Бухгалтерский учет и анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности организации на примере СХПК «Тепличный»
В литературных источниках встречаются различные подходы к определению того, что является предметом анализа финансово-хозяйственной деятельности. Самый простой (и наиболее разработанный еще в эпоху социалистического хозяйствования) подход подразумевает, что предметом анализа является использование предприятием своих материальных и трудовых ресурсов с точки зрения выполнения «спущенных сверху… Читать ещё >
Бухгалтерский учет и анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности организации на примере СХПК «Тепличный» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Введение
В настоящее время все организации независимо от их вида, форм собственности и подчинённости ведут бухгалтерский учёт имущества и хозяйственных операций согласно действующему законодательству.
В связи с тем, что нормативные документы по бухгалтерскому учету часто меняются и дорабатываются, бухгалтеры должны более тщательно следить за изменениями, вносимыми в нормативные документы; и принимать к бухгалтерскому учету лишь такие объекты основных средств, которые бы соответствовали тем условиям принятия основных средств, которые прописаны в положениях, законах и других нормативных документах.
Основной целью организации является получение наибольшей прибыли от своей основной деятельности при нормальных издержках производства и продажи продукции (работ, услуг). Анализ прибыли, полученной организацией является важным инструментом управления. Доходы, расходы и финансовые результаты оказывают существенное влияние на финансовое состояние, платежеспособность и благополучие организации. Поэтому в современных условиях они выступают основными объектами системы учета, внутрихозяйственного контроля и управления организаций. Данные о финансовом положении организации являются его важнейшей составной частью. Такая информация пользуется наибольшим спросом среди различных ее пользователей и обязательно учитывается при принятии любых управленческих решений. Поэтому достоверность и объективность информации о финансовом положении организаций, а также возможность ее получения в любой необходимый момент являются обязательными условиями в практике принятия управленческих решений в процессе их финансово-хозяйственной деятельности.
Прибыль всегда порождала различные взаимоотношения по поводу ее распределения между предпринимательством и властью — государством. Поэтому мощнейшее воздействие на механизм формирования информации о финансовых результатах оказывает налогообложение прибыли.
Таким образом, в современной практике деятельности хозяйствующих субъектов налицо существование двух систем учета, основная функция которых — определение финансового результата— в значительной степени дублируется. При этом взаимосвязь между бухгалтерской и налоговой системами формирования финансовых результатов носит весьма условный характер. Это порождает свои проблемы в организации учета финансовых результатов, выражающиеся, в первую очередь, в отсутствии централизованного механизма сдерживания в формировании информации, необходимой узким группам пользователей.
Финансовые результаты формируются в результате реализации продукции (товаров, работ, услуг), основных средств, товарно — материальных ценностей, нематериальных и прочих активов, а также внереализационных доходов и расходов. Важное значение в контроле за формированием финансовых результатов имеет правильно организованный на предприятии их оперативный и бухгалтерский учет.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что именно процесс продажи готовой продукции влияет на формирование финансового результата. На основании анализа финансовых результатов осуществляются планирование деятельности предприятия.
Целью курсовой работы является исследование учета финансовых результатов от продажи готовой продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· рассмотреть процесс формирования доходов и расходов организации;
· изучить формирование финансовых результатов организации;
· исследовать документальное оформление процесса продажи продукции ;
· дать оценку экономическо — хозяйственной деятельности предприятия;
· раскрыть влияние учетной политики на формирование прибыли ;
· определить порядок исчисления налога на прибыль;
· обобщить результаты исследования предприятия;
· разработать рекомендации.
При написании курсовой работы использованы теоретические разработки ведущих российских и зарубежных ученых, исследующих проблемы бухгалтерского учета и анализа: Адамса Р., Аренса А., Лоббека Дж., Монтгомери Р., Бычковой С. М., Данилевского Ю. А., Кочинева Ю. Ю., Подольского В. И., Проскурякова А. М., Соколова Я. В., Суйца В. И., Терехова А. А., Шеремета А. Д. и других.
Нормативно-правовую основу составили российские законодательные акты, международные и отечественные стандарты бухгалтерского учета.
Предметом исследования курсовой являются финансовые результаты от продажи готовой продукции.
Объектом исследования курсовой работы является сельскохозяйственный потребительский кооператив «Тепличный». Основной деятельностью является выращивание в защищенном грунте высококачественной экологически чистой продукции сельскохозяйственного производства и ее сбыт.
Глава 1. Формирование в бухгалтерском учете информации для определения финансовых результатов
1.1 Принципы признания доходов и расходов Важным моментом предпринимательской деятельности является определение финансовых результатов за определенный период. В общем случае учет финансовых результатов сводится к трем составляющим:
1) отражению сведений о доходах от хозяйственной и финансовой деятельности;
2) формированию информации о расходах, которые способствовали получению этих доходов;
3) сопоставлению доходов и расходов и определению финансового результата.
При формировании финансовых результатов материальные затраты, амортизация, затраты на оплату труда и т. д. сразу не рассматриваются в качестве расходов отчетного периода. В процессе производства эти издержки увеличивают стоимость незавершенного производства и готовой продукции, считаются инвентарными затратами и рассматриваются в качестве активов, которые в будущем должны принести организации прибыль.
Признание затрат в качестве текущих расходов возможно только после продажи продукции, выполнения и принятия работ или услуг в соответствии с принципом временной определенности фактов хозяйственной деятельности и взаимоувязки доходов и расходов. Следовательно, в течение отчетного периода производственные затраты не идентичны себестоимости проданных изделий, поскольку существует временной разрыв между расходами и трансформацией их в себестоимость проданных изделий.
Общие принципы признания в бухгалтерском учете доходов и расходов организации регламентируются национальными учетными стандартами — Положениями по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ 10/99). Рассмотрим понятие доходов и расходов, их классификацию для целей группировки в системе бухгалтерского учета.
Доходом признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов учредителей.
Доходы группируются по двум направлениям:
1) доходы от обычных видов деятельности;
2) прочие доходы.
К прочим доходам относятся:
— поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
— поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и др. видов интеллектуальной собственности;
— поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);
— прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);
— поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;
— проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.
— штрафы, пени, неустойки (полученные) за нарушение условий договоров;
— активы полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
— поступления в возмещение причиненных организации убытков;
— прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
— суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
— курсовые (положительные) разницы;
— сумма дооценки активов;
— прочие доходы.
Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации за исключением уменьшения вкладов по решению учредителей.
Расходы, как и доходы, группируются по двум направлениям:
1) расходы по обычным видам деятельности;
2) прочие расходы.
К прочим расходам относятся:
— расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
— расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения и др. видов интеллектуальной собственности;
— расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
— расходы, связанные с продажей и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;
— расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитной организацией;
— отчисления в оценочные резервы, создаваемых в соответствии с правилами бухгалтерского учета, а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;
— уплатой организацией процентов за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
— штрафы, пени, неустойки (уплаченные) за нарушение условий договоров;
— возмещение причиненных организации убытков;
— убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
— суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;
— курсовые (отрицательные) разницы;
— сумма уценки активов;
— перечисление средств (взносов, выплат и т. д.), связанных с благотворительностью и непроизводственной деятельностью;
— прочие внереализационные расходы.
Приведенная группировка имеет важное значение для построения системы синтетического и аналитического учета доходов и расходов, выбора синтетических счетов, системы субсчетов и аналитических позиций.
Одни и те же виды доходов (расходов) организации могут признаваться в одном случае в качестве доходов (расходов) от обычных видов деятельности, а в другом — в качестве прочих. Классификация доходов и расходов зависит от предмета деятельности организации. Если предметом деятельности организации является участие в уставных капиталах других организаций, то доходы, полученные в виде дивидендов, будут отражаться в качестве поступлений от обычных видов деятельности. В других организациях полученные дивиденды учитываются в составе прочих доходов. К прочим доходам также относят поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств (стихийного бедствия, пожара, аварий и т. п.), в качестве которых могут выступать: страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т. д.
В составе прочих расходов выделяют расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств, в качестве которых обычно выступает балансовая стоимость утраченного в результате таких событий незастрахованного имущества.
1.2 Формирование доходов и расходов организации В процессе деятельности предприятия формируются доходы, расходы и финансовые результаты. Под доходами понимают увеличение экономических выгод в виде поступлений активов или уменьшения обязательств, приводит к росту величины собственного капитала предприятия (за исключением его изменений, осуществляемых в результате проведения дополнительных взносов собственников). Все доходы делятся на несколько групп:
· Доходы от операционной деятельности — это доходы от реализации продукции и другие операционные доходы. Доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) — это общий доход, выручка от реализации продукции без учета предоставленных скидок, возврата проданных товаров и косвенных налогов. Прочие операционные доходы включают все доходы от операционной деятельности, кроме дохода от реализации продукции. К ним, в частности, относятся: доходы от реализации иностранной валюты; доходы от продажи оборотных активов (кроме финансовых инвестиций); доходы, полученные от операционной аренды активов; доходы от операционной курсовой разницы по операциям в иностранной валюте, суммы полученных штрафов, пени, неустоек и других санкций за нарушение хозяйственных договоров; доходы от списания кредиторской задолженности; возмещение ранее списанных активов (поступление долгов, списанных как безнадежные), суммы полученных грантов и субсидий, другие доходы.
· Финансовыми доходами являются доходы, полученные в процессе проведения инвестиционной и финансовой деятельности. Это, в частности, доходы от участия в капитале и другие финансовые доходы. Доход от участия в капитале отражает доходы, полученные от инвестиций в ассоциированные, дочерние или совместные предприятия. Они предусматривают увеличение доли инвестора в чистых активах объекта. Другие финансовых доходов относятся доходы, возникающие в процессе финансовой деятельности предприятия. К ним относятся:
— дивиденды получены;
— проценты полученные;
— другие доходы от финансовых операций
· К чрезвычайным доходам относят доходы, полученные предприятие в чрезвычайных условиях. Это могут быть такие доходы: возмещение, полученные от страховых организаций с целью покрытия чрезвычайных трат, суммы, перечисленные предприятию на финансирование потерь из других источников (государственных органов, юридических и физических лиц, иностранных субъектов финансовой деятельности и др.).
Обеспечение деятельности предприятия предусматривает проведение различных затрат. Расходы предприятия — это уменьшение экономических выгод в виде выбытия активов или увеличения обязательств, которые приводят к уменьшению собственного капитала (за исключением уменьшения капитала за счет его изъятия или разделения владельцами.
Все расходы предприятия делятся на две группы: затраты, осуществляемые в процессе проведения обычной деятельности, и расходы, которые проводятся при чрезвычайных событий. В свою очередь, к потерям от обычной деятельности входят: расходы на операционную деятельность, финансовые расходы, расходы от участия в капитале, другие расходы.
Расходы от операционной деятельности охватывают расходы предприятия, связанные с производством и реализацией продукции (основная деятельность), а также с проведением операций по их обеспечению. К расходам от операционной деятельности относятся:
— себестоимость продукции;
— административные расходы;
— расходы на сбыт;
— прочие операционные расходы Финансовые расходы — это затраты предприятия, которые возникают в результате выплаты процентов и других платежей, связанных с привлечением заемного капитала. Они охватывают проценты за кредит и другие финансовые расходы. Этим являются процентные платежи, начисленные и выплаченные за пользование банковскими кредитами. Другие финансовые расходы включают расходы, связанные с выпуском, содержанием и обращением собственных ценных бумаг, начислением процентов по кредитным договорам (кроме банковских кредитов), финансового лизинга.
Потери от участия в капитале отражают убытки, которые несет предприятие от проведения инвестиций в ассоциированные, дочерние или совместные предприятия их величина рассчитывается путем отнесения общей суммы убытков или уменьшение собственного капитала ассоциированной, дочерней или совместной фирм с долей предприятия в их уставном капитале При этом такие расходы не должны превышать стоимости финансовой инвестиции Убытки или уменьшение собственного капитала предприятия могут возникать, в частности, в случае переоценки необоротных активов и инвестицией.
доход бухгалтерский расход факторный
1.3 Экономическая характеристика организации Экономическая характеристика организации Сельскохозяйственный производственный кооператив «Тепличный» создан на базе реорганизованных в соответствии с гражданским кодексом РФ АОЗТ «Тепличное» и совхоза «Тепличный», зарегистрировано Постановление Главы администрации Всеволожского района № 234 от 18 июня 1997 года.
Кооператив является коммерческой организацией, создан членами кооператива для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции и для выполнения иной, не запрещённой Законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива с целью удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива.
Размер уставного капитала сельскохозяйственного производственного кооператива составляет 7050 тысяч рублей.
Место нахождение кооператива и его почтовый адрес: 398 037, город Всеволожск, улица Тверская, 22.
Средняя численность работников на данном предприятии составляет 606 человек.
Членами кооператива могут быть граждане Российской Федерации, признающие устав кооператива и принимающие личное трудовое участие в его деятельности. Работа в кооперативе для его членов является основой. Кооператив является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельны баланс, вправе открывать расчётные и другие счета в рублях и иностранной валюте на территории, России и за рубежом, использует в своей деятельности печать с фирменным наименованием, штампы, фирменный знак (символику) и другие реквизиты.
Кооператив образован на неограниченный срок деятельности. Источниками образования имущества кооператива являются:
— имущественные паевые взносы членов кооператива, ассоциированных членов кооператива, а также дополнительные паевые взносы, вносимые членами кооператива по собственному желанию;
— доходы от собственной деятельности;
— доходы от размещения собственных средств в банковских учреждениях, в ценных бумагах;
— заёмные средства;
— иные поступления.
Размер заёмных средств не должен превышать 60 процентов от общего объёма средств кооператива.
Основными целями деятельности кооператива являются удовлетворение общественных потребностей в сельскохозяйственной и иной продукции, а также получение прибыли необходимой, для экономического и социального развития кооператива, повышением доходов его членов.
Основным предметом деятельности кооператива является выращивание в защищенном грунте высококачественной и экологически чистой продукции сельскохозяйственного производства, её переработка и сбыт.
Форма бухгалтерского учёта — журнально-ордерная.
Кооператив вправе осуществлять следующие виды деятельности:
— реализация сельскохозяйственной продукции, как на территории Российской Федерации, так и за её пределами;
— освоение и продажа новых технологий по выращиванию и переработке сельскохозяйственной продукции;
— проведение фирменной оптовой и розничной торговли;
— выполнение строительных, ремонтно-строительных работ для производственного, жилищно-бытового, культурного и иного назначения;
— оказание предприятиям, организациям и гражданам различных услуг;
— финансово-кредитная деятельность, в том числе проведение операций с ценными бумагами;
— внешнеэкономическая деятельность по всем видам продукции, работ, услуг производимых самостоятельно, либо с другими кооперативами, предприятиями, организациями;
— приобретение на договорной основе оборудования, товаров, материалов, технологий и услуг;
— оказание рекламно-информационных услуг;
— посредническая деятельность;
— обеспечение работы социально-бытовой сферы;
— благотворительная деятельность;
— иная деятельность, не запрещённая законодательством Российской Федерации.
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственного производственного кооператива «Тепличный» за 2012 — 2013 годы представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 Основные показатели деятельности за 2012 — 2013 годы
Показатели | Годы | Отклонения | |||
Относительные, % | Абсолютные, (+;-) | ||||
20 013 г.к 2012 г. | 2013 г.к 2012 г. | ||||
1. Выручка от продаж без НДС, тыс. руб. | 105,8 | ||||
2. Себестоимость, тыс. руб. | 116,9 | ||||
3.Валовая прибыль, тыс. руб. | 67,8 | — 24 120 | |||
4. Коммерческие расходы, тыс. руб. | 105,3 | ||||
5. Прибыль от продаж, тыс. руб. | 38,7 | — 25 840 | |||
6. Проценты к получению, тыс. руб. | 143,6 | ||||
7.Проценты к уплате, тыс. руб. | ; | ; | ; | ||
8.Прочие доходы, тыс. руб. | 338,6 | ||||
9.Прочие расходы, тыс. руб. | 95,1 | — 409 | |||
10. Прибыль до налогообложения, тыс. руб. | 44,4 | — 21 676 | |||
11.ЕСХН тыс. руб. | |||||
12. Чистая прибыль, тыс. руб. | 42,1 | — 21 823 | |||
Из данных таблицы видно, что на протяжении 2012 — 2013 годов деятельность СХПК «Тепличный» неустойчива. Основную долю прибыли организация получает от реализации готовой продукции. В 2013 году она составила 15 842 тысяч рублей, это на 21 823 тысяч рублей, или на 42,1% меньше, чем в 2012 году. Так же следует отметить, что прочие доходы в 2013 году по сравнению с 2012 годом возросли на 2224 тысячи рублей, или на 338,6%. Обращает на себя внимание рост себестоимости реализованной готовой продукции, услуг на 16,9% или на 43 287 тысяч рублей по сравнению с 2012 годом. Необходимо отметить, что повышение себестоимости в среднем не способствовало снижению чистой прибыли.
В 2013 году наблюдается снижение прибыли от продаж по сравнению с 2008 годом с 42 174 тыс. руб. до 16 334 тыс. руб. Это могло быть вызвано ростом коммерческих расходов, в 2013 году на 1720 тысяч рублей.
В целом финансово — хозяйственная деятельность сельскохозяйственного потребительского кооператива «Тепличный» финансово не устойчива. Предприятие развивается и работает недостаточно успешно, а, следовательно, является не достаточно рентабельным и конкурентоспособным.
Глава 2. Финансовый учет результатов от основного вида деятельности
2.1 Формирование финансовых результатов от реализации продукции На производственных предприятиях целью отражения хозяйственных операций по выпуску и реализации готовых изделий на счетах бухгалтерского учета является выявление финансового результата (прибыль или убыток) от реализации продукции. Расчет финансового результата производится ежемесячно на основании документов, подтверждающих реализацию продукции.
Для обобщения информации о реализации готовой продукции, а также определения ее финансовых результатов предназначен счет 90 «Продажи». По кредиту этого счета отражается выручка от реализации продукции по отпускным ценам, а по дебету — производственная себестоимость реализованной продукции, коммерческие расходы, стоимость тары, оплачиваемые сверх цены продукции, налог на добавленную стоимость, акцизы и другие расходы. Таким образом, по дебету счета 90 «Продажи» отражается полная фактическая себестоимость реализованной продукции, налоги и отчисления, а по кредиту — суммы, предъявленные покупателям для оплаты по отпускным ценам.
По окончании месяца подсчитываются обороты по дебету и кредиту счета 90 «Продажи». Путем сопоставления кредитового оборота с дебетовым выявляется финансовый результат от реализации продукции (прибыль или убыток). Если кредит счета 90 «Продажи» окажется больше, чем дебет, то получена прибыль, которая в конце месяца полностью списывается на увеличение прибыли предприятия.
В случае, когда дебет счета 90 «Продажи» окажется больше, чем кредит, то получен убыток, который списывается на уменьшение прибыли предприятия. При этом в бухгалтерском учете производится следующая запись:
Дебет счета 99 «Прибыли или убытки», Кредит счета 90 «Продажи»
Отражение убытка от реализации продукции вышеназванной записью предусмотрено действующей инструкцией по применению. К сожалению, указанная методология списания сумм убытков на практике порой приводит к ошибочному завышению объемов реализации продукции, что, в свою очередь, искажает налогооблагаемую базу по расчетам налогов, сборов и отчислений, для которых базовым показателем является объем реализации продукции. В связи с этим целесообразнее было бы убыток от реализации продукции отражать следующей записью:
Дебет счета 90 «Продажи»
Кредит счета 99 «Прибыли или убытки»
В этом случае не происходит завышения объема реализации продукции. Кроме того, достигается единообразие при отражении финансового результата от реализации продукции.
Производственные предприятия к счету 90 «Продажи» могут открывать следующие субсчета для отражения отдельных составляющих финансового результата от продаж: 90−1 «Выручка от продаж»; 90−2 «Себестоимость продаж»; 90−3 «Налог на добавленную стоимость»; 90−4 «Акцизы»; 90−5 «Экспортные пошлины»; 90−6 «Налог с продаж»; 90−9 «Прибыль/убыток от продаж» и др.
Записи по указанным выше субсчетам производятся накопительно в течении отчетного года. По окончании каждого месяца сумма итогов дебетовых оборотов по субсчетам 90−2, 90−3, 90−4, 90−5, 90−6 сопоставляются с итогом кредитового оборота по субсчету 90−1. Выявленный результат представляет собой прибыль или убыток от продаж за месяц. Эту сумму необходимо списывать заключительным оборотом отчетного месяца со счета 90−9 на счет 99 «Прибыли и убытки». В этом случае синтетический счет 90 «Продажи» на конец месяца остатка не имеет. Однако все субсчета этого счета имеют либо дебетовое, либо кредитовое сальдо, величина которого накапливается, начиная с января отчетного года. При этом необходимо иметь в виду, что до конца отчетного года по всем субсчетам счета 90 «Продажи» никаких списаний не должно быть.
В декабре отчетного года, после списания финансового результата за указанный месяц, все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90−9), должны закрываться внутренними записями на субсчет 90−9. В результате произведенных записей на 1 января нового отчетного года ни один из субсчетов сальдо иметь не будет.
Таким образом вышеизложенный порядок отражения операций по счету 90 «Продажи» позволяет не только исчислить результат от продажи продукции (работ, услуг) за отчетный месяц, но и предоставляет информацию, необходимую для формирования накопительных данных.
2.2 Бухгалтерский учет результатов от обычных видов деятельности Учет доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности организации (продажа товаров, готовой продукции, работ, услуг), и формирование финансового результата по этим видам деятельности осуществляется на счете 90 «Продажи».
На этом счете отражаются выручка и себестоимость по проданным товарам, продукции (работам, услугам), в частности:
· по готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства;
· работам и услугам промышленного характера;
· работам и услугам непромышленного характера;
· покупным изделиям (приобретенным для комплектации);
· строительным, монтажным, проектно-изыскательским, геологоразведочным, научно-исследовательским и т. п. работам;
· товарам;
· услугам по перевозке грузов и пассажиров;
· транспортно-экспедиционным и погрузочно-разгрузочным операциям;
· услугам связи;
· предоставлению за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды (когда это является предметом деятельности организации);
· предоставлению за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (когда это является предметом деятельности организации);
· участию в уставных капиталах других организаций (когда это является предметом деятельности организации) и т. п.
Для целей формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг формируется на базе расходов по обычным видам деятельности.
При этом коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.
Сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг отражается по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Одновременно фактическая себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг списывается в дебет счета 90 «Продажи» в корреспонденции с кредитом счетов 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу», 20 «Основное производство» и др.
В организациях, занятых производством сельскохозяйственной продукции, в течение года, пока не выявлена ее фактическая себестоимость, в дебет счета 90 «Продажи» списывается плановая себестоимость этой продукции.
В конце года в дебет счета 90 «Продажи» списывается разница между плановой и фактической себестоимостью проданной продукции. Плановая себестоимость проданной продукции, а также суммы разниц списываются в дебет счета 90 «Продажи» (или сторнируются) в корреспонденции с теми счетами, на которых учитывалась эта продукция.
В организациях, осуществляющих розничную торговлю и ведущих учет товаров по продажным ценам, по кредиту счета 90 «Продажи» отражается продажная стоимость проданных товаров в корреспонденции со счетами учета денежных средств и расчетов (счета 50, 51,62).
По дебету счета 90 «Продажи» списывается учетная стоимость товаров в корреспонденции со счетом 41 «Товары». Одновременно с этим осуществляется сторнирование сумм скидок (накидок), относящихся к проданным товарам в корреспонденции со счетом 42 «Торговая наценка».
Планом счетов бухгалтерского учета предусматривается детальное отражение доходов и расходов от обычных видов деятельности путем введения отдельных субсчетов к счету 90 «Продажи».
К счету 90 «Продажи» могут быть открыты субсчета:
· 90−1 «Выручка»;
· 90−2 «Себестоимость продаж»;
· 90−3 «Налог на добавленную стоимость»;
· 90−4 «Акцизы»;
· 90−9 «Прибыль/убыток от продаж».
На субсчете 90−1 «Выручка» учитываются поступления активов (денежных средств и/или иного имущества), признаваемые выручкой.
На субсчете 90−2 «Себестоимость продаж» учитывается себестоимость проданных товаров, продукции (работ, услуг), по которым на субсчете 90−1 «Выручка» признана выручка.
На субсчете 90−3 «Налог на добавленную стоимость» учитываются суммы налога на добавленную стоимость, причитающиеся к получению от покупателя (заказчика), в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет 68−1 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»).
На субсчете 90−4 «Акцизы» учитываются суммы акцизов, включенные в цену подакцизной продукции (товаров), — в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет 68−3 «Расчеты по акцизам»).
Организации-плательщики экспортных пошлин могут открывать к счету 90 «Продажи» субсчет 90−5 «Экспортные пошлины» для учета сумм экспортных пошлин.
Субсчет 90−9 «Прибыль/убыток от продаж» предназначен для выявления финансового результата (прибыли или убытка) от продаж за отчетный месяц.
Записи по субсчетам 90−1 «Выручка», 90−2 «Себестоимость продаж», 90−3 «Налог на добавленную стоимость», 90−4 «Акцизы» и производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90−2 «Себестоимость продаж», 90−3 «Налог на добавленную стоимость», 90−4 «Акцизы» и кредитового оборота по субсчету 90−1 «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.
Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90−9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет.
По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90−9 «Прибыль/убыток от продаж»), закрываются внутренними записями на субсчет 90−9 «Прибыль/убыток от продаж».
В бухгалтерском учете общая схема формирования финансовых результатов от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без учета акцизов и таможенных пошлин) может быть отражена проводками указанными в таблице 2.1
Таблица 2.1. Отражение в регистре бухгалтерского учета форм результатов от продажи
№п/п | Содержаниехозяйственныхопераций | Корреспондирующиесчета | ||
Дебет | Кредит | |||
Выручкаотоптовойпродажитоваров | ||||
Отраженапродажнаястоимостьотгруженныхтоваров (сучетомНДС) | 90−1 | |||
ОтраженасуммаНДС, предъявленнаяпокупателютоваров | 90−3 | 68−1 | ||
Списанапокупнаястоимостьпроданныхтоваров | 90−2 | |||
Списанырасходынапродажу (издержкиобращения) | 90−2 | |||
Определенфинансовыйрезультат (прибыль)отпродажитоваров (всоставеконечногофинансовогорезультата) | 90−9 | |||
Полученаоплатазапроданныетовары (включаяНДС) | ||||
Выручкаотпродажипродукции | ||||
ОтраженапродажнаястоимостьотгруженнойпродукциисучетомНДС) | 90−1 | |||
ОтраженасуммаНДС, предъявленнаяпокупателютова-ров | 90−3 | 68−1 | ||
Списанафактическаясебестоимостьпроданнойпродук-ции | 90−2 | |||
Списанырасходынапродажу | 90−2 | |||
Списаныобщехозяйственныерасходы (есливучетнойполитикеорганизацииуказантакойспособсписанияэтихрасходов) | 90−2 | |||
Определенфинансовыйрезультат (прибыль)отпродажипродукции (всоставеконечногофинансовогорезультата) | 90−9 | |||
Полученаоплатазапроданнуюпродукцию (включаяНДС) | ||||
Поступления, связанныесвыполнениемработ (оказаниемуслуг) | ||||
Отраженастоимостьвыполненныхработ (оказанныхуслуг) | 90−1 | |||
ОтраженасуммаНДС, предъявленнаяпокупателюработ (услуг) | 90−3 | 68−1 | ||
Списанафактическаясебестоимостьвыполненныхработ (оказанныхуслуг) | 90−2 | |||
Списаныобщехозяйственныерасходы (есливучетнойполитикеорганизацииуказантакойспособсписанияэтихрасходов) | 90−2 | |||
Определенфинансовыйрезультат (прибыль)отпоступлений, связанныхсвыполнениемработ, оказаниемуслуг (всоставеконечногофинансовогорезультата) | 90−9 | |||
Полученаоплатазавыполненныеработы (оказанныеуслуги)(включаяНДС) | ||||
Таким образом аналитический учет по счету 90 «Продажи» ведется по каждому виду проданных товаров, продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Кроме того, аналитический учет по этому счету может вестись по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией.
2.3 Формирование на счетах прочих доходов и расходов Иногда даже у опытного бухгалтера с большим стажем возникают сомнения по поводу отнесения некоторых доходов и расходов к определенной статье показателей деятельности. Куда отнести поступления от страховой компании, как обозначить расходы на проведение корпоративного мероприятия? — возникая, подобные вопросы очень часто лишают бухгалтера покоя.
У любого хозяйствующего субъекта возникают доходы и расходы от обычных видов деятельности. Обычные виды деятельности не то, что записано в уставе организации, как многие думают, а та деятельность, которая ведется постоянно или по крайне мере достаточно часто. Естественно, что в значительной степени такая деятельность должна совпадать с уставной, но, мы подчеркиваем, не равна ей. (Часто в уставе перечисляется значительно больше (на всякий случай), видов деятельности, чем организация занимается на самом деле регулярно.) Все остальные операции, связанные с возникновением доходов и расходов, отражаются на субсчетах счета 91 «Прочие доходы и расходы». Итак, на этом счете отражаются два вида доходов: операционные и внереализационные. Первые связаны с хозяйственной деятельностью, но не составляют ее цели; вторые — вызваны последствиями такой деятельности. Составители инструкции к плану счетов объединили и операционные и внереализационные результаты в одну категорию, но мы рассмотрим их порознь. Это связано, прежде всего, с тем, что в бухгалтерской отчетности эти виды доходов и расходов показываются раздельно.
Рассмотрим, как сказанное влияет на бухгалтерский учет.
1. Прежде всего, это доходы, связанные с передачей имущества в аренду: как только у организации наступает срок получения арендных платежей, бухгалтер обязан сделать запись:
Дебет 76.3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам»
Кредит 91.1 «Прочие доходы»
Таким образом, доход возникает не тогда, когда будет получена арендная плата, а тогда, когда возникает право ее требования. С этого момента арендодатель становится кредитором арендатора до тех пор, пока возникшие обязательства не будут погашены последним.
2. Если собственником были предоставлены корреспонденту (клиенту) права пользования объектами интеллектуальной собственности, то доходы от подобных операций отражаются подобным образом. При этом если момент возникновения обязательства совпадает с моментом его погашения, бухгалтер поступит правильно, если все-таки проведет через счет 76.3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам» как возникновение обязательства, так и его погашение.
Та же схема записей возникает и при отражении:
а) доходов, которые возникают от участия в уставных капиталах других организаций, включая все доходы по ценным бумагам;
б) прибыли от совместной деятельности;
в) процентов, полученных за деньги, хранящиеся в банках или же за предоставленные займы.
Внереализационные доходы образуют целый комплекс достаточно разнообразных операций:
1. Вот сами наши контрагенты (корреспонденты) признали наши права на пеню или неустойку за нарушение договора или их заставил эти права признать суд или же суд наложил на них штраф в пользу нашей организации.
В этом случае, как только возникает согласие или обязательство клиента платить, так сразу же у организации возникает доход:
Дебет 76.2 «Расчеты по претензиям»
Кредит 91.1 «Прочие доходы»
Однако, как правило, расчеты по претензиям должны рассматриваться как спорный долг и в дебет этого счета записывают претензии к контрагентам (клиентам), например, к поставщикам за ненадлежащую поставку товаров. В этом случае делалась запись:
Дебет 76.2 «Расчеты по претензиям»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
В этом случае возникшую дебиторскую задолженность следует зарезервировать:
Дебет 91 «Прочие расходы»
Кредит 63 «Резервы по сомнительным долгам»
И только после решения суда можно будет сделать запись:
Дебет 63 «Резерв по сомнительным долгам»
Кредит 91 «Прочие доходы»
Это позволит уравновесить операцию до получения реальных платежей:
Дебет 51 «Расчетные счета»
Кредит 76.2 «Расчеты по претензиям»
Эти записи показывают, что на самом деле у предприятия не было дохода, а было только возмещение ранее понесенных убытков.
Если же иск не будет удовлетворен судом, то спорная дебиторская задолженность будет списана за счет резерва:
Дебет 63 «Резерв по сомнительным долгам»
Кредит 76.2 «Расчеты по претензиям»
И это позволит отразить расход тогда, когда он возник реально.
2. Невостребованная кредиторская задолженность признается теперь внереализационным доходом. И если, например, задолженность поставщику так и не была погашена, то бухгалтер составляет запись:
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит 91.1 «Прочие доходы»
То же самое возникает и с невостребованной депонированной заработной платой:
Дебет 76.4 «Расчеты по депонированным суммам»
Кредит 91.1 «Прочие доходы»
Примечание: в советское время доходы от непогашенных обязательств взыскивались в бюджет, и тем самым все обязательства выполнялись. Теперь государство не вмешивается в подобные гражданско-правовые отношения.
Некоторые доходы и расходы организации признаются ею относящимся или к обычным видам деятельности или к прочим поступлениям (расходам). К ним относятся:
1. Предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды.
2. Предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности.
3. Участие в уставных капиталах других организаций.
Для целей бухгалтерского учета организации самостоятельно классифицируют доходы и расходы, связанные с этими видами деятельности на два вышеуказанных вида, исходя из характера своей деятельности, вида доходов, условий из получения и т. п.
Во многих случаях деление доходов и расходов на два вида не представляет труда. Например, доходами от обычных видов деятельности будут являться:
а) для производственных предприятий — выручка от продажи продукции;
б) для торговых организаций — выручка от продажи товаров;
в) для транспортных организаций — выручка от оказания услуг по перевозке и т. д.
Все эти доходы должны отражаться по кредиту счета 90 «Продажи». Расходы по обычным видам деятельности первоначально фиксируются на дебете счетов по учету затрат (20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу и т. п.), с которых в дальнейшем списываются на дебет счета 90 «Продажи». Если организация занимается только сдачей имущества в аренду или только вложением средств в уставные капиталы другие организаций и т. п., здесь ясно, что для нее получаемые от этого доходы являются доходами от обычных видов деятельности.
Однако если какие-то доходы и расходы признаны соответственно прочими поступлениями и операционными расходами, то их учет ведется на счете 91 «Прочие доходы и расходы»: доходы — на кредите, а расходы — на дебете. Финансовый результат от этих операций также выявляется на данном счете.
В пояснениях к счету 91 «Прочие доходы и расходы» сказано, что он предназначен для обобщения информации о прочих доходах и расходах (операционных, внереализационных) отчетного периода, кроме чрезвычайных доходов и расходов или, короче говоря, данный счет используется для учета операционных и внереализационных доходов и расходов.
С целью признания в бухгалтерском учете выручки, отличной от выручки от обычной деятельности, необходимо одновременное выполнение только трех условий (в отличие от пяти для выручки от обычной деятельности):
· организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
· сумма выручки может быть определена;
· имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива.
При выполнении этих трех условий признается в бухгалтерском учете выручка от:
· предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов;
· предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
· участия в уставных капиталах других организаций;
· продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;
· проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации.
Для целей бухгалтерского учета проценты начисляются за каждый истекший отчетный период в соответствии с условиями договора.
Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещение причиненных организации убытков признаются в бухгалтерском отчете в отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником.
Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которой срок исковой давности истек, признаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, в котором срок исковой давности истек.
Суммы дооценки активов признаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую произведена переоценка.
Все иные поступления признаются в бухгалтерском учете по мере образования (выявления).
2.4 Отражение в отчетности финансовых результатов деятельности Отчёт о финансовых результатах — одна из основных форм бухгалтерской отчётности (форма № 2 — это название применяется с 2012 года), которая характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчётный период и содержит данные о доходах, расходах и финансовых результатах в сумме нарастающим итогом с начала года до отчётной даты. Начиная с отчётности за 2012 год название «Отчёт о прибылях и убытках» изменено — теперь он называется «Отчёт о финансовых результатах», утвержденнный — Приказом Минфина РФ от 2 июля 2010 г. № 66н (ред. от 04.12.2012)[40].
В форме № 2 отражается величина балансовой прибыли или убытка и отдельные слагаемые этого показателя:
· прибыль/убытки от реализации продукции;
· операционные доходы и расходы (положительные и отрицательные курсовые разницы);
· доходы и расходы от прочей внереализационной деятельности (штрафы, безнадежные долги);
Также представлены:
· затраты предприятия на производство реализованной продукции по полной или производственной стоимости,
· коммерческие расходы, управленческие расходы,
· выручка нетто от реализации продукции,
· сумма налога на прибыль, отложенные налоговые обязательства (ОНО), активы (ОНА) и постоянные налоговые обязательства (активы) (ПНО (А)),
· чистая прибыль.
При составлении отчета расчет выручки и других доходов, а также расходов, производится по методу начисления, то есть выручка начисляется тогда, когда у потребителей возникают обязательства по оплате продукции или услуг предприятия. Чаще всего это происходит в момент отгрузки потребителю продукции или предоставления услуг, и сопровождается предъявлением покупателем (заказчиком) соответствующих расчетных документов.
Отчет о финансовых результатах представляется в комплекте годовой бухгалтерской отчетности всеми юридическими лицами независимо от применяемой системы налогообложения.
От составления отчета о финансовых результатах освобождены индивидуальные предприниматели и прочие физические лица, занимающиеся частной практикой, а также бюджетные, кредитные предприятия и страховщики.
При формировании отчета о финансовых результатах сумма выручки, и, соответственно, финансовый результат рассчитывается по методу начисления. Это значит, что выручка показывается в момент возникновения у покупателя обязательства по оплате задолженности.
При заполнении отчета о финансовых результатах требуются данные бухгалтерских регистров за два календарных года — отчетный и предыдущий.
Содержание отчета о финансовых результатах определяется по Положению по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).
При формировании отчетности минусовые (отнимаемые) значения пишутся в скобках. Суммы в графах проставляются в тысячах или миллионах рублей по выбору.
В состав отчета о финансовых результатах входят следующие группы сведений:
· выручка и расходы от основной деятельности
· доходы и расходы от выполнения прочих операций;
· расчет финансового результата с учетом особенностей налогообложения.
Исследовав результаты финансовой деятельности СХПК «Тепличный», можно сделать выводы, что организация имеет прибыль и в 2013 году она меньше, чем в 2012, за счет существенного увеличения себестоимости.
Прибыль (убыток) предприятия в целом, за весь период деятельности отражается еще и в форме 1 и форме 4 по статье чистая прибыль.
Формирование финансовых результатов деятельности предприятия невозможно без соответствующей организации учета доходов и расходов предприятия. Поставленная цель, рассмотрение формирования учета финансовых результатов деятельности предприятия СХПК «Тепличный» и отражение их в отчетности раскрыта, так как в ходе исследования были определены источники формирования доходов и расходов предприятия СХПК «Тепличный», выявлен финансовый результат деятельности предприятия в форме № 2 отчетности предприятия (Отчет о прибылях и убытках).
Изучив составляющие предмета исследования можно сделать вывод, что на протяжении 2012 — 2013 годов деятельность СХПК «Тепличный» неустойчива. Основную долю прибыли организация получает от реализации готовой продукции. В 2013 году она составила 15 842 тысяч рублей, это на 21 823 тысяч рублей, или на 42,1% меньше, чем в 2012 году. Так же следует отметить, что прочие доходы в 2013 году по сравнению с 2012 годом возросли на 2224 тысячи рублей, или на 338,6%.
Обращает на себя внимание рост себестоимости реализованной готовой продукции, услуг на 16,9% или на 43 287 тысяч рублей по сравнению с 2012 годом. Необходимо отметить, что повышение себестоимости в среднем не способствовало снижению чистой прибыли.
В 2013 году наблюдается снижение прибыли от продаж по сравнению с 2008 годом с 42 174 тыс. руб. до 16 334 тыс. руб. Это могло быть вызвано ростом коммерческих расходов, в 2013 году на 1720 тысяч рублей.
В целом финансово — хозяйственная деятельность сельскохозяйственного потребительского кооператива «Тепличный» финансово не устойчива. Предприятие развивается и работает недостаточно успешно, а, следовательно, является не достаточно рентабельным и конкурентоспособным.
Глава 3. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности
3.1 Задачи и методы анализа результатов деятельности организации Анализ (от греческого analysis — разложение) — метод научного исследования явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы.
В литературных источниках встречаются различные подходы к определению того, что является предметом анализа финансово-хозяйственной деятельности. Самый простой (и наиболее разработанный еще в эпоху социалистического хозяйствования) подход подразумевает, что предметом анализа является использование предприятием своих материальных и трудовых ресурсов с точки зрения выполнения «спущенных сверху» производственных планов. Более широкий подход относит к сфере анализа финансово-хозяйственной деятельности все хозяйственные процессы, включая производственное планирование на самом предприятии и оценку результативности использования всех ресурсов, в том числе финансовых. Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих решений по обеспечению выполнения производственных программ предприятия, оценки уровня их выполнения, выявления слабых мест и внутрихозяйственных резервов.
Анализ должен представлять собой комплексное исследование действия внешних и внутренних, рыночных и производственных факторов на количество и качество производимой предприятием продукции, финансовые показатели работы предприятия и указывать возможные перспективы развития дальнейшей производственной деятельности предприятия в определенной области хозяйствования.
В условиях конкуренции и стремления предприятий к максимизации прибыли анализ финансово-хозяйственной деятельности является неотъемлемой функцией управления.
Этот аспект управления фирмой становится наиболее значимым в настоящее время, так как практика функционирования рынка показывает, что без анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятие не может эффективно функционировать.
Анализом финансового состояния занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы — с целью изучения эффективности использования ресурсов; банки — для оценки условий кредитования и определения степени риска; поставщики — для своевременного получения платежей; налоговые инспекции — для выполнения плана поступления средств в бюджет и т. д. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний.
Внутренний анализ проводится службами предприятия, его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния предприятия. Его цель — обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы получить максимальную прибыль и исключить банкротство.
Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель — установить возможность выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить потери.
Внешний анализ имеет следующие особенности:
— множество субъектов анализа, пользователей информацией о деятельности предприятия;
— разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
— наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;
— ориентация анализа только на внешнюю отчетность;
— ограниченность задач анализа при использовании только внешней отчетности;
— максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.
Направления финансового анализа для каждого внешнего пользователя финансово-аналитической информации коммерческой организации позволяют им (пользователям) сосредоточить усилия при подборе партнеров, инвесторов, кредитозаемщиков на наиболее важных вопросах оценки результатов их финансово-хозяйственной деятельности во избежание просчетов, упущений и потерь из-за неэффективного использования финансовых ресурсов.
Как известно, предприятие — сложное формирование, состоящее из партнерских групп, находящихся в тесном взаимном общении. Среди партнерских групп можно выделить основные и не основные.
Основные партнерские группы заинтересованы в успехах предприятия, так как от этого находится в прямой зависимости их благополучие.
К не основным партнерским группам относятся группы, опосредованно заинтересованные в успехах предприятия — страховые компании, аудиторские и юридические фирмы и т. д.
Для обеспечения положительной деятельности предприятия управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценить финансовое состояние своего предприятия и состояние существующих и потенциальных контрагентов.
Целью экономического анализа являются оптимизация положения фирмы на профильном рынке; повышение финансово-экономических показателей деятельности и профессионального рейтинга фирмы.
Содержание экономического анализа:
— исследование экономических явлений, факторов и причин, их обусловивших;
— объективная оценка эффективности производственно-хозяйственной деятельности;
— научное обоснование планов, контроль их выполнения, выявление внутрихозяйственных резервов;
— разработка мероприятий по повышению эффективности работы
Задачи экономического анализа:
— научное обоснование текущих и перспективных бизнес-планов и контроль за их выполнением;
— оценка эффективности использования факторов производства;
— выявление и измерение внутренних резервов;
— обоснование оптимальности управленческих решений.
Выполнение экономического анализа осуществляется в соответствии с принципами:
— системности (хозяйственные процессы рассматриваются как взаимосвязанные явления и элементы);
— целостности (единство отдельных факторов и элементов производственно-хозяйственной деятельности);
— комплексности (необходимость рассмотрения полного объема факторов, влияющих на результативность работы организации).
Оценка экономических процессов производится по количественным и качественным показателям.
Количественные показатели измеряют экономическое явление в абсолютных, относительных, средних величинах; качественные показатели отражают экономическое содержание или эффективность экономического явления. Используемые при экономическом анализе приемы и методы анализа финансово-хозяйственной деятельности — это система теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и регулятивных принципов исследования финансовой деятельности предприятий.
Существуют различные классификации методов экономического анализа. Первый уровень классификации выделяют: неформализованные; формализованные методы анализа.
Неформализованные методы — основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне, а не на строгих аналитических зависимостях
Это методы экспертных оценок, сценариев, морфологические, сравнения и др. Применение этих методов характеризуется определенным субъективизмом, поскольку большое значение имеют интуиция, опыт и знания аналитика.
Формализованные методы — в их основе лежат достаточно строгие формализованные аналитические зависимости. Известны десятки этих методов. Перечислим некоторые из них.
Классические методы анализа хозяйственной деятельности и финансового анализа: цепных подстановок, арифметических разниц, балансовый, выделения изолированного влияния факторов, процентных чисел, дифференциальный, логарифмический, интегральный, простых и сложных процентов, дисконтирования.
Традиционные методы экономической статистики: средних и относительных величин, группировки, графический, индексный, элементарные методы обработки рядов динамики.
Математико-статистичекские методы изучения связей: корреляционный анализ, регрессионный анализ, дисперсионный анализ, факторный анализ, метод главных компонент, ковариационный анализ, метод объекто-периодов, кластерный анализ и другие методы.
Экономические методы: матричные методы, гармонический анализ, спектральный анализ, методы теории производственных функций, методы теории межотраслевого баланса.
Методы экономической кибернетики и оптимального программирования: методы системного анализа, метод машинной имитации, линейное программирование, нелинейное программирование, динамическое программирование, выпуклое программирование и др.
Методы исследования операций и теории принятия решений: методы теории графов, метод деревьев, методы байесовского анализа, теория игр, теория массового обслуживания, методы сетевого планирования и управления. Безусловно, не все из перечисленных методов могут найти непосредственное применение в рамках финансового анализа, поскольку основные результаты эффективного анализа и управления финансами достигаются с помощью специальных финансовых инструментов, тем не менее некоторые их элементы уже используются.
Для принятия решений по управлению предприятием нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа, оценки и конкретизации исходной информации. Поэтому необходимо аналитическое прочтение исходных данных.
Основным принципом аналитического чтения финансовых отчетов является дедуктивный метод, т. е. от общего к частному. В ходе такого анализа производится логическая последовательность хозяйственных факторов и событий, их направленность и сила влияния на результаты деятельности.
Практика финансового анализа уже выработала основные методы анализа финансовых отчетов. Основные методы:
— горизонтальный (временной) анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
— вертикальный (структурный) анализ — определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
— трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов.
С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ
— анализ относительных показателей (коэффициентов)
— расчет отношений между отдельными позициями отчёта или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;
— сравнительный (пространственный анализ) — это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;
— факторный анализ — анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда результативный показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.
Предлагаемая методика анализа финансового состояния предназначена для обеспечения управления финансовым состоянием предприятия и оценки финансовой устойчивости в условиях рыночной, экономики. Она включает элементы, общие как для внешнего, так и внутреннего анализа.
Наряду с абсолютными показателями, характеризующими различные аспекты финансового состояния, используются и финансовые коэффициенты. Финансовый коэффициент представляет собой относительные показатели финансового состояния. Они подразделяются на коэффициенты распределения и координации. Коэффициенты распределения применяются в тех случаях, когда необходимо определить, какую часть тот или иной абсолютный показатель составляет от итога включающей его группы абсолютных показателей. Данные коэффициенты используются в основном в предварительном анализе.
Коэффициенты координации используются для выражения отношений разных по существу абсолютных показателей финансового состояния.
3.2 Оценка структуры финансовых результатов по видам деятельности Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении их значения по периодам. В качестве базисных величин могут использоваться показатели базисного периода данного хозяйствующего субъекта.
Специальные финансовые коэффициенты, расчет которых основан на существовании определенных соотношений между статьями отчетности, называются финансово-оперативными показателями. Они позволяют реально оценить положение данного хозяйствующего субъекта.
Анализ финансовых коэффициентов выполняется по следующим группам:
— анализ финансовой устойчивости;
— анализ платежеспособности;
— анализ оборачиваемости активов;
— анализ рентабельности.
Финансовые коэффициенты характеризуют пропорции между различными статьями отчетности. Достоинствами финансовых коэффициентов являются простота расчетов и элиминирования влияния инфляции.
Считается, что если уровень фактических финансовых коэффициентов хуже базы сравнения, то это указывает на наиболее болезненные места в деятельности предприятия, нуждающиеся в дополнительном анализе. Правда, дополнительный анализ может не подтвердить негативную оценку в силу специфичности конкретных условий и особенностей деловой политики предприятия. Финансовые коэффициенты не улавливают различий в методах бухгалтерского учёта, не отражают качества составляющих компонентов. Наконец, они имеют статичный характер. Необходимо понимать ограничения, которые накладывают их использование, и относятся к ним как к инструменту анализа.
Еще один подход к анализу финансовых результатов, основанный на методологии точки безубыточности производства предлагают Керимов В. Э. и Роженецкий О. А. По их мнению одним из мощных инструментов является анализ соотношения «затраты — объем — прибыль» (cost — volume — profit; CVP — анализ). Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты могут с помощью данного метода дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия.
Ключевыми элементами CVP — анализа выступают:
— Маржинальный доход;
— Порог рентабельности;
— Производственный левередж;
— Маржинальный запас прочности.
Маржинальный доход — это разница между выручкой предприятия от реализации и суммой переменных затрат.
Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.
Существует два подхода при определении величины маржинального дохода:
— выручка за вычетом всех переменных затрат, то есть всех прямых расходов и части накладных расходов (общепроизводственные расходы), зависящих от объема производства;
— величина маржинального дохода равняется сумме постоянных затрат и прибыли. предприятия.
Средняя величина маржинального дохода — это разница между ценой и средними переменными затратами, она показывает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.
Норма маржинального дохода — доля величины маржинального дохода при выручке от реализации (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара.
Порог рентабельности — это показатель, характеризующий объем реализации предприятия, при котором выручка предприятия равна всем его совокупным затратам.
Для вычисления порога рентабельности используются три метода:
— графический;
— метод уравнений;
— метод маржинального дохода.
Метод уравнений:
Прибыль предприятия равна выручке за вычетом величины переменных и постоянных затрат.
Детализируя порядок расчета показателей формулы:
Прибыль = (Цена за единицу Ч количество единиц) — (переменные затраты на единицу Ч количество единиц) — постоянные затраты Метод маржинального дохода:
Точка безубыточности = (постоянные затраты)/(норма маржинального дохода) Производственный левередж (рычаг) — механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат, с его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в меньшей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.
Значение маржинального запаса прочности показывает, если в силу рыночной ситуации выручка сократится менее чем на данную величину маржинального запаса прочности, то предприятие будет получать прибыль, но если более, то окажется в убытке.
Умение вкладывать капитал так, чтобы полученная ставка доходности инвестированного капитала была выше текущей ставки ссудного процента, в западной экономике называется «преимуществом спекуляции капиталом». Оно заключается в том, что нужно взять в долг столько, сколько позволят кредиторы и затем обеспечить рост ставки доходности собственного капитала на величину разницы между достигнутой ставкой доходности инвестированного капитала и ставкой уплаченного ссудного процента. Убыток будет в том случае, если организация получит прибыль меньшую, чем стоимость заемного капитала. В этом заключается смысл концепции финансового рычага.
Целевые ориентиры проводимого финансового анализа зависят от того, кто его проводит: управляющие, налоговые органы, владельцы (акционеры) предприятия или его кредиторы.
Налоговому органу важен ответ на вопрос способно ли предприятие к уплате налогов. Поэтому с точки зрения налоговых органов финансовое положение характеризируется следующими показателями:
— балансовая прибыль;
— рентабельность активов = балансовая прибыль в % к стоимости активов
— рентабельность реализации = балансовая прибыль в % к выручке от реализации;
— балансовая прибыль на 1 рубль средство на оплату труда.
Исходя из этих показателей, налоговые органы могут определить и поступление платежей в бюджет на перспективу.
Банки должны получить ответ на вопрос о платёжеспособности предприятия, т. е. о его готовности возвращать заемные средства, ликвидации его активов.
Управляющие предприятием, главным образом, интересуются эффективностью использования ресурсов и прибыльностью предприятия.
Главная цель финансовой деятельности сводится к одной стратегической задаче — увеличению активов предприятия.
3.3 Факторный анализ финансовых результатов деятельности организации В настоящее время одним из важных моментов функционирования любой организации является планирование своей деятельности. А любое планирование невозможно без факторного анализа результатов деятельности. Поэтому факторный анализ финансовых результатов организации приобретает все большую значимость и актуальность в современной экономике. Поскольку грамотный и своевременный анализ финансовых результатов позволяет повысить обоснованность планирования, а также дать оценку достоверности учета и оперативности контроля, и как следствие обеспечит эффективность и бесперебойность работы организации. Факторный анализ — это определение влияния факторов на результат, это является одним из сильнейших методических решений в анализе хозяйственной деятельности компаний для принятия решений. Для руководителей — дополнительный аргумент, дополнительный «угол зрения» .
Целесообразность применения факторного анализа. Как известно, анализировать можно все и до бесконечности. Целесообразно на первом этапе реализовать анализ по отклонениям, а там где это необходимо и оправдано — применить факторный метод анализа. Во многих случаях простого анализа по отклонениям достаточно, чтобы понять, что отклонение «критическое», и тогда совсем не обязательно знать степень его влияния.
Основные задачи факторного анализа:
1. Отбор факторов определяющих исследуемые результативные показатели;
2. Классификация и систематизация факторов с целью обеспечения комплексного и системного подхода к исследованию их влияния на результаты хозяйственной деятельности;
3. Определение формы зависимости между факторами и результативными показателями;
4. Моделирование взаимосвязей между факторами и результативными показателями;
5. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении результативного показателя;
6. Работа с факторной моделью. Методика факторного анализа.
В общем случае можно выделить следующие основные этапы факторного анализа:
· Постановка цели анализа.
· Отбор факторов, определяющих исследуемые результативные показатели.
· Классификация и систематизация факторов с целью обеспечения комплексного и системного подхода к исследованию их влияния на результаты хозяйственной деятельности.
· Определение формы зависимости между факторами и результативным показателем.
· Моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями.
· Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.
· Работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами).
Отбор факторов для анализа того или иного показателя осуществляется на основе теоретических и практических знаний в конкретной отрасли. При этом обычно исходят из принципа: чем больший комплекс факторов исследуется, тем точнее будут результаты анализа. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что если этот комплекс факторов рассматривается как механическая сумма, без учета их взаимодействия, без выделения главных, определяющих, то выводы могут быть ошибочными. В анализе хозяйственной деятельности взаимосвязанное исследование влияния факторов на величину результативных показателей достигается с помощью их систематизации, что является одним из основных методологических вопросов этой науки.
Важным методологическим вопросом в факторном анализе является определение формы зависимости между факторами и результативными показателями: функциональная она или стохастическая, прямая или обратная, прямолинейная или криволинейная. Здесь используется теоретический и практический опыт, а также способы сравнения параллельных и динамичных рядов, аналитических группировок исходной информации, графический и др.
Моделирование экономических показателей также представляет собой сложную проблему в факторном анализе, решение которой требует специальных знаний и навыков.
Расчет влияния факторов — главный методологический аспект в анализе хозяйственной деятельности. Для определения влияния факторов на конечные показатели используется множество способов.
Как известно, изменение прибыли от реализации продукции зависит от изменения следующих факторов:
· Объема реализации;
· Структуры реализации;
· Отпускных цен на реализованную продукцию;
· Цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки;
· Уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.
Располагая своими ресурсами, организация рассчитывает на получение желаемого результата. Но на практике не всегда реальный результат оказывается желаемым. Чтобы избежать такой ситуации целесообразно проводить при планировании своей деятельности факторный анализ финансовых результатов, с помощью которого можно более точно прогнозировать свою деятельность.
