Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Консонирующие и диссонирующие интервалы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Всякое двузвучие образует музыкальный интервал, обладающий (помимо своих звуковых качеств) еще и определенными акустическими свойствами, присущими только данному виду интервала и влияющими на характер его звучания. По характеру звучания (или, иначе, фонизму), проявляющемуся наиболее ярко и выпукло в гармонических интервалах, последние как музыкальное явление подразделяются на две категории… Читать ещё >

Консонирующие и диссонирующие интервалы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Всякое двузвучие образует музыкальный интервал, обладающий (помимо своих звуковых качеств) еще и определенными акустическими свойствами, присущими только данному виду интервала и влияющими на характер его звучания. По характеру звучания (или, иначе, фонизму), проявляющемуся наиболее ярко и выпукло в гармонических интервалах, последние как музыкальное явление подразделяются на две категории — консонансы и диссонансы.

Консонансами называются те интервалы, звуки которого на слух как бы сливаются друг с другом, образуя при этом мягкое (или относительно мягкое) и акустически устойчивое звучание, не требующее своего разрешения.

Диссонансами называются интервалы, звуки которых как бы противоречат друг другу и воспринимаются раздельно, то есть не сливаются в слуховом сознании воедино. Диссонансы звучат резче консонансов, по своей акустической природе они неустойчивы и требуют разрешения, то есть перевода их в консонанс.

Степень консонантности или диссонантности гармонических интервалов в значительной мере определяется наличием и яркостью (громкостью) звучания биений, возникающих между обертонами звуков, образующих данный интервал.

Консонансы подразделяются на три вида:

  • 1)абсолютные консонансы, к которым относятся интервалы чистой примы и чистой октавы;
  • 2)совершенные консонансы, к которым относятся чистая квинта и, отчасти, чистая кварта как взаимообращающийся с квинтой интервал;
  • 3)несовершенные консонансы, к которым относятся большие и малые терции и большие и малые сексты.

Все остальные интервалы, а именно — большие и малые секунды, большие и малые септимы и тритоны (увеличенная кварта или уменьшенная квинта) являются диссонансами, хотя степень их диссонирования тоже не одинакова. Например, у малой септимы она значительно меньше, нежели у большой септимы. Наиболее же резким из всех диссонансов является малая секунда.

Разумеется, на характер звучания интервалов существенное влияние оказывают и другие факторы: регистр, расположение звуков данного интервала, тембровая сторона и т. д.

Применительно к мелодическим интервалам о консонантности и диссонантности можно говорить лишь условно. Немаловажное значение для их выразительной характеристики имеет то обстоятельство, будет ли данный интервал являться скачком (ход на кварту и более), всегда привносящим определенное напряжение в мелодическую линию, или, наоборот, тесным интервалом (секунда, терция), способствующим, как правило, образованию плавного движения голоса, чаще всего сопутствующего более спокойному и размеренному развитию музыкальной ткани.

Важными факторами также являются метрическое положений и ритмическая структура мелодического интервала. Интервал, имеющий ямбическую формулу — переход от слабой доли к более сильной, обычно звучит более напряженно, нежели интервал, имеющий хореическую формулу — переход от сильной к слабой доле. Первый из этих двух типов мелодических интервалов чаще начинается с более короткой длительности и заканчивается более продолжительным звуком (или же оба будут одинаковыми по длительности), а второй — наоборот.

Само направление скачка в мелодическрм интервале тоже имеет существенное значение. Так, например, восходящий скачок всегда содержит в себе более активный импульс, нежели нисходящий.

Все перечисленные выше факторы обычно подчеркивают соответствующие им стороны мелодического интервала, усиливая тем самым его выразительное значение в целом, что находит свое отражение и в творческой практике композиторов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой