Процесс познания, описываемый Аристотелем, существенно отличается от идей его предшественников и современников. Исследования Аристотеля привели его к созданию первой в психологии развернутой теории познания, в которой не только раскрывается специфика каждого этапа, но и анализируется процесс перехода от единичного знания, знания даже не о предмете, но о каком-то одном его свойстве, к обобщенному суждению и понятию.
Начало познания — это чувственная способность души. Она запечатлевает форму вещей подобно тому, как «воск принимает оттиск печати». В таком процессе уподобле;
ния живого тела внешним объектам Аристотель придавал большое значение особому центральному органу, названному «общим чувствилищем». Этот центр познает общие для всех ощущений качества — движение, величину, фигуру и т. п. Благодаря ему становится возможным и различение субъектом модальностей ощущений (зрения, осязания, обоняния, вкуса и слуха).
Внешние явления организм запечатлевает в виде образов «фантазии» (т. е. представления памяти и воображения). Они соединяются по законам ассоциации трех видов — смежности, сходства и контраста. Если ассоциации представляют собой механизмы переработки знаний на низших уровнях познания, то логика — на высших. Логические операции — это операции мышления, они и помогают образованию понятий, заканчивая процесс восхождения от частного к общему.
Выделяя два вида мышления, Аристотель раскрыл два способа получения знания. Логическое мышление завершает сенсуалистический путь познания, в то время как интуитивное мышление помогает актуализации знаний из врожденной, разумной части души.
Аристотель разграничил теоретический и практический разум. Принципом такого разграничения послужило различие между функциями мышления. Если результатом теоретического мышления является накопление знаний, то практическое мышление направлено на руководство поведением. В отличие от Платона Аристотель говорил также о необходимости развивать знания о ремесле, навыки к определенной творческой деятельности с детства (например, учить рисовать, лепить), так как дети наиболее восприимчивы к обучению, и чем раньше начинается их обучение, тем искусней они становятся.