Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Формирование методических умений будущих учителей в процессе работы над задачей в курсах математических дисциплин педвуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема остается актуальной и исследования продолжаются, т.к. современный этап развития школы, связанный с изменениями в жизни общества, демократизацией различных его сфер, вносит коррективы в систему образования, прежде всего школьного, предопределяя этим и требования к подготовке вузовской. Главный ориентир в системе перестройки образования сформулирован в виде принципа гуманизации. Одним… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЧАЛЬНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗОВ
    • 1. Деятельностный подход к формированию умений
    • 2. Основные направления формирования готовности студентов к профессионально — методической деятельности учителя при изучении математических дисциплин
    • 3. Проблема формирования методических умений студентов в процессе обучения в педагогическом вузе
  • ГЛАВА II. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАЧАЛЬНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ЗАДАЧЕЙ В КУРСАХ ОСНОВНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
    • 1. Содержательно-дидактическая работа над задачей — средство формирования начальных методических умений будущих учителей математики
    • 2. Формирование умений составлять подготовительные задачи и проводить заключительный этап решения в процессе содержательнодидактической работы над задачей в курсе аналитической геометрии
    • 3. Организация педагогического эксперимента и его основные результаты

Формирование методических умений будущих учителей в процессе работы над задачей в курсах математических дисциплин педвуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Учитель школы во многом определяет интеллектуальный, нравственный, культурный уровни общества, поэтому от эффективности подготовки учителя зависит качество любого другого специалиста.

Необходимость решения проблемы профессионализации специальной подготовки будущих учителей математики в педвузах осознается довольно давно — уже в начальный период развития советского высшего педагогического образования. В 1936 году секция математиков АН СССР специально обсуждала вопрос о преподавании математики в педвузах. В принятой резолюции отмечалось, что следует «в программах по математическим дисциплинам. выдвинуть на первый план те стороны математической культуры, усвоение которых в первую очередь необходимо для будущего преподавателя в средней школе» /104, с.315/. Далее, в 1937 году, специальная комиссия АН СССР, в которую входили Л. С. Понтрягин, Г. М. Фихтенгольц, А. О. Гельфонд и другие крупные математики, отмечала, что «окончившие педвузы студенты-математики имеют весьма слабую математическую культуру, особенно по тем дисциплинам, которые связаны со школьной математикой .» /89, с.248/. В 1941 году к аналогичным выводам пришли участники Всесоюзного совещания начальников Управлений Высшей школы Наркомпросов союзных республик.

Несмотря на эти выводы, мысль о том, что преподавать одинаково абстрактные математические курсы будущим инженерам, экономистам, военным и учителям нельзя, четко осознается лишь к середине 50-х годов. В 1955 году И. Е. Шиманский ввел термин «педагогизация» применительно к курсу математического анализа в педвузе /79/, которая, по его мнению, заключалась в увязывании программы курса математического анализа с программой курса школьной математики.

Дальнейшее развитие идея педагогизации математической подготовки учителя получила в работах Н. Я. Виленкина, И. М. Яглома, Н. Г. Ованесова /18, 89/. В 1976 году Н. Г. Ованесов в ряду других выдвинул принцип профессионально-педагогической направленности математического курса педвуза. Эта проблема поднималась также в работах Е. П. Белозерцева, З.Г. Борчуго-вой, Е. С. Канина, П. Л. Касярума, Г. И. Саранцева, JI.M. Фридмана, P.C. Черкасова, Б. П. Эрдниева и других. Однако, обстоятельно она была исследована в докторской диссертации А. Г. Мордковичем, где профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики была определена как дидактическая категория. В 1986 году А. Г. Мордковичу поручено возглавить комплексное научное исследование проблемы «Профессионально-педагогическая направленность математической подготовки будущего учителя» (Приказ Министерства просвещения РСФСР от 29 июля). Первоначально около двадцати вузов выразило желание участвовать в ее разработке.

Спустя два года Бюро отделения математики АН СССР снова поручает академику С. П. Новикову ознакомиться с состоянием математического образования будущих учителей в педвузах страны. После этого, на заседании Бюро 17.02.88 г., был представлен доклад П. С. Новикова по этому вопросу, в котором при анализе преподавания основных математических курсов сделан все тот же акцент на абстрактное изложение теоретического материала без связи со школой, т. е., несмотря на проведение исследования таким «широким фронтом», фактическое состояние преподавания математики не соответствовало разработанным теоретическим положениям: были необходимы методи-ко-математические разработки.

