Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Функциональные особенности использования крылатых слов и выражений в СМИ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате фразеологического новаторства публицистов возникают оригинальные словесные образы, в основе которых ''обыгранные'' устойчивые выражения. Творческая обработка фразеологизмов придает им новую экспрессивную окраску, усиливая их выразительность. Чаще всего журналисты преобразуют фразеологизмы, которые имеют высокую степень устойчивости лексического состава и выполняют в речи… Читать ещё >

Функциональные особенности использования крылатых слов и выражений в СМИ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формы употребления крылатых слов и выражений в заголовках печатных изданий

Журналисты обращаются к фразеологическим богатствам родного языка как к неисчерпаемому источнику речевой экспрессии. Выразительна их речь, благодаря частому обращению к пословицам, поговоркам. В газетных статьях фразеологизмы часто употребляются в их обычной языковой форме с присущим им значением, как правило, для стремления журналистов усилить экспрессивную окраску и привлечь внимание читателей к самой статье.

Особенно любят использовать фразеологизмы журналисты разговорную, стилистически сниженную фразеологию, прибегая нередко к смешению стилей для создания комического эффекта.

Сама природа фразеологизмов, обладающих явной образностью, стилевой окраской, создает предпосылки для их использования в экспрессивной и прежде всего в художественной и публицистической речи. При этом ничего принципиально нового в употреблении фразеологизмов писатель не вносит, он черпает экспрессию из готового национального источника.

Однако возможности применения фразеологизмов значительно шире, чем простое воспроизведение их в речи.

Фразеологическое богатство языка оживает под пером талантливых журналистов, становится источником новых художественных образов, шуток, неожиданных каламбуров. Художники слова могут обращаться с фразеологизмами и как с ''сырьем'', которое подлежит ''творческой обработке''.

В результате фразеологического новаторства публицистов возникают оригинальные словесные образы, в основе которых ''обыгранные'' устойчивые выражения. Творческая обработка фразеологизмов придает им новую экспрессивную окраску, усиливая их выразительность. Чаще всего журналисты преобразуют фразеологизмы, которые имеют высокую степень устойчивости лексического состава и выполняют в речи экспрессивную функцию. При этом измененные фразеологизмы сохраняют художественные достоинства общенародных — образность, афористичность, ритмико-мелодическую упорядоченность.

Заголовок на первой полосе, напечатанный крупным шрифтом, привлекает внимание читателя. Поскольку газеты покупаются, как правило, в спешке, «на ходу», то покупатель ориентируется прежде всего на заголовки, не вчитываясь в содержание. Но когда начинает вчитываться (уже купив газету), то обнаруживает, что броский заголовок далеко не всегда соответствует содержанию. Обычно содержание гораздо скромнее заявленной сенсации, а иногда полностью противоречит заголовку.

Проанализируем заголовки газеты «Комсомольская правда» за 2004 год.

Ниже приведена подборка самых ярких заголовков:

Извилиста, витиевата как жизнь, так и смерть Арафата (12 ноября 2004);

Покормите сапог — он и вырастет (29 октября 2004);

Стрелки — назад! (29 октября 2004);

Сверьте любовные часы! (22 октября 2004);

Это понятно, что враг у порога… (08 октября 2004);

Пятница, 13-е. Олимпиада (13 августа 2004);

Коса на камень… (07 мая 2004);

С язвой по жизни? (13 февраля 2004);

Кому какие болячки «на роду написаны»? (12 января 2004);

Карасик счастья (27 июля 2004).

При анализе периодической прессы можно сделать вывод, что 30% заголовок — это измененные афоризмы.

Обычно «крылатые выражение» изменяют для «подгона» к тематике статьи следующими способами:

Добавляют пару слов, («Это понятно, что враг у порога»).

Изменяют одно слово в выражении, («С язвой по жизни», «Карасик счастья»).

Удаляют одно из слов в известном выражении, (нашла «Коса на камень…»).

Используя крылатое выражение для оформления заголовка, автор предполагает раскрыть его значение в тексте. Так, или иначе, значение выражения раскрывает сущность факта описываемого журналистом.

Итак, крылатые выражения помогают более образно, более интересно построить текст корреспонденции. Это немаловажно как для автора статьи, так и для всей газеты, в общем, так как яркое, образное выражение привлекает внимание и вызывает к публикации интерес, а следовательно повышается рейтинг газеты.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой