Посредники — это лица и фирмы, содействующие обращению товаров и услуг на внутренних и внешних рынках. Они способствуют совершению сделок купли-продажи, поставки, подряда, развитию арендных и лизинговых операций, обеспечению производственной и сбытовой кооперации, оказанию страховых, транспортных, туристических, бытовых и других услуг.
Посредники юридически независимы от производителей, потребителей и иных посреднических организаций.
По характеру деятельности и особенностям отношений с предпринимателями посредники подразделяются на следующие виды.
Коммерческие представители — посредники, выполняющие поручения предпринимателей (принципалов) по поиску для них коммерческих партнеров и действующие от имени принципалов при заключении ими договоров (см. ст. 184 ГК РФ).
Комиссионеры — посредники, содействующие по поручениям предпринимателей (комитентов) сбыту или приобретению товаров в рамках комиссионных договоров путем заключения от своего имени и за счет комитентов контрактов с третьими фирмами (см. гл. 51 ГК РФ).
Поверенные — посредники, которые по поручениям предпринимателей (доверителей) содействуют совершению коммерческих операций, в том числе по сбыту или приобретению товаров путем заключения договоров от имени и за счет доверителей (см. гл. 49 ГКРФ).
Агенты — посредники, совершающие по поручению предпринимателя (принципала) юридические и иные действия, в том числе по сбыту и приобретению товаров, путем заключения договоров от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (см; гл. 52 ГК РФ).
Дистрибьюторы — оптовые торговцы, которые в рамках дистрибьюторских договоров сбывают товары продавцов, заключая контракты купли-продажи. В ГК РФ отношения дистрибьюторов и продавцов особо не регулируются, однако Международная Торговая Палата (г. Париж) разработала типовой дистрибьюторский контракт.
Торговля через посредников имеет ряд преимуществ. Это объясняется в основном их непревзойденной эффективностью в обеспечении широкой доступности товара и доведения его до целевых рынков. Благодаря своим контактам, опыту специализации и размаху деятельности посредники предлагают фирме больше того, что она обычно может сделать в одиночку.
Посредники имеют ещё такие преимущества как:
- · располагает подготовленным торговым персоналом;
- · оказывает техническую поддержку, предлагая сервисное обслуживание;
- · может выполнять рекламную функцию;
- · закупая товар в больших количествах, снижает транспортные издержки;
- · предоставляет финансовую поддержку изготовителю, так как оплата товара происходит при поставке, а не продаже.
Недостатки использования посредников.
- · производитель теряет контроль над тем, как и кому продается товар
- · производитель не имеет необходимой и полной информации о положении на рынках сбыта
- · цена товара растет с удлинением канала сбыты