Мысль о народности воспитания являлась главнейшей в педагогической теории Ушинского.
Он подчеркивал: «Система воспитания детей в каждой стране связана с условиями исторического развития народа, с его нуждами и потребностями».
«Есть только одна общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание — это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которых нет в лучших системах, основанных на абстрактных идеях, заимствованных у другого народа».
Он доказал, что система воспитания, построенная в соответствии с интересами народа, развивает и укрепляет в детях, самые важные, по мнению Ушинского, качества и психологические черты — патриотизм, национальную гордость и любовь к труду.
Он требовал, чтобы дети с раннего возраста усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества.
На мой взгляд, те ценности, которые стремился привить Ушинский, актуальны и сейчас. Ведь патриотизм, национальная гордость и любовь к труду важны для каждого человека и в 21 веке.