Техника составления анкеты
Пути проведения анкетирования среди лиц, ответы которых интересуют исследователя, различны. Анкеты могут доставляться по почте или публиковаться в печати с призывом к читателям ответить на поставленные вопросы. Однако исследователь может также и непосредственно вручать анкету опрашиваемым. Ответы могут быть стереотипными или свободными. Когда исследователь вручает анкету непосредственно… Читать ещё >
Техника составления анкеты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В практике социологических исследований одним из распространенных видом опроса является, помимо интервью, анкетирование, или анкетный опрос. Это объясняется как разнообразием, так и качеством той социологической информации, которую можно получить с его помощью. В социологии анкетирование — это метод опроса, используемый для составления статических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) статистических представлений о состоянии общества, общественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряжённости с целью прогнозирования действий или событий. Анкетный опрос основан на высказываниях отдельных лиц и проводится в целях выявления тончайших нюансов в мнении опрашиваемых (респондентов). Метод анкетного опроса является важнейшим источником информации о реально существующих социальных фактах и социальной деятельности.
Главным инструментом реализации методов наблюдения и опроса являются анкета (вопросник) и механические устройства, например, счетчики количества людей, кино-видиокамеры. Анкета применяется только при письменных ответах на поставленные вопросы. В рамках данной работы рассмотрим правила, методы и технику составления анкет.
Целью данной работы выступает изучение методики и техники составления анкеты. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— обозначить понятие и содержание анкеты, дать краткую характеристику видам анкет;
— исследовать этапы разработки анкеты;
— изучить выделяемые принципы и правила построения анкеты.
При подготовке работы были использованы исследовательские работы и материалы учебной литературы дисциплин социология и социология ФКиС.
1. Понятие и содержание анкеты. Виды анкет и их характеристика
Анкета — самое распространенное орудие исследования при сборе данных. В широком смысле анкета — это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Анкета — инструмент очень гибкий в том смысле, что вопросы можно задавать множеством разных способов. Анкета требует тщательной разработки, опробования, и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования, т. к. в небрежно подготовленной анкете всегда можно найти целый ряд ошибок. В ходе разработки анкеты исследователь вдумчиво отбирает вопросы, которые необходимо задать, выбирает форму этих вопросов, их формулировки и последовательность.
Анкета — это не механическая последовательность вопросов, которые располагаются в ней в зависимости только от личного желания исследователя, а определенная взаимосвязь вопросов, образующих особое целое Кравченко А. И.
Введение
в социологию. — М., 2014. С. 42. Процесс создания анкеты можно сравнить с игрой на музыкальном инструменте. Только упорядоченная определенная гамма звуков будет давать стройную мелодию.
Анкета должна состоять из трех частей: вводной, основной и «паспортички».
Главная функция вводной части — мотивировать респондента отвечать на вопросы анкеты. На титульном листе анкеты указывают организацию, проводящую опрос, его цель, значимость роли респондента, гарантию анонимности, технику заполнения и благодарят за участие в опросе.
Основная часть — самая важная. Первыми ставятся контактные вопросы для облегчения процесса включения в проблему. Эти вопросы, как правило, простые, располагающие к ответам, что позволяет постепенно перейти к более сложным основным вопросам. Ответы на них дают основную информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание этих вопросов соответствует цели и задачам исследования. Для каждой отдельной задачи лучше разработать свой определенный блок вопросов. Вопросы одного блока могут следовать один за другим, а могут быть расположены между вопросами других блоков. Самый сложный блок вопросов необходимо располагать в середине содержательной части анкеты. На последнем месте в этой части анкеты ставятся заключительные вопросы. Главная их функция — снять психологическое напряжение у респондентов, дать почувствовать, что сделана большая и нужная работа Как провести социологическое исследование: В помощь идеологическому активу. /Ред. Горшков М. К. — М.: Политиздат, 1995. С. 41.
В паспортичку включаются вопросы, раскрывающие следующее содержание: профессия, образование, социальное происхождение, семейное положение, пол, возраст. В зависимости от цели и задач проводимого исследования количество вопросов может быть уменьшено или увеличено.
Различают следующие виды анкетирования:
1. По способу общения между исследователем и опрашиваемыми:
— прессовый: вопросник печатают в газете или журнале;
— почтовый: анкеты рассылают по почте;
— раздаточный: анкетёр раздаёт анкеты группе респондентов;
— публикация анкет в Интернете.
Прессовый, почтовый и опрос в Интернете являются заочными. При таком анкетировании нет непосредственного контакта анкетёра с респондентом. В случае с раздаточным опросом (очное анкетирование) анкетёр выступает в качестве инструктора по заполнению анкет, раздатчика анкет, однако, анкета заполняется респондентом самостоятельно.
Почтовый опрос является одним самых неэффективных видов, однако при правильной его организации, можно значительно повысить его отдачу. Для увеличения количества желающих принять участие в почтовом опросе следует, считает она, обязательно мотивировать опрашиваемых: присланный ответ будет участвовать в розыгрыше призов, первые приславшие получат купон со скидками и т. д.
2. По месту проведения:
— по месту жительства;
— по месту работы;
— по месту учёбы.
В последних двух случаях анкетирование может быть групповым (или аудиторным).
3. По уровню стандартизации:
— полностью стандартизированные;
— частично стандартизированные.
Этот вид анкетирования определяется характером вопросов (закрытыми или полузакрытыми).
3. По полноте охвата:
— опрос всех представителей выборки;
— выборочное: опрос части выборки.
Анкетирование имеет как достоинства (оперативность, экономия средств и времени и др.), так и недостатки, связанные с субъективностью получаемой информации, её достоверностью и т. д. Поэтому анкетирование необходимо сочетать с другими методами сбора первичной информации.
Из вышеизложенного следует, что классификация анкет весьма разнообразна. Разделение анкет по виду зависит от выбранного классификационного признака, который и определяет, что именно будет «выясняться» с помощью составленной анкеты.
Пути проведения анкетирования среди лиц, ответы которых интересуют исследователя, различны. Анкеты могут доставляться по почте или публиковаться в печати с призывом к читателям ответить на поставленные вопросы. Однако исследователь может также и непосредственно вручать анкету опрашиваемым. Ответы могут быть стереотипными или свободными. Когда исследователь вручает анкету непосредственно опрашиваемому, он может как разъяснить ему отдельные вопросы, так и заполнить ее собственноручно, т. е. записать ответы на те или иные вопросы в соответствующих рубриках. Поэтому подобный способ распространения анкет предпочтительней, нежели распространение по почте или через печать.
Считается также, что опросы, в ходе которых анкеты распространяются по почте или публикуются в газетах или журналах, не носят научного характера. Основанием для такого утверждения служит прежде всего то, что круг лиц, отвечающих на вопросы распространяемой подобным образом анкеты, не репрезентативен. На них отвечают те, кто по каким-либо причинам считает это занимательным или полезным. В результате может оказаться, что так и не были получены ответы именно тех лиц, суждения которых имеют особое значение для понимания исследуемого явления.
Итак, анкета — это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Вопросы анкеты могут касаться профессиональной направленности (мотивов, интересов, увлечений), моральных и психологических качеств личности, стиля общения и поведения, характерологических особенностей и др Введение в прикладную социологию. Анкетирование: Учеб. Пособие. / Новикова С. С. — М.: СпортАкадемПресс, 2010. С. 32. Назначение социологической анкеты в том, чтобы с его помощью замерить определенные переменные, имеющие отношение к предмету исследования, например, мнения или установки респондента по интересующему исследователя вопросу, некоторые социально-демографические характеристики респондентов и пр.
2. Этапы разработки анкеты
Анкета (расследование) является одним из условий получения объективно значимых результатов о различного рода опросах населения. Поэтому разработке анкеты социологи придают особое значение. Созданию анкеты предшествует длительный этап разработки программы исследований, так как в анкету закладываются гипотезы, сформулированные задачи, которые предстоит решить в ходе социологического исследования.
Следует помнить, что при разработке анкеты исследования встречаются трудности, которые социолог непременно должен себе представлять. Если не учитывать особенностей формулировки вопросов в анкете, то даже при соблюдении всех остальных требований методики социологического исследования можно получить ошибочные результаты.
Композиция анкеты:
1. Титульный лист;
2. Водная часть;
3. Основная (содержательная часть);
4. Социально — демографическая часть.
В вводной части описывается цель исследования, характер использования результатов, а также способ заполнения анкеты.
Следует также проанализировать вводную часть Искусство задавать вопросы: Заметки социолога. /Аверьянов Л.Я. — М., 2012. С. 33:
1. Наличие и правильность обращения респонденту.
2. Удалось ли кратко и ясно показать цель опроса?
3. Сделано ли указание на то, как будет использоваться результат опроса?
4. Не забыли ли в сделать указание на анонимность опроса?
5. Есть ли указание на то, что делать опрашиваемым с полностью заполненной анкетой?
6. Не забили ли вы поблагодарить опрашиваемых за их работу?
7. Удалось ли с помощью вводной части заинтересовать опрашиваемых участвовать в опросе?
Основная часть анкеты содержит блоки вопросов к опрашиваемым.
Вопросы могут быть открытыми или закрытыми. В первом случае опрашиваемый сам формулирует свой ответ на поставленный социологом вопрос. Например: «Как вы провели свой выходной день?» Ответы: «Ходил в кино», «Был на вечеринке» и т. д.
Ответы на закрытые вопросы, сформулированные социологом, представляют собой «меню» для выбора опрашиваемого. Например тот же самый вопрос можно «сделать» закрытым: «Как вы провели свой выходной день?» Ответы: «Положительно», «Отрицательно». В этом случае опрашиваемый отмечает то вариант ответа, который наиболее отвечает его установка.
Структура и последовательность вопросов в анкете по сути дела представляют собой установку социолога на развитие коммуникации с опрашиваемым: пробуждение интереса, завоевание доверия, подтверждение уверенности опрашиваемых в своих возможностях, дальнейшее поддержание беседы.
Как правило, хорошо разработанная анкета может быть заполнена опрашиваемым в течение не более 30 минут. В дальнейшем наступает психологический порог утомляемости и внимание к заполняемой анкете значительно снижается Введение в прикладную социологию. Анкетирование: Учеб. Пособие. / Новикова С. С. — М.: СпортАкадемПресс, 2010. С. 58.
В социально — демографической части содержаться блоки вопросов о социально — демографических характеристиках респондента — это «паспортичка» об объективном положении и статусе опрашиваемого. Она необходима для анализа собранных данных, для оценки представительности собранных результатов, проведения сравнительных исследований и т. д.
Возможен такой вариант разработки анкеты:
Шаг первый: определяем проблему, цели, характер нашего исследования. Составлению анкеты предшествует большая исследовательская работа имеющая цель учесть психологию респондента, предугадать его реакцию на ту или иную форму вопроса, степень его искренности и возможность сформулировать недвусмысленный ответ. Совокупность ответов должна дать характеристику изучаемого явления.
Сделать первый шаг просто, если предварительное исследование было проведено достаточно тщательно.
Формируя и формулируя возможные варианты направления своего исследования на данном этапе, исследователь разрабатывает макет таблицы, в которую он будет заносить полученные результаты. Макет таблицы — это фактически макет анкеты, только без заполненной статистики.
Определяя характер анкеты необходимо четко определить цели и задачи, выдвинуть гипотезы по каждому вопросу. Это поможет найти необходимую информацию и определяют тип вопроса и форму ответа, используемую для ее получения Ядов В. А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. — М., 1997. С. 52.
Разрабатывая анкету, мы можем выдвигать новые гипотезы и формировать вопросы, но следует помнить о том, что жизнеспособны только те гипотезы, благодаря которым мы сможем понять суть исследуемого педагогического явления, все остальные всего лишь лингвистический мусор.
Шаг второй: определяем проблему, цели, характер нашего исследования. Определив, что мы исследуем, переходим к тому как мы будем исследовать. В зависимости от характера собираемых данных будет зависеть и метод сбора.
Шаг третий: определяем количество и содержание вопросов анкеты.
3. Принципы и правила построения анкеты
Основные принципы построения анкеты состоят в следующем:
Первый принцип: программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикой построения анкеты. Опросный лист строится под углом зрения психологии восприятия опрашиваемого. Например, при изучении отношения к клубным учреждениям, казалось бы, логичным сначала выяснить, посещают ли клуб данные респонденты, а затем перейти к направленному опросу тех, кто ответил утвердительно, а после этого — тех, кто клуб не посещает. Однако, учитывая, что в общей массе населения последних больше, следует поступать иначе: в первую очередь формулировать вопросы для всех, затем — для посещающих клуб, потом — для непосещающих его и снова — для всех респондентов Фролов С. С. Социология. — М., 2014. С. 75.
Разделение групп опрашиваемых производится вопросами — «фильтрами». В данном случае первая группа вопросов, относимая ко всем, не имеет специального пояснения, вторая вводится фразой: «Следующие вопросы относятся только к тем, кто посещает клуб», третья — снова предваряется «фильтром» («Эти вопросы адресуются тем, кто не посещает клуб»), а в заключение (обычно это — сведения о респонденте) — снова пояснение: «Последние пять вопросов относятся ко всем опрашиваемым».
Учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты — ведущий принцип, из которого следуют и все другие требования к ее построению.
Второй принцип — непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Это требования, касающиеся общей структуры опросного листа. Например, при опросах рабочих вряд ли разумно пространно объяснять научные цели проводимой работы. Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. Опрашивая же экспертов, следует указать и практические, и научные цели исследования.
Третий принцип вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Например, если сначала поставить вопрос об уровне удовлетворенности какой-то деятельностью и ее условиями (труда, быта и т. п.), а затем — вопросы на оценку частных особенностей деятельности (удовлетворенность содержанием работы, заработком, бытовым обслуживанием и прочее), то общие оценки будут влиять на частные, снижая (или, напротив, повышая) их независимо от специфики того или иного аспекта общей ситуации Фролов С. С. Социология. — М., 2014. С. 77. Наблюдается, с одной стороны, стремление респондента психологически оправдать общую оценку и, с другой стороны, усиленное действие эффекта «эха» (галло-эффект), т. е. многократного повторения одной и той же оценки, отнесенной к общей группе проблем.
В таком случае следует частные вопросы ставить первыми, обобщающий — в конце соответствующего «блока», предваряя фразой: «А теперь просим Вас оценить в целом, в какой мере вы удовлетворены чем-либо» и т. д. Оценка частных условий труда, быта и прочее предваряет общую, заставляет респондента более ответственно подойти к итоговой оценке, помогает разобраться в собственных настроениях.
Четвертый принцип — смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается не качестве ответов по другим смысловым «блокам». Например, в анкете об образе жизни, детально расспрашивая об условиях труда, а затем, уделяя 2 — 3 вопроса условиям быта, мы заведомо даем понять респонденту, что первое важнее, и тем самым оказываем на него давление. Несогласные с такой позицией исследователей, возможно, неумышленно будут снижать оценки по блоку «работа», а заодно — и по другим аспектам тематики опроса Введение в прикладную социологию. Анкетирование: Учеб. Пособие. / Новикова С. С. — М.: СпортАкадемПресс, 2010. С. 65.
Пятый принцип касается распределения вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем — еще сложнее (мотивационные), потом — спад (снова событийные, фактологические) и в конце — наиболее сложные вопросы (один-два), после чего завершающая «паспортичка».
Рассматривая смысловую структуру анкеты целесообразно выделить систему коммуникативных блоков. Под коммуникативными блоками имеются в виду такие составляющие анкеты, которые направлены не непосредственно на сбор ответов, а на его организацию. Речь об обращении к респондентам, преамбуле к анкете, инструкции о ее заполнении, выражении благодарности и некоторых других.
Анкета является очень гибким инструментом опроса и представляет собой ряд вопросов, на которые опрашиваемый (респондент) должен дать ответы. Она требует тщательной проработки. Важно все: типы и конкретная формулировка вопросов, их последовательность и общее количество, корректность и уместность.
Существуют определенные правила составления анкет. Так, во введении к анкете исследователь должен сформулировать цель опроса и постараться убедить респондента ответить на поставленные вопросы. Указать при этом, по возможности, какую выгоду респондент получит, если ответит на вопросы анкеты.
Хорошая анкета должна состоять из четырех блоков:
— преамбула;
— социально-демографический блок;
— основной части;
— детектора.
Преамбула кратко ставит в известность респондентов о том:
— кто и зачем проводит исследование;
— что опрос проводится анонимно (если иное не предусмотрено планом);
— что исключены какие бы то ни было последствия (как отрицательные, так и положительные, что очень важно) для респондента, как в случае его отказа от сотрудничества, так и в случае согласия;
— сколько времени потребуется на заполнение анкеты;
— как следует заполнять анкету, если это необходимо.
Здесь же выражается благодарность за время, которое участник согласился потратить.
При личном анкетировании допустимо в целях экономии места (преамбула может занимать до половины страницы), а также в целях установления доверительного контакта между интервьюером и респондентом опустить преамбулу из текста и поручить интервьюеру озвучить ее лично Введение в прикладную социологию. Анкетирование: Учеб. Пособие. / Новикова С. С. — М.: СпортАкадемПресс, 2010. С. 47.
Социально-демографический блок состоит из вопросов, характеризующих самого респондента, его семью, образ жизни (пол, возраст, национальность, семейное положение, наличие детей, образование, сфера профессиональной деятельности, должность по основному месту работы и т. д.)
Основная часть анкеты содержит вопросы ради которых, собственно, все исследование и затевалось. Начинать следует с простых закрытых вопросов, требующих однозначных ответов и не требующих длительного размышления. Наращивать сложность вопросов надо постепенно, разбавляя сложные вопросы простыми — уточняющими, проверочными. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы не нарушалась логическая последовательность вопросов.
Детектор состоит из вопросов, призванных проверить внимательность заполнения анкеты, серьезность и откровенность респондентов, а также порядочность и профессионализм самих интервьюеров. Вопросы могут дублироваться. Вопросы могут «зеркалиться» (противоречивые позиции).
Заключение
анкета восприятие социальный респондент
Анкета — самое распространенное орудие исследования при сборе первичных данных. В широком смысле анкета — это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Анкета — инструмент очень гибкий в том смысле, что вопросы можно задавать множеством разных способов. Анкета требует тщательной разработки, опробования и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования.
В небрежно подготовленной анкете можно всегда найти целый ряд ошибок. Самые обычные ошибки Ї постановка вопросов, на которые невозможно ответить, на которые не захотят отвечать, которые не требуют ответа, и отсутствие вопросов, на которые следовало бы обязательно получить ответ. От того, как составлена ваша анкета, напрямую зависит результат исследования. Так, непонятная для респондентов анкета с неверно выстроенной логикой уменьшит количество заполнений и не принесет желаемого результата.
Анкету нельзя начинать разрабатывать без определения целей и задач, а также параметров опроса, т. е. состава показателей, возможных единиц измерений и т. д. После выбора способа опроса необходимо выписать все возможные вопросы на бумаге, не обращая особого внимания на их формулировки, чтобы ничего не упустить. При разработке основной части вопросника следует обратить внимание на: тип вопросов (формат ответов), содержание вопросов и их число, последовательность представления вопросов в анкете, наличие контрольных вопросов.
Основные правила построения анкеты: логическая последовательность тем, затрагиваемых вопросами; интерес опрашиваемого должен расти от вопроса к вопросу; отсутствие слишком сложных или интимных вопросов; соответствие формулировки вопросов образовательному уровню опрашиваемой группы.
1.
Введение
в прикладную социологию. Анкетирование: Учеб. Пособие. / Новикова С. С. — М.: СпортАкадемПресс, 2010
2. Воробьев А. В. Социология физической культуры и спорта: учеб. Пособие. — Омск: СибГАФК, 2012
3. Искусство задавать вопросы: Заметки социолога. /Аверьянов Л.Я. — М., 2012
4. Как провести социологическое исследование: В помощь идеологическому активу. /Ред. Горшков М. К. — М.: Политиздат, 1995
5. Кравченко А. И.
Введение
в социологию. — М., 2014
6. Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта. Учебное пособие. — М., 2011
7. Фролов С. С. Социология. — М., 2014
8. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. — М., 1999
9. Ядов В. А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. — М., 1997.