Эффективность хозяйственной деятельности предприятия
Влияние государства на изменение свободных цен может достигнуто при его воздействии на конъюнктуру рынка, когда государственные подразделения выступают в роли продавца или покупателя. Кроме того, прямое воздействие на ценообразование со стороны государства проявляется в установлении предельных величин, ограничении надбавок и предельных коэффициентов изменения цен. Косвенное воздействие выражается… Читать ещё >
Эффективность хозяйственной деятельности предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Производственная мощность: сущность, порядок расчета, показатели и пути улучшения использования
От уровня материально-технической базы предприятия, степени использования его производственного потенциала зависят все конечные результаты хозяйствования, в частности объем выпуска продукции, уровень ее себестоимости, прибыль, рентабельность, финансовое состояние и многое другое.
Если производственная мощность предприятия используется недостаточно полно, то это приводит к увеличению доли постоянных издержек в их общей сумме, росту себестоимости продукции и, как следствие, уменьшению прибыли.
Под производственной мощностью предприятия принято подразумевать максимально возможный выпуск продукции при реально существующем объеме производственных ресурсов и достигнутом уровне техники, технологии и организации производства. Она может выражаться в человеко-часах, машино-часах или объеме выпуска продукции в натуральном или стоимостном выражении. Производственная мощность предприятия не может быть постоянной. Она изменяется вместе с совершенствованием техники, технологии и организации производства и стратегии предприятия.
Степень использования производственных мощностей характеризуется следующими показателями:
1. Коэффициент использования производственной мощности К исп. мощ.. Он определяется как отношение фактического (планового) годового объема производства продукции к среднегодовой производственной мощности предприятия.
2. Коэффициент интенсивности использования производственной среднесуточной мощности Ки.з.. Он находится как отношение среднесуточного выпуска продукции к среднесуточной производственной мощности.
3. Коэффициент эффективности использования производственной мощности К э.з.. Он находится как отношение фактического (планового) фонда рабочего времени к расчетному фонду рабочего времени, принятого при определении производственной мощности.
Для характеристики пассивно части фондов рассчитывают показатель выхода продукции на 1 м2 производственной площади, который в некоторой степени дополняет характеристику использования производственных мощностей предприятия, повышение уровня данного способствует увеличению производства продукции и снижения ее себестоимости.
Кроме того, для оценки производственной мощности предприятия, целесообразно проанализировать использование технологического оборудования. Данный анализ базируется на системе показателей, характеризующих использование его численности, времени работы и мощности.
Для характеристики степени привлечения оборудования в производство рассчитывают следующие показатели:
1. Коэффициент использования парка наличного оборудования.
КН = Количество используемого оборудования
Количество наличного оборудования
2. Коэффициент использования парка установленного оборудования.
Для характеристики степени экстенсивности загрузки оборудования изучается баланс времени его работы. Он включает:
— календарный фонд времени — максимально возможное время работы оборудования (количество календарных дней в отчетном периоде умножается на 24 часа и на количество единиц установленного оборудования);
— режимный фонд времени (количество единиц установленного оборудования умножается на количество рабочих дней отчетного периода и на количество часов ежедневной работы с учетом коэффициента сменности);
— плановый фонд — время работы оборудования по плану. Отличается от режимного временем нахождения оборудования в плановом ремонте и на модернизации;
— фактический фонд рабочего времени.
Для характеристики использования времени работы оборудования применяются следующие показатели:
— Коэффициент использования календарного фонда времени:
Кк.ф. = Тф / Тк
— Коэффициент использования режимного фонда времени:
Кр.ф. = Тф / Тр
— Коэффициент использования планового фонда времени:
Кп.ф. = Тф / Тп
— Удельный вес простоев в календарном фонде:
Уд= ПР/ Тк
где Тф, Тп, Тр, Тк — соответственно фактический, плановый, режимный и календарный фонды рабочего времени оборудования;
ПР — простои.
Также необходимо рассчитать общие показатели. К таким относятся следующие:
1. Показатель фондоотдачи. Он определяется по формуле:
ФО= С/Ф где С — годовой объем продукции (работ, услуг) тыс. руб.
Фсреднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.
Так как на выпуск продукции в основном влияет активная часть основных производственных фондов, то необходимо также определить фондоотдачу активной части основных производственных фондов по формуле:
ФО А = С СМР / ФАП
где ФО А — фондоотдача активной части ОПФ;
ФАП — среднегодовая стоимость активной части основных производственных фондов, тыс. руб.
Показателем, обратным фондоотдаче, является фондоемкость, показывающая, какая часть стоимости основных производственных фондов приходится на один рубль выполненного объема работ.
ФЕ = Ф/С В заключение анализа использования производственных мощностей предприятия подсчитывают резервы увеличения выпуска продукции и фондоотдачи.
Основными направлениями улучшения использования производственной мощности предприятия являются:
1. Направления экстенсивного характера: повышение коэффициента сменности работы оборудования, сокращение сроков установки освоения оборудования, уменьшение простоев в ожидании ремонта, в ремонте, из-за отсутствия материалов, энергоносителей, рабочей силы и других внеплановых простоев.
2. Направления интенсивного характера: совершенствование конструкций машин, оборудования, транспортных средств, улучшение качества их изготовления; применения прогрессивной технологии; комплексная механизация и автоматизация производства; модернизация производства; совершенствование текущего технического обслуживания оборудования; повышение квалификации рабочих.
2 Цена: ее сущность, виды и структура. Роль государства и предприятия в ценообразовании
Цена является важнейшей экономической категорией. В общем виде цена товара — это стоимость, выраженная в денежной форме. Цена как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций.
Учетная функция отражает общественно необходимые затраты на выпуск и реализацию продукции. Цена отражает затраты отдельных видов ресурсов и размер прибыли.
Распределительная функция цены состоит в том, что через цены происходит перераспределение доходов между производителями и потребителями, бюджетами разных уровней, регионами и социальными группами населения. Эта функция реализуется через включение в цену ряда налогов (на добавленную стоимость, акцизы) которые направляются в бюджеты разных уровней.
Стимулирующая функция цены способствует стимулированию научно-технического прогресса, повышению качества продукции, т.к. цены дифференцируются в зависимости от технического уровня и качества последней.
Цена выполняет функцию сбалансированности спроса и предложения, чутко регулируя их колебания.
Функция цены как средства рационального размещения инвестиций позволяет направлять их в те секторы экономики, которые дают быструю отдачу и более высокую прибыль.
Цена зависит от способа реализации продукции. Принято выделять три стадии товародвижения:
— предприятие — оптовая торговля;
оптовая торговля — розничная торговля;
розничная торговля — потребитель.
Соответственно, выделяют три основных вида цен:
— оптовая цена предприятия;
оптовая цена промышленности;
розничная цена.
Структуру цены можно представить в виде таблицы.
Таблица 1- Структура цены
Себестоимость продукции | Прибыль производителя продукции | Снабженческо-сбытовые организации (посредники) | Торговые организации (розничная торговля) | ||
Оптовая цена предприятия | Издержки | Прибыль | Издержки | Прибыль | |
Оптовая цена промышленности | |||||
Розничная цена | |||||
Оптовая цена предприятия может совпадать с оптовой ценой промышленности. Это имеет место при реализации продукции производственного назначения, т. е. когда поставки от предприятия — производителя осуществляются потребителю-предприятию, либо при поставках массового товара от предприятия-производителя в систему розничной торговли. В некоторых случаях оптовая цена предприятия может совпадать с розничной ценой, если продукция реализуется розничному потребителю через собственные торговые точки.
Необходимо также учитывать, что на каждом этапе ценообразования к оптовой цене добавляется налог на добавленную стоимость. Оптовая цена с учетом данного налога — это оптово-отпускная цена.
Далее остановимся на ценообразовании. Ценообразование — это процесс установления цены на конкретный товар состоящий из следующих этапов:
— выявление внешних по отношению к производству факторов, влияющих на цены;
постановка целей ценообразования;
выбор метода ценообразования;
разработка основной стратегии;
рыночная корректировка цены (ценовая тактика);
страхование цен.
Ценовая политика предприятия представляет собой совокупность форм и методов, обеспечивающих достижения целей предприятия путем установления цен с учетом рыночных условий. Ценовая политика предприятия воплощается в решениях стратегического характера. Методом ценообразования признается система формирования цены с использованием соответствующей нормативной базы. В зависимости от конъюнктуры рынка, состояния спроса и предложения, возможностей предприятия, конкретно складывающихся его интересов проявляются внешние и внутренние факторы влияния на ценовую политику, на ценообразование.
К внешним факторам следует отнести спрос на продукцию, предложение ее с учетом смежных сегментов рынка, уровень цен, устанавливаемых конкурентами, степень необходимости продукции для потребителя, уникальность продукции.
Внутренние факторы представлены затратным механизмом, сложившимся на предприятии в виде его производственной и организационной структуры, организации снабжения необходимыми для деятельности ресурсами и сбыта готовой продукции.
Влияние государства на изменение свободных цен может достигнуто при его воздействии на конъюнктуру рынка, когда государственные подразделения выступают в роли продавца или покупателя. Кроме того, прямое воздействие на ценообразование со стороны государства проявляется в установлении предельных величин, ограничении надбавок и предельных коэффициентов изменения цен. Косвенное воздействие выражается в установлении и изменении налоговых ставок, акцизов и пошлин. Также следует отметить, что существуют фиксированные цены, устанавливаемые государственными органами власти и управления на ограниченный перечень продукции в твердо определенной величине. Государственное регулирование ценообразование направлено на создание условий для учета и сочетания интересов общества, производителей, потребителей.
3. Производственная структура предприятия. Факторы, определяющие структуру предприятия
В первую очередь необходимо сказать, что же представляет из себя производственное предприятие. Итак, производственное предприятие — это обособленная специализированная единица, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовить нужную потребителям продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля и ассортимента.
Далее необходимо остановиться на понятии структуры. Структура — это совокупность составляющих систему элементов и устойчивых связей между ними.
Структура предприятия — это состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, отделов, лабораторий и других компонентов, составляющих единый хозяйственный объект. Пример структуры предприятия представлен на рисунке 1.
Факторами, определяющими структуру предприятия являются: характер продукции и технология ее изготовления, масштаб производства, степень специализации предприятия и кооперирования его с другими предприятиями, а также степень специализации производства внутри предприятия.
Рисунок 1- Структура предприятия Какого-либо устойчивого стандарта структуры не существует. Структура конкретного предприятия постоянно корректируется под воздействием производственно-экономической конъюнктуры, научно-технического прогресса и социально — экономических процессов. Наряду с этим при всем многообразии структур все производственные предприятия имеют идентичные функции, главные из которых — изготовление и сбыт продукции.
Состав производственных звеньев, а также организаций по обслуживанию работников, их количество, величина и соотношение между ними по размеру занятых площадей, численности работников и пропускной способности представляют собой общую структуру предприятия.
В отличие от общей структуры предприятия производственная структура представляет собой форму организации производственного процесса и находит свое выражение в размерах предприятия, в количестве и составе цехов и служб, созданных на предприятии, их планировке, а также в составе, количестве и планировке производственных участков и рабочих мест внутри цехов, создаваемых в соответствии с расчленяем процесса производства на крупные звенья, частичные производственные процессы и производственные операции.
Производственная структура характеризует разделение труда между подразделениями предприятия и их кооперацию. Она оказывает существенное влияние на технико-экономические показатели производства, на структуру управления предприятием, организацию оперативного и бухгалтерского учета.
Главными элементами производственной структуры предприятия являются рабочие места, участки и цеха. Первичным и самым главным звеном пространственной организации производства является рабочее место. Рабочим местом называется неделимое в организационном отношении звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения определенной производственной или обслуживающей операции, оснащенное соответствующим оборудованием и организационно-техническими средствами. На рабочем месте может работать один или группа рабочих.
Участок — производственное подразделение, объединяющее ряд рабочих мест, сгруппированных по определенным признакам, осуществляющего часть общего производственного процесса по изготовлению продукции или обслуживанию процесса производства.
Цех — наиболее сложная система, входящая в производственную структуру, в которую входят в качестве подсистем производственные участки и ряд функциональных органов.
Обычно различают следующие виды цехов и производственных участков: основные вспомогательные, обслуживающие и побочные.
Вопрос о выборе и улучшении производственной структуры предприятия решается при строительстве новых предприятий, реконструкции действующих и изменении профиля их производства в ходе перемещения, перепланировки оборудования, а также при переоборудовании тех или иных участков производства.
Важнейшими факторами, связанными с определением производственной структуры предприятия и оказывающими большое влияние на его экономику, являются:
— выбор типа предприятия и принципа построения его цехов и производственных участков;
— соотношение между основными производственными цехами, с одной стороны, и вспомогательными и обслуживающими с другой;
обеспечение пропорциональности между всеми частями предприятия.
Производственная структура предприятия в значительной мере зависит от его специализации, т. е. от характера продукции, изготовляемой на предприятии, и разделении труда с другими предприятиями по изготовлению выпускаемой данным предприятием продукции. Кроме того, выбор целесообразной производственной структуры предприятия тесно связан с определением типа предприятия. Под типом предприятия понимается степень охвата им всех стадий производства продукции, повторяемость ее изготовления. Практика работы промышленности выявила три типа производственной структуры промышленных предприятий: технологический, предметный (предметно-замкнутый) и смешанный (предметно-технологический). На основе выбора типа предприятия и состава его цехов или производственных участков, а также запланированных номенклатуры продукции и объема производства определяются размеры предприятия. При этом исходят из необходимости повышения концентрации производства.
Задачи для контрольной работы
1. Стоимость основных производственных фондов цеха на начало года 25 350 тыс. руб. В июне вводятся фонды на сумму 4150 тыс. руб., в сентябре выводятся фонды на сумму 2810 тыс. руб. Объем производства продукции по плану 14 100 тыс. руб., фактически — 15 450 тыс. руб. Определить степень интенсивности использования основных производственных фондов цеха и изменение фактической фондоотдачи в сравнении с плановой
Решение.
В первую очередь необходимо определить наличие основных фондов на начало и на конец отчетного периода, для этого воспользуемся таблицей.
Таблица 2 — Динамика основных фондов предприятия
Показатель | Наличие ОПФ на начало периода, тыс. руб. | Поступило ОПФ, тыс. руб. | Выбыло ОПФ, тыс. руб. | Наличие ОПФ на конец периода, тыс. руб. | |
Основные производственные фонды | 23 350,0 | 4150,0 | 2810,0 | 24 690,0 | |
В первую очередь рассчитаем коэффициент интенсивного использования ОПФ, воспользовавшись для этого формулой:
Кинт = ТП ф / ТП пл
где ТП ф -фактический выпуск товарной продукции, тыс. руб.;
ТП пл — плановый выпуск товарной продукции, тыс. руб.
Кинт = 15 450/14100 = 1,095
Далее рассчитаем обобщающие показатели использования ОПФ:
1. Фондоотдача, т. е. выпуск товарной или валовой продукции на 1 рубль ОПФ.
Фо = ТП/ ОФ ср.год
Как видно из данной формулы, необходимо определить среднегодовую стоимость ОПФ. Для этого воспользуемся формулой:
ОПФ ср. год = ОПФ н.г. + ((ОФ ввод (12- м ввода i)) /12 — ((ОФ вывод (12-м вывода j)) /12
где м ввода i — порядковый номер месяца i — го ввода ОПФ;
м вывода j — порядковый номер месяца j — го вывода ОПФ
ОПФ ср. год = 25 350 +((4150 х (12−6)(/12) — ((2810 х (12−9))/ 12 = 26 722,5 тыс. руб.
Зная среднегодовую стоимсоть ОПФ определим фондоотдачу ОФП сравнивая при этом фактическую и плановую фондоотдачу.
ФО плановая = 14 100/26722,5 = 0,53 ФО фактическая = 15 450/ 26 722,5= 0,58
Далее определим фондоемкость — затраты ОПФ на 1 рубль товарной или валовой продукции ФЕ. Воспользуемся для этого формулой.
ФЕ = ОПФ ср. год / ТП
Рассчитаем данный показатель также для плановых и фактических величин.
ФЕ плановое = 26 722,5 /14 100 =1,9 ФЕ фактическое = 26 722,5 /15 450 = 1,7
Поместим полученные результаты в таблицу и проанализируем их.
Таблица 3 — Показатели использования ОПФ
Наименование показателей | Плановое | Фактическое | Отклонение | |
Коэффициент интенсивного использования ОПФ | ; | 1,095 | ; | |
Фондоотдача ОПФ | 0,53 | 0,58 | +0,05 | |
Фондоемкость ОПФ | 1,9 | 1,7 | — 0,2 | |
Как видно из данной таблицы, фактическая фондоотдача ОПФ выше, чем плановая, т. е. можно сказать, что на 1 рубль ОПФ выпущено товарной продукции на 5 копеек больше, чем предполагалась планом.
Что касается фондоемкости, то следует отметить, что здесь на 1 рубль товарной продукции затрачено на 20 копеек меньше, чем предполагалось планом.
Проведенные расчеты позволяют сделать вывод о том, что предприятия достаточно эффективно использует свои ОФП.
2. Выпуск изделий за год 1400 шт. Норма расхода материала на изделие 52 кг., при цене — 2900 за 1 кг. Интервал поставки материала — 70 дн., страховой запас 50% по отношению к текущему запасу, подготовительный запас — 5 дней. Определить норму запаса материала в натуральном и стоимостном выражении.
Решение.
Как известно, текущие производственные запасы обусловлены каждодневным потреблением предметов труда и периодической поставкой их элементов. Величину текущих запасов можно определить по формуле.
Т тек. = Т пост. / 2
В нашем случае данная величина задана условием задачи и равняется 70 дням.
Далее определим величину страхового запаса
Т стр. = 70×50% =35 дней
Величина подготовительного запаса также определена условиями задачи и равняется 5 дням.
Для определения нормы запаса материалов воспользуемся формулой.
П ПЗ = Рi/ДПЛ(Т тек + Тстр + Т под +Т тр)i
где Рi — расход iго элемента ПЗ конкретного вида в плановом периоде
Д пл — длительность планового периода (год — 360 дней; квартал -90 дней; месяц -30 дней).
Предварительно определим расход i — го элемента в стоимостном и натуральном выражении в плановом периоде.
Р нат. = 1400×520 = 728 000 кг
Р стоим. = 728 000×2900= 211 200,0 тыс. руб.
Длительность планового периода примем равной год, т. е. 360 дней.
Определим норму запаса материала:
1. В натуральном выражении:
П ПЗ = 728 000/360 (70+35+5) = 222 442 кг.
2. В стоимостном выражении:
222 442×2900 = 65 081,8 тыс. руб.
Таким образом, норма запаса в натуральном выражении составляет 22 442 кг, а в стоимостном 65 081,8 тыс. руб.
3. Выработка на одного работающего по отчету за год — 1895 руб., численность работающих 1295 чел. По плану производство продукции за год составляет 3100 тыс. руб., численность работающих — 1340 чел. Определить плановый рост производительности труда и прирост продукции, полученной за счет роста производительности труда
Решение.
Производительность труда характеризует эффективность производственной деятельности людей в сфере материального производства и представляет собой способность человека производить определенное количество материальных благ в течение промежутка времени. Она измеряется количеством продукции, производимой в единицу времени, или затратами труда на производство единицы продукции. При анализе производительности труда ПТ различают ее уровень и темпы роста. В нашем задании требуется определить темпы роста производительности труда. Но для того чтобы определить темпы роста производительности труда как плановые, так и фактические, вначале необходимо определить производительность труда плановую и фактическую. В нашем задании требуется анализировать производительность труда среднегодовую. Для этого воспользуемся формулой.
П ср год = ТП / Ч ппп,
где ТП — товарная продукция, руб.
Ч ппп — среднегодовая численность промышленно-производственного персонала, чел.
Определим производительность труда:
1. Плановую П ср год = 3100 /1340 = 2,31 тыс. руб.
2. Фактическая П ср год = 2454,03 /1295 = 1,895 тыс. руб.
Далее определим рост производительности труда, воспользовавшись для этого формулой.
?ПТ = [(Упт отч — Упт баз) / Упт баз] х 100, где
Упт баз — уровень производительности труда базисного периода (плановый уровень)
Упт отч — уровень производительности труда отчетного периода (фактический уровень)
?ПТ = [(1,895 — 2,31) / 2,31] х 100 = -17,96%
Из расчетов видно, что фактический уровень роста производительности труда ниже планового на 17,96%.
Кроме того, целесообразно рассчитать индекс изменения Упт, который показывает, во сколько раз изменился соответствующий уровень ПТ, в нашем случае фактический, по сравнению с плановым.
Упт = ПТ отч / П баз
Упт = 2,31/1,895 = 1,22 раза
Эффективность использования трудовых ресурсов характеризуется долей прироста товарной продукции, полученной за счет роста производительности труда (? ТП ПТ):
? ТП ПТ = ПТ х Ч
где Ччисленность работников, чел.;
? ТП ПТ — производительность труда, тыс. руб.
ТП план. = 2,31×1340 = 3095,4 тыс. руб.
ТП1 = 1,895×1340 = 2539,3 тыс. руб.
? ТП ПТ = 3095,4−2539,4= -556,1
Как известно, по доле прироста продукции, получаемой за счет роста ПТ, можно сделать вывод о том, по какому пути развивается предприятие. Если эта доля менее 50% - преобладает экстенсивное, а если более 50% - интенсивное развитие. Так как полученный результат более 50% (93,03%) то можно сделать вывод о том, что у данного предприятия интенсивное развитие.
Список используемой литературы
1. Гражданский кодекс Российской федерации. — М.: 2000
2. Налоговый кодекс Российской федерации. Часть первая (в ред. Федеральных законов от 30.03.1999, № 51-ФЗ и 09.07.1999 № 154 ФЗ
3. Андреева О.б. Экономика предприятия (Базовый конспект лекций) / Учебное пособие. — Кострома: Изд-во КГТУ, 2001
4.Балабанов И. Т. Финансовый анализ и планирование хозяйственного субъекта — 2-е изд. — М.: Финансы и статистика, 2001. -208 с
5. Бригхем Ю., Гапенски А. Финансовый менеджмент / пер. с англ. под ред. Ковалева В. В. — СПб.: Экономическая школа, 1998, т.2. — 669 с.
6. Верещака В. В. Привлечение оборотных средств // Главбух № 21, 1998. — с. 19 — 20.
7. Графов А. В. Оценка финансово-экономического состояния предприятия // Финансы № 7, 2001. — с. 64 — 67.
8. Донцова Л. В., Никифорова Н. А. Годовая и квартальная бухгалтерская отчетность. Учебно-методическое пособие по составлению. — М.: Дело и сервис, 1998. — 144 с.
9 Ефимова О. В. Оборотные активы организации и их анализ // Бухгалтерский учет № 19, 2000. — с. 72 — 78.
10. Основы предпринимаьтельской деятельности / Под ред. В. М. Власовой. — М.: Финансы и статистика, 2005. -496 стр.
11. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд. Минск: ООО «Новое знание», 2000.
12. Управленческий учет / Под ред. А. Д. Шеремета. — М.: ИД ФБКПРЕСС, 2001
13. Экономика предприятия: Учебник / В.и. Титов. — М.: Эксмо, 2007. — 417 с.