Сущность и виды планирования и его роль в развитии туризма
Направленного на обеспечение благоприятных условий для достижения поставленных целей; Прозрачность и подконтрольность (единая структура, поддаются внешнему управлению). Полезность (чувство ответственности у работников за достижение целей); Реальность (возможность достижения целей при заданных условиях); Выбора, принятия и оценки взаимосвязанной совокупности решений; Состоятельность… Читать ещё >
Сущность и виды планирования и его роль в развитии туризма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В настоящее время все чаще обнаруживается необходимость планирования туристской деятельности на всех ее уровнях для эффектного использования ресурсов в целях удовлетворения потребностей отдыхающих, так как планирование как динамичный процесс позволяет предвидеть и учитывать происходящие изменения внешней среды и адаптировать к ним внутренние факторы производства, без чего немыслим дальнейший рост.
В экономической литературе планирование трактуется как «совокупность методов и средств, позволяющих выбрать из множества возможных вариантов развития хозяйственного объекта наилучший, обеспечивающий наиболее эффективное использование ресурсов; процесс разработки планов, включающий определение показателей деятельности в условиях ресурсных ограничений; одна из функций управления, состоящая в подготовке различных вариантов управленческих решений в виде прогнозов, проектов программ и планов; процесс заблаговременного принятия и оценки взаимосвязанной совокупности решений; научное предвидение хода развития и определение конкретных путей осуществления расширенного воспроизводства, направленное на достижение поставленных целей; непрерывный процесс, в ходе которого устанавливаются и постоянно уточняются во времени цели и задачи развития предприятия, определяется стратегия и политика по их достижению…» и т. д.
Таким образом, общим для большинства авторов является понимание планирования как процесса:
непрерывного;
ориентированного на перспективу;
выбора, принятия и оценки взаимосвязанной совокупности решений;
ориентированного на развитие;
направленного на обеспечение благоприятных условий для достижения поставленных целей;
выбора действий, которые должны быть предприняты в будущем.
Под планированием развития туризма понимается одна из функций управления, заключающаяся в непрерывном процессе разработки планов в соответствии с поставленными целями и задачами, определяющими будущее состояние большой открытой социально-экономической системы, которой является туризм, а также методов и средств его достижений в условиях ресурсных ограничений.
Механизм планирования включает в себя:
принципы планирования;
определение приоритетных целей;
обеспечение взаимосвязи показателей;
учет факторов и конъюнктуры развития рынка;
анализ проблем;
выбор оптимального варианта развития;
контроль над осуществлением планов.
Основные этапы целевого планирования:
поиск целей;
придание целям количественной определенности;
анализ и упорядочение целей;
проверка целей на реализуемость;
принятие решения;
осуществление целей;
проверка и уточнение целей.
К системе целей предъявляют следующие требования:
реальность (возможность достижения целей при заданных условиях);
порядок (упорядоченность целей, но иерархии с указанием высших, низших и равноправных целей и принятых приоритетов);
состоятельность (взаимосопоставимость и непротиворечивость);
актуальность;
целостность (система целей должна включать, как минимум, важные цели, во избежание противоречий и конфликтов);
полезность (чувство ответственности у работников за достижение целей);
взаимоувязка с организацией деятельности предприятия (все важные цели должны иметь своего исполнителя и не входить в противоречие с организационными);
прозрачность и подконтрольность (единая структура, поддаются внешнему управлению).
Цели должны служить стимулом объединения, ориентирующим каждый элемент сферы туризма в направлении достижения общего конечного результата — восстановление и развития духовных и физических сил туристов [1, c. 33].
Но наличие неопределенного множества целей (социальных, экономических, экологических и др.) с не определенными однозначно свойствами, методами обоснования, связями приводит не к объединению системы, а, напротив, вносит в нее элементы раздробленности. Вместе с тем декомпозиция целей, определение их уровней и их структуризация позволяют упорядочить целенаправленную и предметно-определенную структуру системы туризма.