Субъекты системы управления персоналом:
- § функциональный управленческий персонал;
- § линейный управленческий персонал;
Основатель школы администрирования в научном менеджменте
Главная заслуга Ф. Тейлора (1856—1915) состоит в том, что он как основатель школы «научного управления» разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих.
Принципы тейлоризма
Школа научного управления вслед за Тейлором взяла на вооружение следующие основные принципы. Во-первых, отбор рабочего на ту или иную специализацию не должен быть спонтанным. Работник при приеме на предприятие должен пройти ряд испытаний, которые покажут, к какой деятельности он наиболее приспособлен. Во-вторых, каждый мастер должен следить за тем, чтобы его подчиненные избегали ненужных движений, экономя тем самым свое рабочее время. В-третьих, школа научного управления первой высказалась за то, чтобы ответственность за каждую конкретную операцию нес не только рабочий, который ее выполняет, но и руководитель подразделения. Наконец, в-четвертых, важной составляющей концепции Тейлора провозглашалось экономическое стимулирование.
Принципы Г. Эмерсона
Первый принцип — точно поставленные цели Второй принцип — здравый смысл Третий принцип — компетентная консультация Четвертый принцип — дисциплина Пятый прнцин — справедливое отношение к персоналу Шестой принцип — быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет Седьмой принцип — диспетчирование Восьмой принципнормы и расписания Девятый принцип — нормализация условий Десятый принцип — нормирование операций Одиннадцатый принцип — писаные стандартные инструкции Двенадцатый принцип — вознаграждение за производительность.
- 8. Принципы Файоля
- 1. Разделение труда.
- 2. Власть.
- 3. Дисциплина.
- 4. Единство распорядительства (командования).
- 5. Единство руководства.
- 6. Подчинение частных интересов общему.
- 7. Вознаграждение.
- 8. Централизация.
- 9. Иерархия.
- 10. Порядок.
- 11. Справедливость.
- 12. Постоянство состава персонала.
- 13. Инициатива.
- 14. Единение персонала.
- 9. Основные положения теории «человеческих отношений»
- · люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают свою индивидуальность благодаря отношениям с другими людьми;
- · в результате промышленной революции и рационализации процесса сама работа в значительной степени потеряла привлекательность, поэтому удовлетворение человек ищет во взаимоотношениях с другими людьми;
- · люди более отзывчивы к социальному влиянию группы равных им людей, чем побуждением посредством контроля, исходящего от руководства;
- · работник откликается на побуждение руководителя, если руководитель рассматривается работником как средство удовлетворения своих потребностей.