Основные заказчики — производственные компании, тесно взаимодействующие с вузом; предприятия, не являющиеся партнерами вузов по выполнению научной программы; сами вузы, в которых функционируют малые предприятия (см. перечень 3).
И на начальной стадии, и по сей день основными заказчиками продукции малых инновационных предприятий являются вузы и компании, участвующие и не участвующие в партнерском взаимодействии по реализации государственной научной программы, инициированной Правительством России (Постановление Правительства Российской Федерации № 218 от 9 апреля 2010 г.; Постановление Правительства Российской Федерации № 219 от 9 апреля 2010 г.) Только в 2010 и 2011 годах с малыми предприятиями взаимодействовали и региональные органы власти, начиная с 2012 года инвестиционная активность последПеречень 3
Заказчики продукции малых предприятий университетов, %
50.0 — Производственные компании, тесно взаимодействующие с университетом.
- 48.1 — Университеты, в которых функционируют малые предприятия
- 48.1 — Производственные предприятия, не являющиеся партнерами вузов по выполнению научной программы 26,4 — Физические лица
- 20,8 — Учреждения, организации непроизводственного профиля
- 11,3 — Региональные, муниципальные органы власти 7,5 — Министерства
- 3,8 — Другие университеты, Фонд содействия развитию малых инновационных предприятий
них в значительной степени уменьшилась. Взаимодействие с ними, а также с министерствами у малых предприятий, учрежденных в 2012 году, сведено к нулю, зато возросла доля физических лиц, взаимодействующих с малыми предприятиями (см. табл. 3).
Основные заказчики продукции малых предприятий, в зависимости от года их учреждения, %
Таблица 3
Основной заказчик. | Год учреждения предприятия. |
| | | |
Университеты, в которых функционируют малые инновационные предприятия. | 50,0. | 28,1. | 58,1. | 61,1. |
Производственные компании, взаимодействующие с университетом по выполнению научной программы. | 75,0. | 40,6. | 41,9. | 66,7. |
Предприятия, не взаимодействующие с университетом по выполнению научной программы. | 62,5. | 50,0. | 39,5. | 50,0. |
Учреждения, организации непроизводственного профиля. | 37,5. | 9,4. | 25,6. | 22,2. |
Министерства. | 0,0. | 9,4. | 7,0. | 0,0. |
Региональные, муниципальные органы власти. | 0,0. | 21,9. | 11,6. | 0,0. |
Физические лица. | 37,5. | 25,0. | 20,9. | 44,4. |
Результаты экспертного опроса свидетельствуют о том, что полноценное функционирование малых предприятий, особенно тех, которые задействованы в выполнении государственной научной программы совместно с производственными компаниями и исследовательскими организациями, наступает в относительно короткие сроки: в среднем через 2,5 месяца после учреждения малые инновационные предприятия университетов приступают к работе, а в среднем через 5 месяцев — становятся полноценно функционирующими.