Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Экономическая характеристика предприятия «ЮПИТЕР-ТУР»

ОтчётПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Договора на поставку товаров заключаются по общим формам. В них определены предмет договора, сроки и условия поставки, качество, упаковка, маркировка, сумма договора, цена товара, порядок расчетов, претензии по качеству и количеству, ответственность, реквизиты сторон, дополнительные и прочие условия. Как правило, договора со всеми оптовыми продавцами заключаются на срок один год, действуют… Читать ещё >

Экономическая характеристика предприятия «ЮПИТЕР-ТУР» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Тема № 1. Общая характеристика торговой организации. Охрана труда

Тема № 2. Структура аппарата управления предприятием.

Тема № 3. Характеристика розничной торговой сети и складского хозяйства предприятия

Тема № 4. Организация товародвижения, товароснабжения и технология складских операций

Тема № 5. Контроль за работой торгового предприятия

Тема № 6. Ассортимент, потребительские свойства, качество товаров

Тема № 7. Маркетинговая и коммерческая деятельность предприятия

Тема № 8. Финансово-экономические показатели деятельности торгового предприятия

Тема № 9. Выводы и предложения

Тема № 1. Общая характеристика торговой организации. Охрана труда

Торгово-производственное частное унитарное предприятие «ЮПИТЕР-ТУР» (далее — «ТПЧУП», «предприятие», «магазин») создано в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Собственником Предприятия является.

Предприятие зарегистрировано решением Минского областного исполнительного комитета от 27.09.2007 года № 674, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, свой расчетный, валютный и иные счета, печати и штампы со своим наименованием, может от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах.

Целью деятельности предприятия является осуществление хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли.

Предметом деятельности являются:

— Оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями.

— Розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями.

— Неспециализированная оптовая торговля непродовольственными товарами.

— Прочие виды деятельности в соответствии с общегосударственным классификатором видов деятельности.

Тема № 2. Структура аппарата управления предприятием

Структура аппарата управления ТПЧУП имеет вид:

В соответствии со структурой ней главным руководителем и представителем предприятия является директор. У директора в подчинении находятся главный бухгалтер, заместитель и заведующий отделом торговли. Заместителю подчиняются экономисты и товароведы ТПЧУП. Заведующему отделом торговли подчиняются продавцы, кассиры, контролер торгового зала, грузчики и уборщицы. Главный бухгалтер заведует вопросами бухгалтерского учета. В его подчинении находится бухгалтерия.

Заместитель директора отвечает за следующие направления деятельности предприятия:

* организацию обеспечения необходимыми товарами требуемого качества;

* руководство разработкой проектов планов и балансов материально-технического снабжения, планов создания необходимых запасов на основе определения потребностей в материальных ресурсах с использованием прогрессивных норм расхода;

* обеспечение подготовки экономистами и товароведами заключения договоров с поставщиками, изучение целесообразности и возможности установления прямых долгосрочных хозяйственных связей по поставкам материальных ресурсов и прочее.

Отдел торговли осуществляет следующие функции:

— приемка товаров со склада в отдел;

— реализация товаров оптом и в розницу;

— применение прогрессивных форм торгового обслуживания;

— создание условий для правильного выбора товаров покупателями;

— оформление кассовых и товарных операций, а также выдача покупателям товарных чеков;

— доведение информации о товарах до сведения покупателей при продаже товаров, а также предоставление для ознакомления документов, предусмотренных законодательством (сертификаты, заключения пр.);

— обеспечение исправности торгового оборудования, контрольно-кассовых машин, средств измерения, соблюдения правил хранения и использование торгового инвентаря;

— сбор сведений о результатах продаж и качестве обслуживания покупателей, реализация мероприятий по повышению качества торгового обслуживания, по сокращению сроков и затрат на ведение торговых операций.

Охрана труда.

В магазине обеспечивается охрана труда работников путем:

— создания безопасных условий труда при эксплуатации оборудования и применяемых в процессе организации торговой деятельности материалов и веществ, а также эффективной эксплуатации средств защиты;

— создания условий труда на рабочих местах в соответствии с требованиями техники безопасности и санитарии;

— соблюдения режима труда и отдыха работников, установленного законодательством и трудовыми договорами;

— выдачи работникам на работах, выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, специальной одежды, специальной обуви и других необходимых средств индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами;

— подготовки и обучения, инструктажей, повышения квалификации и проверки знаний работников по вопросам охраны труда;

— проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических в течение трудовой деятельности медицинских осмотров работников;

— выделения средств, оборудования и материалов для осуществления мероприятий по профилактике производственного травматизма и профзаболеваний, улучшению условий труда, медицинского обслуживания работников;

— назначения должностных лиц, ответственных за охрану труда.

В магазине руководствуются Правилами техники безопасности и производственной санитарии на предприятиях торговли, утвержденными приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 02.10.1997 года № 132.

Необходимо отметить, что у руководителей подразделений хранится комплект действующих инструкций по всем профессиям и на все виды работ в данном подразделении, которые утверждаются руководителем предприятия и регистрируются в журнале учета инструкций. Эти инструкции подвергаются периодической проверке с целью обеспечения их соответствия современным требованиям по охране труда.

Тема № 3. Характеристика розничной торговой сети и складского хозяйства предприятия

Необходимо отметить, что операции, выполняемые на стадии продажи товаров, являются наиболее ответственными, так как они связаны с непосредственным обслуживанием покупателей. В отделе розничной торговли применяются следующие методы продажи товаров:

— самообслуживание;

— через прилавок обслуживания;

Таким образом, избранный Предприятием способ продажи товаров на основе самообслуживания является одним из самых удобных для покупателей методом продажи товаров, так как позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазина, расширить объем реализации товаров, что способствует более рационально распределить функции между работниками магазина. Товары, требующие нарезки, упаковки и т. д., продаются в магазине через прилавок обслуживания, так как требуют непосредственного участия продавцов в процессе продажи.

Отобранные товары покупатели укладывают в инвентарную корзину и доставляют к кассам. Здесь происходит расчет как за товары, отобранные покупателем, так и за товары, отпущенные ему через прилавок обслуживания. В узле расчета покупателю вручают кассовые чеки, служащие подтверждением правильности расчетов, и в случае необходимости, основанием для обмена товаров.

Торговый персонал обеспечивает соблюдение установленных правил торговли, то есть не требует от покупателей, входящих в торговый зал магазина самообслуживания, предъявления приобретенных ими в других магазинах товаров, штампы или какие-либо отметки в них не ставят, а также не обязывают оставлять личные вещи при входе в торговый зал. При желании покупатель может оставить у входа в торговый зал хозяйственную сумку, портфель и т. д., при этом магазин обеспечивает их сохранность.

На предприятии имеется следующее оборудование для складского хранения товаров, разделенное на следующие подгруппы: для укладки и хранения тарно-штучных товаров; для хранения навалочных и насыпных товаров; для хранения наливных товаров. Для укладки и хранения тарно-штучных грузов применяются универсальные сборно-разборные стеллажи для хранения различных продовольственных товаров в таре или на поддонах. Поддоны применяются плоские, стоечные и ящичные. Плоские поддоны используются для пакетирования товаров в ящиках, мешках, а также другой таре. Стоечные поддоны применяются для хранения товаров в картонных коробках (крупы, печенье, конфеты и пр.). В ящичные поддоны укладываются товары в коробках, связках, свертках и легкоповреждаемые грузы.

Использование поддонов на складах предприятия создает необходимые условия для механизации погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ, сокращения трудовых затрат, более эффективного использования площади и емкости складских помещений.

В ТПЧУП для хранения овощей используются деревянные закрома с ячейками, образуемыми внутренними перегородками.

Для выполнения технологических операций по приемке, хранению и отправке товаров покупателям на складах выделены соответствующие зоны:

— разгрузки транспортных средств;

— приемки товаров по количеству и качеству;

— хранения и фасовки товаров;

— отборки и комплектования заказов покупателей (оптовый склад);

— погрузки автомобильного транспорта.

Указанные зоны склада связаны между собой необходимыми проходами. Зона разгрузки транспортных средств примыкает к зоне приемки товаров по количеству и качеству, где размещаются также рабочие места товароведов.

Под зону хранения товаров отведена основная часть площади склада. К зоне хранения примыкают зоны фасовки и упаковки товаров, комплектования заказов оптовых покупателей. Такой принцип внутренней планировки помещений (зон) складов позволяет обеспечить поточность и непрерывность складского технологического процесса.

Тема № 4. Организация товародвижения, товароснабжения и технология складских операций

Наиболее ответственную часть торгово-технологического процесса в ТПЧУП составляют операции непосредственного обслуживания покупателей, к которым относятся:

? предложение товаров;

? отбор товаров покупателями;

? расчет за отобранные товары;

? оказание покупателям дополнительных услуг.

В магазине созданы условия как для беспрепятственного ознакомления покупателей с предлагаемым ассортиментом товаров, так и для удобной отборки ими товаров.

Также предприятием оказываются разнообразные услуги, связанные с приобретением товаров (производится прием предварительных заказов, комплектование подарочных наборов и т. д.).

Торгово-технологический процесс в магазине строится на основе следующих основных принципов:

? созданы максимальные удобства для покупателей;

? рационально используются помещения и торгово-технологическое оборудование;

? созданы благоприятные условия труда и отдыха для работников магазина;

? обеспечивается высокая культура обслуживания и производительность труда;

? обеспечена необходимая экономическая эффективность работы магазина.

Перед подачей в торговый зал товары подготавливаются к продаже, а именно: производится их распаковка, сортировка, очистка, фасовка, упаковка, маркировка и т. д. При распаковке товары освобождаются от внешней транспортной тары, сортируются, очищаются от пыли, загрязнений, устраняются их мелкие дефекты. Так как значительная часть продовольственных товаров поступает в нерасфасованном виде, их фасовка осуществляется непосредственно в магазине. В основном фасуются сыпучие бакалейные товары, кондитерские изделия, овощи, фрукты. В магазине товары фасуются при помощи настольных циферблатных весов. Перед доставкой в торговый зал товары маркируют и укладывают в лотки, корзины, ящики, тару-оборудование.

Поставку товаров для предприятия осуществляют торговые оптовые фирмы, склады, оптовые рынки, заводы-изготовители.

Как правило, договора со всеми поставщиками заключаются сроком на один год, обычно, с начала до конца года.

В договорах на поставку товаров предусмотрены следующие условия:

§ срок действия договора;

§ полное наименование сторон, заключивших договор;

§ предмет договора;

§ цена и общая сумма договора;

§ порядок расчетов и поставки;

§ порядок приемки и возврата залоговой тары;

§ права, обязанности и ответственность сторон;

§ форс-мажорные обстоятельства;

§ разрешение споров;

§ прочие особенные условия.

Как правило, договорами поставки предусматривается, что доставка продукции осуществляется транспортом поставщика на условиях франко-станции назначения, транспортные расходы несет поставщик.

Специалисты предприятия при заключении договоров с поставщиками продовольственных товаров учитывают ряд особых требований товароснабжения этими товарами, являющихся в значительной своей части скоропортящимися. Периодичность доставки этих продуктов диктуется нормативными сроками реализации, которые и закладываются в основу определения периодичности доставки скоропортящихся продуктов.

Основными документами, на основании которых поступают товары, являются счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, спецификации к договорам поставок.

После приемки товара необходимое его количество поступает в торговый зал, а остальная часть перемещается в складские помещения. При организации хранения товаров основное внимание уделяется минимизации товарных потерь. Это достигается путем создания условий хранения товаров в соответствии с их физико-химическими свойствами, оптимального размещения товаров в местах хранения с учетом времени их поступления и очередности продажи, частоты спроса, эффективного использования площади складских помещений.

Складские операции также включают и операции отборки товара. Согласно заявочным листам, направляемым из отделов при возникновении потребности в определенном товаре. В заявочном листе указаны наименования товаров и их необходимое количество. Полученный в необходимом количестве на складе товар поступает в торговый зал.

В связи с тем, что поставка товара осуществляется транспортом поставщика, то у магазина возникает необходимость анализа поставщиков с точки зрения минимизации сумм оплаты транспортных услуг. С другой стороны, поставка транспортом поставщика снимает необходимость приобретения и обслуживания собственных транспортных средств.

Тема № 5. Контроль за работой торгового предприятия

За период прохождения практики мной изучены следующие материалы проверок ТПЧУП:

1. Предписание № 31−3/140 Центральной гигиенической экспертизы Фрунзенского района г. Минска.

2. Предписание Государственного пожарного надзора Фрунзенского РОЧС г. Минска № 47−203−441−90.

Предписание Центральной гигиенической экспертизы Фрунзенского района г. Минска предусматривает устранение в срок до 21.05.2007 года следующих выявленных нарушений:

— дефекты покраски и штукатурки фасада здания магазина;

— неукомплектованность раковин для мытья рук дозирующими устройствами для антисептики рук, электрополотенцами или одноразовыми полотенцами;

— отсутствие шкафа или стенной ниши для хранения уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств.

Данное предписание рассмотрено директором и заведующим отделом торговли на совещании. Результатом рассмотрения явилось распоряжение директора об устранении указанных недостатков:

— Заключить договор со строительной организацией о проведении работ по оштукатуриванию и покраске фасада здания в срок до 20.05.2007 года.

— Произвести закупку и обеспечить раковины для мытья рук дозирующими устройствами для антисептики рук и электрополотенцами до 01.05.2007 года.

— Приобрести шкаф для хранения уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств до 20.05.2007 года.

Предписание Государственного пожарного надзора предусматривает выполнение следующих требований Закона Республики Беларусь «О пожарной безопасности»:

— выполнение дверей на путях эвакуации открывающимися по ходу эвакуации из здания;

— разработку и вывешивание плана эвакуации людей на случай возникновения пожара;

— установку на склад товара противопожарных дверей с пределом огнестойкости не менее Е1−30;

— недопущения загромождения путей эвакуации и подступов к первичным средствам пожаротушения товарами, оборудованием, материалами и прочим;

— вывешивание у всех телефонных аппаратов магазина табличек с номером вызова пожарной службы «101»

— обеспечение исправного состояния первичных средств пожаротушения (огнетушителей);

— прочих требований, предусмотренных предписанием Государственного пожарного надзора.

Указанное предписание рассмотрено директором, заместителем директора и заведующим отделом торговли на совещании. Результатом рассмотрения явилось распоряжение директора об устранении указанных недостатков в срок до 01.08.2007 года:

— переоборудовать двери на путях эвакуации для открывания их по ходу эвакуации из здания;

— вывесить план эвакуации работников магазина и посетителей на случай возникновения пожара;

— приобрести и установить на склад товара противопожарные двери с указанным в предписании пределом огнестойкости;

— не допускать загромождения путей эвакуации и подступов к первичным средствам пожаротушения товарами, оборудованием, материалами и прочим;

— вывесить у всех телефонных аппаратов магазина таблички с номером вызова пожарной службы;

— обеспечить приобретение исправных огнетушителей взамен неисправных и с истекшим сроком годности и их установку;

— соответствующим подразделениям обеспечить выполнение требований предписания Государственного пожарного надзора.

Тема № 6. Ассортимент, потребительские свойства, качество товаров

Проведем изучение предприятий-изготовителей товаров и их ассортимент за декабрь 2007 года (на основе данных из статистической отчетности формы «№ 3-торг (краткая)»). Результаты исследования приведены в следующей таблице:

№ п/п

Наименование изготовителя

Ассортимент поставляемых товаров

Количество разновидностей

Поставка

Реализация

1.

РУП «Минский хлебокомбинат № 3»

Хлеб Булочные изделия Сушки Сухари Печенье Торты

10.12

11.12

01.12

01.12

10.12

24.12

11.12

11.12

10.12

18.12

14.12

25.12

2.

КПУП «Минский гормолзавод № 3»

Молоко Кефир Творог Сметана Сырки творожные Сыр молочный Йогурт Десерт

10.12

10.12

01.12

01.12

18.12

24.12

26.12

06.12

12.12

15.12

05.12

18.12

20.12

29.12

26.12

08.12

3.

ОАО «Городской молочный завод № 1»

Молоко Кефир Творог Сметана Масса творожная Желе Десерт Йогурт

08.12

10.12

08.12

13.12

18.12

18.12

14.12

22.12

09.12

12.12

09.12

15.12

20.12

24.12

16.12

23.12

4.

КУП «Минский мясокомбинат»

Колбасы вареные Колбасы полукопченые Колбасы варено-копченые Изделия ветчино-рубленые Колбасы ливерные Сосиски, сардельки Сало соленое Сало копченое Грудинка копченая

07.12

23.12

20.12

20.12

01.12

18.12

01.12

01.12

07.12

12.12

25.12

26.12

24.12

14.12

24.12

23.12

22.12

14.12

5.

ОАО «Птицефаб-рика Дзержинская»

Куры потрошенные Полуфабрикаты из мяса птицы Субпродукты птицы Куры варено-копченые Колбасы вареные Ветчина Сосиски

02.12

20.12

20.12

20.12

02.12

19.12

19.12

27.12

25.12

26.12

24.12

15.12

25.12

23.12

На основе данных таблицы можно сделать вывод о том, что одинаковые по ассортименту товары разных производителей реализуются по-разному. Влияние на реализацию оказывают такие факторы, как: широта ассортимента, вкусовые качества, узнаваемость торговой марки, цена.

Проведем сравнение объема реализации аналогичных товаров в зависимости от потребительских свойств. Результаты представим в следующей таблице:

Наименование товара

Поставщик

Объем реализации, руб.

Средняя цена единицы, руб.

Колбасы вареные

КУП «Минский мясокомбинат»

457 500

8 920

ОАО «Птицефабрика Дзержинская»

268 500

8 850

Сосиски

КУП «Минский мясокомбинат»

612 000

8 780

ОАО «Птицефабрика Дзержинская»

402 600

8 710

Молоко

КПУП «Минский гормолзавод № 3»

4 122 000

1 870

ОАО «Городской молочный завод № 1»

4 220 000

1 840

Кефир

КПУП «Минский гормолзавод № 3»

2 900 000

1 910

ОАО «Городской молочный завод № 1»

2 487 520

1 900

Творог

КПУП «Минский гормолзавод № 3»

4 856 740

7 600

ОАО «Городской молочный завод № 1»

4 963 340

7 800

Из таблицы видно, что по изделиям из мяса товары КУП «Минский мясокомбинат» пользуются большим спросом, чем товары ОАО «Птицефабрика Дзержинская» несмотря на более высокую среднюю цену за изделие. Это объясняется более высокими потребительскими свойствами (лучшие вкусовые качества, более широкий ассортимент) данной группы товаров. Аналогичная картина и для молочных продуктов (молоко и творог). Несмотря на более высокие средние цены, продукция ОАО «Городской молочный завод № 1» пользуется более высоким спросом, чем продукция КПУП «Минский гормолзавод № 3». Исключение составляет кефир, здесь наблюдается противоположная картина.

К сожалению, можно охарактеризовать лишь фактическую структуру ассортимента товаров в магазине, так как точных сведений о предпочтительном ассортименте работники не имеют, а изучение спроса сводится в основном к элементарному учету товарной реализации, причем чаще по групповому ассортименту.

Работники магазина при приемке товаров и тары руководствуются Постановлением Кабинета министров Республики Беларусь «Об утверждении положения о приемке товаров по количеству и качеству» от 26.04.1996 г. № 285, если в договорах поставки, стандартах и ТУ не предусмотрен другой порядок приемки товаров. Приемка товаров по количеству проводится по следующим параметрам: сверяется масса, число мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями сопроводительных документов. Приемка товаров по качеству проводится по следующим параметрам: выявление качества и комплектности товара, целостность упаковки, соответствия тары, упаковки, маркировки установленным требованиям, а также сопроводительным документам (сертификат качества, санитарный сертификат, ветеринарный сертификат).

При поступлении товаров в магазин ответственные за приемку товаров проверяют исправность упаковки, ее соответствие нормативно-технической документации. Затем проводится вскрытие коробок, проверка наименований и пересчет товара с целью удостоверения соответствия этих позиций информации, представленной в товарно-транспортной накладной. Для импортных товаров обязательным является наличие маркировки на русском языке.

Для проверки качества продуктовых товаров просматривается не менее 3% изделий от поступившей партии, и не менее 3 мест. При проверке качества таких товаров определяется соответствие поставленных товаров требованиям нормативно-технической документации по органолептическим показателям: внешний вид, однородность, цвет, запах изделий. При несоответствии органолептических показателей требованиям нормативно-технической документации бракуется вся партия (если дефекты выявлены в изделиях, составляющих более 3% партии), или бракуют только фактически выявленные изделия (если браковочные изделия составляют менее 3% от партии). Также обращается внимание на сроки хранения. Изделия, срок хранения которых истек, реализации не подлежат. Так как продуктовые товары обязательно сопровождаются удостоверением качества, то при их приемке обязательно проверяется наличие таких удостоверений.

Формирование ассортимента в магазине проводится с целью выполнения плана продаж и удовлетворения покупательского спроса. Для этого разрабатывается, согласовывается с Главным государственным санитарным врачом и утверждается ассортиментный перечень товаров, реализуемых в магазине. Также проводится постоянное изучение покупателей и их требований к товару, после чего производится подбор товаров различных видов, групп, подгрупп, разновидностей и сортов товара с учетом предпочтений и вкусов покупателей.

В целях повышения эффективности управления товарными запасами на предприятии ведется работа по планированию товарооборота и расчету товарного обеспечения. Указанная работа ведется экономической службой. Для расчета товарного обеспечения определяется точка безубыточной работы при помощи расчета разницы между валовым доходом и издержками. Далее определяется план продаж (месячный, квартальный, годовой) по основным группам товаров с учетом вовлечения в оборот сверхнормативных товарных запасов.

Тема № 7. Маркетинговая и коммерческая деятельность предприятия

Коммерческая служба ТПЧУП охватывает вопросы изучения спроса населения и рынка сбыта товаров, выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров, организацию рациональных хозяйственных связей, включая разработку заявок и заказов на товары, заключение договоров на поставку товаров, организацию учета и контроля за выполнением поставщиками договорных обязательств.

Руководитель коммерческой службы в лице заместителя директора отвечает за следующие направления деятельности магазина:

* организация обеспечения необходимыми товарами требуемого качества;

* руководство разработкой проектов перспективных и текущих планов и балансов материально-технического снабжения, планов создания необходимых товарных запасов на основе определения потребностей в материальных ресурсах с использованием прогрессивных норм расхода;

* обеспечение подготовки специалистами коммерческой службы заключения договоров с поставщиками, изучение целесообразности и возможности установления прямых долгосрочных хозяйственных связей по поставкам материальных ресурсов и прочее.

Стратегией предприятия является расширение и укрепление хозяйственных связей. Взаимоотношения торгового предприятия и основных поставщиков строятся на долговременных договорах, при которых оплата товаров, как правило, осуществляется либо по факту поставки с отсрочкой платежа, либо по мере реализации полученного товара, что позволяет снизить потребность предприятия в дополнительных оборотных средствах.

В настоящее время поставщиками предприятия являются около 100 субъектов хозяйствования — предприятия пищевой промышленности, фирмы негосударственной формы собственности, индивидуальные предприниматели.

Предприятие сотрудничает со следующими белорусскими поставщиками: РУП «Минский хлебокомбинат № 3», КУП «Минский мясокомбинат», КПУП «Минский гормолзавод № 3», КУП «Минский маргариновый завод», РУП «Минск Кристалл», ОАО «Крыница», УЧП «Дарида», ОАО «Бабушкина крынка», ОАО «Городской молочный завод № 1», ОАО «Птицефабрика Дзержинская», ООО «Колорэкспресс». Среди импортеров, с которыми взаимодействует ТПЧУП, можно отметить ОДО «Мостра групп», ООО «Авалонторг» и др.

Проведя анализ структуры поставщиков, можно отметить, что коммерческая служба ТПЧУП сотрудничает как с белорусскими предприятиями-изготовителями, посредниками белорусских производителей, так и с посредниками, представляющими импортные товары. В основном используется 30%-ая наценка на эти товары, однако торговая наценка на продукцию некоторых поставщиков не превышает 25%. Как правило, оплата поставленных товаров происходит по мере реализации, но с некоторыми поставщиками практикуется оплата в течение 10−20 банковских или календарных дней.

Специалисты коммерческой службы предприятия постоянно производят контроль за своевременностью и качеством поставок товаров, отслеживают недобросовестных поставщиков, принимают меры при необходимости. Как правило, поставщик обязан представить товары в торговую организацию в течение 5 дней с момента подачи заявки.

