Романтизм — явление исторического порядка. Влияние его было очень широким, он подчинил себе все области художественной жизни, философию, науки исторические и филологические, многие отрасли естествознания, даже медицину. Не приуроченный ни к одной из стран исключительно, завоевавший себе не одну только Европу, но и Америку, романтизм в конце концов оказался целой эпохой культуры, как это было до того и с Ренессансом, с Просвещением, с классицизмом.
Широта романтизма, разнообразие форм его затрудняют исследователей. Историки романтизма до сих пор не сошлись на определении его, хотя уже написаны целые истории самого термина «романтизм» и попыток раскрыть его содержание. Мы имеем хорошо разработанную историю определений романтизма и не имеем определения его, которое отвечало бы потребностям современной мысли. Весьма произвольно во главу романтизма ставились те или другие его стороны. Что в нём главное, что второстепенное — можно установить, только сообразуясь с его исторической эпохой, его реальной почвой.
Главный интерес романтиков относился к невоплощённому. Для них всего важнее едва родившееся или только стоящее на пороге рождения, лишённое ещё формы, твёрдых очертаний находящееся в становлении, творимое и ещё не сотворённое. Романтическая эстетика создала свой собственный критерий красоты. Для романтиков новое — оно же и прекрасное. Талант художника для романтиков — в умении уловить новое в человеческом мире, в способности почувствовать новые, едва вступившие в действие силы жизни.
Необычайное, странное, неизведанное — это и есть первоисточник романтической поэзии. Что ещё не пришло в жизнь, а только просится в неё, утопические ожидания, неясные порывы творимой жизни — всё это область красоты и поэзии, в понимании романтиков.
Романтики покидали свою сцену в разные сроки, в одной стране их влияние прекращалось уже к 20-м годам, в другой — годы эти были для них временем главнейших успехов, но к середине века романтизм уже становится воспоминанием, уже не только он к тому времени был вытеснен, началось вытеснение высокого реализма.