О системе подготовки научно-педагогических кадров и повышении их квалификации
![Реферат: О системе подготовки научно-педагогических кадров и повышении их квалификации](https://bakalavr-info.ru/work/8852282/cover.png)
На взгляд автора статьи это положение необходимо изменить. Соискатели учёных степеней, которые после окончания аспирантуры и докторантуры будут работать в вузах, должны обучаться на бюджетной основе, при этом размер их стипендии должен быть не ниже 0,5 ставки доцента и профессора кафедры, аспиранта и докторанта соответственно. Основой работы соискателей должна быть только НИР, а для аспиранта… Читать ещё >
О системе подготовки научно-педагогических кадров и повышении их квалификации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Известно, что основными формами подготовки НПК являются магистратура, аспирантура и докторантура. Обучение в них предполагает, прежде всего, развитие навыков самообразования, получение дополнительных научно-педагогических знаний и повышение общего уровня компетенции в своей специальности [20, 21]. Однако сегодня в основу учебной программы аспирантуры положено не выполнение НИР, конечным результатом которой является защита кандидатской диссертации, подтверждающей высокий уровень квалификации соискателя, а участие в учебным процессе, предусматривающий, кроме подготовки к сдаче кандидатских минимумов, изучение дополнительных дисциплин (в пределах 8−10), прохождение практик, сдачу зачётов и экзаменов. Обучение в докторантуре возможно только на коммерческой основе.
При таком подходе к подготовке научных кадров у профессорско-преподавательского состава (ППС) нет стимула быть руководителями соискателей, в том числе нести ответственность за результаты их работы.
На взгляд автора статьи это положение необходимо изменить. Соискатели учёных степеней, которые после окончания аспирантуры и докторантуры будут работать в вузах, должны обучаться на бюджетной основе, при этом размер их стипендии должен быть не ниже 0,5 ставки доцента и профессора кафедры, аспиранта и докторанта соответственно. Основой работы соискателей должна быть только НИР, а для аспиранта — дополнительно педагогическая практика под руководством научного руководителя.
Важным направлением работы основных структурных подразделений образовательных учреждений является повышение квалификации ППС. Сегодня для повышения эффективности их работы должен использоваться системный подход к повышению квалификации, предполагающий [22, 23, 24]:
- — стажировки в зарубежных и ведущих вузах страны, основой которых должен быть обмен опытом работы по внедрению инноваций в учебный процесс;
- — стажировки на предприятиях и в организациях, основой которых должно быть изучение новой техники и технологий, учителя должны проходить стажировку в вузах;
- — участие в международных, всероссийских и региональных научных и учебно-методических семинарах, конференциях по обмену опытом работы;
- — инструкторско-методические занятия, проводимые руководителями разных звеньев вуза (кафедр, деканатов, управлений) с целью разъяснения приказов, распоряжений, указаний руководящих документов;
- — посещение молодыми преподавателями (с педагогическим стажем до трёх лет) занятий опытных преподавателей;
- — проведение профессорами и доцентами кафедры показательных и открытых занятий с демонстрацией новых методик и форм обучения, как в своём вузе, так и в других, эти же виды занятий могут проводить опытные учителя в школах;
- — публикации научных и учебно-методических работ.
Необходимо также, чтобы в качестве повышения квалификации защитывались публикации учебников и монографий в единоличном авторстве, а также защита диссертаций.
Периодичность повышения квалификации должно устанавливать руководство вузом (средним образовательным учреждением) перед заключением трудового договора (с учётом достижений сотрудника).
Рассмотренные мероприятия по подготовке и повышению квалификации НПК, кроме зарубежных стажировок, не требуют больших финансовых вложений. Главное условие для их эффективного проведения и качественной организации учебного процесса — избавиться от балласта бумаготворчества, которым занимаются в настоящее время основные структурные подразделения, управления и отделы вуза [25].