По мере того, как исследование под руководством профессора А. Г. Мордковича набирало силу, возникало все большее число участников. По состоянию на начало 1992 г. в этой работе принимали участие представители более 70 педвузов и университетов России и других стран СНГ. В рамках семинара А. Г. Мордковича исследуются различные проблемы, например, прикладной направленности преподавания математических дисциплин, формирования методической культуры учителя математики, психолого-педагогических основ математической подготовки учителя и другие. На основе концепции профессионально-педагогической направленности обучения (ППНО) математическим дисциплинам А. Е. Мухиным, М. Б. Бородиной, Л. А. Пржевалинской, Л. Е. Евелиной, О. И. Федяевым, Г. Г. Хамовым, Н. И. Батькановой и другими проведены диссертационные исследования различных аспектов профессионализации подготовки учителя.

Проблема остается актуальной и исследования продолжаются, т.к. современный этап развития школы, связанный с изменениями в жизни общества, демократизацией различных его сфер, вносит коррективы в систему образования, прежде всего школьного, предопределяя этим и требования к подготовке вузовской. Главный ориентир в системе перестройки образования сформулирован в виде принципа гуманизации. Одним из аспектов гуманизации профессионально-педагогического образования является видение студентов и преподавателей субъектами профессионального развития, начинать которое следует как можно раньше. Таким образом, и в наши дни одним из путей преобразования системы профессиональной подготовки учителя остается согласование и интеграция различных блоков этой подготовки, прежде всего методического и специального. Эта работа ведется в следующих направлениях:

— временное согласование в учебном плане дисциплин методического и математического блоков, а также педпрактики студентов;

— создание новых интегративных курсов, например, «Методика преподавания математики с практикумом по решению математических задач» и другие;

— согласование содержания предметной и технологической подготовки (реализуется концепцией ППНО).

Еще одно направление установления связей между различными блоками профессиональной подготовки — деятельностное, ведь наиболее существенно то, какими видами деятельности студенты овладевают, их постижение должно происходить в различных блоках профессиональной подготовки, в том числе и в специальном. С другой стороны — профессиональные качества учителя зависят от характера той деятельности, в процессе которой они формируются. Кроме того, в этом аспекте подготовки учителя накопились противоречия, среди которых:

— между унифицированной системой методической подготовки и индивидуально-творческим характером деятельности учителя,.

— между потребностью школы в переходе от информационно-объяснительного метода к деятельностному функционально-целевому подходу, рассчитанному на развитие творческого потенциала обучаемых, и слабой подготовкой выпускников педвузов к осуществлению такого подхода и др.

Мы считаем, что согласование специальной и методической подготовки должно ориентироваться на ее конечный результат — готовность к профессионально-методической деятельности, которую необходимо начинать формировать с первых дней обучения-студента в вузе. Итак, проблема данного исследования состоит в отыскании пути оптимизации подготовки студентов к профессионально-методической деятельности учителя математики в процессе изучения математических дисциплин в педагогическом вузе.

Показателем готовности к будущей деятельности учителя являются профессионально-методические умения, к определению которых не существует единого подхода прежде всего в связи со сложностью и многогранностью самого понятия «умения». Немногочисленные определения методических умений, в итоге, связывают их с осуществлением профессионально-методической деятельности, с которой студент впервые сталкивается на практике. Таким образом, между потребностями настоящего момента в раннем профессиональном развитии и теоретическим осмыслением данного аспекта проблемы имеется несоответствие. Анализ этой ситуации и поиски выхода из нее составляют содержание настоящей работы.

Актуальность темы

исследования определяется:

— социальным заказом общества на учителя, способного активно решать задачи математического образования в свете современных требований;

— потребностью в устранении основных причин недостаточного уровня готовности выпускников педвузов к профессионально-методической деятельности;

— признанием важности создания методики формирования профессионально-методических умений будущих учителей в курсах основных математических дисциплин педвуза.

Цель исследования заключается в выявлении возможности начала формирования методических умений будущих учителей в курсах основных математических дисциплин педвуза и разработке методического средства их формирования.

Цель определяет объект исследования. Объектом исследования является процесс формирования профессионально-методических умений студентов.

Бесспорно, что формирование профессионально — методических умений является самостоятельной многоплановой проблемой, исследованию различных аспектов которой посвящены работы A.C. Раухмана, Е.И. Лящен-ко, И. А. Новик, B.C. Дувановой, Н. И. Батькановой, С. М. Воловой и других авторов. На путях ее решения отыскиваются возможности формирования конкретных методических умений студентов при изучении различных математических дисциплин (И.И. Белова), выделяются системы и группы отдельных умений, адекватных реализации разработанных теоретических положений, например, умения самосовершенствования, умения принятия и реализации методического решения (Н.И. Батьканова, A.C. Раухман) и другие, изучается структура методических умений, выделяются различные виды и составляются классификации Е. И. Лященко, Л. И. Токарева и другие и т. д. Отдельно следует выделить группу авторов, исследующих методические умения, связанные с решением задач и обучением учащихся их решению, это Н. К. Михеева, Н. И. Черкавский, B.C. Дуванова, Д. Т. Белешко, С. М. Волова и другие. Последнее направление, на наш взгляд, является более перспективным, т.к. решение задач — один из основных видов деятельности будущего учителя при изучении математических дисциплин, кроме того, в деятельности по решению задач проявляется структура любой деятельности. Г. Л. Jly-канкин по этому поводу отмечает что «в преподавании спецдисциплин необходимо переходить от этапа, когда задачи, в основном, рассматриваются как средство активного усвоения программного материала, к этапу, когда задачи и упражнения выступают в качестве средства целенаправленной подготовки студентов к профессии учителя математики» /61, с. 17/. Естественно, что не все вопросы использования математических задач в целях профессиональной подготовки учителя разработаны.

Поиск конструктивных основ предмета настоящего исследования потребовал проанализировать компоненты методической системы обучения математической дисциплине в педвузе с точки зрения профессионально-педагогического подхода. Выяснилось, что дальнейшего изучения требует разработка эффективных средств формирования методических умений, связанных с математической задачей, отыскание путей их включения в логическую структуру вузовского образования. Итак, предметом исследования являются методические средства формирования профессионально-методических умений.

В соответствии с проблемой исследования для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие конкретные задачи:

1) проанализировать основные направления формирования готовности к профессионально-методической деятельности учителя в курсах математических дисциплин педвуза,.

2) определить понятие «начальные методические умения» (НМУ) студентов, определить уровни и критерии сформированности НМУ,.

3) определить понятие «содержательно-дидактическая работа над математической задачей», описать методику проведения этой работы,.

4) разработать методику формирования начальных методических умений составлять подготовительные задачипроводить заключительный этап решения математических задач и проверить эту методику экспериментально.

Первые две конкретные задачи связаны с теоретической разработкой идеи раннего профессионального развития — началом формирования методических умений студентов при изучении основных математических дисциплин в педагогическом вузе. Третья конкретная задача связана с разработкой методического средства формирования НМУ, четвертая задача — с реализацией теоретических положений исследования в курсе аналитической геометрии педвуза.

В результате проведенного исследования, то есть решения всех конкретных задач ожидается подтверждение следующей гипотезы: уровень готовности студентов к профессионально-методической деятельности учителя математики повысится, если: профессионально-методические умения у студентов начать формировать в курсах основных математических дисциплин с первых дней обучения в вузев качестве средства формирования начальных методических умений, связанных с математической задачей, использовать содержательно-дидактическую работу над ней.

Методологическую основу исследования составляют: теории дея-тельностного подхода к процессу обучения, профессионально-педагогической направленности преподавания математических дисциплин, профессионально-ориентированной учебной деятельности студентовдостижения и тенденции развития общей и частной методики обучения математикеметодология математики.

Решение поставленных задач и проверка научной достоверности сформулированной гипотезы обусловили выбор следующих методов исследования: анализ психолого-педагогической, научно-методической, учебной литературытеоретический анализ проблемынаблюдение за деятельностью учащихся школ, учителей, студентов, преподавателейанализ поурочных планов учителейбеседы, анкетирование, социологический опрос преподавателей вузаанализ и обобщение результатов педпрактики студентовпедагогический экспериментколичественная и качественная обработка полученных экспериментальных данных с применением статистических методов.

Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования заключаются в том, что:

— теоретически обоснована необходимость и целесообразность формирования методических умений будущего учителя в курсах основных математических дисциплин педвуза;

— определено понятие «начальные методические умения», выделены уровни и разработаны критерии оценки сформированности начальных методических умений будущего учителя математики;

— предложено конструктивное средство формирования начальных методических умений, связанных с решением математических задач и описана методика его использования;

— разработана и проверена экспериментально методика формирования умений составлять подготовительные задачи и проводить заключительный этап решения математических задач в курсе аналитической геометрии педвуза.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что они окрывают возможности использования преподавателями педвузов общеметодических вопросов формирования профессионально-методических умений студентов в математических курсах как базы для частнометодических разработок, а также в использовании разработанной в диссертации методики формирования конкретных начальных методических умений, связанных с математической задачей.

