Водный налог
Плата за использование водных ресурсов существовала в России еще в 1920;30-е гг. Актуальная тема для России, так как в нашей стране сосредоточено большое количество водных ресурсов. Цель работы — полное изучение водного налога. Задачи работы изучить основные характеристики водного налога (объекты, субъекты, налоговые ставки) Предмет изучения — различные аспекты водного налога, такие как его… Читать ещё >
Водный налог (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Введение
Плата за использование водных ресурсов существовала в России еще в 1920;30-е гг. Актуальная тема для России, так как в нашей стране сосредоточено большое количество водных ресурсов. Цель работы — полное изучение водного налога. Задачи работы изучить основные характеристики водного налога (объекты, субъекты, налоговые ставки) Предмет изучения — различные аспекты водного налога, такие как его характеристика, определить данного налога в доходной части бюджета России. Объектом изучения является непосредственно водный налог.
Водный налог Водный налог — это один из федеральных налогов, он был введен с 1 января 2005 года вместо Федерального закона «О плате за пользование водными объектами» утратившего силу 31 декабря 2004 года и регламентируется главой 25.2 НК РФ. Порядок исчисления и уплаты налога определен гл. 25.2 Налогового кодекса РФ в отношении специального водопользования. В Водном кодексе под специальным водопользованием понимается использование гражданами и юридическими лицами водных объектов с применением сооружений, технических средств или устройств. Указанная деятельность должна осуществляться только при наличии лицензии на водопользование.
Характеристика водного налога Элементы водного налога:
* субъект налогообложения (налогоплательщики);
* предмет и объекты налогообложения;
* налоговая база;
* налоговый период;
* налоговые ставки;
* порядок исчисления;
* порядок и сроки уплаты налога Налогоплательщики Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Наряду с организациями и индивидуальными предпринимателями плательщиками водного налога являются и обычные граждане, (глава 25.2, ст. 333.8 НК РФ).
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.
водный налог ставка объект Объекты налогообложения Объектами налогообложения водным налогом
— забор воды из водных объектов;
— использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
— использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
— использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях Установлен закрытый перечень 15 видов, которые не признаются объектами налогообложения. Не признаются объектами налогообложения:
— забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
— забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
— забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
— забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
— забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
— использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
— использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;
— использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
— использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного назначения и для целей водоотведения.
— использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
— использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
— особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;
— забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
— забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;
— использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты. Статья 333.9
Налоговая база
1. По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 настоящего Кодекса, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.
В случае если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.
2. При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.
Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.
В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.
3. При использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.
Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных по материалам соответствующей технической и проектной документации.
4. При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.
5. При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100. (Статья 333.10)
Для определения площади акватории, используемой плательщиками, применяются «Рекомендации по нормативам определения площади акватории водных объектов, используемой водопользователями» Министерства природных ресурсов РФ.
Для водопользователей, эксплуатирующих подводные, надводные коммуникации, трубопроводы, кабели связи и другие сооружения, рекомендована следующая формула:
S = в1 х В + Р где S — площадь используемой акватории;
В1 — ширина сооружения;
В — ширина реки;
Р — площадь охранной зоны (принимается в соответствии со Строительными нормами и правилами водопользователя);
количество произведенной электроэнергии — при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях, выраженного в тысячах кубометров, и рас стояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100, — при сплаве древесины.
По каждому облагаемому виду водопользования база определяется плательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта. Так, при заборе из нескольких рек расчет базы должен производиться раздельно по каждой реке независимо от того, что ставки могут быть одинаковы по их бассейнам. А если ставки различны по одному и тому же объекту (если, например, на нем осуществляются разные виды водопользования), то база определяется также раздельно по каждому водному объекту.
Если в отношении водного объекта установлены различные ставки, база определяется плательщиком применительно к каждой ставке.
Налоговый период Налоговым периодом признается квартал. (Статья 333.11.)
Налоговые ставки
1. Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в следующих размерах:
1) при заборе воды из поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования: Статья 333.12
Для водоснабжения населения установлена единая для всей территории страны ставка в размере 70 руб. за 1000 куб. м забранной воды.
Ставки водного налога установлены непосредственно в НК РФ и не могут быть изменены ни Правительством РФ, ни законодательными органами субъектов РФ, которые к тому же лишены права на предоставление льгот. Ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам и видам водопользования в абсолютной величине (в рублях) за единицу измерения налоговой базы (1 тыс. м3 воды; 1 км²; 1 тыс. кВт-ч; 1 тыс. м3 леса на 100 км сплава).
Порядок исчисления налога
1. Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно.
2. Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.
3. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи в отношении всех видов водопользования. (Статья 333.13.)
Порядок и сроки уплаты налога
1. Общая сумма налога, исчисленная в соответствии с пунктом 3 статьи 333.13 настоящего Кодекса, уплачивается по местонахождению объекта налогообложения.
2. Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Поскольку налоговым периодом по водному налогу признан квартал, то предельной датой уплаты налога будет соответственно являться 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января. (Статья 333.14.)
Если организация осуществляет забор воды с нескольких участков бассейна одной и той же реки, но расположенных на территории различных субъектов РФ, то единые налоговые ставки применяются только в случае принадлежности указанных административных единиц одному экономическому району.
Также предусмотрено пятикратное увеличение ставок при заборе воды сверх установленных лимитов (лимиты водопользования — предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов, устанавливаемые на определенный срок; их корректировка требует внесения изменений в лицензию на водопользование (ст. 90 ВК РФ).
Стоит отметить, что водный налог уплачивается по местонахождению объекта налогообложения — соответствующего вида пользования водным объектом. В то же время глава 25.2 НК РФ не оговаривает решение вопроса о порядке уплаты налога при нахождении водного объекта на территории нескольких субъектов РФ. В данном случае следует руководствоваться тем, что объектом обложения водным налогом является пользование водным объектом, поэтому уплата налога должна производиться по месту фактического водопользования.
Кроме того, договором пользования водным объектом, расположенным на территории нескольких субъектов РФ, могут быть определены параметры объекта налогообложения соответствующего субъекта РФ. Этот договор водопользователь заключает со всеми органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ либо с их согласия с одним из этих органов. (Статья 333.15)
Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.
При этом налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков (абзац введен Федеральным законом от 30.12.2006 N 268-ФЗ) Налогоплательщики — иностранные лица представляют также копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.
Иностранные лица — плательщики налога в те же сроки представляют копию декларации налоговому органу по местонахождению лицензирующего учреждения.
Доходы федерального бюджета от поступлений водного налога Поступление водного налога в федеральный бюджет на 2014 год прогнозируется в сумме 2 398,9 млн. рублей.
Прогноз поступления водного налога рассчитан на основе объемов водопользования, фактически сложившихся за 2013 год, уменьшенных на объемы водопользования по договорам, заключаемым водопользователями взамен лицензий, прекращающих свое действие в 2014 году, и ставок налога по видам водопользования, установленных в главе 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса Российской Федерации.
По сравнению с оценкой за 2013 год прогнозируется снижение поступления водного налога на 4,1 млн. рублей или на 0,2%, что обусловлено переходом водопользователей от уплаты водного налога к внесению платы за пользование водными объектами.
Поступления водного налога в федеральный бюджет на 2015 — 2016 годы прогнозируются в сумме 5 436,7 млн. рублей (0,01% к ВВП) и 6 468,4 млн. рублей (0,01% к ВВП) соответственно.
Увеличение поступлений водного налога в 2015 году на 3 037,8 млн. рублей или на 26,6% к 2014 году обусловлено планируемым увеличением ставок по всем видам водопользования в 2,3 раза, за исключением ставки за забор воды для водоснабжения населения (увеличение в 2,26 раза с 70 до 158 рублей за 1 000 куб. метров), и ставок при использование акватории поверхностных водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях (увеличение в 13,65 раза), — на 3 064,7 млн. рублей.
Уменьшение объемов водопользования, вызванное переходом водопользователей от уплаты водного налога к внесению платы за пользование водными объектами, снизило поступление водного налога на 26,9 млн. рублей.
Увеличение поступлений водного налога в 2016 году на 1 031,7 млн. рублей или на 19,0% к 2015 году связано с планируемым увеличением ставок по всем видам водопользования в 1,05 раза, за исключением ставки за забор воды для водоснабжения населения (увеличение в 1,266 раза с 158 до 200 рублей за 1 000 куб. метров), — на 1 110,6 млн. рублей. Уменьшение объемов водопользования, вызванное переходом водопользователей от уплаты водного налога к внесению платы за пользование водными объектами, снизило поступление водного налога на 78,9 млн. рублей.
Заключение
Пользование водными объектами является платным. Порядок установления, зачисления, взимания платы, связанной с пользованием водными объектами, и предельные размеры такой платы определяются законодательством Российской Федерации".
В настоящее время порядок исчисления и взимания платы за водопользование нормами Водного кодекса (и принятыми на его основе другими законодательными актами) непосредственно не регулируется: в 2005 году решение вопроса платности водопользования обеспечивается нормами главы 25.2 «Водный налог» НК РФ.
Однако следует иметь в виду, что Правительством при разработке и принятии этой главы за год предусматривалось в ближайшем будущем введение системы неналоговых платежей за пользование водными объектами, которые будут регулироваться Водным кодексом РФ и издаваемыми на его основе соответствующими нормативными актами. Это решение, по всей видимости, будет реализовываться.
1. Комментарии к Налоговому кодексу Российской Федерации, часть первая, часть вторая. Постатейный. С практическими разъяснениями и постатейными материалами. Действующая редакция 2008. Изменения, вступят в силу с 1 января 2009. — М.: Книжный мир, 2008. — 1360 с.
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая (с изменениями и дополнениями). Информационно-консультационная база «Консультант+»
3. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая (с изменениями и дополнениями). Информационно-консультационная база «Консультант+»
4. Налоги и налогообложение: Учебник. /Д. Г. Черник, Л. П. Павлова, В. Г. Князев и др.; Под ред. Д. Г. Черника. — М.: МЦФЭР, 2008. — 528 с.
5. Евстигнеев Е. Н. Налоги и налогообложение. — СПб.: Питер, 2007. — 288с.
.ur