Самое простое и в то же время самое важное правило, которое должны помнить успешные организации: знать своих конкурентов.
К сожалению, многие попавшие в беду компании, либо не распознали, либо сильно недооценили своих самых важных соперников на рынке:
- — General Motors никогда не рассматривала небольшие автомобили из Германии и Японии как угрозу себе. Вместо этого она устроила конкуренцию между собственными брендами. Когда GM посмотрела по сторонам и увидела Saturn, было уже поздно.
- — Xerox считала своим главным конкурентом IBM, в то время как настоящая угроза исходила от Hewlett-Packard и ее лазерных принтеров.
- — Digital Equipment никогда не думала, что настольный компьютер может подорвать ее позиции на рынке мини ЭВМ. После того, как IBM представила PC, дни DEC были сочтены.
- — Levi's не предполагала, что более дешевые джинсы других фирм смогут заполонить категорию, изобретенную компанией.
- — Crest не заметила, как Colgate опять вырывается в лидеры с помощью своей пасты, предохраняющей десны.
- — Компания Burger King не поняла, что она должна продолжать атаковать McDonald’s. Перестав это делать, компания проиграла.
- — Mark & Spencer никогда не принимала конкурентов всерьез. Компания никого не боялась.
Хотя каждый из этих случаев можно объяснить по-своему, есть одна вещь, которая могла помочь всем этим компаниям избежать проблем. Это более пристальный взгляд на конкурентов, так как он позволяет понять, что нужно делать, пока беда еще не пришла. [16. C. 172].
Используем подход «знай своего конкурента» для того, чтобы оценить, что ей следует предпринять в настоящее время.
Управление в сегодняшней экономике, с ее жесткой конкуренцией и перенасыщенностью средствами связи, — сложная задача. Нужно отслеживать столько разных вещей и переменных, что может закружиться голова. Чтобы избежать головокружения, нужно использовать метод балерины, входящей в скоростной пируэт. Совершая каждый очередной поворот, она фиксирует свой взгляд на какой-либо одной вещи или источнике света в зале. Поэтому у нее и не кружится голова.
То же самое нужно делать, чтобы не попасть в неприятность. Если фирма сосредоточит свой взгляд на конкурентах, она не потеряет фокусировки и не пойдет по дороге, ведущей к проблемам. [6. C. 291].
Таким образом, в данной главе рассмотрен анализ конкурентного поля на примере крупных западных компаний, показаны допущенные ими ошибки при выборе конкурентной стратегии и рассмотрены основные правила конкуренции.