Закупке товаров в магазине предшествует планирование, т. е. выявление потребности в товарах с учетом спроса со стороны потенциальных покупателей, определяются качественные и количественные характеристики товара. Оно осуществляется на основе данных предыдущих периодов. Ответственно проведя планирование закупок, можно рассчитывать на быструю реализацию, высокую товарооборачиваемость, а, следовательно, получение прибыли.

Количество закупаемых товаров определяется товароведами самостоятельно в зависимости от финансовых возможностей предприятия. В целях удовлетворения потребностей населения и обеспечения широкого выбора отечественной продукции магазин стремиться обеспечивать наличие товаров белорусского производства не менее 70% от общего количества закупаемой продукции.

Источниками закупок являются отрасли народного хозяйства, кооперативы, частные производители, поставщики импорта. Закупка товаров производится у белорусских предприятий-производителей, а также импортеров, представляющих зарубежных производителей.

Закупка осуществляется по требованиям-заявкам (заказам) товароведов в соответствии с договорами, заключенными на оптовых ярмарках.

Договора на поставку товаров заключаются по общим формам. В них определены предмет договора, сроки и условия поставки, качество, упаковка, маркировка, сумма договора, цена товара, порядок расчетов, претензии по качеству и количеству, ответственность, реквизиты сторон, дополнительные и прочие условия. Как правило, договора со всеми оптовыми продавцами заключаются на срок один год, действуют до 31 декабря отчетного года и должны перезаключаться с 1 января следующего года. Разовые, сезонные договора заключаются в случаях, когда продукция является сезонной, либо если у основного поставщика на складе нет необходимого количества товара.

При закупке товаров важно знать конъюнктуру рынка — совокупность условий, складывающихся в каждый данный момент времени и определяющих состояние и развитие торговли.

Проанализируем следующие договоры поставок продукции:

1. Договор от 04 января 2007 года № 78−07/р между ТПЧУП «Юпитер-Тур» и РУП «Минск Кристалл».

2. Договор поставки от 13 апреля 2006 года № 10.фл.06 между ТПЧУП «Юпитер-Тур» и ОДО «Мостра-Групп».

3. Договор поставки от 08 января 2007 года № 21−88−05 между ТПЧУП «Юпитер-Тур» и ОАО «Коммунарка».

К положительным сторонам указанных договоров можно отнести полноту условий взаимоотношений между сторонами договоров, их надлежащее оформление, компактность (на 1 — 2-х листах).

К недостаткам в содержании договоров можно отнести следующее:

— договор с РУП «Минск Кристалл» не имеет разграничений по разделам, что затрудняет работу с ним;

— пункт 8 договора с ОДО «Мостра-Групп» гласит, что споры и разногласия, которые могут возникнуть из настоящего договора, подлежат разрешению в Хозяйственном суде. В данном случае не предлагается использовать досудебное разрешение споров путем переговоров (данный способ проще и короче во времени);

— п. 4.5. договора с ОАО «Коммунарка» определяет, что размер пени за просрочку оплаты товара составляет 0,5% от стоимости неоплаченного в срок товара. Таким образом, если просрочка оплаты товара превысила 200 дней размер пени превысит сумму стоимости поставленного товара, что для покупателя, если у него возникнут какие-либо затруднения с денежными средствами, экономически невыгодно. Проведем анализ поставщиков товаров. Результаты представлены в следующей таблице:

№ п/п

Поставщики товаров

Ассортимент

Объем закупки, руб.

Где заключался договор на поставку товаров

1.

ОАО «Городской молочный завод № 1»

Сметана «Традиционная»

800 000

На переговорах

Молоко «Детское»

640 000

Молоко топленое

486 320

Молоко «Крынка»

1 140 560

Кефир «Траецкi»

1 255 000

2.

КУП «Минский мясокомбинат»

Колбаса «Докторская»

700 000

На переговорах

Колбаса «Восточная»

400 000

Колбаса «Молочная»

125 000

Колбаса «Любительская»

450 500

Сосиски «Аппетитные»

610 000

3.

РУП «Минск Кристалл»

Водка «Водолей»

780 000

На переговорах

Водка «Минск»

556 930

Вино «Изабелла»

889 720

Ликер «Малина»

120 000

Вино «Танго»

422 580

Наибольшие объемы закупаемых товаров — в ОАО «Городской молочный завод № 1», это объясняется тем, что молочные товары входят в группу товаров первой необходимости и пользуются устойчивым спросом.

Объем потребности в квотируемых товарах определяется Минским горисполкомом с учетом численности населения, проживающего в г. Минске, норм потребления, продажи этих товаров в течение трех предыдущих лет, состояния покупательского спроса на квотируемые товары. Главное управление потребительского рынка доводит количественные рекомендации до торговых организаций, которые анализируют объем квотируемых товаров за предыдущие 2−3 года и самостоятельно прогнозируют количество на планируемый период.

Тема № 8. Финансово-экономические показатели деятельности торгового предприятия

Таблица № 3. Розничный товарооборот ТПЧУП «Юпитер-Тур» по кварталам 2007 года

Период (квартал)

Индекс цен

Предыду-щий год

Фактически за отчётный год

Динамика, %

в действующих ценах

в сопоставимых ценах

в действующих ценах

в сопоставимых ценах

I

1,012

114%

113%

II

1,013

121%

119%

III

1,016

126%

124%

IV

1,053

117%

111%

Итого:

1,094

1 166

1 139

119%

116%

Например, произведем расчет розничного товарооборота ТПЧУП за I квартал отчетного года в сопоставимых ценах. Для этого разделим величину розничного товарооборота за I квартал отчетного года в действующих ценах на величину индекса роста цен: 301 / 1,012 = 297. Для расчета динамики роста товарооборота возьмем соотношение величин товарооборота в 2006 (предыдущем) году и в 2007 (отчетном) году в действующих и сопоставимых ценах соответственно: 301 / 264 * 100% = 114%; 297 / 264 * 100% = 113%.

Из расчетной таблицы видно, что наибольший рост товарооборота произошел в III квартале 2007 по сравнению с 2006 годом, наименьший — в I. Это связано с изменениями в ассортименте товара в магазине, а также с изменениями покупательских предпочтений.

Таблица 3 Розничный товарооборот за III квартал 2007 года по ТПЧУП «Юпитер-Тур» (миллионов рублей)

Месяцы

План

Фактически

Процент выполнения плана

Динамика, %

прошлого периода

отчетного периода

Июль

78,4

70,2

84,5

107,8%

20,4%

Август

82,9

74,4

88,4

106,6%

18,8%

Сентябрь

88,7

75,4

105,1

118,5%

39,4%

Расчет процента выполнения плана произведен делением фактической величины розничного товарооборота соответствующего месяца на величину плана по розничному товарообороту (например: 107,8% = 84,5 / 78,4 * 100%). Расчет динамики выполнен делением фактической величины розничного товарооборота соответствующего месяца на соответствующую величину факта предыдущего периода по розничному товарообороту (например: 20,4% = (84,5 — - 70,2) / 70,2 * 100%).

По результатам анализа можно сделать следующие выводы: наибольший процент выполнения плана (18,5) достигнут в сентябре, наименьший (6,6) — августе. Такой же вывод можно сделать и по динамике: наибольший процент увеличения фактического товарооборота наблюдается в сентябре — 39,4%, наименьший — в августе (18,8).

Таблица 4

Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости за декабрь месяц 2007 года по ТПЧУП «Юпитер-Тур"(миллионов рублей)

Пери-оды месяца

Лимит товарных запасов

Фактические товарные запасы

Отклонение товарных запасов

Товароооборот

Средние товарные запасы

Фактическая товарооборачиваемость

Всего

Однодневный

сумма

дни

сумма

дни

в сумме

в днях

план

факт

план

факт

1−7

1,50

3,00

1,52

3,04

0,02

0,04

25,00

26,40

3,57

3,77

1,41

0,37

8−15

1,50

3,00

1,54

3,08

0,04

0,08

27,20

27,10

3,40

3,87

0,36

16−23

1,50

3,00

1,50

3,00

0,00

0,00

30,00

32,08

3,75

4,58

0,31

24−31

1,50

3,00

1,08

2,16

— 0,42

— 0,84

31,00

32,40

3,88

4,63

0,30

Расчет средних товарных запасов произведен по формуле расчета средней арифметической из величины фактических товарных запасов ((1,52 + 1,54 + + 1,50 + 1,08) / 4 = 1,41. Фактическая товарооборачиваемость получена делением однодневного товарооборота на средние товарные запасы.

Проанализировав товарные запасы и товарооборачиваемость можно сделать следующие выводы: фактические товарные запасы на протяжении трех первых четвертей месяца незначительно превышают установленный лимит товарных запасов. Фактический товарооборот в течение месяца превышает планируемые величины, что связано с увеличением покупательского спроса во 2-й половине декабря. Таким образом, на протяжении месяца наблюдается снижение товарооборачиваемости, что является положительным моментом для предприятия (это говорит о повышении уровня товарооборота).

Основными мероприятиями по нормализации товарных запасов будут следующие:

— увеличение точности установления лимитов запасов и планирования товарооборота;

— строгое соблюдение графиков поставки продукции, недопущение задержек или слишком раннего завоза;

— установление скидок с цены на товары, которые находятся на складе сверх установленного лимита времени, или срок годности которых заканчивается;

— проведение распродаж и прочих аналогичных мероприятий для товаров, которые находятся на складе сверх установленного лимита времени.

Проведем анализ розничного товарооборота торговой организации:

Таблица № 4

Показатели розничного товарооборота за I квартал 2007 года ТПЧУП «Юпитер-Тур» по отделам

Отдел

Розничный товарооборот, млн. руб.

Товарные запасы

Поступление товаров

план

факт

отклоне-ние

(+, -)

на начало периода

на конец периода

норма-тив

факти-ческие

отклоне-ние

(+, -)

план

факт

откло-нение (+, -)

Молочный

24,8

0,8

2,8

1,0

1,4

— 1,4

1,0

Хлебо-булочный

4,4

4,5

0,1

0,1

0,0

0,2

0,1

4,2

4,1

— 0,1

Безалкогольн. напитков

3,8

3,7

— 0,1

1,0

0,5

0,5

3,9

4,1

0,2

Итого:

32,2

х

2,9

х

2,1

х

30,1

31,2

х

Расчет отклонений товарооборота, товарных запасов и поступлений произведен вычитанием плановых величин из фактических (например: по молочному отделу: 0,8 = 24,8 — 24).

Проведя анализ розничного товарооборота по трем отделам можно сделать следующие выводы: товарооборот по молочным продуктам превысил плановую величину на 0,8 млн руб., по хлебобулочным — на 0,1 млн руб., по напиткам — наблюдается недовыполнение плана на 0,1 млн руб. Это связано с изменениями покупательских предпочтений. Наблюдается также превышение норматива товарных запасов по всем отделам, за исключением напитков. Наблюдается превышение поступления товаров по молочным товарам — на 1 млн руб. и напиткам — 0,2 млн руб. по сравнению с запланированным. Это связано с нарушением графиков поставок данных групп товаров.

Таблица 4

Комплексный анализ показателей розничного товарооборота за декабрь 2007 года по ТПЧУП «Юпитер-Тур» (миллионов рублей)

Периоды месяца

Товарооборот

Товарные запасы

Поступление

план

факт

отклоне-ние

(+, -)

на начало периода

на конец периода

лимит

факти-ческие

отклоне-ние

(+, -)

план

факт

откло-нение (+, -)

1−7

25,00

26,40

1,40

1,48

1,50

1,52

0,04

21,00

22,40

1,40

8−15

27,20

27,10

— 0,10

1,56

1,50

1,54

— 0,02

22,00

23,00

1,00

16−23

30,00

32,08

2,08

1,51

1,50

1,50

— 0,01

26,00

27,60

1,60

24−31

31,00

32,40

1,40

1,49

1,50

1,08

— 0,41

29,00

31,40

2,40

Итого:

113,20

117,98

х

6,04

х

5,64

х

98,00

104,40

х

Расчет отклонений товарооборота, товарных запасов и поступлений произведен вычитанием плановых величин из фактических (например: 1,4 = 26,4 — 25).

