Теория познания Аристотеля.
Гносеология
В связи с этим ознакомьтесь с материалом по вопросу о критике Аристотелем учения Платона и попытайтесь понять, что противопоставленная платонизму теория Аристотеля являлась материалистической лишь в своих исходных положениях, а в своем дальнейшем развитии постепенно скатывалась на идеалистический путь. Аристотель пишет: «…Чувственное восприятие, само собою разумеется, не имеет своим предметом… Читать ещё >
Теория познания Аристотеля. Гносеология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В теории познания вопрос, что является предметом познания, всегда был центральным.
Для Аристотеля объектом познания является объективно существующий мир, реальное бытие (не в платоновском понимании!).
Аристотель пишет: «…Чувственное восприятие, само собою разумеется, не имеет своим предметом само себя, но есть и что-то другое, что должно существовать раньше его: ибо движущее по природе предшествует движимому, и дело не меняется от того, если они ставятся во взаимное соотношение друг с другом».
Это положение делает несомненным то, что Аристотель признавал первичность природы, бытия и вторичность нашего знания о нем, которое начинается с ощущения, с восприятия единичных предметов.
Здесь начинается борьба Аристотеля против платоновского умозрения, против его абстрактного мышления, которое находится в отрыве от закономерной жизни природы.
У Аристотеля путь познания складывается из следующих ступеней:
- 1) ощущения;
- 2) представления;
- 3) опыта;
- 4) искусства;
- 5) науки.
Задача познания состоит в том, чтобы идти от простого к сложному, от восприятия к абстракции. В основе этого пути познания лежат чувства.
«Тот, кто не ощущает, ничего не знает и ничего не понимает», — заявляет Аристотель. Для него без ощущений нет знаний. Аристотель в теории познания сенсуалист (лат. «чувственный, ощущаемый»), но сенсуалист мыслящий и неограниченный.
Далее Аристотель переходит от ощущения к представлениям и от последних к воображению.
Объектом познания Аристотель признает объективный мир, реальное бытие. Человеческое знание у него выступает вторичным. Он борется против платоновского умозрения, против абстрактного мышления, которое не связано с закономерной жизнью самой природы.
Однако это не означает, что Аристотель выступал против познания всеобщей закономерности. Напротив, он видел задачу науки в открытии необходимого в природе, которое может быть выражено лишь в общих понятиях. Аристотель стремился наметить такой путь научного образования общих понятий, который бы не игнорировал индивидуального бытия. Задача познания, по его мнению, заключается в восхождении от простого чувственного восприятия к вершинам абстракции.
В связи с этим ознакомьтесь с материалом по вопросу о критике Аристотелем учения Платона и попытайтесь понять, что противопоставленная платонизму теория Аристотеля являлась материалистической лишь в своих исходных положениях, а в своем дальнейшем развитии постепенно скатывалась на идеалистический путь.
Подумайте, почему, давая оценку теории познания Аристотеля, Ленин в свое время писал, что Аристотель сенсуалист, но сенсуалист не вульгарный, ограниченный, а мыслящий? Анализируя материал, попробуйте ответить на вопрос, смог ли Аристотель при этом овладеть диалектикой перехода от ощущения к мышлению? Почему в конечном счете он совершает скачок от общего в природе к понятию души? Почему постепенно мысль у него превращается в предмет мысли, отдаляясь от реального бытия, и становится самостоятельной силой, стоящей над объективным миром?