Как было выяснено, роль и значение факторного анализа существенна и необходима. Так, с помощью анализа управление организации может принимать правильное, эффективное, а также своевременное решение. С помощью экономического анализа результатов хозяйственной деятельности предприятие разрабатывает конкретную стратегию и тактику развития производства, выявляет и оценивает резервы роста прибыли и рентабельности, а также находит способы их мобилизации.
Заключение
Значение учета операций с денежными средствами, а также анализ денежных потоков имеет для организации большое значение и взаимосвязан с состоянием расчетов с покупателями. Дальнейшие отношения предприятия с другими организациями, своевременность оплаты покупателями за товар влияет не только на операции с денежными средствами, но и на финансовый результат деятельности. Непосредственное влияние оказывают и на финансовый результат организации, и на его стабильную работу.
Финансовый результат является важнейшим показателем деятельности предприятия. Формирование финансового результата происходит из нескольких слагаемых, одним из которых является результат реализации товаров и услуг, а также от операций, составляющих хозяйственную деятельность предприятий. Для объективной оценки финансово — хозяйственной деятельности предприятия проводится изучение учета его финансовых результатов.
Для удовлетворения общих потребностей заинтересованных пользователей в бухгалтерском учете формируется информация о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.
Информация о финансовых результатах деятельности организации требуется, чтобы оценить потенциальные изменения в ресурсах, которые, вероятно, будет контролировать организация в будущем при прогнозировании способности вызывать денежные потоки на основе имеющихся ресурсов при обосновании эффективности, с которой организация может использовать дополнительные ресурсы.
На основании проведенного исследования торговой организации можно сделать следующие выводы:
• имеются случаи ошибок зачисления поступивших средств и путаница при платежах третьих лиц, описанных;
• несвоевременно предоставляются в бухгалтерию документы со стороны отдела продаж, что не способствует сокращению ошибок в учете;
• в товарных накладных отсутствуют подписи и печати покупателя;
• Не списана дебиторская задолженность СХПК «Тепличный», срок давности которой истёк в январе 2012 года;
• в учётной политике не предусмотрено создание резерва по сомнительным долгам.
С целью устранения выявленных недостатков руководству организации можно рекомендовать:
• создать резерв по сомнительным долгам;
• как одну из форм воздействия на неаккуратных плательщиков использовать форму расчетов платежными требованиями-поручениями, которые обеспечивают обязательный платеж покупателя при наличии средств на его счете;
• внедрить программный продукт 1С: Бухгалтерия 8.0. Это позволит значительно сэкономить время выполнения некоторых типовых операций и расширить функциональные возможности автоматизированного учета;
• главному бухгалтеру анализировать соблюдение сроков договорных обязательств контрагентами;
• внедрить систему внутреннего контроля с целью устранения ошибок зачисления поступивших средств, путаницы при платежах и обработке первичных документов и регистров бухгалтерского учета.
1. Конституция Российской Федерации (принята всемирным голосованием 12.12.1993)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая), утв. Федеральным законом № 51-ФЗ от 30.11.1994
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая), принят Государственной Думой РФ 22.12.1995 и утв. Федеральным законом № 14-ФЗ от 26.01.1996
4. Трудовой кодекс Российской Федерации. утв. Приказом от 30.12.2001 № 197-ФЗ
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) утв. Приказом от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) утв. Приказом от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
7. Кодекс этики аудиторов России: (принят Советом по аудиторской деятельности при МФ РФ, протокол N 16 от 28 августа 2003 г.)
8. Федеральный закон РФ «Об аудиторской деятельности», одобрен ГД и утв. Приказом МФ РФ от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ
9. Федеральный закон РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в российской федерации», одобрен ГД и утв. Приказом МФ РФ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ.
10. Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах», одобрен ГД и утв. Приказом МФ РФ от 26.12.95 № 208-ФЗ.
11. Федеральный закон РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», одобрен ГД и утв. Приказом МФ РФ от 08.02.98 № 14-ФЗ.
12. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», одобрен ГД и утв. Приказом МФ РФ от 10 июля 2002 г.№ 86-ФЗ.
13. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Постановление Правительства РФ от 16.03.98 № 283.
14. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утв. Приказом МФ РФ № 106н от 06.10.2008.
15. Положение об аттестации ассоциированных членов ИПБ России, претендующих на получение квалификационного аттестата профессионального бухгалтера: Решение Президентского совета Института профессиональных бухгалтеров России. Протокол № 05/-02 от 29.05.2002.
16. Постановление Госкомстата РФ «Инструкция по заполнению унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения» от 19.01.2000 г. № 4
17. Постановление Госкомстата РФ «Методические указания по определению оборота розничной и оптовой торговли на принципах статистики предприятий», от 19.08.98 № 89
18. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами», от 06.06.98 № 569
19. Приказ Минфина СССР от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению» .
20. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", утв. Приказом МФ РФ от 29.07.98 № 34н.
21. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/08), утв. Приказом МФ РФ от 24.10.2008 г. № 116н.
22. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». (ПБУ 3/06), утв. Приказом МФ РФ от 27.11.2006 № 154н.
23. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утв. Приказом МФ РФ от 09.06.01 № 44н
24. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утв. Приказом МФ РФ от 30.03.01 № 26н
25. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утв. Приказом МФ РФ от 25.11.98 № 56н
26. Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/01), утв. Приказом МФ РФ от 28.11.01 № 96н
27. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации «(ПБУ 9/ 99), утв. Приказом МФ РФ от 06.05.99 № 32-н.
28. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации «. (ПБУ 10/ 99), утв. Приказом МФ РФ от 06.05.99 № 33-н
29. Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/00), утв. Приказом МФ РФ от 29.04.2008 № 48-н
30. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/00), утв. Приказом МФ РФ от 27.01.2000 № 11-н
31. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/00), утв. Приказом МФ РФ от 16.10.2000 № 92-н
32. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/07), утв. Приказом МФ РФ от 27.12.2007 г. N 153н
33. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам «(ПБУ 15/08), утв. Приказом МФ РФ от 06.0.207 г. N 107н
34. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02), утв. Приказом МФ РФ от 10 декабря 2002 г. N 126н.
35. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» (ПБУ 20/03), утв. Приказом МФ РФ от 24 ноября 2003 г. N 105н.
36. Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/08), утв. Приказом МФ РФ от 06 октября 2008 г. N 106н.
37. Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/10), утв. Приказом МФ РФ от 28 июня 2010 г. N 63н.
38. Положение по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/11), утв. Приказом МФ РФ от 02 февраля 2011 г. N 11н.
39. Положение по бухгалтерскому учету «Учет затрат на освоение природных ресурсов» (ПБУ 24/11), утв. Приказом МФ РФ от 06 октября 2011 г. N 125н.
40. Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» .
41. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.01 № 119н.
42. Положение о безналичном расчете в Российской Федерации, утв. Приказом ЦБ РФ от 12.04.01 № 2-П
43. Постановление Госкомстата РФ «Об утверждении инструкции по заполнению унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения»; от 19 января 2000 г. N 4
44. Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях. Приказ МФ РФ от 30.12.2008 г. № 148н;
45. Инструкция по применению Плана счетов в бюджетных учреждениях. Приказ МФ РФ от 01.12.2010 г. № 157н;
46. «Унифицированные формы первичной документации по учету торговых операций (общие)», утвержденные постановление Госкомстата России от 25.12.1998 № 132;
47. Инструкция Комитета РФ по торговле от 07.12.94 № 99 «О порядке оформления и ведения бухгалтерского учета в комиссионной торговле непродовольственными товарами» ;
48. Письмо Комитета РФ по торговле от 10.07.96 № 1−794/32−5 «Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли» ;
49. Письмо ЦБ РФ от 04.10.93 № 18 «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации» ;
50. Вахрушиной М. А. — М., Рид Групп 2011. — 576 с.
51. Вещунова Н. Л., Фомина Л. Ф. Бухгалтерский учет. — М., Проспект, 2010. — 558 с.
52. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: Учебник — М., Инфра-М, 2011. — 852 с.
53. Пошерстник Н. В. Бухгалтерский учет на современном предприятии: учеб.-практ. пособие — М., Проспект, 2010. — 552 с.
.ur