В метрике и композиции стихов А. С. Пушкина сосуществуют два начала, обеспечивающие их гармонию: симметрия и асимметрия. Симметрия стихотворения выражается в четном числе рифмованных строк, в наличии 4-, 6- и 8-стиший, в парном количестве стихов в произведениях. Некоторые стихотворения симметричны по смысловому содержанию, которое делит их на две равные части (например, «Город пышный, город бедный…», «Счастлив тот, кто избран своенравно…», «И.И. Пущину» и др.). Простота симметричных построений придает стихам красоту упорядоченности, легкость восприятия, строгость и монументальность.
Различные формы асимметрии проявляются в существовании непарного числа строк, наличии структур стихосложения 3×5, 5×3, 5×7 и т. п., несимметричном расположении кульминационных моментов, границ раздела стихотворений на различные по содержанию или интонации части. Асимметрия придает стихам живость, повышает эмоциональное воздействие. Одним из выражений асимметрии в метрике и композиции стихов является золотая пропорция, подчинение метрики числам Фибоначчи. Как известно, числа Фибоначчи отражают особенности роста живого, эти же особенности проявляются и в рождении, и в росте стихотворных творений поэта. Сочетание этих двух основ гармонии и порождает удивительное разнообразие художественных форм в поэзии А. С. Пушкина.
В заключении хочется сказать, что гениальный человек гениален во всем. Ярким примером может послужить творчество такого великого русского писателя как А. С. Пушкина и его «странного сближения» с математикой. И на самом деле, не столь уж важно, в какой степени А. С. Пушкин знал точные науки. Каждый человек находит в нем и его творчесте что-то свое, близкое и понятное только ему. Даже люди, которые считают себя далекими от поэзии, от романтики, занятые только сухими расчетами в своем мире формул и чисел, и они найдут множество «открытий чудных» в мире пушкинских произведений. Но самое главное, что и в наше время А. С. Пушкин учит нас искренности чувств и жизнелюбию.