Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Просвещение и наука

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Культурными центрами Римской империи были Рим, Александрия, Пергам, Родос, Афины, Карфаген, Массилия. В период принципата получили развитие теория архитектуры (труд Витрувия «Об архитектуре» в десяти книгах) и инженерная наука (сочинение «Об акведуках» Секста Юлия Фронтина, конец I в.), география (энциклопедический труд грека Страбона в 17 книгах, трактат Помиония Мелы «О строении земли» в трех… Читать ещё >

Просвещение и наука (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первой ступенью образования в Риме являлась начальная школа. Школы были частными (государство не вмешивалось в образовательный процесс), и преподавали в них неудачники и лица темного происхождения: труд учителя начальной школы не имел признания в обществе и стоил гроши. В начальной школе, которую посещали дети 7—12 лет, учили чтению, письму и устному счету (следует учесть, что учебный год длился не более семестра; остальное время было занято каникулами и праздниками). Главным средством воздействия учителя на ученика были брань и побои.

Дальнейшее обучение было доступно лишь детям более или менее состоятельных родителей. В средней школе преподавали грамматики — ученые, писатели и литературные критики (чаще всего греки-вольноотпущенники). В массе своей они, как и их менее именитые и профессиональные коллеги из начальной школы, не пользовались уважением в обществе. У грамматиков учились правильно говорить и писать, изучали древних и современных авторов, занимались комментариями и пересказами.

«Университетом» в Античности являлась риторская школа, где учились с 15—16, а то и с 13—14 лет, в зависимости от способностей ученика. Риторы обучали своих учеников приемам ораторского искусства. Поскольку в эпоху Империи политическое красноречие сошло на нет, риторские школы готовили адвокатов, чья карьера была почетной и доходной. Сами риторы относились к элите педагогического и ученого сообщества, о чем свидетельствовала, в частности, довольно высокая оплата их труда. Обучение в школе было схоластическим: ученики оттачивали свое мастерство посредством декламаций на отвлеченные темы, не имевшие ничего общего с действительностью. Главный недостаток школ грамматиков и риторов заключался в том, что, нагружая память молодых людей огромным количеством сведений из разных областей гуманитарного знания, они не прививали своим питомцам вкуса к самостоятельной аналитической работе, в результате чего полученное образование носило антикварно-хрестоматийный характер.

Культурными центрами Римской империи были Рим, Александрия, Пергам, Родос, Афины, Карфаген, Массилия. В период принципата получили развитие теория архитектуры (труд Витрувия «Об архитектуре» в десяти книгах) и инженерная наука (сочинение «Об акведуках» Секста Юлия Фронтина, конец I в.), география (энциклопедический труд грека Страбона в 17 книгах, трактат Помиония Мелы «О строении земли» в трех книгах и «Руководство по географии» в восьми книгах Клавдия Птолемея), теория риторики (сочинение Квинтилиана «Обучение оратора» в 12 книгах), агрономия (трактат Колумеллы «О сельском хозяйстве» в 12 книгах), научная и практическая медицина (в качестве яркого примера отметим деятельность выдающегося врача Клавдия Галена, 129—199 гг.). В середине I в. Плиний Старший (24—79 гг.) создает «Естественную историю», или «Естествознание», в 37 книгах, огромный труд энциклопедического характера, содержащий сведения из области физической географии, ботаники, зоологии, минералогии и других наук.

Господствующими течениями философской мысли в I—II вв. были стоицизм и эпикурейство. Видными представителями позднего римского стоицизма являлись Сенека Младший («Нравственные письма к Луцилию» и ряд философских трактатов на моральные темы), Эпиктет («Беседы») и Марк Аврелий («К самому себе»). В низших слоях общества известной популярностью пользовались киники, подчас резко критиковавшие общественные нравы и политику властей. В III в. возникает неоплатонизм — религиозно-философское направление, в основе которого лежало учение Платона в сплаве с элементами аристотелизма, стоицизма и пифагорейства. В период принципата наряду с развитием гуманитарного и технического знания среди населения Римской империи широко распространяются суеверия, увлечение астрологией и мистицизм.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой