Себестоимость продукции является важнейшей экономической категорией и характеризует затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Она является также важнейшим качественным показателем работы предприятия, так как дает представление об уроне использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия.
За последние годы структура себестоимости продукции в отдельных отраслях промышленности сильно изменилась под влиянием следующих факторов: инфляционные процессы; резкое замедление темпов обновления основных производственных фондов; увеличение расходов на рекламу, представительских расходов и др.
Управление издержками производства и реализации продукции с целью их минимизации является составной частью управления предприятием в целом. Управление издержками необходимо прежде всего для:
- • получения максимальной прибыли;
- • улучшения финансового состояния фирмы;
- • повышения конкурентоспособности предприятия и продукции;
- • снижения риска стать банкротом; и др.
Существенного снижения себестоимости продукции на предприятии можно достичь только за счет разработки и реализации комплексной программы снижения издержек, которая должна быть постоянно действующей и периодически корректироваться с учетом изменяющихся обстоятельств.
Важным показателем деятельности предприятия является прибыль. Как свидетельствует статистика, в настоящее время далеко не все предприятия осуществляют безубыточную деятельность. На это влияют как объективные, так и субъективные факторы. Прибыль служит значительным источником пополнения финансовых ресурсов предприятия. Ее капитализация позволяет расширить рамки производственной деятельности предприятия и увеличить его рыночную стоимость. Прибыль — главный источник финансирования социального развития предприятия и материального стимулирования его работников.
В литературных источниках приводятся различные показатели прибыли, зачастую дублирующие друг друга и не всегда соответствующие изменившимся законодательным и нормативным документам. В связи с этим важным условием объективной оценки эффективности функционирования организаций является обеспечение единообразия показателей прибыли.