Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Направления формирования механизмов управления региональной энергосистемой: На материалах Республики Северная Осетия-Алания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В этом секторе рынка конкуренция, как правило, отсутствует, рыночные силы, миниминизирующие цены, не действуют. Это приводит к скрытому росту рентабельности естественных монополистов и не способствует росту производительности труда. В месте с тем, существующие трудности в энергоснабжении, возникающие периодически в разных регионах, в основном определяются противоречием интересов субъектов рынка… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Энергосистема как основа производственной региональной инфраструктуры
    • 1. 1. Становление современной региональной энергосистемы: проблемы развития, необходимость и ключевые направления ее реформирования
    • 1. 2. Роль энергосистемы в региональной инфраструктуре. Проблемы развития региональной энергосистемы
    • 1. 3. Характеристика состояния электроэнергетики РСО-А
  • Глава 2. Анализ баланса энергоресурсов Республики Северная Осетия -Алания
    • 2. 1. Анализ потребления электроэнергии РСО-А
    • 2. 2. Направления улучшения использования гидроэнергетического потенциала рек РСО-А
    • 2. 3. Стратегические направления развития энергетики РСО-А
  • Глава 3. Региональное регулирование цен на энергоресурсы
    • 3. 1. Основы ценообразования и порядок государственного регулирования и применения тарифов на электрическую энергию
    • 3. 2. Ценообразование на оптовом и потребительском рынках
    • 3. 3. Расчет общей потребности в финансовых средствах энергоснаб-жающих организаций по видам регулируемой деятельности
    • 3. 4. Энергосбережение: механизм и методы управления
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Направления формирования механизмов управления региональной энергосистемой: На материалах Республики Северная Осетия-Алания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Фундаментальные сдвиги, происходящие на современном этапе в хозяйственном комплексе страны являются объективными и закономерными. В силу этого исследование хозяйственного поведения экономических субъектов необходимо проводить в неразрывной связи с институциональными преобразованиями. Тенденции развития и трансформации институциональных структур, их активное воздействие на хозяйственный комплекс страны в целом и ее отдельных субъектов, в частности, на нынешнем этапе исследованы недостаточно. Особенно остро эта проблема стоит в сфере регулирования деятельности естественных монополий, к числу которых в современной России относится и энергетика. В условиях перехода к рыночной экономике главным направлением развития энергетики становится эффективное управление ими и их экономия с целью снижения энергои ресурсоемкости конкретных производств и внутреннего валового продукта (ВВП) в целом. Рассмотрение основных подходов, методов и технических приемов по энергосбережению, инвестиционной политики, а также технико-экономического анализа проектов для принятия решения по снижению энергозатрат и оптимизации использования имеющихся энергетических ресурсов становится приоритетной задачей сегодняшнего состояния энергетики страны.

Управленческая структура конкурентного рынка энергоносителей предполагает необходимость и возможность ее научной оценки с позиции комплексного подхода. Между тем, такие исследования проведены недостаточно, что снижает уровень управляемости всей энергетической системы. Особо остро сформулирована проблема обеспечения равных условий конкуренции и открытости рынка для всех субъектов. У всех потребителей должен быть свободный выбор поставщика энергии через электрические и газовые сети, владелец которой, естественный монополист, получает абонентную плату, установленную энергетическими комиссиями, исходя из конкретных условий подключения потребителя и параметров его нагрузки.

В этом секторе рынка конкуренция, как правило, отсутствует, рыночные силы, миниминизирующие цены, не действуют. Это приводит к скрытому росту рентабельности естественных монополистов и не способствует росту производительности труда. В месте с тем, существующие трудности в энергоснабжении, возникающие периодически в разных регионах, в основном определяются противоречием интересов субъектов рынка энергоносителей и недостаточно четким исполнением федеральных законов и нормативных актов в регионах. Необходимо отметить, что во всех странах мира с рыночной экономикой осуществляются меры по регулированию производства и потребления всех типов энергоносителей, включая электрическую энергию и природный газ, поставляются компаниями — естественными монополистами.

Данные проблемы предполагают и наличие достаточного количества научных разработок, касающихся различных аспектов функционирования, как в целом энергосистемы России, так и ее региональных энергосистем, что и определяет актуальность темы исследования.

Степень разработанности проблемы. Вопросы разработки в целом проблемы функционирования энергетического комплекса, его места и роли в тран^ зитивной экономике еще не нашли должного отражения в отечественной научной литературе.

Различные аспекты функционирования энергосистемы в целом и составляющих ее механизмов рассмотрены в работах Бонич В. И., Варнавского Б. П., Волянской H.A., Гамма Б. З., Завьялова JI.M., Колесникова А. И., Конника Д. Л., Костиковского Ю. Л., Молодюка В. В., Мохова В. Б., Перевозчикова А. О., Пу-зыревой Н.М., Сахарнова Ю. В., Скубилина М. Д., Федорова М. Н., Шаталова В. И. и других, анализ которых показал, что проблема нуждается в дальнейших исследованиях и обобщениях их результатов для выработки предложений по успешному формированию механизмов управления энергосистемой страны и регионов и разработки мероприятий по совершенствованию их регулирования.

Цели и задачи исследования. Разработка направлений формирования механизмов управления энергетикой через систему методов и процедур определения цен и тарифов, а также мер энергосбережения в сфере энергоснабжения хозяйственного комплекса региона.

Реализация указанной цели предопределила необходимость постановки и решения следующих задач:

— уточнение сущностных характеристик энергосистемы в целом и определения факторов влияющих на ее эффективность;

— выявление основных экономических закономерностей, связанных оптимизацией развития энергокомплекса;

— оценка роли ценовой и тарифной политики в электроэнергетике, а также ее влияние на всю систему цен хозяйственного комплекса региона;

— обоснование системы методов экономического регулирования процесса формирования цен и тарифов;

— исследование уровня, динамики развития и роли энергокомплекса в региональной экономической системе;

— разработка направлений совершенствования внутренней институциональной структуры предприятий энергокомплекса и внешних мероприятий по их поддержке с целью усиления энергетической составляющей в экономике региона.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, связанные с развитием энергетической активности региональных и отраслевых экономических систем. Объектом исследования является система управления энергетического комплекса Республики Северная Осетия — Алания.

Методологической и теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Республики Северная Осетия — Алания, содержащие описания и механизмы регулирования естественных монополий в сфере энергетики. Использовались методы системного подхода, научного анализа и обобщения изучаемых процессов, многофакторный анализ и математическое моделирование. Применялись также методы моделирования сложных систем и многофакторного анализа с использованием современных информационных технологий и средств вычислительной техники. В качестве эмпирической базы в работе использовались статистические данные естественных энергетических монополий РСО-А, результаты расчетов, проводимых в РЭК РСО-А, сведения, опубликованные в Информационном Бюллетене ФЭК РФ, сведениях Госкомстата РФ и РСО-А.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

— на основе обобщения литературных источников, анализа состояния системы управления естественных монополий в сфере энергетики, дана оценка энергетических ресурсов и сформулированы пути реализации энергетической политики России и отдельных регионов;

— системно упорядочены элементы макроэкономического мониторинга, включающие наблюдение, анализ и прогнозирование производства и потребления, размеров и структуры энергокомплексов, влияния их на экономическое развитие регионов;

— выделены приоритетные направления трансформации внешних институциональных механизмов, стимулирующих инвестиционную активность предприятий энергетического комплекса в регионе;

— разработана концепция регулирования естественных монополий в сфере энергетики и определены принципы тарифной политики с учетом адресной социальной поддержки малоимущего населения;

— предложена схема внедрения разработанных ступенчатых тарифов, повышающих эффективность использования энергоресурсов и стимулирующих плательщиков электроэнергии;

— сформулирована концепция внедрения энергосберегающих технологий в электроэнергетике на основе внедрения схемы автоматизации процессов регулирования деятельности предприятий регионального энергокомплекса и системы информационного обеспечения.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что содержащиеся в диссертации научно-методические разработки были использованы в нормативно-правовой документации, методических указаниях и ряде программных продуктов по расчету тарифов на услуги естественных монополий в сфере топливно-энергетического комплекса России, а также в практической деятельности РЭК Республики Северная ОсетияАлания. Материалы работы используются при подготовке и чтении курсов «Экономика и организация предприятия», «Логистика», «Региональная экономика», «Менеджмент», «Маркетинг» в Северо-Осетинском государственном университете им. К.Л. Хетагу-рова.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты и основные положения диссертационной работы докладывались:

— на научных конференциях Северо-Осетинского Государственного университета им. К. Л. Хетагурова (1997;2002г.г.).

— на четвергом Всероссийском симпозиуме «Математическое моделирование и компьютерные технологии» (г. Кисловодск, 2000 г.).

— Северо-Кавказской региональной научной конференции молодых ученых, аспирантов и стажеров «Перспектива» (2000,2001,2002 г.г.).

Основные положения диссертации использованы Министерством экономики РСО-А при разработке концепции и стратегии развития отраслей промышленности республики.

Экономической службой ОАО «Севкавказэнерго» при разработке и прогнозировании социально-экономического развития предприятия применяются методы и подходы, предложенные в диссертации.

Публикации. По теме диссертационного исследования автором опубликовано 6 работ общим объемом 1,6 пл.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Выводы же экологической экспертизы СОАССР 1989 году о гибели Тибских и Зарамагских источников минеральных вод в результате их разбавления водами водохранилища по заключению Госэнергоэкспертизы, рассмотревшей этот вопрос в 1992 году и повторно в 1993 году, не подкреплены необходимыми для принятия такого решения дополнительными специальными изысканиями и исследованиями. Поэтому Госэнергоэкспертиза сделала заключение, что данное решение неправомерно и необоснованно;

• наличие водохранилища сезонного регулирования во много раз увеличивает значение Зарамагской ГЭС как крупного генерирующего источника РСО-А и Объединения Северного Кавказа, обладающего значительными запасами высокомобилыюй пиковой мощности. Наполнение водохранилища Зарамагской ГЭС летними паводковыми водами реки Ардон обеспечит потребности РСО-А в пиковой электрической мощности в зимний максимум нагрузок и снимет вопрос их ограничения или отключения. Достаточно сказать, что наличие водохранилища сезонного регулирования позволит увеличить среднегодовую выработку электроэнергии на 60−70 млн. кВт.ч., а мощность, участвующую в покрытии зимних нагрузок — в 2 раза (со 190 мВт до 374 МВт). С учетом дальнейшего строительства Зарамагских ГЭС-2 преимущества наличия водохранилища сезонного регулирования скажутся еще больше;

• Зарамагаеая ГЭС с регулирующим водохранилищем будет иметь большое значение как независимый автономный источник электроэнергии для гклребитЕжй РСО-А при отключении или разрушении мэкснстемных линий электропередачи. Это в значительной степени повысит надежность и устойчивость схемы внешнего энергоснабжения РСО-А, в том числе и в «особый» период.

• ретулирующее водохранилище Зарамагсной ГЭС в верховьях рекиАрдон позволит предотвратить крупные разрушения от паводковых вод сооружений Алагирского района, расположенных на берегах реки, улучшить условия орошения земель в низовьях реки Ардон, обеспечить чистой технической и питьевой водой города и поселки Алагирского и Ардонского районов.

