Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Лингвопсихологическая характеристика текстов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Восприятие и понимание (осмысление) текста — один из самых сложных видов речевой деятельности, отражающий не только языковую компетенцию субъекта, но и психологические характеристики наряду с индивидуальной спецификой интеллектуальной деятельности. Некоторые исследователи противопоставляют восприятие и понимание сообщения, поскольку «для восприятия необходимо только владение языковым кодом» и оно… Читать ещё >

Лингвопсихологическая характеристика текстов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Восприятие и понимание (осмысление) текста — один из самых сложных видов речевой деятельности, отражающий не только языковую компетенцию субъекта, но и психологические характеристики наряду с индивидуальной спецификой интеллектуальной деятельности. Некоторые исследователи противопоставляют восприятие и понимание сообщения, поскольку «для восприятия необходимо только владение языковым кодом» и оно «как бы предшествует пониманию», а «в понимании имеется экстралингвистический аспект; оно предполагает знакомство слушателя с теми явлениями объективной действительности, которые служат предметом высказывания, его содержанием». Обычно выделяют три уровня восприятия речи: сенсорный, перцептивный и смысловой. При этом смысловой уровень неоднороден и иерархичен. Заметим, что неоднородность и иерархичность смыслового уровня восприятия подчеркивается многими исследователями: нижний подуровень связывается с восприятием смысла слов текста, средний — с сопоставлением дистантно расположенных элементов, верхний — с реконструкцией авторского замысла. О понимании крупного речевого отрезка (текста) принято говорить лишь применительно к последнему подуровню уровня смыслового восприятия (Зимняя 1976, Брудный 1976 и др.).

Понимание связывают с реконструкцией замысла автора и построением собственной модели содержания текста. Такой подход соотносится прежде всего с восприятием, пониманием и интерпретацией художественного текста. Адекватность (или неадекватность) понимания диагностируют различными методами, один из них — выявление лакун, вызванных различиями культурного фона, на котором воспринимается произведение читателями, и того, на который ориентировался автор.

Экспериментально доказано, что «…имеются как бы промежуточные области, или „полосы“, относящиеся к перцепции и одновременно к смысловому уровню и к сенсорному». Это связано как с наличием перцептивных эталонов на всех лингвистических уровнях, так и с известной изоморфностью моделей восприятия от слога до развернутого текста. Восприятие на сенсорном и перцептивном уровнях, представляя активный процесс, обусловлено прежде всего психофизиологическими способностями индивида. Для перцепции существенно обращение к представленной в сознании человека перцептивной базе: «сличение» с эталоном и диагностика совпадения с ним или отличия от него.

Осмысление (последний, смысловой, уровень восприятия в психологии речи) требует гораздо большей интеллектуальной активности, предполагая включение воспринятого в когнитивное пространство, оценку его значимости. Таким образом, осмысление предопределяется индивидуальными особенностями и опытом индивида: «…осмысленность является не абсолютным свойством, а делом интерпретации в определенной концептуальной системе, отражающей индивидуальный познавательный опыт о мире и охватывающей специфическую информацию…». Субъективное представление о цельности текста определяется концептуальной системой индивида, смысл текста — значимостью воспринятого сообщения.

Можно говорить не только о понимании, но и о восприятии цельности текста. Восприятие цельности текста предполагает опознание фрейма текста и установление особенностей его воплощения. Успешное восприятие цельности возможно на перцептивном уровне, поскольку содержание данного уровня — опознание сигнала и сличение с перцептивным эталоном. Опознание фрейма текста и есть сличение с эталоном, определение жанра и содержательного типа текста. Осознание особенностей воплощения опознанного фрейма в воспринимаемом тексте происходит на среднем подуровне (соположение дистантно расположенных элементов) смыслового уровня восприятия: соположение дистантно расположенных элементов предполагает возникновение в сознании реципиента некоторого концепта. Возникший концепт представляет собой модель смысла текста. Совпадение в моделях смысла текста у разных читателей представляет социально значимое, объективное в содержании данного текста.

Поскольку инвариант смысла текста (его содержание) есть область пересечения индивидуальных читательских моделей смысла, необходимо установить роль в семантике текста разных единиц плана содержания (денотативных, категориальных, реляционных). По данным научной литературы, в которой обсуждается восприятие текста, существенную роль в формировании модели содержания играет фрейм, т. е. структура текста. Структура языковых единиц высших уровней (предложения и текста), обусловленная лексической семантикой (глагола прежде всего), связана с грамматическим значением. Следовательно, выявление инварианта содержания текста (стандартной, свойственной многим читателям, смысловой модели) предполагает анализ роли в семантике целого текста грамматических значений.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой