Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Социально-философский анализ духовной жизни как подсистемы общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следовательно, подчеркнем, что политическая теория является особым элементом политического сознания и составной частью духовной жизни общества. Это проявляется в том, что она отражает с помощью системы определенных взглядов и идей объективное положение социальных групп в общественном развитии, их коренные экономические и политические интересы, сущность сложившихся политических отношений… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа духовной жизни общества
    • 1. 1. Основные концептуальные подходы к социально-философскому исследованию духовной жизни общества
    • 1. 2. Сущность и методы исследования «человеческой субъектности» духовной деятельности
  • Глава 2. Сознание как подсистема духовной жизни общества
    • 2. 1. Общественное и индивидуальное сознание и их взаимосвязь
    • 2. 2. Общественное сознание в структуре духовной жизни общества
    • 2. 3. Формы общественного сознания как духовно-практическое освоение социальной действительности

Социально-философский анализ духовной жизни как подсистемы общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования духовной жизни как подсистемы общества, в первую очередь, обусловлена радикальными изменениями во всех сферах жизни и деятельности людей, которые коснулись всех государств мирового сообщества. Эти социальные трансформации заставляют по-новому взглянуть на духовную деятельность, идеальные отношения и общественное сознание как на элементы духовной жизни общества.

Актуальность такого подхода к анализу духовной жизни общества диктуется современными условиями, которые на первый план выдвигают две жизненно важные проблемы: целостность мира и выживание человечества. Претворение в жизнь этих проблем неразрывно связано с духовностью человека, ибо человек не выживет физически, если погибнет духовно, ибо ни одна проблема общества не может решаться вне человека, его сознательной деятельности.

В этой связи следует отметить, что индивид имеет генетически детерминированные задатки и способности, но их формирование, совершенствование и реализация происходит в процессе социализации личности и во многом обусловливается системой духовной жизни общества, которая выступает тем интеллектуальным и социально-чувственным полем, в котором происходит становление и развитие человека. Вследствие этого для дальнейшего сбережения и совершенствования природного и социального мира необходимо, прежде всего, осознать, каков механизм формирования и обновления духовного мира современного человека?

Необходимость рассмотрения духовности обусловлена еще и попытками сведения духовности к религиозности, увеличением ожидания решить проблемы воспитания в стране через активизацию деятельности основных религий, существующих на территории Российской Федерации. Разумеется, что.

I 4 такие попытки не стимулируют деятельность науки, институтов светского образования и воспитания в формировании духовности российских граждан, особенно детей и молодежи. Представляется, что это может привести к глубокому отчуждению светского и религиозного путей воздействия на сознание и мировоззрение людей.

Современная обстановка требует более комплексного осмысления духовной жизни современного российского общества, прежде всего, в социально-философском плане анализа ее роли в человеческой жизнедеятельности. При этом необходимость анализа данной проблемы усугубляется еще и тем, что реально сложившаяся ситуация, отсутствие единства общества и порядка в нем явно тормозят развитие духовности. Это вызывает необходимость углубленного исследования причин, негативно влияющих на воспитание духовности, уточнения самой методологии исследования духовности отдельного человека и общества в целом, важнейших принципов и основ их взаимодействия.

Степень научной разработанности проблемы. Понятие «духовная жизнь общества» в советский период специально не изучалось и было заслонено марксистской идеологией. Поэтому вначале духовная жизнь отождествлялась с общественным сознанием. Лишь позже в отечественной философской литературе стали проводить различие между понятиями «духовная жизнь» и «общественное сознание». При этом в трудах В. Журавлева, B.C. Барулина и других отмечались попытки представить анализ духовной жизни как самостоятельного феномена.

Существенный вклад в разработку исследуемой проблемы внесли также труды А. К. Уледова, в которых он пытается дать определение духовной жизни, провести анализ соотношения понятий «духовная жизнь» и «общественное сознание», рассмотреть проблему духовного обновления общества.

6 5.

В трудах М. С. Кагана, Ю. К. Плетникова, Э. С. Маркаряна, В.Н. Сагатов-ского, В. И. Толстых, В. П. Фофанова и других рассмотрены отдельные стороны духовной деятельности.

Значительное влияние на рассмотрение проблемы общественного сознания оказали работы А. И. Бурдиной, А. И. Анигценко, В. А. Демичева, О. Г. Дробницкого, В. П. Мапельмана, Е. М. Пенькова, А. Г. Спиркина, В.П. Туга-ринова, Б. А. Чагина и других.

Соответствующий вклад в разработку проблемы духовной жизни в социально-философском плане внесли труды, посвященные проблемам культуры и цивилизации таких исследователей, как Е. В. Боголюбов, Э. В. Ильенков, Э. В. Соколов, В. В. Межуев.

В трудах О. В. Лармина, А. В. Дроздова, А. Белых, Л. И. Казаковой и других исследованы различные аспекты идеологических отношений, проанализировано соотношение понятий «идеологические отношения» и «духовная жизнь общества».

Большой вклад в разработку различных аспектов рассматриваемой проблемы внесли зарубежные исследователи. К их числу можно отнести следующих авторов: С. Киркегор, С. Камю, Ж.-П. Сартр, Тейар де Шарден, А. Бергсон, Э. Гуссерль, Р. Гароди, Г. Гессе, У. Джемс, М. Дюфрен, Э. Жильсон, Ф. Ницше, Э. Фромм, М. Хайдеггер, О. Шпенглер, К. Ясперс и других.

Немало работ ученых советского периода было посвящено анализу духовности и сознания социалистического общества. При этом они в основном носили характер критики буржуазных концепций. К их числу можно отнести работы П. С. Гуревича, Г. Г. Дилигенского, П. А. Грушина и других. Несмотря на это, вклад названных авторов имел определенное значение для разработки проблемы духовной жизни общества.

В трудах последнего времени, в условиях обновления общества, в связи с национальным и духовным возрождением, все больше внимания уделяется исследованию проблемы духовных отношений, а также вопросам массового и национального сознания и самосознания.

В ряду исследователей проблем массового сознания и духовных отношений можно назвать таких авторов, как К. Ясперс, Ортега-и-Гассет, Г. Шиллер, О. Хаксли и других. В настоящее время издано также много работ по проблемам этнического сознания и самосознания. Это направление просматривается в работах таких ученых, как Н. А. Сорокин, Р. Лайел, Н. Я. Данилевский, С. Герберштейн, В. О. Ключевский, А. Ф. Замалеев, В. В. Горбунов, В. Н. Согатовский, Е. С. Троцкий, JI.E. Шапошников, В. Иванов.

Значительный вклад в разработку взаимосвязи национального сознания и национальной культуры внесли и отечественные ученые: Р. Ф. Абдеев, А. В. Кутырев, С. С. Хоружий, В. А. Щуров, А. И. Ракитов, А. В. Бузгалин, А. П. Манченко, Б. С. Ерасов, Н. П. Медведев, И. И. Кравченко и другие.

В условиях обновления общества повышенное внимание научной общественности России возрастает и к проблемам духовности, духовного обновления, а также к проблеме личности в сфере духовных отношений. Это нашло свое отражение в диссертационных исследованиях О. Е. Иванова «Са-мосозние как основа метафизики" — P.JI. Лифшица «Духовность и бездуховность личности" — З. В. Фоминой «Проблема человеческой духовности: онтологические и аксиологические аспекты" — Ю. А. Журавлева «Духовность: феномен и понимание" — П. Т. Караевой «Общественное сознание как объект социально-философского анализа" — М. А. Магомадова «Социально-философский анализ взаимосвязи личности и духовной жизни общества" — М. Х. Ногайлиевой «Образ человека в структуре духовного производства: социально-философский анализ» и других.

Проведенный анализ показал, что представители различных общественных дисциплин накопили определенный материал и провели большую работу по осмыслению проблемы духовности и духовной жизни. Однако многие работы, связанные с этой проблематикой, в основном нацелены на раскрытие.

7 I отдельных аспектов рассматриваемой темы. В то же время не достает целостного исследования проблемы духовной жизни как подсистемы общества с учетом современной ситуации.

Объектом исследования выступает духовная сфера, отражающая духовно-нравственную жизнь и ценностно-нормативную систему общества.

Предметом исследования является духовная деятельность и духовные отношения, их взаимосвязь с другими подсистемами общества, направленность на развитие общественного сознания, его содержания и структурных элементов.

Целью исследования является системный анализ диалектики духовной жизни как целостной многоплановой подсистемы общества с учетом ее самоценности и противоречивости, основных аспектов ее структуры и роли в устойчивом развитии личности.

В соответствии с поставленной целью выделены следующие задачи: осуществить анализ различных теоретико-методологических подходов к осмыслению духовной жизни обществас позиций системного анализа реконструировать модель духовной жизни современного общества, отобразить ее системообразующие факторыисследовать соотношение понятий «духовная жизнь общества» и «общественное сознание" — определить основные параметры взаимозависимости общественного и индивидуального сознания во взаимосвязи с институциональными преобразованиями в различных сферах жизни обществавыявить наиболее характерные черты переходного состояния общественного сознания и определить пути его гармонизации в условиях социальных измененийисследовать феномен «фантомных типов личности» в условиях реформирования российского общества, уделить внимание их классификации и факторам перевода в латентное состояниеизучить формы общественного сознания как взаимосвязанные элементы духовной жизни общества, определить закономерности ее развития.

Теоретико-методологической основой исследования является традиция философского осмысления явлений духовной жизни общества. В своем исследовании автор опирается на работы выдающихся российских и зарубежных философов, в трудах которых дан системный анализ духовности человека и общества. Теоретическим основанием работы выступают основные концепции социальной философии, продолжающие традиции философского рационализма, системно-структурного и структурно-функционального подходов к объяснению общественных явлений, позволяющих выявить их системность и динамику, а также аксиологического и праксеологического подходов, фиксирующих цели и ценности в процессе социальных трансформаций.

Методологической основой диссертации является совокупность классических средств философского анализа и рефлексии, герменевтико-феноменологическая процедура выявления смысла, а также логико-диалектический анализ исследуемого предмета в сочетании с постклассическим принципом дополнительности описаний. В диссертации используются принципы отражения и детерминизма, системный подход, метод сравнительного анализа, принципы единства логического и конкретно-исторического, методы восхождения от абстрактного к конкретному, анализа и синтеза. При исследовании и осмыслении эффектов современного общества использовались методы исторической и критической рефлексии, социальной феноменологии, этнометодологии и герменевтики.

Научная новизна диссертационного исследования i 9 заключается в обращении к мало изученной теме, а также в определении духовной жизни не только как подсистемы общества, но и как самостоятельной системы, обладающей функциональной самоценностью и структурной противоречивостью.

Элементами новизны обладают также следующие результаты работы: духовность представлена в качестве внутреннего мира человека, связанного с решением проблемы смысла жизниэмпирическим путем подтверждено, что системообразующими факторами духовной жизни являются духовная деятельность, духовные отношения и сознаниевыделены основные виды духовной деятельности человека как основы духовной жизни обществаопределены наиболее значимые особенности взаимодействия индивидуального и общественного сознания в условиях транзитного обществадоказано, что в причинном комплексе формирования общественного сознания ведущая роль принадлежит процессам межкультурной коммуникации, обеспечивающим взаимодействие политико-правовых, хозяйственно-экономических и социокультурных аспектов жизни социумавыявлен генезис и определены признаки фантомных типов личностей, обосновано их негативное влияние на процесс формирования общественного сознания российского социумаобщественное сознание в системе духовной жизни общества представлено в качестве целостного явления, а его эволюция рассмотрена в общем контексте цивилизационного развитияопределены место и роль различных форм общественного сознания как элементов духовной жизни современного обществапредложен ряд теоретико-методологических подходов, имеющих перспективу использования в дальнейшем исследовании вопросов формиро.

10 f вания духовного мира человека, духовности современного российского общества в целом.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Духовность — это внутренний мир человека, включающий переживания, мысли, чувства, убеждения и определяющий смысл человеческой жизни, она есть сущностная характеристика человека. Поэтому все другие дефиниции производны от духовности. Однако в то же время в формировании духовности человека, в свою очередь, определяющую роль играет духовная жизнь общества, которая является подсистемой общественной жизни, которая связана с формированием духовности человека и существует благодаря человеку, ибо он является ее субъектом, осуществляющим духовную деятельность.

2. Духовная деятельность есть деятельность в сфере духовной жизни общества, на основе которой происходит формирование видов идеальной деятельности на основе определенных (материальных и духовных) потребностей. В то же время она сама формирует определенные потребности. При этом если потребность ориентирована на те объекты, которые способны удовлетворить нужду, то интерес, кроме того, и на те объекты и явления, которые создают благоприятные условия и обеспечивают возможность и приобретения предмета удовлетворения. Следовательно, потребности выступают объектом интересов и носят двойственную природу (биологическую и социальную). При этом интерес определяет цель деятельности, которая проявляется как в деятельности отдельного индивида, так и в деятельности различных социальных групп.

3. Духовная деятельность выступает не только как отражение мира и самого индивида, но и как развитие творчества, которое присутствует во всех видах духовной деятельности.

4. Духовная деятельность включает в себе два процесса: «опредмечивание» (выражение и активизация творческих созидательных способов человека) и «распредмечивание» (усвоение индивидом всего, что было создано другими людьми, другими поколениями). Именно в них выражается единство освоения и творчества в процессе деятельности, конечным результатом которого является совершенствование богатства человеческой природы как самоцель.

5. Общественное и индивидуальное сознание взаимосвязаны, взаимообусловлены, взаимопроникают и взаимодополняют друг друга. Поэтому не существуют изолированных друг от друга индивидов, способных мыслить по-человечески, вне их совместной, основанной на определенной общественной связи деятельности. Сознание есть не просто специфический вид деятельности, но и отношение, т. е. деятельность в форме отношения. Специфика идеальности общественного сознания, в отличие от индивидуального сознания, в том, что всеобщее в природе и обществе предстает в объективированной (мысленной) форме, которая воспринимается индивидами в «снятом», творчески преобразованном виде. Поэтому общественное сознание относительно самостоятельно и в то же время оно не есть нечто анонимно-безличное. Природа сознания общественно-индивидуальная, ибо вся идеально-преобразовательная деятельность индивида всегда осуществляется в общественно значимых формах. Поэтому сущность общественного сознания проявляется в том, что оно выступает необходимым и важнейшим компонентом исторического процесса в целом, неотъемлемым условием саморазвития общества.

6. В современном трансформирующемся российском обществе сознание и поведение фантомных типов личностей оказывают негативное влияние на развитие общественного сознания российского общества, на демократические преобразования в России.

7. Виды духовной деятельности на основе содержащихся в них потребностей и интересов определяют формы общественного сознания. Поэтому человек как субъект деятельности занимает в этих формах сознания различ.

I 12 ное положение и в зависимости от этого по-разному вовлечен в ту или иную форму деятельности.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что результаты диссертационного исследования могут быть использованы в дельнейших исследованиях духовной жизни общества, в том числе на междисциплинарном уровне.

Основные теоретические и практические выводы, полученные в результате проведенного анализа, помогут лучше понять природу и механизмы духовной эволюции общества в ее детерминированности культурно-историческими процессами и современными институтами, что может быть использовано при разработке и принятии управленческих решений, а также при составлении прогнозов социального развития.

Ряд положений диссертации, а также содержащийся в ней фактологический материал найдут практическое применение в учебном процессе при чтении курсов философии, антропологии, аксиологии, культурологии, а также в воспитательной работе с подростками и студенческой молодежью. Они. должны способствовать формированию нового понимания теории и практики духовной жизни человека и общества.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались на межвузовских и внутривузовских научно-практических конференциях. Диссертация обсуждена на заседании кафедры социально-гуманитарных наук Пятигорского государственного технологического университета, а также на методологическом семинаре ПГТУ. По теме исследования опубликовано шесть статей, общим объемом 2,4 п.л.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения. Объем текста 156 машинописных страниц, библиографический список состоит из 210 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги проведенного диссертационного исследования, прежде всего, отметим, что реформирование общества потребовало научного осмысления не только процессов трансформации современного общества, но и тех разительных изменений, которые происходят в сфере культуры, идеологии и морали. Исследовав круг актуальных проблем духовной жизни современной России, приходим к следующим основным выводам:

1. Рассмотрены основные концептуальные подходы к исследованию проблем духовной жизни общества. На основе исследования различных методов исследования (исторического, многомерно-диалектического, анализа, синтеза, развития и др.) духовной жизни общества, автор приходит к выводу, что духовная жизнь — это совокупность нематериальных явлений и элементов общества, его подсистема, которую нельзя ни отрывать, ни отождествлять с общественным сознанием, особенно с нравственностью, религиозностью. Она представляет собой целостную систему, которая включает в себя исторически развивающую активную творческую деятельность человека, направленную на познание объективного мира и самого себя.

2. Метод анализа духовной жизни общества позволил выявить тот факт, что духовность есть внутренний мир человека, находящийся в постоянном развитии, синтез его представлений, верований, убеждений, система ценностных ориентации. Духовный мир человека — это комплекс его взглядов на весь окружающий мир, осмысление своего положения в этом мире. Основное содержание духовности человека — это стремление к гармонии творческой активности и душевного равновесия.

Человек как целостное существо обуславливает основу целостности духовной жизни и активности деятельности. Такое рассмотрение проблемы бытия человека в контексте духовной деятельности обусловило использование многомерно-диалектического метода, позволившего выделить и рассмотреть структурные элементы духовной деятельности, а также обосновать диалектику их взаимодействия. В отличие от материальной, необходимой для физической надобности бытия, духовная деятельность не носит принудительного характера, человек творит объективно, для приумножения своих человеческих качеств, по велению души. Поэтому духовная деятельность личности детерминируется деятельностью в сфере духовной жизни всего общества. Она связана с отражением мира общественного, самого себя в этом мире, с изменением, существующих отношений всей действительности (природной, общественной), так или иначе связанной с жизнью человека.

3. Впервые в работе нами рассмотрены содержание и диалектика понятий: «практико-преобразующий» и «духовный» типы деятельности.

Практически-преобразующий и духовный типы деятельности существуют в неразрывном единстве, и основой этого единства служит целостность человека. Однако, в то же время, эти типы деятельности отличаются по своему объекту, средствам деятельности (орудия труда) и результатами (продуктами). При этом духовная деятельность своеобразна в том плане, что человек (ее субъект), его мышление, внутренний мир, выступают одновременно и объектом познавательной деятельности. В духовной сфере затраты на производство духовных ценностей индивидуальны, равно как и продуктивность которая обусловлена многими личностными факторами, прежде всего человеческими задатками и способностями как личность. Трудно точно оценить, какие духовные затраты, какова мера интеллектуального творчества требует тот или иной открытый закон. Интеллектуальная собственность и продукты духовной деятельности в целом оцениваются не по стоимостной формы выражения, а мерой воздействия ее результатов на общественный прогресс, духовно составляющее этого прогресса.

В условиях рыночной экономики проблема распределения духовных ценностей и удовлетворение разумных потребностей личности не утратила своей актуальности. Сейчас, в условиях индивидуализированного общества,.

I 140 становится очевидным, что разумно то, что выступает необходимым условием жизнедеятельности личности и что способствует ее адаптации к определенным социальным условиям, независимо от того, противоречит оно (разумное) потребностям социума, но способствует совершенствованию и самореализации личности, развитию ее творческих способностей.

В условиях обновления общества меняется вектор распределения духовных ценностей, поскольку создаются возможности для одновременного приобщения множества людей к духовным ценностям.

При этом для производства, распределения, обмена и потребления духовных ценностей всевозрастающее значение имеет совершенствование инструментальных основ духовной жизни общества — современного образования и воспитания.

4. В ходе проведенного исследования установлено, что разнообразие духовных потребностей и интересов человека порождает адекватное ему множество различных видов духовной деятельности: политический, правовой, нравственный и т. д. При анализе всех видов духовной деятельности особое внимание уделено на разное положение в них человека как субъекта деятельности, а также на разный характер вовлеченности человека в тот или иной вид духовной деятельности.

5. Выявлено, что общественное и индивидуальное сознание существуют лишь в диалектическом единстве. Они взаимопроникают, взаимодополняют и взаимообогощают друг друга. Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью и в некоторой степени независимостью от индивидуального сознания. Однако общественное сознание не есть нечто анонимно безличное, ибо общественное сознание каждой конкретной эпохи и у каждого народа вырабатывается вполне личностно, индивидуально. Сознание человека — это сознание отдельного индивида в его связи со всем обществом. Содержание общественного сознания черпается из самодвижения индивидуального сознания, которое^ само вполне содержательно в общественном смысле.

Духовная деятельность и сознание едины и взаимосвязаны. С одной стороны, сознание — это процесс и результат духовной деятельности, а с другой — ни материальная, на духовная деятельность человека невозможны без сознания. Без сознания невозможны деятельность и отношения, направленные на его духовный рост, выбор целей и видов деятельности. При этом сознание отдельного человека формируется в процессе его совместной с другими индивидами деятельности и опосредовано общественным бытием. Социальную природу сознания больше объясняют не ссылки на устройство и возможности мозга, а то обстоятельство, что нет и не может быть изолированных друг от друга индивидов, якобы способных мыслить по человечески, общественно вне того, что их объединяет или разобщает — вне их совместной, базирующейся на определенной общественной связи деятельности. Сознание человека формируется на основе общественных связей и отношений, в которые люди вступают в процессе деятельности и которые определяют предметную направленность их деятельности. В силу этого сознание рассматривается не просто как специфический вид деятельности, но и как деятельность в форме отношения.

На основе анализа общественного и индивидуального сознания в диссертации делается вывод, что общественную сущность сознания нельзя вывести из простого отображения объектов в восприятии индивидуального субъекта, но только из всей совокупности связей и отношений данной социальной системы, с учетом механизмов по его производству и воспроизводству. Выявляется, что носителем общественного сознания выступает субъект общественной деятельности, но таковым, как известно, может быть не только отдельный индивид, личность, но и социальная группа, общество в целом. При этом выявляется, что диалектику индивидуального и общественного в сознании нельзя понять в отрыве от бытия.

142 I.

Сущность общественного сознания выражается в том. что оно выступает необходимым и важнейшим компонентом исторического’процесса в целом, неотъемлемым условием саморазвития всего общества.

Однако сознание подразделяется не только на общественное и индивидуальное, но и на определенные формы. В диссертации подробно анализируются общественное сознание как формы духовно-практического освоения действительности. Выявляется, что политическая идеология является элементом в структуре политического сознания. Политическая идеология выражает высший уровень политического сознания, так как последнее включает в себе еще и политическую психологию. В диссертации обосновывается, что в политических понятиях, категориях, законах выражаются политические отношения в их социальной сущности — в этом и заключается познавательная функция политической теории. Однако наряду с этой функцией она выполняет и мировоззренческую функцию: социальность, партийность и т. д. Вместе с тем, политическая теория выполняет нормативную функцию, так как она формулирует нормы и принципы политического поведения индивида, группы и общества, в которых отражается их волевое начало.

Следовательно, подчеркнем, что политическая теория является особым элементом политического сознания и составной частью духовной жизни общества. Это проявляется в том, что она отражает с помощью системы определенных взглядов и идей объективное положение социальных групп в общественном развитии, их коренные экономические и политические интересы, сущность сложившихся политических отношений в обществе. Вследствие этого политическая тория выступает, с одной стороны, как обобщение, результат познавательной деятельности, с другой, — как руководство к действию, причем, эти стороны часто переплетаются, взаимопроникают друг в друга. Данная особенность выражается в программах политических партий, по своей сущности являющиеся высшим уровнем познания природы политической системы общества. Вместе с тем, политическая теория любой правящей партии, выраженная в программе, осуществляет и интегративную функцию, которая выражается в ее способности формировать общественное мнение в конкретном направлении, исходя из интересов социальной базы и определенных властных структур.

Правосознание возникает на конкретной стадии развития социума, когда уровень экономических отношений обуславливает потребность в нормах. Правовые нормы нацелены на регулирование экономических, политических и иных отношений, складывающихся между субъектами социума. В этой связи отметим, что правосознание и есть совокупность представлений, взглядов, идей и теорий о праве, правопорядке, законности или незаконности в действиях как отдельных личностей, так и социальных групп. Правовые нормы являются противоречивыми и по своему характеру, так как в них отражаются интересы и взгляды разных, порой противоположных социальных групп, их представления о справедливости или несправедливости правового порядка. В отличие от права, изначально возникшего как отражение только интересов меньшинства, в правосознании отражаются интересы всех социальных групп и слоев общества.

Особенность правового сознания состоит в том, что оно проявляется в представлениях о должном, необходимом, обязательном (то есть оно не сводится только к оценке, ибо включает в себя и правовое требование), а право есть только совокупность обязательных предписаний и норм.

Наиболее характерным признаком права является то, что принятые официальные нормы носят обязательно — принудительный характер для всех. Однако право может носить также и другую природу, когда стороны (политические партии, государства), отношения между которыми относительно равны, договариваются о своих правах и обязанностях.

Если рассматривать правовое сознание на теоретическом уроне, то оно включает в себя не только право (свод различных законов, уложений и других нормативных актов), но и теорию права, т. е. комплекс различных право.

I 144 вых наук. Заметим, что на теоретическом уровне субъектами права являются профессионалы и те, чьи интересы отражает право. В отличие от этого, на обыденном уровне правосознание присуще всем субъектам общества, ибо каждый человек в демократическом обществе в праве дать свою оценку существующим нормам права, его полезности и приемлемости. Данная общественно обусловленная норма касается как права в целом, так и отдельных его видов.

При этом теоретический и обыденный уровни правосознания отличаются тем, что на теоретическом уровне норма носит официальный, регулируемый государственными органами характер, а на уровне обыденного сознания норма выражается в виде общественного мнения, традиций, запретов, табу.

Нельзя не отметить и тот факт, что оба уровня правосознания (теоретическое и обыденное) также отличаются с точки зрения субъективности: теоретический уровень представляет интересы правящей элиты или социальной группы: обыденное же сознание имеют все субъекты, поэтому оно может быть весьма противоречивым в силу различия в положении субъектов в обществе. Нередко противоречивостью характеризуется и взаимоотношение (направленность) разных уровней правосознания: теоретический, как правило, направлен на сохранение и узаконение сложившихся правоотношений. А обыденный уровень (как правосознание прогрессивных слоев общества) может быть связан с новыми правоотношениями, еще не получившими силу закона, а также с действиями (например, пропагандистскими, просветительными), направленными против сложившихся норм права.

Моральное сознание отличается от правового, прежде всего тем, что оно вырабатывается массовым сознанием. При этом оно принимает постепенно форму безличного долженствования, неписаного закона, одинаково распространяется на всех людей. Моральные нормы человеческого поведения осознаются, оформляются в соответствующих идеях, принципах, правилах.

145 t.

Из всех форм общественного сознания мораль является наиболее древним элементом духовной жизни. В истории человеческого общества место и роль морали были различными: в отдельные периоды человечества приоритет приобретала то религия, то политика. На данном этапе развития общества нравственные аспекты жизнедеятельности социума приобрели важнейшее значение, т.к. изменились ценности и представления в обществе о том, что есть благо, добро и зло, понятия о должном, о критериях моральности поведения и нравственного выбора людей.

На теоретическом уровне нравственное сознание выражает нравственные идеалы социальных групп, этнических или демографических общностей, общества, эпохи. В отличие от этической теории, которая доказывает закономерность определенных этических норм человеческого бытия и объясняет их сущность, в понятии «идеал» ставится определенная цель, а именно призыв следовать этическим нормам поведения, то есть норма должна носить характер долженствования. Заметим, что идеал — это конечная цель нравственной деятельности, он отражает то, к чему необходимо стремиться (желательный характер), то есть идеал — это своего рода программа нравственного самосовершенствования человека.

Эстетическое сознание оказывает огромное влияние на человека, так как оно, прежде всего, обращается к эмоциональному в нем, а затем и к рациональному. Выявляется, что в отечественной науке больше внимание уделено искусству, рассматриваемому как форме общественного сознания. Нам представляется, искусство не есть форма общественного сознания. Это специфический вид эстетической деятельности, в результате которого появляется предмет отражения, т. е. то, что мы традиционно относим к искусству: скульптура, произведение живописи, музыка, разного рода литературные творения.

Специфической особенностью эстетического сознания является чувственно-образная форма бытия действительности. Данная форма отражает объ.

146 t ект в виде эмоционального восприятия и в неразрывном единстве сущности и явления, внутренней и внешней, количественной и качественной сторон.

Все ступени эстетического сознания, так или иначе, связаны, прежде всего, с чувством красоты, эстетического вкуса. Эти уровни зависят от многих факторов: эпохи, типа культуры, принадлежности человека к определенной социальной группе.

Рассматривая религию как элемент духовной жизни общества, в диссертации акцент сделан на характерные религиозному сознанию функции, являющиеся универсальными и вместе с тем носящие этнический и социокультурный характер.

Религия и религиозное сознание как мировоззрение и мироощущение, прежде всего, являются факторами преодоления социальной отчужденности некоторой части людей, служат средством удовлетворения специфической потребности человека — сакрализация общности. При этом религиозное сознание, кроме того, выполняет своеобразным способом регулятивную и познавательную функции. Регулятивная функция проявляется в процессе межличностного общения и установлении определенных норм поведения (заповедей). Познавательная же функция выражается, на наш взгляд, в религиозной проповеди, которая, однако, может оцениваться неоднозначно, поскольку приводит к трансформации социальной активности личности под влиянием веры в существование «сверхъестественного», а, следовательно, приглушению социальной активности (не всегда в этом надо видеть отрицательные стороны).

I 147.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н.В. Чань буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае Текст. / Н. В. Абаев. — Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1989.? 242 с.
  2. , Л.И. Новый тип экономического мышления Текст. / Л. И. Абалкин.-М., 1987.
  3. , А.И. Предисловие к публикации «Автореферата» П.А. Флоренского Текст. / А. И. Абрамов // Вопросы философии. 1988. — № 12. -С. 108−112.
  4. , Ю.Ф., Бондаренко, О.В. Информационная физика: в поиске фундаментальных оснований гармонии природы Текст. / Ю. Ф. Абрамов, О. В. Бондаренко // Вестник Бурятского университета. Серия 5. Выпуск 3.? Улан-Удэ, 1999.? С.36−49.
  5. , К.А. О субъекте психической деятельности Текст. / К. А. Абульханова. М., 1973.
  6. Академический словарь русского языка Текст. М., 2001. — С. 513.
  7. , В.П. Становление человечества Текст. / В. П. Алексеев. М.: Политиздат, 1985.
  8. , Т.И. Адаптивные процессы в популяциях человека Текст. / Т. И. Алексеева. М.: Изд.-во МГУ, 1986. — 216с.
  9. , Ю.П. Генетические процессы в популяциях Текст. / Ю. П. Алтухов. -М.: Наука, 1983.
  10. , Р.Г. К проблеме гносеологического статуса категории идеального Текст. / Р. Г. Альжанов // Философские науки. 1985. — № 2.
  11. , Б.Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев. -М., 1977.1. S 148
  12. , С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление Текст. / С. Ф. Анисимов. М., 1988.? 288 с.
  13. , С.Ф. Мораль и поведение Текст. / С. Ф. Анисимов. М.: Наука, 1979. — 186 с.
  14. , В.И. Символ в обществе и культуре Востока Текст. / В. И. Антонов. -М., 1993.
  15. , В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки Текст. / В. И. Аршинов. М.: ИФРАН, 1999. — 280 с.
  16. , Т.С., Курдюмов, С.П. и др. Нестационарные диссипативные структуры и диффузионный хаос Текст. / Т. С. Ахромеева [и др.]. М.: Наука, 1992.-415 с.
  17. , В.А. Наука как самопознающая система Текст. / В.А. Бажа-нов.-Казань, 1991.
  18. , Л.Б. Редукционизм в научном познании Текст. / Л. Б. Баженов // Вопросы философии. 1987. — № 9. — С. 85−87.
  19. , В.А. Современная наука в поисках мировоззренческих оснований Текст. / В. А. Балханов // Вестник БГУ. — Серия 5. Вып. 1 -Улан-Удэ, 1997. — С. 61−64.
  20. , Е.Г. Нациопатия источник конфликтов Текст. / Е. Г. Баранов // Общественные науки и современность. — 1996.? № 6.
  21. , М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма Текст. / М. А. Барг. -М., 1987.
  22. , B.C. Социальная философия Текст. / B.C. Барулин. М., 1993.
  23. , М.М. К философии поступка Текст. / М. М. Бахтин // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984−1985. М., 1986. -С. 83−89.24.
Заполнить форму текущей работой