Подготовительные работы по сооружению Зарамагсной ГЭС были начаты в июне 1976 года силами участка, а затем СМУ по сооружению Зарамагских ГЭС строительства ЧиркейГЭСстроя.

По угаеровдеиному проипу сметная стоимость строительства в базисных ценах 1991 года- 257,4 млн руб.

Титулом строительства в подготовительный период планировалось соорудить базу строительства в г. Алагире, необходимые временные и постоянные автодороги, подъезд ные пути, подстанции и линии электроперед ачи для электроснабжения строительства.

Однако из-за низких темпов строительства фактический ввод этих объектов в эксплуатацию был завершен значительно позже, а строительство энергетического комплекса затянулось на долгие годы. Объективных и субъективных причин было много.

На протяжении первых одиннадцати лет строительства поменялось десять начальников строительства, что крайне отрицательно повлияло на темпы строительства. Строители постоянно испытывали затруднения в материально-техническом снабжении, недоставало автотранспорта и механизмов, не хватало квалифицированных кадров. На строительстве была крайне низкая организация труда. Строительство недостаточно продумано. Вместо того, чтобы сосредоточить основные силы и ресурсы на строительстве основных сооружений и особенно на строительстве четырнадцатикилометрового деривационного тоннеля (он в основном определял сроки пуска ГЭС в эксплуатацию), основное внимание уделялось строительству вспомогательных объектов: жилого поселка, базы ОРСа, магазина, детского сада, очистных сооружений для Алагира, берегоукрепительных работ, и тому подобное.

В 1988;1989 годы в республике отмечался пик активности борцов за экологию. Рад ученых и практиков поставили вообще вопрос о прекращении строительства.

Несмотря на то, что в проекте были фундаментально разработаны вопросы экологаи, в средствах массовой информации высказывались утверждения, что головные сооружения недостаточно устойчивы при землетрясениях, что водохранилище нарушит сложившиеся экологическое равновесие в раите Зарамагсхих и Тиб-ских минеральных источников и они будут погублены. Это привело к значительному снижению темпов строительства, перепроектированию комплекса и приютию решения о снижении выооты плотины с 79 м до 39 м, о чем указывалось выше.

Пока решались эти вопросы, в стране развернулась перестройка и экономические реформы, в результате чего резко снизились объемы инвестиций в развитие народного хозяйства. Многие начатые стройки были законсервированы.

До 1992 года финансирование строительства осуществлялось за счет централизованных средств бюджета Советского Союза. После развала СССР и образования РАО «ЕЭС России» в 1992 году был образован филиал РАО «ЕЭС России"-Зарамаг-ские ГЭС Ардонского каскада. Финансирование Зарамагских ГЭС стало осуществлять РАО «ЕЭС России», филиал выполнял функции заказчика. АО «Севкавказэнерго» осуществляло контроль над строительством Зарамагсхих ГЭС по договору с РАО «ЕЭС России».

До сих пор стройку финансировало РАО «ЕЭС России». Сейчас там стремятся к реформирошник^чгомоонет€юпожнтьфш&вкз1рование стройки.

Поэтому надо изыскать местные возможности. Искать прогрессивные формы финансирования в воде создания акционерного общества, привлечения местных инвесторе", возможно, и зарубежных.

Можно выделить три источника финансирования работ по строительству Зарамагских ГЭС. Это средства РАО «ЕЭС России», средства федерального центра и средства республики.

Стоимость гидроэлектростанции (шла утверждена в 1993 году. Финансирование осуществляется за счет РАО «ЕЭС России», АО «Севкавказэнерго» «действует», по ее поручению. К сожалению, сейчас основная проблема Зарамагской ГЭС — это.

В 1994 гсщу филиал РАО «ЕЭС России» -Зарамагские ГЭС Ардонсасого каскада был приказом РАО от 21.12.94 года № 356 ликвидирован, а функции заказчика по строительству Зарамагских ГЭС были переданы АО «Севканказэнерго» на основании договора на инжиниринговые услуги и последующую эксплуатацию электростанций каскада. В 1992;1998 годы финансирование стройки РАО «ЕЭС России» проводилось крайне недостаточно и, в основном, выделением взаимозачетных писем через своих задолженников по абонентной плате. Стройка систематически испытывала острый дефицит «живых» денег, механизмов, материалов, автотранспортных средств. Из года в год росла задолженность по заработной плате рабочим ЗарамагГЭСстроя. Стройка превратилась в долгострой.

С 1998 году положение несколько улучшилось. Правительство РСО-А, Президент приняли энергичные меры по оказанию практической помощи строительству. В конце 1998 года Правительством РСО-А создан штаб стройки под председательством первого заместителя Председателя Правительства. В составе штаба — ряд руководителей министерств и ведомств республики, руководители АО «Севкавказэнерго» и ЗарамагГЭСстроя, администрации местного самоуправления Алагир-ского района.

В результате были приняты меры по улучшению финансирования строительства: уже 3 года АО «Севкавказэнерго» выделяет собственные средства в качестве долевого участия в сооружении Зарамагских ГЭС (выделено почти 36 млн. рублей), Правительство РСО-А обеспечило освобождение строительства от уплаты местных и республиканских налогов, снизило на 50% ставку налога на землю и имущество.

Тяжелое положение на стройке сложилось именно из-за отсутствия стабильного и эффективного финансирования, хотя, казалось бы, ЗарамагГЭС-строй должен черпать силу из четырех денежных исгочниксж: РАО «ЕЭС России», Правительство РСО-А, ОАО «Севкавказэнерго», Правительство РФ.

Специалисты считают, что если эту проблему удастся решить, темпы работ здесь можно утроить. Цель стоит таких усилий.

В соответствии с этим Ленгцдропроекгом, Представительством Южэнерго и АО «Сеякавказэнерго» был составлен бизнеснланЗарамапжихГЭС на рехе Ардон, в котором была обоснована экономическая эффективность строительства этих ГЭС, в том числе Головной ГЭС мощностью 10 МВт.

При этом в расчете эффективности был предусмотрен следующий график строительства и ввода мощностей:

— перекрытие русла реке Ардон (в декабре 1999 года), -наполнение водохранилища (в декабре 2001 года), -ввод в эксплуатацию агрегата Головной ГЭС (в декабре 2001 года), -ввод в эксплуатацию двух гидроагрегатов на ГЭС-1 (в 2003 году). Такие вводы могут быть обеспечены только в случае окончания оставшихся горнопроходческих работ по тоннелям Зарамагских ГЭС протяженностью 8,5 км в 3−4 летний срок. Для этого в работе Ленгидропроекга «Технико-экономическое обоснсюание приобретения горнопроходческого комплекса» обоснована необходимость и целесообразность приобретения механизированного проходческого комплекса.

Силами АО Ленпздропроекг и Институтом физики Земли была в очередной раз проведена экспертиза экологической безопасности объекта. Выводы экспертизы полностью подтвердили все принятые в проекте решения.

Оценивая вероятность изменения климата вследствие создания водохранилища Зарамапжих ГЭС следует иметь в вццу его размеры: протяженность менее 3 км, ширина 200−300 м, площадь зеркала- 7 км². В практике эксплуатации водохранилищ не отмечено ни одного свидетельства влияния водохранилищ такого размера на климат, поскольку климат определяется движением воздушных масс над территориями по размерам во много тысяч раз большими, нежели пространство над Зарамагским водохранилищем.

Вькхжогорное расположение водохранилища, низкие температуры воды (среднегодовое значение ниже 8*te), ничтожное содержание в воде питательных веществ гарантирует исключение появления в водоеме водорослей. Размеры изъятия горных пастбищ настолько незначительны, что не представляют практического интереса— реально затрагиваемая площадь горных пастбищ составляет не более 15−20 га. Воздействие водохранилища глубине" до 40 м на глубокие (более 50 км) слои земной коры, где вероятно возникновение крупного землетрясения, настолько неощутимо, что не в состоянии его спровоцировать.

Таким образом, экологическое обоснование проекта свидетельствует, что создание водохранилища Зарамапской ГЭС не вызовет необратимых экологических последствий.

Капиталовложения, освоенные до 1999 года, учитывались как «незавершенные капитальные вложения» до момента ввода ГЭС в эксплуатацию. Себестоимость производства электроэнергии на Зарамагских ГЭС включало в себя амортизационные отчисления, эксплуатационные расходы и налоги, относимые на себестоимость. Амортизационные отчисления определялись исходя из средней нормы амортизации 1,29%. Эксплуатационные расходы включали в себя заработную плату с начислениями на социальное страхование, затраты на техническое обслуживание, ремонты, цеховые и общестанционные расходы и прочие расходы. Финансово-экономический анализ производился в соответствии с «Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования», утвержденными Госстроем России, министерством экономики РФ, Госюмгдомом России от 31.03,94 № 7−12/47, СНШом И-01−95 и приказами РАО «ЕЭС России» <Ю порядке выполнения расчетов эффективности инвестиций" от 15.05.% года№ 150.

Использовались также «Практические рекомецдации по оценке эффективности и разработке инвестиционных проектов и бизнес-планов в электроэнергетике», утвержденные распоряжением РАО «ЕЭС России» от 04.0237 года № Зр.

Вбюнеснппане рассчитаны следующие показатели: жэонсжшчеааой и финансовой обоснованности проекта:

— чнпый днзоонпфованный доход (ЧДЦ),.

— внутренняя норма доходности (ВИД), -индексдоходности (ИД),.

— простой идискотированный срок окупаемости,.

— коэффициент обслуживания долга, рассчитываемый как отношение валовой операционной тцяйыт и обслуживаио долга.

Вое расчеты выполнялись с учетом портфельных реинвестиций. Получение кредита и портфельных реинвестиций цриипы под 8% реальных годовых. Коэффициент обслуживания долга принят равным 1,1. Определение *ЩДИДи дискншфованного срокао^паемосга выполнены при реальной ставке 10%.

Ссхласхюдактаукхщму законодательству учитывались сзкадющие налога и отчисления:

Налоги, относимые на себестоимость:

— отчисления на социальное страхование — 39% от фонда заработной платы, -налог на пользователей автодорог — 0,4% выручки от реализации. Налоги, относимые на финансовые результаты: -налог на имущество — 2%ог остаточной стоимости,.

— налог на нужды правоохранительных органов — 3% фонда заработной платы,.

— налог на нужды образования- 1% выручки от реализации. Налог на прибыль:

При отчислении налога на прибыль облагаемая прибыль уменьшалась на суммы, направленные на финансирование капитальных вложений, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цепи, включая проценты по кредитам (статья 6 закона о «Налоге на прибыль предприятий и организаций»). Эта льгота предоставляется предприятиям цри условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату.

Налоговые льготы не должны уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50%.

Отличительной особенностью раосчиганного бизнес-плана Зарамагских ГЭС является то, что из стоимости строительства исключены затраты на элекгросетевое строительство (объектов, необходимых для въедачи мощности Зарамагских ГЭС) в сумме 23,11 млн руб. в ценах 1991 года.

Сметная стоимость промышленного строительства 214 млн руб. (в ценах 1991 года), втом числе по пусковому комплексу — 58,6 млн руб. Остаток сметной стоимости всего по состоянию на 01.01.99 года -100 млн руб. (в ценах 1991 года), в том числе по пусковому комплексу — 29,59 млн руб. Из сметной стоимости головной ГЭС — 53,8 млн руб. освоено 30 млн. (в ценах 1991 года) (таблица 18). щ.

Незавершенное строительство Зарамагских ГЭС на 01.05.02 года — 6,6 млрд руб. в текущих ценах.

Основной целью бизнес-плана является определение тарифов, которые обеспечат приемлемые в условиях рыночной экономики финансово-экономические показатели ГЭС.

Формирование тарифов на электроэнергию производилось путем моделирования потоков денежных средств проекта, при которых инвесторам гарантировано получение дохода, достаточного для покрытия затрат по проекту, в том числе по обслуживанию долга и необходимой нормы прибыли на вложенный капитал. Затем проводился анализ расчетных тарифов ГЭС с существующими тарифами у потребителей АО «Сев-кавказэнерго» и действующими тарифами яаФОРЭМ.

Расчет капитальных вложений на завершение строительства Зарамагских ГЭС, учтенный в бизнес-плане приведен в таблице 17.

Расчет сметной стоимости строительства Зарамагских ГЭС, принятый в бизнес-плане приведен в таблице 18.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Временное положение о плановом балансе мощности в ЕЭС России // ФЭК.1997.6 мая. № 76.
  2. Временные правила работы Федерального (Общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности)// ФЭК.1996.1 августа.
  3. Годовой отчет по технико-экономическим показателям за 1990−1998 гг. АО «Севкавказэнерго».
  4. Государственная программа развития электроэнергетики Республики Северная Осетия-Алания Правительство РСО-А -1994 г.
  5. Методические указания о порядке расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию на потребительском рынке // ФЭК.1997.27 мая. № 81.
  6. Отчет по научным исследованиям потенциальных гидроэнергетических ресурсов рек Северо-Осетинской АССР. Дагестанский политехнический институт, 1990.
  7. Программа по сооружению ГЭС на Северном Кавказе. М.: Институт Гидропроект, 1990.
  8. Постановление Правительства Российской Федерации «Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию от 04.02.97, № 121».
  9. Пусковой комплекс Зарамагских ГЭС на реке Ардон. СПб.: Институт Лен-гидропроект, 1999.
  10. Примерное положение о региональной энергетической комиссии — от 03.04.97, №Б-367.
  11. Положение о Федеральной энергетической комиссии. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 13.08.96, № 960.
  12. Федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности). Постановление Правительства РФ от 12.07.96, № 793.
  13. Лостановление Правительства РФ от 07.12.98 г. № 1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением».
  14. Лостановление Правительства РФ «О мерах по энергосбережению в России» -1998. июнь.
  15. Схема развития малой гидроэнергетики Северо-Осетинской АССР на период до 2000 г. Институт Гидропроект, -1991.23 .Схема размещения первоочередных ГЭС и ГРЭС на Северном Кавказе на 1990−2000 гг.- Институт Гидропроект, 1984.
  16. Устав открытого Акционерного Общества энергетики и электрификации АО «Севкавказэнерго» утвержден Общим собранием акционеров АО «Севкав-казэнерго» 22.05.1995 г.
  17. Указ Президента РФ от 15.08.92 № 923 «Об организации управления электроэнергетики комплексом в условиях приватизации».
  18. Указ Президента РФ от 14.08.92 № 922 «Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества».
  19. Указ Президента РФ от 05.11.92 «О реализации в электроэнергетической промышленности Указа Президента РФ от 14.08.92 № 922.»
  20. Указ Президента Российской Федерации от 01.08.99 г. № 1129 «О дополнительных мерах по обеспечению промышленности и населения электрической и тепловой энергией в 1996—1997 гг.»
  21. Указ Президента Российской Федерации от17.10.96 г. № 1451 «О дополнительных мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий и созданию условий для стабилизации работы промышленности».
  22. Федеральная программа Энергосбережения России на 1998−2005 годы. Минтопэнерго, 1997.33 .Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ от 14.04.95 № 41-ФЗ».
  23. Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Северная Осетия Алания до 2000 г.», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 12.03.96 г. № 269.
  24. Н.А. Структурный анализ электроэнергетических систем: В задачах модел. и синт. Новосибирск: Наука, 1990.224 с.
  25. ШЛ. О состоянии и перспективах развития отраслевой строительной индустрии // Энергетическое строительство. 1992. -№ 9. С. 17−25.
  26. Актуальные проблемы экономики и управление энергетическим строительством: Сб. науч.тр. Всесоюз. ин-т Оргэнергострой. М. 1 989. -116 с.
  27. А.П., Денисов В. И. Новая форма двухставочных тарифов на электроэнергию // Электрические станции. —1992. — № 8. —С.2—7.39Александров АЛ Обеспеченность энергоресурсами не снимает проблем. М.: Новости, 1986. -30 с.
  28. В.Е., Кремер А. И. Методические вопросы экономии энергоресурсов. М.: Энергоатомиздат, 1990. Т.2 4.1.—188с.
  29. А. Программа энергосбережения: от планов к реальным делам // Сев. Осетия, 2000.8 июня.
  30. Барановский АЛ Формирование средств, направляемых на потребление: Учеб. методич. пособие. М.: Центр «Информэнерго», 1992. 31 с.
  31. С. В энергетике ситуация критическая // Сев. Осетия, — 1998. 7 окт.
  32. A.A. Проектирование систем принятия решений в энергетике. М.: Энергоатомиздат, 1986. -118 с.
  33. Безопасность ядерной энергетики (дискуссия в Президиуме РАН) // Вестник Российской академии наук. 1992. № 9. -С.3−39.
  34. В. Перекос: Нужны ли на равнин, реках страны новые ГЭС -гиганты?: (С прил. письма СЛ. Залыгина). //Соц. индустрия, 1988. 21 авг.
  35. В.Н., Копытов Ю. В. Пути экономии энергоресурсов в народном хозяйстве. М.: Энергоатомиздат, 1986. 125с.
  36. . Чтоб не ходить с протянутой рукой: (О проблемах поиска энергетических ресурсов в респ.) // Сев. Осетия, 1992.31 янв.
  37. . Электроэнергетика — важный рычаг промышленности // Растдзи-над, 1997. 2 дек.
  38. H. Неплательщикам объявлен бой. Система строжайшего контроля, учета, спроса позволит покончить с неплатежами за газ и электроэнергию // Северная Осетия, 2000.11 мая.
  39. Н. Проблемы энергосбережения проблемы жизни // Северная Осетия, 2000.6 июня.
  40. Н. Самый убедительный «аргумент» — рубильник: Долг респ. за потребленную электроэнергию продолжает расти и составляет на сегодня 514 млн. рублей // Сев. Осетия, 2000.16 авг.
  41. Болыпая книга по экономике / пер. Гадфрид В. М. М. ЛГЕРРА, 1997. С. 293.
  42. В.Н., Успевич В. А. Прогноз потребления электроэнергии и его связь с изменением климата // Энерг. стр-во. 1992. № 9. С.5−10.
  43. В.Н. Концепция перехода к устойчивому развитию и региональная энергетическая политика Н Энергия=Епе1?у. М., 2000. № 3. С. 21−24.
  44. В.В., Макаров A.A., Чупятов В. П. Энергосбережение как основа новой энергетической политики России // Энерг. стр-во. 1993. № 7. -С. 19−24.
  45. Бык Ф JL, Киту шин В.Г., Падерин A.A. Рыночные структуры организации электроэнергетики // Изв. Акад. наук. Энергетика / РАН-М., 2000. № 2. С.90−96.
  46. ВЛ. и др. Энергетика в соименном мире. М.: Знание, 1986.-192с.
  47. Внуков AJC Защита атмосферы от выбросов энергообъектов: Справочник. М.: Энергоагомиздат, 1992. -175 с.
  48. В.Е., Крыница Л. И. Кто есть кто в энергетике России: Справочник. СПб.: Корвет, 1995. 750 с.
  49. Н.И., Пяткова Н. И., Чельцов М. Б. Региональные проблемы энергетической безопасности России // Изв. АН / РАН. Энергетика. -М., 1999. № 6. С. 47−55.
  50. С. Чтобы не прозвучало эхо «Ледовой аварии»: Проблемы (энергетики) // Сев. Осетия, 1998.17 сент.
  51. JI. Что имеем не храним .(О электроснабжении респ.) // Сев. Осетия, 1992. 21 авг.64Тидроэнергетика: потери и приобретения.: (Ст.) // Экон. газ., 1988. Март (№ 13). —С Л 8−19.
  52. В. На пороге энергокризиса // Сев. Осетия, 1999.14 сент.
  53. В. Нужны ли нам все-таки ГЭС на реках Северной Осетии? // Сев. Осетия, 1998. 5 февр.
  54. В. Чтобы корабль не застрял в песках, на ошибках надо учиться // Сев. Осетия, 1999. 16 июня.
  55. В. Энергетический кризис Северного Кавказа и его причины // Сев. Осетия, 1992. 27 марта.
  56. Н.А. Концептуальный взгляд в будущее энергетики // Вести. Моск. техн. ун-та. Сер.: Машиностроение, 1991. № 4. С. 5−9.
  57. Дукенбаев К Д., Саблина Н. В., Петере А. Ф. Расчет потерь электроэнергии в условиях энергорынка// Электр, станции, 1998. № 12.-С. 12−13.
  58. В.А. Энергетика под угрозой короткого замыкания: (Экон. пробл. регион, энергетики) // С.-Петербург, панорама, 1992. № 4. — С .4—5.
  59. К. Г. Будут неплатежи (за потребляемую электроэнергию и газ) -будут и проблемы // Сев. Осетия, 2000.3 февр.
  60. К.Г. Концепция реформирования электроэнергетического комплекса Республики Северная Осетия-Алания. Владикавказ: Ремарко, 2001.77 .Карпенко JI. Зарамаг набирает второе дыхание: Будни стройки № 1 // Сев. Осетия, 1999. Запр.
  61. Л. ЗарамагГЭС получает ускорение // Сев. Осетия, 2000.15 июля.
  62. Л. ЗарамагГЭС вступает в рабочий график // Сев. Осетия, 1999.30 янв.
  63. Л. Здесь вам не равнина, здесь климат иной: Хроника строительства ЗарамагГЭС // Сев. Осетия, 1999.27фев.81 .Карпенко Л. Свет рождается в нефах гор: (Будни ЗарамагГЭСстроя) // Осетия-Алания, 1999. № 1.-С. 20−21.
  64. Л. Спасибо Вам, ребята! // Северная Осетия, 1999.25 дек. Карпенко Л. Только ли зарплата камень преткновения на строительстве Зарамаг ГЭС? // Сев. Осетия, 1999. 29 мая.
  65. А.Н. Исследование закономерностей развития энергетики в условиях рыночной экономики: Автореф. дис. д-ра экон. наук. М.: Энерг. ин-т. Г. М. Кржижановского, 1994. 40 С.
  66. Н. Зарамагской ГЭС. Республика будет гордиться. Если. // Сев. Осетия, 1998. 23 июня.
  67. П. Можно ли сделать Осетию энергетически независимым регионом? // Сев. Осетия, 2000. 7 июля.861Сириллин В. А. Энергетика сегодня и завтра. М.: Мир, 1986. -128 с.
  68. Ю.Д. Влияние энергетических стратегий на энергопотребление. Иркутск, 1985. -106 с.
  69. А.Э., Добрецов Н. Л., Лаверов Н. П., Коржубаев А. Г., Лившиц В .Р. Энергетическая стратегия России в XXI веке // Вестник Российской Академии наук, 1999. Т. 69. № 9. С. 771−789.
  70. П.Г. В судьбе ЗарамагГЭСстроя открывается новая страница // Сев. Осетия, 2000.25 ноября.
  71. АЛ., Шведов А. П. Оценка целесообразности использования возобновляемых природных источников энергии // География и природные ресурсы, 1999. № 2.-С. 140−147.
  72. С. В. Анализ расчетов с потребителями электроэнергетики РСО-Алания / Отчет ОАО «Севкавказэнерго». 1999.
  73. С.В. Перспектива остаться на всю зиму без света с каждым днем реальнее // Сев. Осетия, 2000.9 авг.93 .Кудрявцев С. В. Сколько долгов столько и отключений. // Сев. Осетия, 2000.21 июня.
  74. С. В. Сидеть без света будут . должники. // Сев. Осетия, 2000. 24 марта.
  75. А. Сбережение, производство и экспорт энергоресурсов // Экономист, 1999. № 1. С. 43−47.
  76. А. Потенциал энергосбережения // Экономист, М., 2000. № 5.-С.23−29.
  77. К. Аргументы гидроэнергетики: (О стр-ве гидростанций) // Строит, газ., 1988.3 сент.
  78. В. Я думаю о ЗарамагГЭС // Северная Осетия, 2000. 24 марта.
  79. . О ходе строительства.: (Зарамагской ГЭС) // Растдзинад, 1999. 2 окт.
  80. Ю.Н. Стратегия развития электроэнергетики России на перспективу до 2010−2015 гг.
  81. Ю1.Кушнарев Ф. А., Платонов В. В. Кто устанавливает тарифы на энергию и почему отключают потребителей? Ростов-н/Д.: СКНЦ ВШ, 1998.- 18 с.
  82. Ю2.Лазарев В. «Усыхают» нынче реки электричества // Сев. Осетия, 1994. 26 нояб.
  83. А. Энергетическая безопасность России // Экономика и жизнь, М., 1994. № 51. —С.19.
  84. Малая гидроэнергетика / Михайлов JI. IL, Фельдман Б. Н. и др.- М.: Энерго-атомиздат, 1989. -179 с.
  85. Г. Энергетика: новые подходы: (К открытию Междунар. деловой встречи по пробл. экономически чистой энергетики, Москва)// Рабочая трибу на, 1992.20 окт.
  86. Е.А. Стратегические задачи РАО ЕЭС по энергосбережению // РСЭ-информ, 1998. № 1.-С. 7.
  87. Методы анализа и прогнозирования показателей производственно-хозяйственной деятельности энергетического объединения / Барыкин Е. Е., Зайцев ОЗ., Косматов Э. М., Миролюбов A.A.- Под ред. Шевкоплясова П. М. СПб.: Энерго-атомиздат, 1994. -143 с.
  88. Надежность основного оборудования электрических сетей: Сб. науч.тр. (Всерос. НИИ энергетики.) М.: Энергоатомиздат, 1992. -144 с.
  89. Нас ждут вечера при лучине, если не начнем платить за электроэнергию // Северная Осетия, 2000. 4авг.
  90. Одна из лучших в России // Северная Осетия, 2000. 21 июля.
  91. Пасечкин JLJL, Попович A.C. Энергетика: Реальность и перспективы. Киев: Наук, думка, 1986. 131 с.
  92. Перспективы развития единой электроэнергетической системы и вопросы параллельной работы энергообъединенной Европы / Бондаренко А. Ф., Кучеров ЮЛ., Петряев Е. И. и др. // Изв. Рос АН Энергетика, 1992. № 5. С. 24-^14.
  93. Проблемы гидроэнергетики и их решение: Сб. ст. к 90-летию Ленингр. политехи, ин-та / Всесоюз. НТО энергетиков и электротехников, центр, и Ленингр. обл. правлУ Под ред. Ю. С. Васильева. Л.: Энергоатомиздат. 63 с.
  94. Программа по сооружению ГЭС на Северном Кавказе институт Гидропроект. 1990.118Л1рошкина И. Новая гидроэнергетика // Экология и жизнь, 2000. № 2 (14). -С.43
  95. С.Л. Экономика, организация и планирование энергетического производства. М.: Энергоатомиздат, 1984. — 336 с.
  96. Работа «Владэнерш» подверглась критике // Сев. Осетия, 1999.17 апр.
  97. Рациональное использование природных и энергетических ресурсов: Сб. науч. тр. М.: Акад нар. хоз-ва, 1986. -177 с.
  98. ЮЛ., Ушаков И. А. Надежность систем энергетики. —М.: Наука, 1986.-251 с.
  99. С.И., Лопатин Н. А., Михайлов Л Л. Гидроэнергетика СССР на пороге XXI века // Электрические станции, 1989. № 8.- С. 18.
  100. Л. Будет оплата будет свет // Сев. Осетия, 2000. 29 сент.125 .Сайдаковская Л. Проблема неплатежей (за электроэнергию) по-прежнему остра. // Сев. Осетия, 2000.27 июля.
  101. Л. Энергосистеме региона грозит полная остановка (из-за неплатежей)//Сев. Осетия, 2000. 17февр.
  102. Л. Энергоснабжение: положение в отрасли по-прежнему тяжелое // Сев. Осетия, 1999.18 дек.
  103. ЛЛ., Смолкин Ю. В., Суворов П. П. О разнесении затрат между электрической и тепловой энергией на ТЭЦ // Электрические станции, 1991. № 4. -С.52−56.
  104. П. Деградация энергетического комплекса России // Вопр. экономики, М., 1994. № 12. -С.108−114.
  105. Системы энергетики: управление развитием и функционированием: (Материалы симпоз., сент.1985 г.). -Иркутск: СЭИ, 1986.Т.2. -102 е., Т.З. -175 с.
  106. Современные проблемы системных исследований в энергетике: (Стендовые докл. СЭИ): (В 2 ч.) / Иркутск: Сиб. энерг. ин-т, 1990.4.1. 122 с.
  107. Современное состояние, проблемы и перспективы энергетики и технологии в энергостроении / Всесоюз. науч.-техн. конф. (1989.). Т.1.-190 с.Т.2. 171 с.
  108. ПЗ.Таги-Заде Ф.Г.-К. Энергоснабжение городов. М.:Стройиздат, 1992. -317с.
  109. Трайнев ВА и др. Сберегающие технологии природных и трудовых ресурсов / В. А. Трайнев, В. И. Борисов, И. В. Трайнев. М.: ЦПМЭ, 1992. — 47 с.
  110. Я. Перспективы российской электроэнергетики // Вопр. экономики. М., 2000. № 4. С. 71−32.
  111. О.Н. Энергетика России // Вестник Российской академии наук. 1999. № 4. Т. 69. -С. 311−336.
  112. В.В., Неведров Г. А. Развитие электроэнергетики Республики Северная Осетия-Алания на период до 2010 года. Ростов-н/Д., 1997. -С.19.
  113. Ю. Мини-энергетика пробивает себе дорогу. Пробьет ли? // Сев. Осетия. 1999. 3 марта.141 .Филиппова НТ., Бердник Е. Г. Развитие методов экспресс диагностики динамических свойств энергосистем // Электричество. 1998. № 12. -С. 2−7
  114. Финансы энергетики / Шабалин Е. М. М.: Высшая школа, 1989. 239 с. 143 .Ханаев В. А. Пути повышения маневренности Единой Электроэнергетической системы СССР. Новосибирск: Наука, 1991. -144 с.
  115. Г. Р. Гидроэнергетическое строительство и безопасность горных территорий // Безопасность и экология горных территорий: Тез. док. участи. 2-й междунар. конф., 25−30 сент. Владикавказ, 1995. -С. 126−127.
  116. JI. Энергетика и экономика: взаимные требования и компромиссы //Экономика и жизнь, 1991. № 20. май. С. 10.
  117. С.К. Будем ли мы с электроэнергией? // Сев. Осетия, 1995. 7фев.
  118. С.К. Быть или не быть Зарамагской ГЭС? // Растдзинад, 1997. 12 июля.
  119. С. К. ЗарамагГЭС: контуры завтрашнего дня // Сев. Осетия, 1997. 14 июня.
  120. С. К. Мера вынужденная, но единственно правильная // Сев. Осетия, 1996. 15авг.
  121. С. К. Почему отключают свет? // Сев. Осетия, 1998. Юянв.
  122. Хугаев CJC., Хузмиев И. К. Из-за долгов тьма: (О проблемах электроснабжения респ.) // Сев. Осетия, 1995.26 июля.
  123. С.К., Хубаев P.A., Герасименко Ю. Т. Перспектива вообще остаться без света становится реальностью./ Сев. Осетия, 2000. 14 нояб.
  124. И.К. Из импортеров в экспортеры // Сев. Осетия, 1995. 9 февр.
  125. И.К. Как будем платить за свет: (резонанс) // Сев. Осетия, 1997. 14авг.
  126. И.К. Электроэнергетика Осетии // Растдзинад, 1995. 30 авг.
  127. Р.И. Электрификация горного края. Орджоникидзе: Ир, 1988.-243 с.
  128. Т., Калаев С. Ученые о строительстве ЗГЭС. Стройке нужен «ЗИУ» // Сев. Осетия, 1999.21 апр.
  129. Чернеп>в Ю. А. Основные принципы энергетической стратегии государств членов Содружества. М.: ВНИИОЭНГ, 1992.- 41 е.- (Экономика топливно энергетического комплекса России).
  130. Л1еренцис АЛ. Главные направления развития электроэнергетики // Электричество, 1991. № 4. С. 5−10., С. 74−79.
  131. Энергетика сегодня и завтра / Под ред. А. Ф. Дьякова. М.: Энергоатомиз-дат, 1990.-340 с.
  132. Энергетическая безопасность России / Бушуев ВВ., Воропай НЛ., Масте-панов А.М. и др.- Ин-т энерг. стратегии и др. Новосибирск: Наука, 1998. -301 с. 1 бб. Энергорынок: на «нет» и света нет. .Jf Сев. Осетия, 2000. 4 марта.
  133. Юркевич Б Л., Львовский В. А., Касаткин Н. В. Зарамагские ГЭС на реке Ардон. Бизнес-план. СПб.: Ленгидропроект, 1998. 15 с.
Заполнить форму текущей работой