предложение рыночный цена Цены претерпевают любые изменения на рынке под воздействием спроса и предложения. Спрос можно определить как желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определённое время в определённом месте. Величина спроса на товар определяется влиянием следующих факторов Дx = f (Tx, Y, Px,. Py, P, W, F).
Где Дх — спрос на товар;
Tx — потребность покупателя в данном товаре.
Y — доход потребителя.
Px — цена на этот товар
Py, — цена товара-заменителя.
P — цена на дополняющий товар
W — уровень благосостояния, т. е. покупательная способность потребителя.
F — мнение потребителя относительно его экономического благосостояния Закон спроса показывает связь между ценами и количеством товаров и услуг, которые могут быть приобретены при каждой данной цене.
Кривая спроса показывает, что между ценой и количеством товара устанавливается обратно пропорциональная зависимость В механизме рыночного равновесия не менее важную роль играет предложение.
Предложение — это то количество товаров, которое продавцы готовы предложить покупателю в конкретное время и в конкретном месте. Если кривая спроса падает при росте цен, то кривая предложения при росте цен возрастает.
Рыночная, или равновесная. цена товара устанавливается при соответствии спроса и предложения. На конкурентном рынке цена равновесия находится в точке пересечения спроса и предложения.
Рис. 6.3 Рыночная (равновесная) цена
Для того, чтобы количественно измерить чувствительность спроса и предложения к изменению различных факторов, используют понятие эластичности. Эластичность — это мера реагирования одной переменной на изменение другой Ценовая эластичность спроса определяет чувствительность покупателей к изменению цен. Степень ценовой эластичности измеряют с помощью коэффициента эластичности (Эс), который вычисляется по формуле:
Эс =.
где Q1 — величина спроса при старых ценах.
Q2 — величина спроса при новых ценах Р2 — новая цена;
Р1 — старая цена.
Если колебания цены приводят к значительным изменениям количества покупаемой продукции, то спрос принято называть эластичным (Эс>1).
Если колебания цены сопровождаются незначительным изменением количества продаж, то спрос является неэластичным (Эс<1).
Рис 6.4 Эластичный спрос
Рис 6.5 Неэластичный спрос
Более точно отнести товар к той или иной группе можно, используя «тест доходов». Если с ростом цен объём выручки от реализации падает, то спрос на товар принято считать эластичным. В случае, когда объём продаж не меняется вслед за ценой, спрос считается неэластичным.