Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Содержание деятельности классного руководителя начальной школы

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Итак, младший школьный возраст обычно означает период с шестисеми до 10−11 лет. В это время происходят существенные изменения в функционировании мозга ребенка. Созревающие корковые структуры все больше подчиняют себе активирующие подкорковые образования, что создает условия для произвольного регулирования ребенком своей деятельности и поведения. На этом же этапе осуществляется функциональное… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Специфика младшего школьного возраста и характер деятельности классного руководителя
    • 1. 1. Психологические особенности младшего школьного возраста
    • 1. 2. Функции, права и обязанности классного руководителя
  • Вывод по 1 главе 3
  • Глава 2. Специфика деятельности классного руководителя в начальной школе
    • 2. 1. Роль классного руководителя в работе с родителями
    • 2. 2. Внеурочная деятельность классного руководителя
  • Вывод по 2 главе 4
  • Заключение
  • Список литературы

Содержание деятельности классного руководителя начальной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эффективная помощь учащимся может быть оказана только на путях психологического подхода к анализу и устранению возникших у них в процессе обучения трудностей. Для этого нужно провести диагностику трудностей в процессе обучения учащихся с целью выявления психологических причин и их мотивационную направленность и с учетом полученных результатов, на втором этапе, проводить развивающее-коррекционную работу по данному направлению.

Завершая данный параграф, отметим, что деятельность классного руководителя начальной школы весьма специфична. Педагог функционирует и как учитель, и как классный руководитель. От его работы во многом зависит, насколько удачно будет проходить жизнедеятельность ребенка в школе. Здесь в особенности важно познание возрастных особенностей детей: из-за игнорирования их, не полностью осуществятся интеллектуальные, нравственные, творческие силы ребенка, вполне «благополучные» дети могут стать «трудными». Потому очень важно учесть специфику этого возраста.

Итак, обязанности классного руководителя содержатся в следующем: учреждение в классе учебно-воспитательного процесса, наилучшего для формирования позитивного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; оказание поддержки ученику в разрешении острых проблем (предпочтительно лично, можно привлечь психолога); утверждение контактов с родителями и оказание им помощи в воспитании детей (лично, через психолога, социального педагога).

Вывод по 1 главе

Итак, младший школьный возраст обычно означает период с шестисеми до 10−11 лет. В это время происходят существенные изменения в функционировании мозга ребенка. Созревающие корковые структуры все больше подчиняют себе активирующие подкорковые образования, что создает условия для произвольного регулирования ребенком своей деятельности и поведения. На этом же этапе осуществляется функциональное доминирование в системе меж-полушарных отношений, т. е у правшей становится отчетливо доминировать левое полушарие, связанное с логическим вербальным мышлением. В физическом развитии начало младшего школьного возраста совпадает с некоторым скачком в росте и сменой молочных зубов на постоянные.

Классный руководитель должен осуществлять опытно-экспериментальную работу по проблемам дидактической (разрабатывать авторскую программу по своему предмету, если он является еще и учителем-предметником) и воспитательной (разрабатывать программу воспитательной работы) деятельности.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю нужно хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, в частности, овладеть методиками воспитания.

Глава 2. Специфика деятельности классного руководителя в начальной школе

2.

1. Роль классного руководителя в работе с родителями Выбор форм и методов работы с родителями определяется в основном, классным руководителем с учетом особенностей своей личности, опыта, специфики, сложившихся отношений в семьях учащихся, знаний и опыта родителей, утвердившихся традиций.

Формы работы классного руководителя:

Изучение условий воспитания детей в семье (рейды, наблюдения, анкетирование, выявление интересов и увлечений родителей, знакомство с трудовой деятельностью членов семьи).

Оказание помощи родителям трудновоспитуемых детей (индивидуальное шефство над детьми, консультации родителям, рекомендации специальной педагогической литературы, вечера вопросов и ответов, заслушивание отдельных учеников на комитете).

Совместная работа с классными руководителем по организации педагогического всеобуча родителей.

Оказание материальной помощи нуждающимся детям.

Подготовка родительских собраний, заседаний родительских комитетов.

Установление связи педагога с семей учащихся происходит поэтапно, от заполнения документации, организация питания, контроля посещаемости к личному знакомству с каждой семьей. Традиционной является встреча учителя с ребенком и родителями на семейной консультации, где учитель освещает как успехи, так и трудности ребенка, предлагая конкретные шаги по улучшению ситуации. Дефицит коммуникативных умений у молодых специалистов, связанных с установлением контакта с родителями ликвидируется по мере прохождения курсов повышения квалификации, а также практических занятий или индивидуальных консультаций с психологом.

Большой эффект во взаимодействии семьи и школы будет, если педагог даст возможность проявить инициативу и поддержит родителей во всех делах в классе и в школе. В случаях, когда уровень активности родителей средний, — необходимы усилия для активизации родительского коллектива. Работа в таком случае ведется через родительский актив, общешкольные заседания родительских комитетов, где происходит обмен опытом, принимаются важные решения по улучшению взаимодействия семьи и школы.

Чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были эффективными родители должны иметь возможность принимать участие в планировании содержания работы в классе. Эта деятельность осуществляется следующим образом: в конце учебного года на итоговом родительском собрании родители получают примерное тематическое планирование групповой работы с семьей в школе на новый учебный год, в котором указаны не только темы будущих встреч, но и формы их проведения. Это позволяет заранее определить степень заинтересованности родителей в той или иной теме или совместном деле и организовать будущие встречи максимально эффективно. Родители отмечают те формы взаимодействия, которые им наиболее интересны и в которых они смогли бы принять участие, проявить себя.

Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы дает возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают им стать настоящими родителями. Педагоги при этом используют такой ресурс как привлечение разных специалистов.

Самой распространенной формой групповой работы с родителями на протяжении многих лет остается классное родительское собрание. К такой форме работы родители испытывают больше доверия. Разница в социальном и материальном статусе родителей в одном классе требует использования разноуровневых форм работы с родителями. А однообразие форм проведения классных родительских собраний снижают степень активности, уровень посещения родителями собраний, рейтинг собраний изменяется в худшую сторону. Дифференцированный подход, учет родительского отношения к ребенку, стиль воспитания и стратегии поведения родителей помогают выстраивать работу с родителями более грамотно.

Интересной формой работы с родителями являются собрания-диспуты. Они проводятся 1−2 раза в год. Такие собрания позволяют каждому родителю высказать свое мнение, убеждение по обсуждаемому вопросу, активизируют педагогическое мышление участников обсуждения, помогают находить правильные пути воздействия на ребенка.

Диспуты помогают классному руководителю вскрыть ошибки и недостатки в семейном воспитании, предупреждать нежелательные последствия.

К индивидуальным формам работы с родителями относятся посещения на дому, индивидуальные задания родителям, приглашения на урок, внеклассное мероприятие, рекомендации прочесть педагогическую литературу, переписка с далеко живущими родителями, педагогические консультации по вопросам возрастной психологии и педагогики семейного воспитания. Формами поддержания связи с родителями, установления с ними контактов, позволяющих осуществлять влияние на семейное и даже на обзор жизни семейного коллектива, является включение родителей в воспитательную общественную работу.

Итак, завершая данный параграф, отметим, что в процессе работы с родителями необходимо:

проводить родительские собрания по предварительным итогам перед окончанием четверти и по результатам обучения за четверть;

познакомить родителей с результатами внутришкольного контроля знаний на собраниях, консультациях и сайте образовательного учреждения;

познакомить родителей с планом подготовки к итоговой аттестации выпускников начальной школы;

проводить индивидуальные и групповые консультации для родителей;

подключить психолога для проведения работы по устранению тревожности родителей в период подготовки учеников к итоговой аттестации, дать им практические советы, как они могут помочь своим детям в этот трудный период;

проводить мониторинг выполнения домашних заданий группой родителей.

По результатам таких проверок родители сами смогут сделать вывод о том, как они помогают своим детям в подготовке заданий.

2.

2. Внеурочная деятельность классного руководителя Внеклассная воспитательная работа — это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

Прежде всего следует определить место внеклассной воспитательной работы в педагогическом процессе школы.

Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.

Во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.

Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.

В-третьих, разнообразная внеклассная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность. Это особенно актуально сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время, в результате чего растут детская преступность, проституция, наркомания и алкоголизм.

В-четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т. е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид вне учебной деятельности — творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой — обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.

Таким образом, внеклассная работа является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке.

Поскольку внеклассная работа является составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания — усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Специфика внеклассной воспитательной работы проявляется на уровне следующих задач:

1. Формирование у ребенка положительной «Я-концепции», которая характеризуется тремя факторами: а) уверенностью в доброжелательном отношения к нему других людей; б) убежденностью в успешном овладении им тем или иным видом деятельности; в) чувством собственной значимости. Положительная «Я-концепция» характеризует позитивное отношение ребенка к самому себе и объективность его самооценки. Она является основой дальнейшего развития индивидуальности ребенка. «Трудные» дети, как правило, имеют отрицательные представления о себе. Педагог может или усилить эти представления, или изменить их на положительное восприятие себя и своих способностей. В учебной деятельности в силу многих причин (сложности ее для ребенка, большого количества детей в классе, недостаточного профессионализма учителя и др.) не всегда удается сформировать положительную «Я-концепцию» у каждого ребенка. Внеклассная работа дает возможность для преодоления ограничений учебного процесса и формирования позитивного восприятия ребенком себя.

2. Формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия. Для скорейшей социальной адаптации ребенок должен положительно относиться не только к себе, но и к другим людям. Если у ребенка при наличии положительной «Я-концепции» сформированы умения договариваться с товарищами, распределять обязанности, учитывать интересы и желания других людей, выполнять совместные действия, оказывать необходимую помощь, позитивно разрешать конфликты, уважать мнение другого и т. д., то его взрослая трудовая деятельность будет успешной. Полностью положительная «Я-концепция» формируется только в коллективном взаимодействии.

3. Формирование у детей потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности, формирование интереса к ним в соответствии с индивидуальностью ребенка, необходимых умений и навыков. Другими словами, во внеклассной работе ребенок должен научиться заниматься полезной деятельностью, он должен уметь включаться в такую деятельность и самостоятельно организовывать ее.

4. Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей. Во внеклассной работе дети усваивают моральные нормы поведения через овладение нравственными понятиями. Эмоциональная сфера формируется через эстетические представления в творческой деятельности.

5. Развитие познавательного интереса. В данной задаче внеклассной работы отражается преемственность в учебной и внеучебной деятельности, так как внеклассная работа связана с воспитательной работой на уроке и в конечном счете направлена на повышение эффективности учебного процесса. Развитие познавательного интереса у детей в качестве направления внеклассной работы, с одной стороны, «работает» на учебный процесс, а с другой — усиливает воспитательное воздействие на ребенка.

Перечисленные задачи определяют основные направления внеклассной работы в достижении ее основной цели и носят характер общих положений. В реальной воспитательной работе они должны конкретизироваться в соответствии с особенностями класса, самого педагога, с общешкольной внеучебной работой и пр.

Цель и задачи внеклассной воспитательной работы придают специфический характер функциям целостного педагогического процесса — обучающей, воспитывающей и развивающей.

Обучающая функция, например, не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности. Во внеклассной работе она выполняет роль вспомогательной для более эффективной реализации воспитывающей и развивающей функций. Обучающая функция внеклассной работы заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.

Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая функция. Она заключается в развитии психических процессов школьника.

Развивающая функция воспитательной работы заключается также в развитии индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность. Например, ребенка с артистическими способностями можно привлечь к участию в спектакле, празднике, КВНе и пр. Ребенку с математическими способностями можно предложить участвовать в математической олимпиаде, рассчитать наиболее интересный и безопасный маршрут прогулки по городу за определенное время. В индивидуальной работе с этим ребенком педагог может предложить составить примеры, задачи для ребят и т. д.

Развивающая функция внеклассной работы заключается в выявлении скрытых способностей, развитии склонностей, интересов ребенка. Заметив, что ребенок интересуется чем-либо, педагог может сообщить, дополнительную интересную информацию по этому вопросу, предложить литературу, дать поручение, лежащее в области интересов ученика, создать такие условия, в которых ученик получает одобрение детского коллектива за свою компетентность по данному вопросу, т. е. педагог открывает новые возможности ребенку и тем самым укрепляет его интересы.

Итак, внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности детей, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует личностные качества ребенка. Внеклассная воспитательная работа осуществляется на переменах, после уроков, в праздничные, выходные дни, на каникулах, т. е. во внеучебное время. Внеклассная воспитательная работа имеет широкий круг возможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.

Вывод по 2 главе

Огромное значение в деятельности классного руководителя имеет работа с родителями и внеклассная работа.

В воспитательной внеклассной работе необходим оптимистический подход, опора на лучшее в каждом ребенке. Поскольку результаты в воспитательной работе отсрочены, то у педагога всегда есть шанс достичь положительного общего результата.

Классный руководитель должен обладать высокими личностными качествами. Во внеклассной работе велика роль контакта педагога с детьми, установление которого невозможно без определенных личностных качеств педагога. Во внеклассной работе дети оценивают педагога прежде всего как личность и никогда не прощают фальши, двойной морали, отсутствие бескорыстного интереса к людям.

При организации внеклассной воспитательной работы педагог должен быть в постоянном творческом поиске, подбирая и создавая новые формы, отвечающие сложившейся в классе ситуации. Творчество педагога является необходимым условием для эффективной внеклассной работы.

Заключение

Самими главными обязанностями классного руководителя, в настоящее время, становятся формирование личности учеников начальной школы и социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды, среди них можно выделить функции объединения коллектива, целеполагания, планирования, контроля и коррекции, организаторскую и диагностическую.

Младший школьный возраст обычно означает период с шестисеми до 10−11 лет. В это время происходят существенные изменения в функционировании мозга ребенка. Созревающие корковые структуры все больше подчиняют себе активирующие подкорковые образования, что создает условия для произвольного регулирования ребенком своей деятельности и поведения. На этом же этапе осуществляется функциональное доминирование в системе меж-полушарных отношений, т. е у правшей становится отчетливо доминировать левое полушарие, связанное с логическим вербальным мышлением. В физическом развитии начало младшего школьного возраста совпадает с некоторым скачком в росте и сменой молочных зубов на постоянные.

Классный руководитель должен осуществлять опытно-экспериментальную работу по проблемам дидактической (разрабатывать авторскую программу по своему предмету, если он является еще и учителем-предметником) и воспитательной (разрабатывать программу воспитательной работы) деятельности.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю нужно хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, в частности, овладеть методиками воспитания.

Огромное значение в деятельности классного руководителя имеет работа с родителями и внеклассная работа.

В воспитательной внеклассной работе необходим оптимистический подход, опора на лучшее в каждом ребенке. Поскольку результаты в воспитательной работе отсрочены, то у педагога всегда есть шанс достичь положительного общего результата.

Классный руководитель должен обладать высокими личностными качествами. Во внеклассной работе велика роль контакта педагога с детьми, установление которого невозможно без определенных личностных качеств педагога. Во внеклассной работе дети оценивают педагога прежде всего как личность и никогда не прощают фальши, двойной морали, отсутствие бескорыстного интереса к людям.

При организации внеклассной воспитательной работы педагог должен быть в постоянном творческом поиске, подбирая и создавая новые формы, отвечающие сложившейся в классе ситуации. Творчество педагога является необходимым условием для эффективной внеклассной работы.

Список литературы

Андриенко Е. В. Феномен профессиональной зрелости учителя. // Педагогика. — 2002. — № 6. — стр.

66−70

Аминов Н.А., Болотов И. А., Воробьев А. Н. Психологический отбор на педагогические специальности. Ярославль, Из-во НПЦ «Психодиагностика», 2006. — 57 с.

Алексеев С. А. Социопедагогическая направленность саморазвития учителя в образовательном процессе. // Завуч. — 2005. — № 1. — стр.

123−127.

Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 544 с.

Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Академия, 2006. — 242 с.

Ковалев Н.Е.

Введение

в педагогику. М.: АСТ, 2007. — стр. 58.

Крутецкий В.А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их ​структура, диагностика, условия формирования и развития. М.: Прометей​, 2006 — стр. 75.

Культурология / Под ред. А. А. Радугин. М: Центр, 2005. — стр. 62.

Культурология. XX век: Словарь. СПб.: Питер, 2008.

Маркова В. В. Формирование потребности в профессионально — нравственном самосовершенствовании педагога. // Педагогическое образование и наука. — 2004. — № 5. — с.53−59

Менегетти А. Система и личность. М.: Серебряные нити, 2007. — стр. 83.

Лельчицкий И.Д., Лукацкий М. А. «Идеал учителя» как научное понятие: историко-педагогический аспект. // Педагогика. — 2005. — № 1. — с.79−85.

Огородников И. Т. Педагогика. Москва: Просвещение, 1968

Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — стр. 254.

Песталоцци, Новиков, Каразин, Ушинский, Корф: Биографические повествования: Т.23 / сост., общ.

ред. Болдырева Н. Ф.; послесл. Окунева В. И. Серия: Жизнь замечательных людей, Челябинск, Урал LTD, 2005. — 524 с.

Скок Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. М.: Педагогическое общество России, 2000. — стр. 98.

Спиркин А. Г. Философия: Учебник. — 4-е изд. М.: Гардарики, 2008

Столяренко, Л. Д. Основы психологии. 4-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2008. — стр. 203.

Казачихина Н. В. Формирование профессионального идеала педагога. // Народная асвета. — 2004, № 10. — с.64−68

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф.

Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина.

М.: Спектор, 2007. — стр. 162.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.В. Феномен профессиональной зрелости учителя. // Педагогика. — 2002. — № 6. — стр.66−70
  2. Н.А., Болотов И. А., Воробьев А. Н. Психологический отбор на педагогические специальности. Ярославль, Из-во НПЦ «Психодиагностика», 2006. — 57 с.
  3. С.А. Социопедагогическая направленность саморазвития учителя в образовательном процессе. // Завуч. — 2005. — № 1. — стр.123−127.
  4. Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 544 с.
  5. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Академия, 2006. — 242 с.
  6. Н.Е. Введение в педагогику. М.: АСТ, 2007. — стр. 58.
  7. В.А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. М.: Прометей, 2006 — стр. 75.
  8. Культурология / Под ред. А. А. Радугин. М: Центр, 2005. — стр. 62.
  9. Культурология. XX век: Словарь. СПб.: Питер, 2008.
  10. В.В. Формирование потребности в профессионально — нравственном самосовершенствовании педагога. // Педагогическое образование и наука. — 2004. — № 5. — с.53−59
  11. А. Система и личность. М.: Серебряные нити, 2007. — стр. 83.
  12. И.Д., Лукацкий М. А. «Идеал учителя» как научное понятие: историко-педагогический аспект. // Педагогика. — 2005. — № 1. — с.79−85.
  13. И.Т. Педагогика. Москва: Просвещение, 1968
  14. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — стр. 254.
  15. Песталоцци, Новиков, Каразин, Ушинский, Корф: Биографические повествования: Т.23 / сост., общ.ред. Болдырева Н. Ф.; послесл. Окунева В. И. Серия: Жизнь замечательных людей, Челябинск, Урал LTD, 2005. — 524 с.
  16. Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. М.: Педагогическое общество России, 2000. — стр. 98.
  17. А.Г. Философия: Учебник. — 4-е изд. М.: Гардарики, 2008
  18. , Л.Д. Основы психологии. 4-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2008. — стр. 203.
  19. Н.В. Формирование профессионального идеала педагога. // Народная асвета. — 2004, № 10. — с.64−68
  20. В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. М.: Спектор, 2007. — стр. 162.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