На защиту выносятся следующие положения:

— формирование начальных методических умений студентов в курсах основных математических дисциплин педвуза должно являться необходимым этапом процесса формирования профессионально-методических умений учителя математики,.

— эффективным средством формирования начальных методических умений студентов может стать содержательно-дидактическая работа над математической задачей.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов исследования обеспечиваются: базированием на основополагающих теоретических концепциях, соответствием применяемых методов исследования его цели и задачам, проведением эксперимента в строго контролируемых условиях, анализом результатов эксперимента с привлечением статистических методов обработки полученных данных.

Апробация результатов исследования проходила на семинарах и конференциях учителей школ города Шадринска и Шадринского района, в работе Всероссийского семинара преподавателей математики педвузов под руководством А. Г. Мордковича. Теоретические выводы и результаты исследования докладывались на областной научно-практической конференции, посвященной актуальным проблемам подготовки учителей «Концепция педагогического образования и современные технологии подготовки учителя: опыт и проблемы» (Шадринск, 1994), на Всероссийском семинаре по проблеме «Профессионально-педагогическая направленность подготовки будущих учителей математики» (Чебоксары, 1992), на кафедре методики преподавания математики Уральского педуниверситета.

По теме исследования имеются следующие публикации:

1. Об одном аспекте курса «Элементарная математика и практикум по решению математических задач» //Курс элементарной математики в системе подготовки учителя: Тез. докл. X Всероссийского семинара преподавателей педвузов. Чебоксары. 1992. С. 126.

2. Использование межпредметных связей в определении содержания курса «Элементарная математика» //Межпредметные и внутрипредмет-ные связи математических курсов пединститутов: Тез. Всероссийского семинара преподавателей пединститутов. /Коломенский гос.пед.ин-т. Коломна. 1992. С. 105.

3. Задачи как средство совершенствования методической подготовки студентов //Пути улучшения математической и методической подготовки будущих учителей математики и информатики: Тез. докл. науч.-метод. конф. /Казанский гос.пед.ин-т. Казань. 1992. С. 28−29.

4. Об одном способе осуществления дифференцированного подхода в обучении студентов //Проблемы двухступенчатой подготовки учителя математики в педвузах: Тез. Всероссийского семинара преподавателей математики педвузов. /Липецкий гос. пед. ин-т. Липецк. 1993. С. 103 (в соавт.).

5. Профессионально-педагогическая направленность решения геометрических задач //Концепция педагогического образования и современные технологии подготовки учителя: опыт и проблемы: Сборник тезисов. /Шадринский гос. пед. ин-т. Шадринск. 1994. С. 56−58.

6. Использование дидактически дифференцированных заданий в курсе аналитической геометрии //Подготовка учителя математики в педвузах в условиях профильной и уровневой дифференциации обучения в школах: Тез. докл. XIII Всероссийского семинара преподавателей математики педвузов. /Елабужский гос. пед. ин-т. Елабуга. 1994. С. 122.

7. Профессионально-педагогическая направленность решения математических задач //Проблемы профессиональной подготовки учителя в аспекте гуманизации образования: Тез. докл. науч.-практич. конф. /Новокузнецкий гос. пед. ин-т Новокузнецк. 1994. С. 29−31.

8. Гуманизация образовательного процесса в вузе средствами профессионально-педагогической направленности //Проблемы гуманизации математического образования в школе и в вузе: Тез. докл. науч. межрегиональной конф. /Мордовского гос. пед. ин-т. Саранск. 1995. С. 79.

9. К вопросу о связи математики с другими дисциплинами предметного блока //Проблемы стандарта подготовки учителей математики в педагогических вузах: Тез. Всероссийского семинара преподавателей математики педвузов. /Орский гос. пед. ин-т. Орск. 1995. С. 69 (в соавт.).

10. Подготовка студентов к работе в классах гуманитарной направленности //Подготовка студентов к работе в инновационных учебных заведениях: Тез. докл. науч. конф. /Стерлитамакский гос. пед. ин-т. Стерлитамак. 1996. С. 195−196.

11. Некоторые аспекты гуманитаризации математического образования студентов педвуза //Гуманитарный потенциал математического образования в школе и педвузе: Тез. докл. