Объект и предмет курса
![Реферат: Объект и предмет курса](https://bakalavr-info.ru/work/8852130/cover.png)
Пульсации в промышленном развитии, характеризующиеся периодами подъема, насыщения, а затем спада, позволили ряду ученых выдвинуть гипотезу об объективных закономерностях, присущих индустриальному обществу. Эти закономерности экономического развития были обусловлены угасанием старых и зарождением новых отраслей. Уменьшить период и глубину стадии депрессии в развитии экономической системы… Читать ещё >
Объект и предмет курса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
инновационный менеджмент управление.
Инноватика как область знаний
Инноватика — экономическая наука, изучающая закономерности инновационных изменений в макрои микроэкономических системах.
Предметом изучения инноватики являются: новации (новшества), инновации (нововведения), инновационные процессы.
Содержание инноватики:
- * закономерности инновационного развития;
- * деловые циклы и технологические уклады;
- * понятие новации, инновации, их основные свойства;
- * жизненный цикл инноваций;
- * классификация инноваций;
- * характеристика инновационных процессов, этапы осуществления;
- * факторы, определяющие результативность инновационных процессов;
- * методы инновационного менеджмента;
- * виды эффектов в инновационной сфере.
Условиями и предпосылками появления и развития инноватики — науки об инновациях явилось ускорение развития научно-технического прогресса, а также экономическая востребованность результатов научно-технического прогресса, новые возможности получения прибыли за счет создания и внедрения новшеств.
Пульсации в промышленном развитии, характеризующиеся периодами подъема, насыщения, а затем спада, позволили ряду ученых выдвинуть гипотезу об объективных закономерностях, присущих индустриальному обществу. Эти закономерности экономического развития были обусловлены угасанием старых и зарождением новых отраслей. Уменьшить период и глубину стадии депрессии в развитии экономической системы и ускорить переход к стадии подъема возможно посредством активизации процессов нововведений.
Изучением инновационных процессов, сущности нововведений, особенностей инновационного развития занимается наука — инноватика.
Методами исследования инноватики являются:
- * методы анализа;
- * методы прогнозирования;
- * методы моделирования;
- * методы планирования.
Инноватика оперирует следующими понятиями:
Новация (новшество) — разработка, осуществленная на базе новой идеи (нового научного открытия).
Инновация (нововнедение) — результат практического освоения новшества (внедренная новация).
Изобретение — новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи.
Научное открытие — выявление ранее неизвестного закона природы или получение ранее неизвестных данных.
Инновационный процесс — последовательность этапов создания и использования нововведения.
Инновационная деятельность — комплекс работ, включающих поиск и отбор инновационных идей, разработку на их основе новшеств, внедрение и тиражирование инноваций.
Жизненный цикл инновации — совокупность стадий от разработки нового продукта до его ввода на рынок и устаревания.
Жизненный цикл товара — совокупность стадий от ввода новшества на рынок до спада объемов продаж и выводы товара с рынка.
Жизненный цикл технологии — совокупность стадий от зарождения технологических нововведений до их рутинизации, т. е. освоения в стабильных, постоянно функционирующих элементах объектов.
В современной концепции инноватики выделяют инновации-продукты и инновации-процессы.
Продуктовые нововведения — инновационные изменения, которые могут быть представлены в материализованном виде (в виде нового объекта).
Процессные нововведения — инновационные изменения в последовательности или структуре выполнения определенных действий или операций.
Инноватика как область научных знаний тесно связана с инновационным менеджментом.
Понятие «инновационный менеджмент» характеризуют три аспекта:
- 1) область экономической науки по управлению инновациями;
- 2) управленческая деятельность по регулированию инновационных процессов;
- З) аппарат управления инновациями.
В развитии инновационного менеджмента как области науки выделяют четыре этапа.
1. Факторный подход.
Характерные особенности этапа:
- * наука и техника являются основными факторами экономического развития страны;
- * научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы — главный фактор развития производственного потенциала предприятия;
- * управление инновационными процессами базируется на использовании статистических факторных моделей, нормировании трудоемкости, материало-, фондоемкости научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
- 2. Функциональный подход.
Характерные особенности этапа:
- * рациональное разделение труда;
- * специализация управленческих функций;
- * экономико-математическое моделирование инновационных процессов;
- * использование методов сетевого планирования, оптимизационных моделей.
- 3. Системный подход.
Характерные особенности этапа:
- * рассмотрение предприятия в качестве сложной организационной системы, состоящей из взаимосвязанных элементов;
- * учет факторов внешней конкурентной и внутренней организационной сред, влияющих на инновационный процесс;
- 4. Ситуационный подход.
Характерные особенности этапа:
- * систематизация наиболее вероятных вариантов реализации инновационного процесса;
- * анализ внешних и внутренних факторов, определяющих успех инноваций;
- * выработка управленческих решений, оптимальных для конкретной инновационной ситуации.