Проведя комплексный анализ розничного товарооборота, можно сделать следующие выводы: фактический товарооборот превышает плановую величину по всем четвертям месяца, кроме второй (меньше плановой на 0,1 млн руб.). Это связано также с изменениями покупательских предпочтений. Фактические товарные запасы на конец периода превышают их величину на начало периода, за исключением 1-й четверти месяца. Наблюдается также превышение норматива товарных запасов в первой и во второй четвертях по сравнению с лимитом. Это связано с нарушением графиков поставок товаров.

Основными мероприятиями по нормализации товарных запасов и ускорению товарооборачиваемости будут:

— увеличение точности установления лимитов запасов и планирования товарооборота;

— строгое соблюдение графиков поставки продукции, недопущение задержек или слишком раннего завоза;

— установление скидок с цены на товары, которые находятся на складе сверх установленного лимита времени, или срок годности которых заканчивается;

— проведение распродаж и прочих аналогичных мероприятий для товаров, которые находятся на складе сверх установленного лимита времени;

— сокращение сроков доставки товаров в магазин;

— ускорение приемки и подготовки товаров к продаже.

В основе кадровой политики предприятия лежат два основных критерия: образование, соответствующее специальности, и опыт работы в сфере торговли. Квалификационным минимумом для специалистов, относящихся к административно-управленческому персоналу, является высшее образование и стаж работы по специальности не менее пяти лет.

Оценку организации труда основных категорий работников осуществляют экономисты. Для этого проводится анализ численности работников, среднемесячной заработной платы, товарооборота, нагрузки на одного работника за отчетный период и сравнение этих показателей с предыдущим периодом.

Основным документом, определяющим формы и размеры оплаты труда работников ТПЧУП является Положение об образовании и использовании фонда заработной платы работников, в котором указан порядок начисления и использования средств фонда заработной платы. Он включает в себя следующие основные положения:

— использование фонда заработной платы, формируемого за счет себестоимости;

— использование фонда заработной платы, формируемого за счет прибыли.

Также для определения размеров и порядка премирования работников магазина существует Положение о премировании работников ТПЧУП «Юпитер-Тур» за основные результаты хозяйственной деятельности. Оно определяет:

1. Условия, показатели и размер премирования:

— работников подразделений;

— работников аппарата управления и вспомогательной службы (грузчики, уборщицы).

2. Порядок утверждения, начисления и выплаты премии:

— основание для расчета размера премии — данные оперативного учета;

— конкретный размер премии работника определяется ежемесячно комиссией по подведению итогов хозяйственной деятельности;

— выплата премий производится на основании приказа директора ТПЧУП.

Проведем анализ показателей по труду и заработной плате на основе данных из статистической отчетности формы «1-т (торг)». Результаты представлены в следующей таблице:

Таблица № 5

Показатели по труду и заработной плате за III квартал 2007 года по ТПЧУП «Юпитер-Тур»

Показатель

Фактически за предыдущий квартал

Факт отчетного года

Отклонение

Сумма

%

Товарооборот, млн. руб.

26,36

Численность работников, чел.

6,25

Сумма расходов по заработной плате, руб.

57,60

65,70

8,1

14,06

Уровень расходов по заработной плате, %

26,18

23,63

— 2,55

— 9,73

Производительность труда, руб./ чел.

6,86

8,18

1,32

18,93

Средняя заработная плата на 1 работника, руб.

600 000

644 118

44 118

7,35

Расчет суммы отклонений произведен вычитанием из статей факта III квартала отчетного года соответствующих величин факта предыдущего квартала (например: 58 = 278 — 220). Расчет % произведен делением соответствующих статей факта III квартала отчетного года на соответствующую величину факта предыдущего квартала (например: 26,36% = 58 / 220 * 100%). Величина уровня расходов по заработной плате получена путем деления суммы расходов по заработной плате к товарообороту соответствующего периода (например: 26,18% = 57,6 / 220 * 100%).

Из результатов анализа видно, что товарооборот в действительных ценах вырос в III кв. 2007 года на 26,36% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года. Несмотря на увеличение расходов по заработной плате в отчетном периоде по сравнению с плановым на 8,1 млн руб. произошло снижение удельного веса расходов по заработной плате на 2,55%. При этом производительность труда работников выросла на 1,32 рублей на человека. Средняя заработная плата на 1 работника выросла за рассматриваемый период на 44 118 рублей или на 7,35%. В целом показатели по труду и заработной плате за рассматриваемый период улучшились.

Основным путем снижения расходов на заработную плату является снижение доли тарифной части в общем объеме оплаты труда и увеличение премиальной части. В этом случае увеличивается зависимость оплаты труда работников от результатов их труда.

Проведем анализ издержек обращения на основе данных из бухгалтерского баланса. Результаты представлены в следующей таблице:

Таблица № 6 Издержки обращения за III, IV квартал 2007 года по ТПЧУП «Юпитер-Тур»

Статья издержек обращения

III квартал

IV квартал

Отклонение

сумма, млн.р.

% к уровню

сумма, млн.р.

% к уровню

сумма, млн.р.

% к уровню прошлого кварт

1. Транспортные расходы

4,00

1,44%

4,10

1,47%

0,10

2,50

2. Фонд оплаты труда

65,70

23,63%

65,90

23,71%

0,20

0,30

3. Расходы по аренде

5,40

1,94%

5,50

1,98%

0,10

1,85

4. Расходы на содержание здания

1,13

0,41%

1,11

0,40%

— 0,02

— 1,77

5. Амортизация

0,88

0,32%

0,88

0,32%

0,00

0,00

6. Ремонт основных средств

4,31

1,55%

1,60

0,58%

— 2,71

— 62,88

7. Износ МБП

4,99

1,79%

4,98

1,79%

— 0,01

— 0,20

8. Расходы на хранение товара

1,57

0,56%

1,61

0,58%

0,04

2,55

9. Потери товаров

0,81

0,29%

0,80

0,29%

— 0,01

— 1,23

10. Расходы на тару

0,14

0,05%

0,13

0,05%

— 0,01

— 7,14

11. Налоги и отчисления

12,32

4,43%

12,33

4,44%

0,01

0,08

12. Прочие нормируемые затраты

0,59

0,21%

0,61

0,22%

0,02

3,39

13. Расходы по обеспечению условий труда

0,93

0,33%

0,90

0,32%

— 0,03

— 3,23

14. Прочие расходы

0,25

0,09%

0,24

0,09%

— 0,01

— 4,00

Итого:

103,02

37,06%

100,69

36,22%

— 2,33

— 2,26

Розничный товарооборот, к которому исчислены издержки обращения

278,00

312,00

Расчет % к уровню произведен делением статьи издержек обращения на соответствующий объем издержек обращения. Расчет % к уровню прошлого квартала произведен делением разницы статей издержек III и IV квартала на величину издержек III квартала.

Из результатов анализа видно, что издержки обращения в III кв. 2007 года были выше на 2,26% по сравнению с IV кварталом 2007 года. Несмотря на увеличение транспортных расходов, расходов по аренде, расходов по заработной плате по сравнению с III кварталом, предприятию удалось снизить издержки обращения за счет снижения потерь товаров, расходов на ремонт основных средств, расходов на содержание здания.

Проведем анализ издержек обращения на основе данных из бухгалтерского баланса. Результаты представлены в следующей таблице:

Таблица № 7

Рентабельность торговой деятельности за III, IV квартал 2007 года по ТПЧУП «Юпитер-Тур» (миллионов рублей)

Показатели

Фактически за прошлый год

Отклонение

III квартал

IV квартал

сумма, млн.р.

% к уровню прошлого квартала

Товарооборот

278,00

312,00

34,00

12,23

Общая сумма валового дохода

34,05

39,66

5,61

16,48

Издержки обращения и прочие плановые расходы

103,02

100,69

— 2,33

— 2,26

Внереализационные доходы

2,90

1,10

— 1,80

— 62,07

Внереализационные расходы

0,84

0,74

— 0,10

— 11,90

Прибыль в сумме

36,11

40,02

3,91

10,83

Прибыль получена сложением общей суммы валового дохода и внереализационных доходов и вычитанием из полученной суммы внереализационных расходов (например: 36,11 = 34,05 + 2,90 — 0,84). Расчет суммы отклонений произведен вычитанием из соответствующей статьи IV квартала статьи предыдущего квартала (например: 34,00 = 312,00 — 278,00). Расчет % к уровню прошлого квартала произведен делением разницы величин статей III и IV квартала на величину соответствующей статьи III квартала.

Из результатов анализа видно, что при росте товарооборота в III кв. 2007 года на 12,23% по сравнению с IV кварталом 2007 года рост прибыли составил всего 10,83%. Это связано со снижением величины внереализационных доходов на 1,8 млн руб. или на 62,07%. Товарооборот оказывает значительное влияние на прибыль, т. е. чем он больше, тем больше прибыль при условии, что величина издержек обращения неизменна. Чем больше величина дохода (в том числе и внереализационного), тем, соответственно больше и прибыль. Увеличение издержек обращения и внереализационных расходов снижает объем получаемой прибыли.

Тема № 9. Выводы и предложения

Проанализировав деятельность ТПЧУП «Юпитер-Тур» можно сделать следующие выводы:

1. Деятельность организации в 2007 году более эффективна, чем в 2006. Об этом говорит увеличение товарооборота (на 16% в сопоставимых ценах), увеличение прибыльности, привлечение новых клиентов и увеличившееся их количество.

2. Приемка и хранение товаров и тары в ТПЧУП осуществляются в соответствии с законодательными документами и стандартами.

3. Общая численность работников на декабрь 2007 года составляет 33 человека. Численность административно-управленческого персонала составляет 9 человек.

4. Несмотря на увеличение расходов по заработной плате в III квартале 2007 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 8,1 млн руб. произошло снижение удельного веса расходов по заработной плате на 2,55%. При этом производительность труда работников выросла на 1,32 рублей на человека. Средняя заработная плата на 1 работника выросла за рассматриваемый период на 44 118 рублей или на 7,35%. что является положительным моментом работы магазина и говорит о правильной организации труда работников предприятия.

5. Взаимоотношения торгового предприятия и основных поставщиков строятся на долговременных договорах, при которых оплата товаров, как правило, осуществляется либо по факту поставки с отсрочкой платежа, либо по мере реализации полученного товара, что позволяет снизить потребность предприятия в оборотном капитале.

6. Источниками формирования ассортимента являются отрасли народного хозяйства, кооперативы, частные производители, импорт.

7. Ассортимент предлагаемых товаров является достаточно широким и разнообразным. Такие показатели ассортимента, как полнота, устойчивость, оптимальность, гармоничность для продовольственных товаров приближаются к хорошим параметрам. В то же время активно происходят процессы расширения и обновления ассортимента.

Поскольку эффективность деятельности торгового предприятия зависит от эффективной организации деятельности процессов товароснабжения, то основным звеном, от которого зависят результаты работы магазина в целом, являются сотрудники коммерческой службы — экономисты и товароведы. Результативность хозяйственных связей во многом определяется правильностью выбора поставщика (работа заместителя директора, экономистов и товароведов) и формой осуществления торговых сделок. Определяющими факторами при формировании ассортимента и объемов товарооборота являются количество поставщиков, частота завоза товаров, ассортиментный профиль. Эффективность управления деятельностью торговой организацией оценивается прежде всего с позиции качества торгового обслуживания и рентабельности предприятия. Составляющие эффективности управления во многом зависят от организации коммерческой деятельности и ее результатов, так как при осуществлении коммерческих операций формируются товарооборот, доходы предприятия, ассортимент товаров, проверяется их качество.

В целях совершенствования работы ТПЧУП «Юпитер-Тур» предлагаю следующее:

ь активнее проводить рекламную компанию в средствах массовой информации;

ь использовать световую рекламу (центральная вывеска у входа с названием магазина);

ь проводить постоянный анализ ассортимента в целях его совершенствования;

ь проводить анализ источников закупки товаров, и контролировать работу поставщиков;

ь увеличить точности установления лимитов запасов и планирования товарооборота, путем применения различных методик планирования;

ь строго соблюдать графики поставки продукции, недопущение задержек или слишком раннего завоза;

ь устанавливать скидки с цены на товары, которые находятся на складе сверх установленного лимита времени, или срок годности которых заканчивается;

ь проводить распродажи и прочие аналогичные мероприятия для товаров, которые находятся на складе или в торговом зале сверх установленного лимита времени;

ь сокращать сроки доставки товаров в магазин;

ь ускорить время приемки и подготовки товаров к продаже.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой