Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Знакомство с терминами «ударение», «ударный гласный звук»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе работы с ударением необходимо предусмотреть проведение небольшого наблюдения с целью выяснить, какие звуки бывают ударными, а какие нет. Случается, что дети называют ударными либо целое слияние звуков, либо согласный звук, стоящий рядом с ударным гласным, например, говорят: «В слове рамка ударный (или ударный)». Выбрав несколько слов, учитель помогает ученикам начертить их звуковые… Читать ещё >

Знакомство с терминами «ударение», «ударный гласный звук» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Хорошо подготовив учеников, сформировав чувственную основу изучаемого понятия, учитель может перейти к рассмотрению его формально-логических признаков. В первую очередь он знакомит учеников с термином «ударение». Для этого можно использовать сказку о братьях — звуковых мастерах[1].

Жили-были братья — звуковые мастера А, О, У Каждый имел звуковой молоточек. Ударит мастер А молоточком по звуку [а] в слове, и тот звучит долго и громко. Мастер О ударял молоточком по звуку [о], мастер У — по звуку [у]. Много работы было у мастеров, потому что без них ни одного слова понять невозможно.

Братья были большие спорщики. Как встретят слово, так начинают спорить, кому молоточком ударить.

Однажды пошли они на скотный двор. (Учитель предложит ученикам картинку скотного двора, на котором изображены корова, кони, овцы, козы, коза, баран, собака.).

  • — Ой, — сказал мастер О, — да тут все слова мои.
  • — Нет, тут и для меня работа есть, — возразил ему мастер А.
  • (Учитель предлагает детям разобраться в споре двух мастеров. После этого спрашивает, для кого из мастеров здесь не нашлось работы.)

Пошли братья на птичий двор. Атам гуляют… (Дети перечисляют по картинкам, предложенным учителем: петух, курица, гуси, утки, индюк.) Как вы думаете, для кого из мастеров здесь найдется работа?

Вдруг прилетели голуби. Поднял мастер У молоточек.

— Как вы думаете, что сейчас произойдет со словом голуби? (Дети попробуют произнести слово с ударением на звуке [у], а потом скажут, что в этом слове должен поработать мастер О.).

А затем все братья пошли в магазин.

— Кто из них выберет вафли, кто — сушки, а кто — соки? Кому достанется пастила? (Перечень продуктов можно продолжить. Картинки не демонстрируются — дети работают на слух.).

Захотелось им купить дыню, вишни и персик. Собрались вокруг и стали думать, кому ударить по ним молоточком. Думали, думали, а сделать ничего с этими словами не могут: не работают их молоточки. Почему? (В беседе выясняется, что в слове дыня при работе мастера, А слово теряет смысл — [дыньА], а в словах вишни и персик для наших мастеров звуков нет.).

— Что же делать? (Ученики должны сами предложить позвать еще мастеров И, Ы, 3.).

После работы со сказкой учитель организует беседу, в ходе которой подводит учеников к тому, чтобы они нашли название рассмотренному явлению.

— Раз звуковые мастера ударяли молоточками по звукам, значит, это явление назовем ударением. Соответственно звук, на который падает ударение, назовем ударным звуком и будем обозначать ударение черточкой над буквой ударного звука.

Вывод: «Гласный звук, который в слове звучит дольше и яснее остальных гласных, называется ударным; выделение голосом ударного гласного называется ударением; ударный гласный обозначается знаком '».

Упражнения в закреплении умения находить ударный гласный можно проводить параллельно с выполнением других задач, например повторением слогового анализа.

— Послушайте слово, начертите, пожалуйста, его слоговую схему и напишите букву ударного гласного. (Количество слов для диктанта и их сложность учитель определяет в зависимости от уровня развития учеников.).

Образцы слоговых схем:_ о (сухой);_ _а__(собака).

Ударный гласный дети определяют, сравнивая возможные звучания слова: сухой — сухой.

Другим примером интеграции тем является обозначение ударного гласного в словах одновременно с дифференциацией звуков [о] — [у].

Часто при написании слов с буквами ё, ю ученики смешивают их и пишут «тёльпан» вместо тюльпан. Одной из причин таких ошибок оказывается сходство артикуляционных укладов [о], [у] после мягких согласных. Получив нечеткий сигнал от артикуляционных органов, рука пишет не ту букву.

Поскольку появление подобных ошибок весьма вероятно, лучше вовремя провести предупредительную работу. Например, учитель диктует слова лоси, руки, окуни, досуха, ученики «записывают» их звукобуквенными схемами, изображая каждый звук не кружками, а точками. На месте звуков [у], [о] они пишут соответствующие буквы и обозначают ударение, например: .6. (лоси),.у. (руки), д.у. (окуни).

В процессе работы с ударением необходимо предусмотреть проведение небольшого наблюдения с целью выяснить, какие звуки бывают ударными, а какие нет. Случается, что дети называют ударными либо целое слияние звуков, либо согласный звук, стоящий рядом с ударным гласным, например, говорят: «В слове рамка ударный [ра] (или ударный [м])». Выбрав несколько слов, учитель помогает ученикам начертить их звуковые схемы, обозначить в них гласные, поставить ударение, после чего находит способ подвести детей к выводу: «Ударным бывает только один гласный звук в слове, а согласные звуки ударными не бывают».

  • [1] По мотивам сказки, приведенной в кн.: Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. Чтение безпринуждения. М., 1987.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой