«Феноменология духа» Гегеля
Наблюдение самосознания в его отношении к своей непосредственной действительности; физиогномика и френология. Наблюдение природы. Описание вообще; Признаки; Законы. Наблюдение органического; A. Самостоятельность и несамостоятельность самосознания; господство и рабство; C. Индивидуальность, которая видит себя реальной в себе самой и для себя самой: Нравственное действие, человеческое… Читать ещё >
«Феноменология духа» Гегеля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
«Феноменология духа» (1807) — первая из крупных работ Гегеля. Феноменология духа понимается как «наука об опыте сознания» или как «наука о являющемся знании».
Мир являет себя человеку, который постепенно и последовательно принимает и воспринимает его в различных формах-гештальтах. Процессуальность восприятия являющегося означает и процессуальность познания. Поэтому выявление явления стадиально, а его описание может быть репрезентировано как изображение являющегося знания. Встречаясь с явлением, человек является самому себе и этому явлению. Феноменология духа изображает, как человек посредством самого себя и явления является самому себе.
Оптическая иллюзия как феноменологический опыт.
В феноменологическом опыте явление гештальтируется, т. е. воплощается в образах. Последовательность гештальтов запечатлена Гегелем в рубриках «Феноменологии духа»:
(A) Сознание:
I. Чувственная достоверность или «это» и мнение.
II Восприятие или вещь и иллюзия.
III. Сила и рассудок, явление и сверхчувственный мир.
(B) Самосознание:
IV. Истина достоверности себя самого:
A. Самостоятельность и несамостоятельность самосознания; господство и рабство;
B. Свобода самосознания; стоицизм, скептицизм и несчастное сознание.
С. [Абсолютный субъект]:
V. Достоверность и истина разума:
А. Наблюдающий разум:
а) Наблюдение природы. Описание вообще; Признаки; Законы. Наблюдение органического;
b) Наблюдение самосознания в его чистоте и в его отношении к внешней действительности; логические и психологические законы;
c) Наблюдение самосознания в его отношении к своей непосредственной действительности; физиогномика и френология.
B. Претворение разумного самосознания в действительность им самим:
a) Удовольствие и необходимость;
b) Закон сердца и безумие самомнения;
c) Добродетель и общий ход вещей.
C. Индивидуальность, которая видит себя реальной в себе самой и для себя самой:
a) Духовное животное царство и обман или сама суть дела;
b) Разум, предписывающий законы;
c) Разум, проверяющий законы.
VI. Дух:
A. Истинный дух, нравственность:
a) Нравственный мир, человеческий и божественный закон, мужчина и женщина;
b) Нравственное действие, человеческое и божественное знание, вина и судьба;
c) Правовое состояние.
B. Отчужденный от себя дух; Образованность:
I. Мир отчужденного от себя духа:
a) Образованность и ее царство действительности;
b) Вера и чистое здравомыслие.
И. Просвещение:
a) Борьба просвещения с суеверием;
b) Истина просвещения.
III. Абсолютная свобода и ужас.
C. Дух, обладающий достоверностью себя самого. Моральность:
a) Моральное мировоззрение;
b) Перестановка;
c) Совесть, прекрасная душа, зло и его прощение.
VII. Религия:
A. Естественная религия:
a) Светлое существо;
b) Растение и животное;
c) Мастер.
B. Художественная религия:
a) Абстрактное произведение искусства;
b) Живое произведение искусства;
c) Духовное произведение искусства.
С. Религия откровения.
VIII. Абсолютное знание.
Дух проходит все указанные ступени: а) при первой встрече с явлением; б) в истории человечества; в) в духовном развитии индивида. Как бы ни был опытен и развит индивид, первоначально его дух определяется с чувственной достоверностью явления и самого себя. Завершается феноменологический опыт обзором пройденного пути и пониманием того, что в явлении дух являет себя через само явление и через человека, представляющего его.
Глубина гештальтирования, мощность множества гештальтов, в которых последовательно воспроизводится явление, определяется предысторией духа, образованностью и опытом индивидуума. Из пройденного пути черпаются способы фиксации явления. Так, Гегель писал: «Царство духов, образовавшееся таким образом в наличном бытии, составляет последовательный ряд, в котором один дух сменялся другим и каждый перенимал царство мира от предыдущего. Цель последовательного ряда — откровение глубины, а последнее есть абсолютное понятие; это откровение есть, следовательно, снятие глубины понятия или его протяжение, негативность этого внутри себя сущего «я», которая есть его отрешение или субстанция, — и его время, что это отрешение в самом себе есть отрешение от себя и есть для самости как в своем протяжении, так и в своей глубине. Цель, абсолютное знание, или дух, знающий себя в качестве духа, должен пройти путь воспоминания о духах, как они существуют в нем самом и как они осуществляют организацию своего царства. Сохранение их в памяти, если рассматривать со стороны их свободного наличного бытия, являющегося в форме случайности, есть история, со стороны же их организации, постигнутой в понятии, — наука о являющемся знании; обе стороны вместе — история, постигнутая в понятии, — и составляют воспоминание абсолютного духа и его Голгофу, действительность, истину и достоверность его престола, без которого он был бы безжизненным и одиноким; лишь —.
Из чаши этого царства духов Пенится для него его бесконечность" К