Введение.
Формальные и неформальные отношения в рабочей группе
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: определить место формальных и неформальных отношений как социального ресурса в системе управления организацией; выявить современные подходы к определению социальных ресурсов организации, охарактеризовать неформальные отношения как социальный ресурс организации; уточнить критерии для систематизации неформальных отношений в организации… Читать ещё >
Введение. Формальные и неформальные отношения в рабочей группе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования обусловлена необходимостью поиска новых управленческих технологий для обеспечения эффективной деятельности организации в условиях изменяющихся социальных трудовых отношений. Важнейшим фактором повышения эффективности управления организацией является адекватное организационное поведение, в частности, обусловленное уровнем и качеством лояльности персонала. Сегодня многих руководителей интересуют методы и техники, позволяющие создавать организации как устойчивые системы совместно работающих индивидов, ориентированных на достижение общих целей. Именно такие сотрудники составляют главное конкурентное преимущество преуспевающих организаций, именно их профессиональная деятельность на благо компании позволяет обеспечить компании лидерские позиции как в периоды роста, так и в сложных условиях экономического кризиса.
Разворачивающийся в наши дни финансовый кризис приводит к резкому ограничению возможностей компаний по применению материального вознаграждения как метода поддержания устойчивой лояльности работников. Возникает необходимость исследовать нематериальные факторы лояльности персонала. В этом контексте поиск новых инструментов управления лояльностью персонала, которые позволяют наиболее эффективно задействовать потенциал социальных ресурсов организации, становится особенно актуальным.
Итак, актуальность исследования влияния неформальных отношений на лояльность сотрудников организации определяется следующими обстоятельствами: 1) гибкий характер должностных обязанностей, снижение степени формальности взаимоотношений между руководителями и подчиненными, формирование межфункциональных команд и развитие социальных сетей внутри организации обусловили рост значимости неформальных отношений на фоне ослабления возможностей управления с помощью власти и администрирования; 2) финансовый кризис привел к ограничениям возможностей применения материального вознаграждения сотрудников; 3) излишняя бюрократизация управленческого аппарата требует смягчения жесткой структуры организации; 4) рост личностного и профессионального самосознания работников повышает роль субъективных факторов трудового поведения; 5) снижение значимости материальных и организационных факторов лояльности сотрудников вызывает необходимость изучать иные факторы лояльности, особенно неформальные отношения.
Степень разработанности проблемы. Теоретическая база в изучении неформальных отношений обширна и носит междисциплинарный характер. Формальные и неформальные отношения исследовались в рамках ряда наук: социологии управления, социологии организаций, социальной психологии, экономики, экономической психологии и трудового права. В современной отечественной социологии в исследовании неформальных отношений можно выделить следующие направления: изучение неформальной организационной структуры А. И Пригожин, Б. З. Мильнер, С. Ю. Алашеев, П. В. Романов, Л. Г. Почебут.
Цель исследования изучить и проанализировать формальные и неформальные отношения персонала.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: определить место формальных и неформальных отношений как социального ресурса в системе управления организацией; выявить современные подходы к определению социальных ресурсов организации, охарактеризовать неформальные отношения как социальный ресурс организации; уточнить критерии для систематизации неформальных отношений в организации и разработать типологию неформальных отношений в организации, выявить функции неформальных отношений; выявить наиболее значимые нематериальные факторы лояльности, которые опираются на неформальные отношения в организации; определить причины позитивного и возможного деструктивного влияния неформальных отношений на лояльность сотрудников, а также роль неформальных отношений в упрочении лояльности; выявить механизмы и инструменты управления неформальными отношениями для поддержания лояльности сотрудников по отношению к организации.
Объект исследования — формальные и неформальные отношения между сотрудниками в организации.
Предмет исследования — процессы и механизмы управления формальными и неформальными отношениями как социальным ресурсом для поддержания и повышения лояльности персонала по отношению к организации.
Теоретическую основу курсовой работы составили концепции, представленные в трудах отечественных и зарубежных социологов и специалистов по управлению социальными системами, такими как организации36, исследующие их особенности, функции, принципы системности, рационализации, в частности, освещающие вопросы управления неформальными отношениями.