Этикет — это разум для тех, кто его нс имеет.
Вольтер
Изучив содержание данной главы, студент должен: знать
- • понятие этикета, его виды, формы и принципы;
- • правила и принципы современного делового этикета;
- • взаимосвязь этикета и этики; уметь
- • придерживаться делового этикета при взаимодействии с коллегами, руководителем и деловыми партнерами;
владеть
• основными правилами и нормами этикета во всех ситуациях делового общения.
Представления о добре и зле, должном и недопустимом, справедливом и несправедливом воплощались в нормах и правилах этикета, регулирующих отношения между людьми во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в области деловых отношений. Современная культура делового общения определяется знанием (и выполнением) основных норм и требований деловой этики и делового этикета.
Какая связь между этикетом и этикой? Возможно, нормы этикета — это просто набор формальных правил, безотносительно к моральным нормам? На первый взгляд нормы этикета носят условный характер, меняются от одной исторической эпохи к другой, зависят от типа цивилизации и социального строя общества. Но как бы ни изменялись нормы этикета, в конечном счете они сводятся к основному правилу: неукоснительно уважать как общество в целом, так и других людей, а уважение — это уже категория морали.
Весь комплекс норм, стандартов, требований, рекомендаций, составляющий деловой этикет, самой своей сутью и содержанием просто обязан быть этичным, моральным, т. е. деловой этикет должен быть ориентирован на добро.