Основные недостатки домашней учебной работы школьников
Указанные недостатки позволяют сделать вывод о необходимости повышения качества урочных занятий, рационализации объема домашней работы учащихся и более пристального внимания учителей к обучению их технике домашнего учения. Какие же проблемы в этой связи встают перед школой? Первая из них заключается в том, чтобы и учителя, и учащиеся хорошо осмыслили систему тех правил и требований, которые… Читать ещё >
Основные недостатки домашней учебной работы школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Школьная практика показывает, что в домашней учебной работе учащихся имеются существенные недостатки. Наиболее распространенными из них являются следующие.
Многие учащиеся при подготовке домашних заданий по учебнику сбиваются на полумеханическое чтение изучаемого материала, не умеют расчленять его на отдельные смысловые части и не осуществляют самоконтроль за усвоением знаний. Например, несколько лет назад с экспериментальными целями мы преподавали историю в V классе 10-й средней школы г. Гомеля. Хорошо помнится ученица Таня Л. Нередко она получала «двойки», хотя нельзя было сказать, что она имела низкие умственные способности. Наоборот, нередко задавала глубокие вопросы, свидетельствовавшие о ее любознательности. Пришлось проверить, как она готовит домашние задания. Что же оказалось? Главным при подготовке домашних заданий для нее было не осмысление и усвоение изучаемого материала, а полумеханическое чтение учебника. Она не пыталась выделять главное в изучаемом материале, не применяла приемов самоконтроля при подготовке уроков. Потом мы убедились, что подобные недостатки допускают и другие пятиклассники.
Вторым недочетом домашней работы многих учащихся является неумение организовать свое рабочее время, отсутствие твердо установленного режима, связанного с выполнением домашних заданий. Это приводит к поспешности в работе и поверхностному усвоению изучаемого материала.
Третий недостаток — выполнение письменных заданий многими школьниками осуществляется без предварительного усвоения теоретического материала, на котором основаны эти задания. Вследствие этого учащиеся не только допускают существенные недочеты и ошибки в выполняемых заданиях, но и не осмысливают той связи, которая существует между теоретическим материалом и практическими упражнениями.
Существенные недостатки связаны с перегрузкой учащихся домашними заданиями. Отдельные учителя, стремясь к тому, чтобы учащиеся больше работали по их предмету, дают слишком объемистые или чрезмерно усложненные задания. Но перегрузка нередко обусловливается не только большим объемом домашнего задания, но и слабой подготовкой учащихся на уроке к его выполнению. Директор одной из школ обратил внимание на то, что учащиеся VII класса, перейдя в VIII класс, в первой четверти учебного года значительно снизили свою успеваемость: из 29 учеников восемь имели неудовлетворительные оценки. Когда же он и его заместитель по учебно-воспитательной работе посетили уроки в этом классе, то обнаружили, что учителя слишком затягивали проверку знаний по пройденным темам и мало времени отводили на учебную работу по новому материалу. Вследствие этого школьники слабо осмысливали изучаемый материал на уроках и уходили из школы неподготовленными к выполнению домашних заданий.
Указанные недостатки позволяют сделать вывод о необходимости повышения качества урочных занятий, рационализации объема домашней работы учащихся и более пристального внимания учителей к обучению их технике домашнего учения. Какие же проблемы в этой связи встают перед школой? Первая из них заключается в том, чтобы и учителя, и учащиеся хорошо осмыслили систему тех правил и требований, которые предъявляются к домашней учебной работе. Вторая проблема относится к внедрению этих правил в практику выполнения домашних заданий школьниками. Остановимся на освещении этих проблем.