Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Предмет философии. 
Философия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существуют разные мнения по поводу того, что является предметом философии. Одни считают, что предметом философии является созерцание мира как такового; по мнению других, философия должна заниматься логическим анализом всей науки; третьи думают, что целью философии является постижение человеческого бытия и поиски его сути. Поэтому невозможно дать однозначного ответа на данный вопрос. Ответы… Читать ещё >

Предмет философии. Философия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Существуют разные мнения по поводу того, что является предметом философии. Одни считают, что предметом философии является созерцание мира как такового; по мнению других, философия должна заниматься логическим анализом всей науки; третьи думают, что целью философии является постижение человеческого бытия и поиски его сути. Поэтому невозможно дать однозначного ответа на данный вопрос. Ответы на него обусловлены различием философских систем. Философских систем много, и у каждой свое понимание предмета философии.

Подумайте, какие особенности философских знаний стали причиной такого разнообразия?

Несмотря на такое разнообразие понимания вопроса о предмете философии, существует нечто общее во взглядах разных философских систем, а именно то, что каждый из них подразумевает мир как единое целое. Философия исследует свои проблемы по отношению к миру как к единому целому.

Попытайтесь ответить на вопрос, почему для человека, живущего в мире разнообразного, важно иметь представление о Вселенной как единой целостной системе.

Философия изучает то общее (существенное), что характерно для природы, человека и мышления. Философия может рассмотреть и частные сферы реальности, но только если они будут рассмотрены как части единого целого, конкретное проявление целого.

Еще задолго до возникновения философии люди находили ответы на важнейшие вопросы в мифологии и религии. Поэтому правильно было бы назвать эти проблемы не чисто философскими, а мировоззренческими.

Мировоззрение — это сложное синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания.

Существенное значение для характеристики мировоззрения имеет пропорциональное присутствие различных компонентов — знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т. д. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента.

  • 1. Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях — повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи;
  • 2. Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т. д.
  • 3. Морально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходима выработка определенной психологической установки на готовность действовать.
  • 4. Практический компонент. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный характер.

Мировоззрение — это совокупность мироощущения, мировосприятия и миропонимания.

Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений, чувств составляет мироощущение.

Опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений относят к мировосприятию.

Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.

Попытайтесь проанализировать, как, в каком возрасте формируется у личности собственное мировоззрение и какие факторы могут повлиять на этот процесс.

В отличие от всех других форм и типов мировоззрения философия претендует на теоретическую обоснованность знаний.

В завершение обсуждения проблемы мировоззрения хочу отметить, что существуют разные, порой противоположные мнения по вопросу, есть ли философия мировоззрение или она все же наука?

Вот что пишет по этому поводу немецкий философ Мартин Хайдеггер: «Когда-нибудь философия твердо встанет на ноги и пойдет выверенным путем науки — на благо человечества. Тогда мы узнаем, что такое философия». Хайдеггер против мнения, что философия не является наукой, но не считает, что она есть мировоззрение: «Если философия вообще и в принципе не наука, — продолжает Хайдеггер, — к чему она тогда, на что она тогда имеет право в кругу университетских наук? Не оказывается ли тогда философия просто проповедью некоего мировоззрения? А мировоззрение? Что оно такое, как не личное убеждение отдельного мыслителя, приведенное в систему и на некоторое время сплачивающее горстку приверженцев, которые вскоре сами построят свои системы? Не обстоит ли тогда дело с философией, словно на какой-то большой ярмарке?

В конечном счете истолкование философии как мировоззренческой проповеди ничуть не меньшее заблуждение, чем ее характеристика как науки. Философия — это ни наука, ни мировоззренческая проповедь.

Что в таком случае остается на ее долю? Может быть, она не поддается определению через что-то другое, а только через саму себя и в качестве самой себя — вне сравнения с чем-либо. В таком случае философия есть нечто самостоятельное".

Жизненно-практическое мировоззрение находит свое обобщенное выражение в мифологии и религии. А это значит, что мифологию и религию можно рассматривать как предшественников философии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой