Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Организация классического сонета

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В сонетах, в особенности в сонетных циклах, присутствует максимальное сближение автора и лирического героя. Сонет является своеобразным откликом на пережитые поэтом события. Более того, сонеты нередко пишутся как стихи на случай. В эпоху Возрождения сонет стал господствующим жанром лирики. К этому жанру обращались практически все поэты Ренессанса. И именно в творчестве поэтов этой эпохи сонет… Читать ещё >

Организация классического сонета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Итальянский сонет требовал единства мысли, выраженной во всем сонете. Основным структурным признаком сонета является объем текста. Сонет всегда состоит из четырнадцати строк. Другие правила сочинения сонета (каждая строфа заканчивается точкой, ни одно слово не повторяется) соблюдаются далеко не всегда. Композиционно-смысловая структура типичного итальянского («петраркианского») сонета представляет собой две части, которые вместе образуют компактную форму «спора». Первая часть — октава (два четверостишья) — формулирует «суждение», которое описывает «проблему». Первое четверостишье с обрамляющей рифмой (abba) должно было познакомить читателя с основным содержанием сонета, второе четверостишье с такой же рифмой (abba) должно было развивать основные мысли, изложенные в первом четверостишье. Далее следует секстет (два терцета — всего шесть строк), в котором предлагается «разрешение». Первый терцет с рифмовкой(cde) должен был выразить мысль, которая в какой-то степени представляет собой антитезу к мысли, изложенной в октаве, и, наконец, второй терцет с такой же рифмовкой (cde) представлял собой синтез октавы и первого терцета. Часто этот синтез выражался в двух последних строках второго терцета. Как правило, девятая строка вводила то, что называется «поворотным пунктом», или «вольтой», она символизировала переход от «суждения» к «разрешению». Даже в тех сонетах, которые не строго следуют структуре «проблема / разрешение», девятая строка попрежнему часто обозначает «поворотный пункт» при помощи изменения тона, настроения стихотворения. Этот «поворот», как правило, выделяется паузой, которая должна подчеркивать всё достоинство и красоту этой поэтической формы. Таким образом, с точки зрения содержания сонет предполагал определенную последовательность развития мысли: тезисантитезис — синтез — развязка. [8:334−340].

Существовала также определенная норма слогов. Идеальный сонет должен содержать в себе 154 слога, при этом количество слогов в строках катрена должно быть на один больше, чем в терцетах.

Музыкальность была также неизменным атрибутом сонета. Уже в самом слове «сонет» можно наблюдать указание на то, что это «звучащая» поэтическая форма. На это обращает внимание Л. Г. Гроссман, один из исследователей данного поэтического жанра: «Самый термин, определивший этот стихотворный вид, указывает на высшее поэтическое качество, связанное с ним, — на звучание стиха. Звуковое достоинство сонета, его ритмическая стройность, звон рифм и живая музыка строфических переходов.

— все это уже предписывалось первоначальным обозначением этой малой стихотворной системы" Отчасти эта музыкальность достигается чередованием мужских и женских рифм. Согласно правилам написания сонета, он должен был открываться мужской рифмой (рифма, при которой ударение падает на последний слог рифмующихся слов), а завершаться женской (рифма, при которой ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов) или наоборот.

Сложность поэтической формы сонета отмечал русский литературовед М. М. Батхин: «Сонет — очень трудная форма. Рифмы в сонете переплетаются, и это обязывает, чтобы и все образы и темы также были сплетены. В сонете не может быть легкости, намеканий; он должен быть очень тяжел, вылит из одной глыбы» .

Но, возможно, именно формальная сложность оказалась привлекательной для многих поэтов, которые стремились испытать свой талант. В сонете, как ни в каком другом жанре лирики, сливаются воедино алгебра и гармония.

В эпоху Возрождения сонет стал господствующим жанром лирики. К этому жанру обращались практически все поэты Ренессанса. И именно в творчестве поэтов этой эпохи сонет окончательно приобрел присущие ему содержательные признаки:

1) автобиографизм

В сонетах, в особенности в сонетных циклах, присутствует максимальное сближение автора и лирического героя. Сонет является своеобразным откликом на пережитые поэтом события. Более того, сонеты нередко пишутся как стихи на случай.

2) интеллектуальность

Несмотря на то, что очень часто сонеты были автобиографичны, они не предполагали фактографичности. События в сонете подразумеваются и угадываются, при этом далеко не всегда расшифровываются. Сонету априори было присуще универсальное осмысление реальности. Сонет представляет собой мир в миниатюре, поэта затрагивает в нём кардинальные проблемы человеческого бытия (жизнь и смерть, любовь и творчество, самопознание и постижение законов окружающей действительности).

3) лиризм

Вместе с тем, что сонет поднимает серьезные проблемы и несет в себе авторское видение их разрешения, он не лишен лиризма и часто мотивирован еще и эстетическими целями. Размышление в сонете всегда предельно эмоционально, образ мира выстрадан поэтом. [19, :230−236].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой