условиях адекватного, «достаточно хорошего» материнского отношения получает хорошо сбалансированный опыт удовольствий и фрустраций, позволяющий ему выстраивать образ внешнего мира и себя. Качества матери, сначала осваиваемые ребенком «по отдельности», впоследствии «собираются» в целостный образ матери («материнский объект»). Промежуточный этап, когда мать еще не является целостным объектом, представляет собой для ребенка весь внешний мир в его положительных и отрицательных качествах. Основой построения все модели мира и себя является соотношение его «хороших» и «плохих» свойств, а также ожидание того, что нужды ребенка будут удовлетворены. Оптимальным для развития личности содержанием, получающимся в результате построения модели мира и себя, является усвоение (включение в эту модель) ребенком «хороших» качеств первичного объекта — матери. Необходимо, чтобы какое-то время мать жила с ребенком единой жизнью, и удовлетворение потребностей ребенка, переживалось матерью, приносило ей удовольствие. [9]

В этологических (этология — полевая дисциплина зоологии, изучающая генетически обусловленное поведение (инстинкты) животных, в том числе людей)[4] исследованиях, начало которым было положено в экспериментах X. Харлоу с детенышами обезьян, воспитывающимися без матери, было показано, что для нормального развития детенышей недостаточно только удовлетворения физиологических нужд. X. Харлоу сформулировал понятие об эмоциональном комфорте, который достигается в присутствии специфических стимулов от матери. Это мягкая шерсть, за которую можно цепляться, наличие «тела» (шерстистого и мягкого), к которому можно прижаться, его свойства покачиваться. Эти исследования свидетельствуют, что первоначально эмоциональный комфорт достигается именно за счет наличия самих стимулов, и только в дальнейшем они «собираются» в целостный объект. В нормальных условиях этим объектом является мать. Но в экспериментальной ситуации удалось «разнести» стимулы, обеспечивающие эмоциональный комфорт, и стимулы, обеспечивающие удовлетворение физиологических нужд, по разным объектам (два макета суррогатной матери с разным набором качеств). Революционность этих исследований состоит не только в выделении самостоятельного значения потребности в эмоциональном комфорте, но и в генезисе объекта этой потребности, основанном на существовании стимулов, обеспечивающих этот комфорт, и прижизненном их объединении на внешнем объекте.

Понятие об эмоциональном комфорте, необходимом для психического развития, наличие потребности в безопасности и роль матери в их обеспечении, а также влияние этих структур на формирование базовых образований личности легли в основу теории привязанности (Дж. Боулби., М. Айнсворт). На основе заботы и поддержки, оказываемых, матерью в первый год жизни, у ребенка образуется привязанность к ней, как к объекту, эту поддержку обеспечивающему. Качества матери как объекта привязанности (ее физическая и психологическая доступность, а также качество и своевременность оказываемой поддержки) служат источником формирования поведения привязанности и базовой структуры личности (привязанности), обеспечивающей стратегическое отношение субъекта к миру и своему существованию в нем (базовая модель мира «Я — Другой»). Более поздние исследования привязанности показали, что выделенные формы привязанности (качество привязанности и две его основных формы — прочная, или безопасная, и непрочная привязанность), с некоторыми вариантами, обнаруживаются во всех культурах, причем в каждой культуре есть свой тип качества привязанности, наиболее оптимальный для формирования конкретно-культурного варианта личности. Качество привязанности, окончательно формирующееся к двум годам, является устойчивой личностной характеристикой и может быть выявлено в любом возрасте.

Привязанность у детей и взрослых играет огромную роль в устойчивости к стрессам. Также необходимо сказать, что люди у которых мало привязанностей склонны к депрессивному складу личности. Привязанность влияет на развитие родительских и супружеских качеств, устойчивость к невротическим расстройствам, формирование стиля мотивации достижений, а также наличие «циклов непрочной привязанности» в семейной истории.

Источником формирования прочной привязанности является доступность для ребенка объекта привязанности и качественное выполнение им своих функций (защита от всех форм дискомфорта) на ранних этапах развития. Еще У. Джеймс определял чувство одиночества, возникающее у ребенка вне контакта со взрослым, как источник страха в младенчестве. Д. Магагна считает, что вне контакта с матерью ребенок не, развивается, все его ресурсы «работают» на защиту от тревоги и преодоление чувства эмоционального дискомфорта. Она выделяет три типа поведения ребенка для компенсации чувства тревоги в отсутствии матери: 1) снятие стресса за счет увеличения подвижности; 2) угнетение двигательной активности («затаивание»); 3) аутостимуляция, или «поиск замены соска». Хорошо известно, что сосание для ребенка не только акт кормления, но и успокоение, то есть способ обретения эмоционального комфорта. В традиционных системах воспитания этот способ активно используется, иногда далеко за пределами грудного возраста.

В.В. Лебединский выделяет две основные функции эмоциональной регуляции: тоническую и регулятивную. Эти функции также могут быть «разнесены» на разные объекты, хотя в норме принадлежат матери. У детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации, тоническая функция может закрепляться не только на взрослом, но и на другом ребенке, а также обеспечиваться с помощью аутостимуляции. Роль тонической функции состоит в поддержании оптимального состояния возбуждения нервной системы, необходимого для жизнедеятельности. Это состояние имеет вполне определенные физиологические параметры, характеризуемые как стеническое состояние, обеспечивающее уверенность и готовность к действию, которые субъективно переживаются как состояние эмоционального комфорта. Потребность в оптимальном состоянии возбуждения основана на потребности мозга в притоке стимуляции и является источником формирования потребности во впечатлениях. 9]

В гуманистической психологии меньше внимания уделяется раннему онтогенезу, но выделяются состояние эмоционального комфорта и потребность в нем. А. Маслоу в своей иерархии потребностей человека выделяет потребность в безопасности, которая в раннем возрасте обеспечивается родителями. Это безопасность от страха, защита от боли, гнева, неустроенности. Она относится к потребностям первого уровня и должна быть удовлетворена после удовлетворения потребностей нужды (физиологических). Удовлетворение потребности в безопасности служит необходимым условием для возможности удовлетворения потребностей второго уровня — потребностей развития. Удовлетворение потребности в безопасности продуцирует чувство благополучия. Для его возникновения и стабилизации необходимо стабильное окружение и уверенность в его стабильности и закономерности. Это обеспечивается зависимостью ребенка от родителей, которая и стимулирует родителей такое окружение создавать и поддерживать. В этом состоит конструктивная роль зависимости в раннем детстве. Чувство безопасности создается заботой родителей, поддержкой и проявлением их любви к ребенку. 9]

Общим заключением, следуемым из этих подходов, является констатация потребности ребенка в наличии и поддержании чувства безопасности и уверенности в его обеспечении со стороны взрослых, в первую очередь — матери. Оно обеспечивается проявлением заботы взрослого и демонстрацией ребенку своего положительно-эмоционального отношения к нему. В результате у ребенка, во-первых, возникает и поддерживается чувство эмоционального комфорта, а во-вторых, возникает привязанность ко взрослому, который этот комфорт обеспечивает. Наличие привязанности ко взрослому и поведение привязанности обеспечивает ребенку уверенность в поддержке взрослого и своевременном ее получении.

В отечественной психологии традиционно упор делался на эмоциональные переживания ребенка во взаимодействиях со взрослым. Мать первоначально рассматривалась как источник стимуляции, обеспечивающий удовлетворение потребности во впечатлениях. В первые недели жизни поведение матери (проявление положительных эмоций во взаимодействии с ребенком) обеспечивает возникновение на основе потребности во впечатлениях потребности в общении (в форме эмоционального взаимодействия). М. И. Лисина и ее последователи считают потребность в общении самостоятельной потребностью, но возникающей также в течение периода новорожденности на основе активного воздействия взрослого. Проявляя свое эмоциональное отношение, взрослый формирует у ребенка потребность в эмоциональном взаимодействии, которое является содержанием первой формы общения — ситуативно-личностной. Эмоциональная депривация ребенка, в этом возрасте ведет к задержке и искажениям развития не только общения, но и всей эмоционально-личностной сферы. Основное внимание уделяется структуре и содержанию эмоциональной сферы ребенка, хотя не отрицается влияние его эмоционального состояния на развитие познавательной сферы. Роль эмоционального общения в предупреждении и терапии депривационных последствий (госпитализм и его более мягкие формы) состоит не только в развитии самого общения и всех остальных форм деятельности, но и в формировании и поддержании стабильного, благополучного (а точнее — эмоционально-положительного) состояния ребенка. 1]

Функции матери в обеспечении эмоционального комфорта ребенка более прицельно изучаются в рамках тех направлений отечественной психологии, где искаженное материнско-детское взаимодействие рассматривается как источник нарушения эмоционально-личностной сферы и психического здоровья ребенка (в младенческом, дошкольном, предподростковом и подростковом возрастах). Сюда относятся исследования родительского отношения, родительской позиции, стиля детско-родительских взаимодействий и т. п. В работах, относящихся к этим направлениям, выделяется базовое отношение к миру, которое формируется в раннем возрасте [А.Я. Варга, М. В. Колоскова, О. В. Баженова, Г. В. Скобло и др.]. Содержанием этой структуры является чувство базового доверия к миру [А.Я. Варга], активно-доверительное отношение к миру [М.В. Колоскова], устойчивый положительно-эмоциональный фон настроения. Формирование такого содержания субъективного опыта ребенка основано на поведении матери, которая, помимо удовлетворения физиологических, а также эмоциональных потребностей ребенка, обеспечивает поддержку его активного, инициативного отношения к миру. Мать воспринимает ребенка как субъекта не только потребностей, но и эмоциональных переживаний, активности. Выделяется потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослого, в эмоциональном взаимодействии со взрослым, к трем месяцам проявляющаяся как устойчивая потребность в получении положительных эмоций от взрослого (Л.И. Божович, М. И. Лисина, С.Ю. Мещерякова), потребность обрести чувство уравновешенности и безопасности, достигаемая в контакте со взрослым [Г.В. Скобло]. Удовлетворение этих потребностей является условием нормального психического развития ребенка. [8]

Эти исследования также позволяют заключить, что чувство эмоционального комфорта служит показателем оптимального состояния ребенка в системе «Я — Мир» и является необходимым условием его развития. Оно продуцируется положительным эмоциональным отношением матери, активно проявляемым в процессе взаимодействия с ребенком. Нарушение такого поведения матери (разные формы эмоциональной депривации) ведет к искажению психического развития ребенка, причем во всех сферах.

Исследования эмоционального благополучия ребенка в разных возрастах и его связи с отношением и поведением матери показали, что оно проявляется не только в преимущественном положительном фоне настроения, но и в стиле переживания результатов действий, успехов и неудач, развитии познавательной мотивации, включении взрослого в совместную деятельность, отношении к оценке взрослого, развитии самоконтроля, стиле переживания ситуации разлуки с близким взрослым, переживании семейной ситуации. В младенчестве состояние эмоционального благополучия определяется как базовое чувство эмоционального комфорта, обеспечивающее доверительное и активное отношение к миру. 5] В более старшем возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. На основании приведенных исследований можно более конкретно охарактеризовать структуру эмоционального благополучия.

Структура эмоционального благополучия В эмоциональном благополучии можно выделить несколько составляющих, каждая из которых представляет собой континуум между положительным и отрицательным полюсами. В совокупности они представляют собой уровень общего эмоционального благополучия ребенка.

· Эмоция удовольствия — неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения.

· Переживание успеха — неуспеха достижения целей.

· Переживание комфорта как отсутствия внешней угрозы и физического дискомфорта.

· Переживание комфорта в присутствии других людей и ситуации взаимодействия с ними.

· Переживание оценки другими результатов активности ребенка.

Все эти составляющие могут иметь разное содержание, то есть разную «точку» на континууме от «+» до «-», однако их не может не быть вообще. Чтобы понять, что именно входит в функции матери и как они обеспечивают ту индивидуальную точку на континууме, которая определяет уровень эмоционального благополучия конкретного ребенка, необходимо представить себе онтогенез всех составляющих эмоционального благополучия ребенка. [8]

1.3 Родительская позиция в семейном воспитании Одним из важнейших факторов, формирующих гармонически развитую личность ребенка, являются воспитательные позиции родителей, определяющие общий стиль воспитания.

В описании типологии семейного воспитания принято изучение воспитательных родительских установок и позиций. В общем виде были сформулированы оптимальная и неоптимальная родительские позиции.

Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности.

Адекватность родительской позиции может быть определена как умение родителей видеть понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душевном мире изменения.

Гибкость родительской позиции рассматривается как способность перестройки воздействия на ребенка по ходу его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи.

Прогностичность родительской позиции означает, что не ребенок должен вести за собой родителей, а наоборот, стиль общения должен опережать появление новых психических и личностных качеств детей.

В дисгармоничных семьях, там, где воспитание ребенка приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявляется изменение родительских позиций по одному или по всем трем выделенным показателям. Родительские позиции неадекватны, утрачивают качества гибкости, становятся повышенно устойчивыми, неизменчивыми и непрогностичными.

Воспитательные позиции родителей — это характер эмоционального отношения отца и матери к ребенку. Выделяют следующие основные типы:

? эмоционально-уравновешенное отношение к ребенку (оптимальный стиль поведения родителей): родители воспринимают ребенка как формирующуюся личность с определенными возрастными, половыми и личностными особенностями, потребностями и интересами. Основой этих отношений является уважение взрослым ребенка. Родители выражают ребенку свои чувства, категоричность и настойчивость, но при этом сохраняют необходимую для него степень свободы и независимости. Взрослый воспринимает ребенка как личность. Межличностные отношения родителей и детей строятся на основе взаимодействия и взаимопонимания;

? концентрация внимания родителей на ребенке (нежелательный стиль родительского поведения): семья существует ради ребенка. Родители проявляют постоянную гиперопеку по отношению к ребенку. Они постоянно контролируют поведение ребенка, ограничивают его социальные контакты, стремятся давать советы, навязывают общение. В этом случае родительские позиции заключаются в следующем: чрезмерная уступчивость; неадекватность понимания личности ребенка; общение с ребенком как с младенцем (не учитывая его возрастные особенности); неспособность адекватно воспринимать степень социальной зрелости и активности ребенка; неумение руководить детьми; духовная отдаленность отца и матери от ребенка;

? эмоциональная дистанция между родителями и ребенком (нежелательный стиль родительского поведения). Дистанция означает психологическую отдаленность взрослых от детей — редкие и поверхностные контакты с ребенком, эмоциональное равнодушие к нему. Отношения родителей и детей не приносят взаимного удовлетворения, так как в основе своей имеют ориентацию взрослых «найти на ребенка управу», не понимая его индивидуальных особенностей, потребностей и мотивов поведения.

Стили семейного воспитания — это типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях. Отношения определяются по степени напряженности и последствиям негативного влияния на воспитание детей.

Патология семейных отношений продуцирует широкий спектр аномалий в психическом и нравственном развитии ребенка. Разумеется, эти аномалии, возникающие в условиях неблагополучных семейных отношений, не есть следствие только их. Они могут возникать под влиянием целого ряда побочных явлений, которые либо становятся причиной самой конфликтности, либо действуют на нее в качестве катализатора, например, низкая духовная культура родителей, их эгоизм, пьянство и т. п.

А. С. Спиваковская предлагает следующую классификацию неблагоприятных типов отношений в семье:

1. «Внешне спокойная семья».

В этой семье события протекают гладко, со стороны может показаться, что отношения ее членов упорядочены и согласованы. Однако за благополучным «фасадом» скрываются длительно сильно подавляемые чувства друг к другу.

2. «Вулканическая семья».

В этой семье отношения изменчивы и открыты. Супруги постоянно выясняют отношения, часто расходятся, чтобы вскоре нежно любить и опять относиться друг к другу искренне и нежно. В этом случае спонтанность, эмоциональная непосредственность преобладают над чувством ответственности. Хотят того родители или нет, специфическая эмоциональная атмосфера семьи оказывает постоянное воздействие на личность ребенка.

3. «Семья-санаторий».

Это характерный тип семейной дисгармонии. Поведение супругов принимает вид «курорта», усилия затрачиваются на своеобразное коллективное самоограничение. Супруги все время проводят вместе и стараются удержать около себя детей. Поскольку бессознательная цель одного из супругов — удерживание любви и заботы другого, ребенок не может компенсировать недостаток любви со стороны ни одного, ни другого родителя. Ограниченность семьи заботой, внутренними отношениями приводит к постоянной фиксации внимания на здоровье, подчеркиванию всевозможных опасностей, запугиванию. Необходимость удержать ребенка в семье приводит к дискредитации внесемейных ценностей, к обесцениванию общения ребенка, предпочитаемых форм проведения свободного времени. Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от реальных и мнимых опасностей — характерные признаки отношения к детям в семьях «санитарного» типа. Такие родительские позиции приводят к чрезмерной перегрузке нервной системы ребенка, при которой возникают невротические срывы.

4. «Семья-крепость».

Для такого типа характерна ограниченность рамками семейного круга с дисгармоничными внутренними связями. Отношение к детям в такой семье жестко регламентируется, необходимость ограничения связей вне семьи приводит к жесткой фиксации всевозможных ограничений. В семьях по типу «крепости» любовь ребенка все более приобретает условный характер, он любим только тогда, когда оправдывает возложенные на него семейным кругом требования. Подобная семейная атмосфера и тип воспитания приводят к повышению неуверенности ребенка в себе, к безынициативности, иногда усиливают протестные реакции и поведение по типу упрямства и негативизма. Семья по типу «крепости» ставит ребенка в противоречивую позицию, ситуацию внутреннего конфликта, вызванного рассогласованием между требованиями родителей и окружения и собственным опытом ребенка. Следствием отношений в такой семье является невротизация ребенка.

5. «Семья-театр».

В таких семьях стабильность удерживается путем специфического «театрализованного образа жизни». В центре внимания такой семьи всегда заключены игра и эффект. Как правило, один из супругов в подобных семьях испытывает острую потребность в признании, в постоянном внимании, поощрении, он остро испытывает дефицит любви. Демонстрируемая посторонним любовь и забота о ребенке не спасает от остро ощущаемого детьми чувства, что родителям не до них, что выполнение ими своих родительских обязанностей — формальная необходимость, навязываемая социальными нормами. В театрализованном образе жизни семьи часто возникает особое отношение к ребенку, связанное со стремлением скрыть его недостатки и несовершенства. Все это приводит к ослаблению самоконтроля, потере внутренней дисциплины. Отсутствие подлинной близости с родителями формирует эгоистическую направленность личности.

6. «Семья — третий лишний».

Возникает в тех случаях, когда личностные особенности супругов, стиль их взаимодействия составляют особую значимость, а родительство бессознательно воспринимается как помеха супружескому счастью. Так возникает стиль отношений с ребенком по типу скрытого непринятия. Воспитание детей в подобных ситуациях приводит к формированию неуверенности в себе, безынициативности, фиксации на слабостях, детям свойственны мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости и подчиняемости родителям. В таких семьях у детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят даже временное разлучение с ними, с трудом адаптируются в детских коллективах.

7. Семья с «кумиром».

Возникает тогда, когда забота о ребенке превращается в единственную силу, способную удержать родителей друг с другом. Ребенок оказывается центром семьи, становится объектом повышенного внимания и опеки, завышенных ожиданий родителей. Желание уберечь ребенка от жизненных трудностей приводит к ограничению самостоятельности, чему в значительной степени способствует бессознательная тенденция замедлить взросление ребенка, поскольку уменьшение опеки угрожает разрыву семейной группы. При таком воспитании дети становятся несамостоятельными. Вместе с этим возрастает потребность в позитивных оценках, детям недостает любви. Требования признания любой ценой порождает демонстративность поведения. Критичное осознание собственных личностных качеств заменяется негативными оценками других, ощущениями несправедливости и жесткости окружающих.

8. «Семья-маскарад».

Порождается несогласованностью жизненных целей и планов супругов. Воспитание ребенка приобретает черты непоследовательности, и мир для ребенка предстает разным, порой с противоречивыми сторонами. Мелькание масок повышает чувство тревожности. Несогласованность действий родителей, например повышенная требовательность отца при гиперопеке и всепрощении матери, вызывает растерянность ребенка и расщепление его самооценки. 6]

Родительская позиция в семейном воспитании — один из важнейших факторов, формирующий гармонически развитую личность ребенка. От того, какой позиции будут придерживаться родители, во многом зависит развитие личности ребенка, и как следствие его будущее. Подкрепление или наказание родителями определенных позиций и взглядов ребенка будут способствовать развитию сильной и уверенной в себе личности или, наоборот, неуверенной и слабой.

1.4 Роль эмоционального благополучия в развитии ребенка раннего возраста Одна из самых важных потребностей в жизни человека (по А. Маслоу) — это потребность в безопасности в раннем возрасте обеспечивается в основном родителями. Самая важная роль в обеспечении эмоционального комфорта ребенка принадлежит, конечно, маме и зависит от эмоциональнго взаимодействия с ребенком, проявления безусловной любви и поддержки.

Если ребенок получает от родителей любовь и поддержку у него возникает состояние эмоционального комфорта, а это обеспечивает доверительное и активное отношение к миру, формирует высокую самооценку, самоконтроль, ориентацию на жизненный успех. И, напротив, если человек ощущает эмоциональное неблагополучие, то это может проявиться в агрессии, подавленности, в страхах, обидах, изолированности, которые будут сопровождать его всю жизнь.

В детско-родительских отношениях ребенок раннего возраста удовлетворяет важные для него потребности. И если эти отношения построены неправильно — это ведет к нарушениям эмоционального благополучия ребенка раннего возраста. Неудовлетворение тех или иных потребностей ведет к возникновению специфических нарушений:

· Нарушения привязанности;

· Нарушения невротического характера;

· Страхи, тревожность;

· Депрессия;

· Проблемы с кормлением;

· Проблемы со сном;

· Упрямство, непослушание;

· Агрессивное поведение;

Под нарушениями эмоционального благополучия мы понимаем доминирование различного рода отрицательных эмоциональных переживаний ребенка (тревога, страх, гнев), которые в раннем возрасте проявляются в следующих сферах: в питании, в сфере сна, эмоциональной сфере, в отношениях со взрослыми и сверстниками (у детей 3-го года жизни) и в сфере развития самостоятельности. Крайними вариантами нарушений эмоционального благополучия являются устойчивые отрицательные состояния ребенка, которые в раннем возрасте обычно представлены поведенческими и эмоциональными нарушениями, расстройствами невротического характера, нарушениями привязанности, сна, питания. Подобные нарушения зачастую могут сами приводить к соматическим заболеваниям (в этих случаях обычно говорят о психосоматических расстройствах). [11]

Помимо возможного негативного влияния на соматическое здоровье ребенка, нарушения эмоционального благополучия приводят к неблагоприятным последствиям для его психического развития. Как правило, в первую очередь страдает социально-эмоциональное развитие ребенка, то есть развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие самостоятельности, саморегуляции.

Большое внимание второму и третьему году жизни уделяется в теории привязанности: на протяжении второго года происходит стабилизация качества привязанности и поведения привязанности. В условиях депривации формируются устойчивые формы нарушений эмоционально-личностного развития, которые считаются практически необратимым. Происходит становление Я-концепции, к трем годам появляется местоимение «Я». Формируется базовая структура, обеспечивающая устойчивый индивидуальный стиль переживания успеха-неуспеха достижения целей (мотивация достижений). Роль матери не менее важна, чем в предыдущие периоды. 9]

Проявляя свое эмоциональное отношение, взрослый формирует у ребенка потребность в эмоциональном взаимодействии, которое является содержанием первой формы общения — ситуативно-личностной. Эмоциональная депривация ребенка в этом возрасте ведет к задержке и искажениям развития не только общения, но и всей эмоцианально-личностной сферы. Основное внимание уделяется структре и содержанию эмоциональной сферы ребенка, хотя не отрицается влияние его эмоционального сотояния на развитие познавательной сферы. Роль эмоциаонального общения в предупреждении и терапии депривационных последствий (госпитализм и его более мягкие формы) состоит не только в развити самого общения и всех остальных форм деятельности (которые являются основным предметом исследования), но и в формировании и поддержании стабильного, благополучного (а точнее — эмоционально-положительного) состояния ребенка. [9]

2. Эмпирическое исследование эмоционального благополучия детей раннего возраста у работающих и неработающих матерей

2.1 Организация и методы исследования Целью исследования является сравнение уровня эмоционального благополучия детей раннего возраста у работающих и неработающих матерей. Цель достигается с помощью ряда задач:

1. Определить теоретические основы исследований проблемы эмоционального благополучия ребенка, как основы его психологического здоровья.

2. Сравнить уровень эмоционального благополучия детей раннего возраста у работающих и неработающих матерей.

Методика включает специально разработанные: 1) схему наблюдения и 2) анкету для матерей, в которых содержится перечень показателей нарушений эмоционального благополучия ребенка 2-го/3-го года жизни по следующим сферам: сфера кормления, сфера сна, эмоциональная сфера, сфера отношений ребенка со взрослыми, сфера отношений ребенка со сверстниками (только у детей 3-го года жизни) и сфера развития самостоятельности. Данные показатели представляют собой описание проявлений поведения ребенка, доступных объективному наблюдению.

Анализ результатов Список детей, матери которых работают

Имя ребенка (возраст)

Итоговый показатель

Павел (2,9)

33,33

Никита (2,9)

76,45

Егор (2,9)

80,89

Михаил (2,0)

132,51

Ярослав (2,4)

105,9

Валерия (2,10)

114,37

Давид (2,10)

77,29

Полина (2,11)

79,76

Диана (2,11)

101,57

Елизавета (2,11)

137,76

Ольга (2, 4)

84,17

Полина (2,7)

110,49

1.

Максимальное кол-во баллов (А)

Кол-во баллов у данного ребенка (В)

Итоговый показатель В*100/А

Сфера питания

Сфера сна

Эмоциональная сфера

Сфера отношений ребенка со взрослыми

Сфера отношений ребенка со сверстниками

Сфера развития самостоятельности

33,33

Общая сумма

33,33

2.

Максимальное кол-во баллов (А)

Кол-во баллов у данного ребенка (В)

Итоговый показатель В*100/А

Сфера питания

24,24

Сфера сна

33,33

Эмоциональная сфера

12,5

Сфера отношений ребенка со взрослыми

6,38

Сфера отношений ребенка со сверстниками

Сфера развития самостоятельности

Общая сумма

76,45

3.

Максимальное кол-во баллов (А)

Кол-во баллов у данного ребенка (В)

Итоговый показатель В*100/А

Сфера питания

24,24

Сфера сна

26,66

Эмоциональная сфера

12,5

Сфера отношений ребенка со взрослыми

6,38

Сфера отношений ребенка со сверстниками

11,11

Сфера развития самостоятельности

Общая сумма

80,89

4.

Максимальное кол-во баллов (А)

Кол-во баллов у данного ребенка (В)

Итоговый показатель В*100/А

Сфера питания

36,36

Сфера сна

23,33

Эмоциональная сфера

12,5

Сфера отношений ребенка со взрослыми

6,38

Сфера отношений ребенка со сверстниками

44,44

Сфера развития самостоятельности

9,5

Общая сумма

132,51

5.

Максимальное кол-во баллов (А)

Кол-во баллов у данного ребенка (В)

Итоговый показатель В*100/А

Сфера питания

24,24

Сфера сна

36,67

Эмоциональная сфера

Сфера отношений ребенка со взрослыми

2,13

Сфера отношений ребенка со сверстниками

Сфера развития самостоятельности

42,86

Общая сумма

105,9

6.

Максимальное кол-во баллов (А)

Кол-во баллов у данного ребенка (В)

Итоговый показатель В*100/А

Сфера питания

15,15

Сфера сна

Эмоциональная сфера

Сфера отношений ребенка со взрослыми

8,5

Сфера отношений ребенка со сверстниками

66,67

Сфера развития самостоятельности

19,05

Общая сумма

114.37

7.

Максимальное кол-во баллов (А)

Кол-во баллов у данного ребенка (В)

Итоговый показатель В*100/А

Сфера питания

21,21

Сфера сна

Эмоциональная сфера

7,5

Сфера отношений ребенка со взрослыми

Сфера отношений ребенка со сверстниками

Сфера развития самостоятельности

28,58

Общая сумма

77,29

8.

Максимальное кол-во баллов (А)

Кол-во баллов у данного ребенка (В)

Итоговый показатель В*100/А

Сфера питания

24,24

Сфера сна

13,33

Эмоциональная сфера

12,5

Сфера отношений ребенка со взрослыми

10,64

Сфера отношений ребенка со сверстниками

Сфера развития самостоятельности

19,05

Общая сумма

79,76

9.

Максимальное кол-во баллов (А)

Кол-во баллов у данного ребенка (В)

Итоговый показатель В*100/А

Сфера питания

21,21

Сфера сна

Эмоциональная сфера

Сфера отношений ребенка со взрослыми

13,64

Сфера отношений ребенка со сверстниками

22,22

Сфера развития самостоятельности

9,5

Общая сумма

101,57

10.

Максимальное кол-во баллов (А)

Кол-во баллов у данного ребенка (В)

Итоговый показатель В*100/А

Сфера питания

12,12

Сфера сна

26,67

Эмоциональная сфера

Сфера отношений ребенка со взрослыми

8,5

Сфера отношений ребенка со сверстниками

66,67

Сфера развития самостоятельности

23,8

Общая сумма

137,76

11.

Максимальное кол-во баллов (А)

Кол-во баллов у данного ребенка (В)

Итоговый показатель В*100/А

Сфера питания

Сфера сна

Эмоциональная сфера

Сфера отношений ребенка со взрослыми

6,4

Сфера отношений ребенка со сверстниками

44,44

Сфера развития самостоятельности

33,33

Общая сумма

84,17

12.

Максимальное кол-во баллов (А)

Кол-во баллов у данного ребенка (В)

Итоговый показатель В*100/А

Сфера питания

15,15

Сфера сна

Эмоциональная сфера

Сфера отношений ребенка со взрослыми

6,4

Сфера отношений ребенка со сверстниками

44,44

Сфера развития самостоятельности

9,5

Общая сумма

110,49

Список детей, матери которых не работают.

Имя ребенка (возраст)

Итоговый показатель

Дмитрий (2,7)

136,4

Денис (2,8)

73,82

Мирон (2,10)

Евгений (2,3)

108,73

Герман (2,2)

37,1

Илья (2,6)

42,5

Екатерина (2,7)

73,82

Максим (2,10)

60,22

Алина (2,10)

50,42

Евгений (2,8)

85,74

Елена (2,9)

147,69

Юлия (2,5)

54,02

1.

Максимальное кол-во баллов (А)

Кол-во баллов у данного ребенка (В)

Итоговый показатель В*100/А

Сфера питания

36,4

Сфера сна

Эмоциональная сфера

Сфера отношений ребенка со взрослыми

17,1

Сфера отношений ребенка со сверстниками

Сфера развития самостоятельности

42,9

Общая сумма

136,4

2.

Максимальное кол-во баллов (А)

Кол-во баллов у данного ребенка (В)

Итоговый показатель В*100/А

Сфера питания

12,12

Сфера сна

Эмоциональная сфера

Сфера отношений ребенка со взрослыми

12,8

Сфера отношений ребенка со сверстниками

Сфера развития самостоятельности

23,9

Общая сумма

73,82

3.

Максимальное кол-во баллов (А)

Кол-во баллов у данного ребенка (В)

Итоговый показатель В*100/А

Сфера питания

12,12

Сфера сна

Эмоциональная сфера

Сфера отношений ребенка со взрослыми

6,4

Сфера отношений ребенка со сверстниками

Сфера развития самостоятельности

19,1

Общая сумма

67,62

4.

Максимальное кол-во баллов (А)

Кол-во баллов у данного ребенка (В)

Итоговый показатель В*100/А

Сфера питания

33,33

Сфера сна

Эмоциональная сфера

12,5

Сфера отношений ребенка со взрослыми

Сфера отношений ребенка со сверстниками

Сфера развития самостоятельности

42,9

Общая сумма

108,73

5.

Максимальное кол-во баллов (А)

Кол-во баллов у данного ребенка (В)

Итоговый показатель В*100/А

Сфера питания

6,1

Сфера сна

Эмоциональная сфера

12,5

Сфера отношений ребенка со взрослыми

8,5

Сфера отношений ребенка со сверстниками

Сфера развития самостоятельности

Общая сумма

37,1

6.

Максимальное кол-во баллов (А)

Кол-во баллов у данного ребенка (В)

Итоговый показатель В*100/А

Сфера питания

Сфера сна

Эмоциональная сфера

7,5

Сфера отношений ребенка со взрослыми

6,4

Сфера отношений ребенка со сверстниками

Сфера развития самостоятельности

28,6

Общая сумма

42,5

7.

Максимальное кол-во баллов (А)

Кол-во баллов у данного ребенка (В)

Итоговый показатель В*100/А

Сфера питания

Сфера сна

Эмоциональная сфера

Сфера отношений ребенка со взрослыми

8,5

Сфера отношений ребенка со сверстниками

22,22

Сфера развития самостоятельности

38,1

Общая сумма

73,82

8.

Максимальное кол-во баллов (А)

Кол-во баллов у данного ребенка (В)

Итоговый показатель В*100/А

Сфера питания

Сфера сна

Эмоциональная сфера

Сфера отношений ребенка со взрослыми

4,2

Сфера отношений ребенка со сверстниками

22,22

Сфера развития самостоятельности

23,8

Общая сумма

60,22

9.

Максимальное кол-во баллов (А)

Кол-во баллов у данного ребенка (В)

Итоговый показатель В*100/А

Сфера питания

Сфера сна

Эмоциональная сфера

7,5

Сфера отношений ребенка со взрослыми

6,4

Сфера отношений ребенка со сверстниками

22,22

Сфера развития самостоятельности

14,3

Общая сумма

50,42

10.

Максимальное кол-во баллов (А)

Кол-во баллов у данного ребенка (В)

Итоговый показатель В*100/А

Сфера питания

Сфера сна

Эмоциональная сфера

17,5

Сфера отношений ребенка со взрослыми

Сфера отношений ребенка со сверстниками

44,44

Сфера развития самостоятельности

23,8

Общая сумма

85,74

11.

Максимальное кол-во баллов (А)

Кол-во баллов у данного ребенка (В)

Итоговый показатель В*100/А

Сфера питания

12,12

Сфера сна

16,67

Эмоциональная сфера

12,5

Сфера отношений ребенка со взрослыми

6,4

Сфера отношений ребенка со сверстниками

66,67

Сфера развития самостоятельности

33,33

Общая сумма

147,69

12.

Максимальное кол-во баллов (А)

Кол-во баллов у данного ребенка (В)

Итоговый показатель В*100/А

Сфера питания

Сфера сна

Эмоциональная сфера

Сфера отношений ребенка со взрослыми

6,4

Сфера отношений ребенка со сверстниками

Сфера развития самостоятельности

47,62

Общая сумма

54,02

Итоговые показатели в 2-х группах по различным сферам:

Сферы

Мама работает

Мама не работает

Сфера питания

218,16

112,19

Сфера сна

183,32

96,67

Эмоциональная сфера

127,5

92,5

Сфера отношений ребенка со взрослыми

75,37

76,7

Сфера отношений ребенка со сверстниками

299,99

177,77

Сфера развития самостоятельности

180,87

338,35

Средний показатель (по всем сферам) по группе детей, мамы которых работают: 95,54.

Средний показатель (по всем сферам) по группе детей, мамы которых не работают: 78,17.

Не смотря на то, что средний показатель в группе детей, мамы которых работают выше, нежели чем в группе детей, мамы которых не работают. У детей 1-ой группы наблюдаются более высокие показатели в следующих сферах: сфере питания, сфере сна, сфере отношений ребенка со сверстниками. У детей 2-ой группы наблюдаются более высокие показатели в сфере развития самостоятельности и в сфере отношений ребенка со взрослыми.

Заключение

Эмоциональное благополучие как устойчивое эмоционально-положительное состояние ребенка, которое выражается в чувстве безопасности, положительном самоощущении в отношениях с другими людьми и выступает основой его высокой познавательной активности, является фундаментом формирования отношения ребенка к миру и развития всех сфер его будущей личности. Эмоциональное благополучие зависит от степени удовлетворенности потребностей ребенка. Если базисные потребности ребенка не удовлетворены уровень эмоционального благополучия ребенка будет невысок. А продолжительная депривация может привести к отставанию в общем и речевом развитии, недостаточному развитию тонкой моторики и мимики); в дальнейшем могут проявляться и эмоциональные нарушения в виде общей сглаженности проявления чувств, при нередкой склонности к страхам и тревоге, поведенческие отклонения (частые реакции активного и пассивного протеста и отказа, недостаток чувства дистанции в общении или, наоборот, затруднения при контакте).

В эмоциональном благополучии можно выделить несколько составляющих, каждая из которых представляет собой континуум между положительным и отрицательным полюсами. В совокупности они представляют собой уровень общего эмоционального благополучия ребенка.

Родительская позиция в семейном воспитании — один из важнейших факторов, формирующий гармонически развитую личность ребенка. От того, какой позиции будут придерживаться родители, во многом зависит развитие личности ребенка, и как следствие его будущее. Подкрепление или наказание родителями определенных позиций и взглядов ребенка будут способствовать развитию сильной и уверенной в себе личности или, наоборот, неуверенной и слабой.

Проявляя свое эмоциональное отношение, взрослый формирует у ребенка потребность в эмоциональном взаимодействии, которое является содержанием первой формы общения — ситуативно-личностной. Эмоциональная депривация ребенка в этом возрасте ведет к задержке и искажениям развития не только общения, но и всей эмоцианально-личностной сферы. Основное внимание уделяется структре и содержанию эмоциональной сферы ребенка, хотя не отрицается влияние его эмоционального сотояния на развитие познавательной сферы. Роль эмоциаонального общения в предупреждении и терапии депривационных последствий (госпитализм и его более мягкие формы) состоит не только в развити самого общения и всех остальных форм деятельности (которые являются основным предметом исследования), но и в формировании и поддержании стабильного, благополучного (а точнее — эмоционально-положительного) состояния ребенка.

Не смотря на то, что средний показатель в группе детей, мамы которых работают выше, нежели чем в группе детей, мамы которых не работают. У детей 1-ой группы наблюдаются более высокие показатели в следующих сферах: сфере питания, сфере сна, сфере отношений ребенка со сверстниками. У детей 2-ой группы наблюдаются более высокие показатели в сфере развития самостоятельности и в сфере отношений ребенка со взрослыми.

1. Божович Т. А. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.

2. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. — М.: Педагогика, 1990.

3. Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина [электронный ресурс] http://notions.ru/catalog/7

4. Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия // Р. Корсини, А. Ауэрбах; Под ред. Р. Корсини, А.Ауэрбаха. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 1876 с.

5. Кошелева А. Д. и др. Эмоциональное развитие дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А.Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева; Под ред. О. А. Шаграевой, С. А Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.

6. Спиваковская А. С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). — М.: Педагогика, 1986. — 160 с.

7. Фаустова И. В. Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, Россия. Особенности проявления эмоционального неблагополучия современных детей старшего дошкольного возраста [электронный ресурс]

http://www.rusnauka.com/18_DNI_2011/Psihologia/8_90 057.doc.htm

8. Филиппова, Г. Г. Психология материнства: учеб. пособие / Г. Г. Филиппова. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 239 с.

9. Филипова Г. Г. Эмоциональное благополучие ребенка. К проблеме определения понятия. / Г. Г. Филипова // Исследовательский Центр Семьи и Детства РАО Научный Центр Психического Здоровья РАМН. — 2004. — 22 стр.

10. Шматкова И. В. Психологическая помощь при нарушениях эмоционального благополучия у де-тей раннего возраста: учебно-методическое пособие для вузов/ И. В. Шматкова; рец. И. Е. Валитова; УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина». — Брест: БрГУ им. А. С. Пушкина, 2013. — 92 с.

11. Шматкова И. В. Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина, Республика Беларусь, Брест. Отношение матерей к нарушениям эмоционального благополучия у детей раннего возраста [электронный ресурс]: III Всероссийская научно-практическая конференция с использованием интернет форума «Психологическое знание в контексте современности: теория и практика». http://mosi.ru/ru/conf/articles/otnoshenie-materey-k-narusheniyam-emocionalnogo-blagopoluchiya-u-detey-rannego

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой