Экспертиза предметов скульптуры
Первичное исследование скульптурных объектов основывается на изучении металлов. В отличие от золотых и серебряных изделий, на этих клейма встречаются редко, а чаще всего отсутствуют. Поэтому установление состава сплава и характера декоративного покрытия имеет приоритетное значение. Анализ сюжета и стиля может на первом этапе помешать правильной атрибуции. Первичную информацию дают цвет металла… Читать ещё >
Экспертиза предметов скульптуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Специфика скульптуры определяется большим количеством технических, так называемых ремесленных процессов, которые чаще всего выполняют технические помощники скульптора. Специалист должен четко дифференцировать те произведения, которые автор ваял непосредственно в камне, где прорабатывал восковую модель для отливки в бронзе с последующей ее прочеканкой, от тех, перевод которых осуществляли технические помощники, а скульптор был лишь автором модели.
Экспертиза предметов скульптуры, таким образом, приобретает приоритетный технико-технологический характер и во многом зависит от материала.
При исследовании гипсовой скульптуры значение в определении ее оригинальности имеет соотношение ее изобразительных данных (стилистики, иконографии и т. д.) с техническим состоянием (толщиной стенки, использованием соответствующих материалов, приемов соединения фрагментов, определенным характером диструкции материала).
При исследовании мраморных скульптур проведение физико-химических анализов более ограничено, чем при исследовании живописного произведения. Большинство европейских скульптур, созданных в последние пять веков, выполнены из каррарского мрамора. Агрессивные реставрационные обработки, к сожалению, «стирают» ряд авторских признаков. Патину на каменной скульптуре, которая может оказаться очень информативной, только начинают изучать. Чтобы увидеть в мраморной скульптуре реставрационные следы, необходимы большой опыт, знания и многое другое, что подразумевается под традицией знаточества.
В противоположность мраморной скульптуре применение физико-химических методов успешно при анализе скульптуры из цветного и черного металлов. Скульптура из металла определяется визуально, помимо иконографии стиля, — по характерным признакам литья, цвету металла, его весу, обработке поверхности и внутренних частей, спаек, характеру чеканок, патинированию.
Первичное исследование скульптурных объектов основывается на изучении металлов. В отличие от золотых и серебряных изделий, на этих клейма встречаются редко, а чаще всего отсутствуют. Поэтому установление состава сплава и характера декоративного покрытия имеет приоритетное значение. Анализ сюжета и стиля может на первом этапе помешать правильной атрибуции. Первичную информацию дают цвет металла на месте расчистки, цвет и фактура покрытия, вес и толщина отливок.
Когда речь идет о мелкой скульптуре или предметах декоративно-прикладного искусства, то у понятия «подделка» может и не быть однозначно негативного смысла. По мнению В. А. Помещикова, «…его негативный смысл может быть усилен до значения „фальшивка“ или ослаблен почти до нейтральных „имитация“, „копия“ в зависимости от того, на какой временной дистанции от исследователя находится произведение и какими художественными достоинствами оно обладает» 1. Он делает вывод о том, что основным при экспертизе скульптурной бронзы становится металловедческий и сопоставительный анализ (сопоставление с эталоном, которое помогает более четко определить время и место создания, а также установить автора), но никак не стилистический анализ, который имеет скорее искусствоведческий характер.