Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Типы организаций по взаимодействию с внешней средой

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Взаимодействие на уровне «организация — внешняя среда» может осуществляться с помощью механистического или органического подходов и соответственно организация может получить одну из этих характеристик. Так для механистического типа организации характерны: С такими характеристиками организация может действовать эффективно в условиях, когда используется рутинная технология (низкая неопределенность… Читать ещё >

Типы организаций по взаимодействию с внешней средой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

От того, как организована система, зависит ее способность адаптироваться к изменениям внешней среды, а, следовательно, развиваться. Понять эту систему можно определив характер взаимодействия отдельных ее частей внутри, и системы в целом с окружающим миром по схеме: «организация — внешняя среда»; «подразделение — подразделение»; «индивид — организация».

Способы взаимодействия сторон на этих уровнях характеризуют рассматриваемую систему определенным образом и позволяют судить насколько эффективно она служит своей главной цели — организации взаимодействия между индивидом и внешней средой. Важное место в этом занимает структура организации, посредством которой или через которую это взаимодействие осуществляется.

На проектирование организации и выбор организационной структуры влияет ряд факторов:

  • * сложность и динамизм внешней среды;
  • * технология работ в организации;
  • * поведение работника;
  • * стратегический выбор руководства.

Воздействие каждого из указанных факторов предопределяет конструкцию, которая наилучшим образом будет обслуживать интересы организации.

Ключевыми решениями в отношении проектирования организации являются:

  • * степень разделения труда;
  • * тип департаментизации;
  • * способ координации;
  • * масштаб управляемости;
  • * количество уровней управления;
  • * способ распределения прав и ответственности;
  • * соотношение централизации и децентрализации в принятии решений.

Эти решения отражают сложное взаимодействие между тем, что определяет организацию и тем, как управляют организацией. Динамизм такого взаимодействия не позволяет менеджерам останавливаться раз и навсегда на каком-то одном типе организации или ее структуры, равно как не существует единственно лучшей организационной структуры: «Все зависит от…». В соответствии с ситуационным подходом, чем больше организационная структура соответствует воздействующим на нее факторам, тем больше она подходит для организации.

Взаимодействие на уровне «организация — внешняя среда» может осуществляться с помощью механистического или органического подходов и соответственно организация может получить одну из этих характеристик. Так для механистического типа организации характерны:

  • * экстенсивное использование формальных правил и процедур;
  • * централизованное принятие решений;
  • * узко определенная ответственность в работе;
  • * жесткая иерархия власти в организации.

С такими характеристиками организация может действовать эффективно в условиях, когда используется рутинная технология (низкая неопределенность в том, когда, где и как выполнять работу) и имеется несложное и нединамичное внешнее окружение.

Многие специалисты считают механистический подход синонимом веберовской бюрократической организации со следующими характеристиками:

  • * организация действует в соответствии с правилами и процедурами, специально установленными высшим руководством для контроля за поведением работников;
  • * руководители при принятии решений следуют формальным правилам и процедурам, а не личностным предпочтениям;
  • * работник подчиняется управленческой должности, а не личности ее занимающей;
  • * каждый работник узко специализируется в работе, имеет четко очерченные обязанности, необходимые права и власть для принуждения;
  • * организация построена по строго иерархическому принципу, где каждый нижестоящий уровень находится под контролем и управлением вышестоящего;
  • * кадры подбираются исходя из профессиональных качеств в рамках системы свободного набора. На должность назначают, а не выбирают;
  • * продвижение кадров осуществляется по служебной лестнице по принципу старшинства или достижений. Решение о продвижении принимается вышестоящим руководством;
  • * в организации исключается совмещение в одном лице руководителя и собственника. Руководитель подчиняется тем же правилам дисциплины и контроля, что и все остальные.

Необходимо четко различать то, как должна работать бюрократическая организация и то, как она работает в ряде больших организаций.

Такие свои преимущества как универсальность, предсказуемость и производительность бюрократическая система может реализовать если:

  • * в организации известны общие цели и задачи;
  • * работа в организации может делиться на отдельные операции;
  • * общая цель организации достаточно проста, чтобы позволить выполнить ее на основе централизованного планирования;
  • * выполнение работы индивидом может достоверно измеряться;
  • * денежное вознаграждение мотивирует работника;
  • * власть руководителя признается как законная.

Для органического типа организации свойственны:

  • * слабое или умеренное использование формальных правил и процедур;
  • * децентрализация и участие в принятии решений;
  • * широко определяемая ответственность в работе;
  • * гибкая структура власти;
  • * небольшое количество уровней иерархии.

Такой тип организации эффективен в условиях, когда используется нерутинная технология (высокая неопределенность в том, когда, где и как выполнить работу) и сложного динамичного внешнего окружения.

Органические организации лучше взаимодействуют с новой ситуацией, быстрее адаптируются к изменениям и, в целом более гибки. Суть органической организации — ее прямая противоположность «идеальной» бюрократии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой