Функциональные особенности использования крылатых слов и выражений в СМИ
В результате фразеологического новаторства публицистов возникают оригинальные словесные образы, в основе которых ''обыгранные'' устойчивые выражения. Творческая обработка фразеологизмов придает им новую экспрессивную окраску, усиливая их выразительность. Чаще всего журналисты преобразуют фразеологизмы, которые имеют высокую степень устойчивости лексического состава и выполняют в речи… Читать ещё >
Функциональные особенности использования крылатых слов и выражений в СМИ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Формы употребления крылатых слов и выражений в заголовках печатных изданий
Журналисты обращаются к фразеологическим богатствам родного языка как к неисчерпаемому источнику речевой экспрессии. Выразительна их речь, благодаря частому обращению к пословицам, поговоркам. В газетных статьях фразеологизмы часто употребляются в их обычной языковой форме с присущим им значением, как правило, для стремления журналистов усилить экспрессивную окраску и привлечь внимание читателей к самой статье.
Особенно любят использовать фразеологизмы журналисты разговорную, стилистически сниженную фразеологию, прибегая нередко к смешению стилей для создания комического эффекта.
Сама природа фразеологизмов, обладающих явной образностью, стилевой окраской, создает предпосылки для их использования в экспрессивной и прежде всего в художественной и публицистической речи. При этом ничего принципиально нового в употреблении фразеологизмов писатель не вносит, он черпает экспрессию из готового национального источника.
Однако возможности применения фразеологизмов значительно шире, чем простое воспроизведение их в речи.
Фразеологическое богатство языка оживает под пером талантливых журналистов, становится источником новых художественных образов, шуток, неожиданных каламбуров. Художники слова могут обращаться с фразеологизмами и как с ''сырьем'', которое подлежит ''творческой обработке''.
В результате фразеологического новаторства публицистов возникают оригинальные словесные образы, в основе которых ''обыгранные'' устойчивые выражения. Творческая обработка фразеологизмов придает им новую экспрессивную окраску, усиливая их выразительность. Чаще всего журналисты преобразуют фразеологизмы, которые имеют высокую степень устойчивости лексического состава и выполняют в речи экспрессивную функцию. При этом измененные фразеологизмы сохраняют художественные достоинства общенародных — образность, афористичность, ритмико-мелодическую упорядоченность.
Заголовок на первой полосе, напечатанный крупным шрифтом, привлекает внимание читателя. Поскольку газеты покупаются, как правило, в спешке, «на ходу», то покупатель ориентируется прежде всего на заголовки, не вчитываясь в содержание. Но когда начинает вчитываться (уже купив газету), то обнаруживает, что броский заголовок далеко не всегда соответствует содержанию. Обычно содержание гораздо скромнее заявленной сенсации, а иногда полностью противоречит заголовку.
Проанализируем заголовки газеты «Комсомольская правда» за 2004 год.
Ниже приведена подборка самых ярких заголовков:
Извилиста, витиевата как жизнь, так и смерть Арафата (12 ноября 2004);
Покормите сапог — он и вырастет (29 октября 2004);
Стрелки — назад! (29 октября 2004);
Сверьте любовные часы! (22 октября 2004);
Это понятно, что враг у порога… (08 октября 2004);
Пятница, 13-е. Олимпиада (13 августа 2004);
Коса на камень… (07 мая 2004);
С язвой по жизни? (13 февраля 2004);
Кому какие болячки «на роду написаны»? (12 января 2004);
Карасик счастья (27 июля 2004).
При анализе периодической прессы можно сделать вывод, что 30% заголовок — это измененные афоризмы.
Обычно «крылатые выражение» изменяют для «подгона» к тематике статьи следующими способами:
Добавляют пару слов, («Это понятно, что враг у порога»).
Изменяют одно слово в выражении, («С язвой по жизни», «Карасик счастья»).
Удаляют одно из слов в известном выражении, (нашла «Коса на камень…»).
Используя крылатое выражение для оформления заголовка, автор предполагает раскрыть его значение в тексте. Так, или иначе, значение выражения раскрывает сущность факта описываемого журналистом.
Итак, крылатые выражения помогают более образно, более интересно построить текст корреспонденции. Это немаловажно как для автора статьи, так и для всей газеты, в общем, так как яркое, образное выражение привлекает внимание и вызывает к публикации интерес, а следовательно повышается рейтинг газеты.