Определив требования к кандидату, кадровый менеджмент ресурсов может приступить к реализации следующего этапа — привлечению кандидатов, основная задача которого — создание достаточно представительного списка квалифицированных кандидатов для последующего отбора. Главными ограничителями на данном этапе выступает бюджет, который организация может израсходовать при реализации процедур найма, человеческие ресурсы, которыми она располагает для последующего отбора кандидатов и время, требуемое для реализации указанных процедур.
Перед организацией возникают три вопроса: где искать потенциальных работников (источники), как их известить об имеющихся вакансиях и каким образом провести отбор наиболее подходящих работников для конкретного рабочего места (методы).
Различают две группы источников: внутренние (из работников предприятия) и внешние (из людей, до того никак не связанных с предприятием) источники.
Невозможно однозначно решить вопрос в пользу внутренних или внешних источников найма.
Существуют разные способы поиска персонала:
Поиск внутри организации.
Подбор с помощью неформальных контактов сотрудников. и «кумовства».
Самопроявившиеся кандидаты. Объявления в средствах массовой информации — на телевидении, радио, в прессе.
Контакты с университетами и другими учебными заведениями.
Государственные агентства занятости.
Частные агентства по подбору персонала.
В качестве источника могут выступать также сотрудники, ушедшие из организации.
Клиенты и поставщики могут предложить необходимых кандидатов.
«Охота за головами» — переманивание лучших работников из других организаций.
Используются различные способы привлечения высококлассных специалистов, например:
высокая зарплата;
возможность быстрого роста, продвижения по служебной лестнице;
хороший психологический климат в коллективе;
дополнительные льготы (бесплатное питание, предоставление служебного автомобиля, средств связи, медицинское страхование и т. п.).
Большинство специалистов сходятся во мнении, что для успешной организации поиска кандидатов следует руководствоваться двумя основными правилами:
всегда проводить поиск кандидатов внутри организации;
использовать по меньшей мере два метода привлечения кандидатов со стороны.