1. Организуйте в группе дискуссию: «Может ли лидер или менеджер быть настоящим гуманистом?».
2. Побеседуйте с пятью «наивными» испытуемыми зрелого возраста, работающими в различных организациях, об имеющихся случаях деструктивного лидерства и мёбинга со стороны менеджеров. Запишите рассказы и сообщите о них в группе. Обсудите результаты.
3. Составьте программу работы психологов в организации при наличии деструктивного лидерства и мёбинга.
4. Соберите ответы десяти «наивных испытуемых» (пятерых женщин и пятерых мужчин) на вопрос: «Кто такой лидер?» Обработайте результаты в целом по группе и обсудите их.
5. Просмотрите в течение недели различные телепередачи (хотя бы по одной в день от начала до конца). Записывайте упоминание слов, связанных с лидерством (к примеру, «лидер», «харизма», «сторонники лидера» и т. п.), и то, в каком значении они употребляются. Результаты своих наблюдений оформите в виде доклада и обсудите их в группе.
6. Проведите тренинговое упражнение в виде деловой игры: «Лидеры и менеджеры в организации», продемонстрировав поведение лидеров разных типов: харизматического, диадического, сервант-лидера, трансформационного, суперлидера (для этого выберите пять человек и дайте им письменные инструкции, как себя вести, на основании материала данной главы). Зрителям можно дать задание — угадать, кто какую роль кросс-культурнисполняет. Обсудите результаты.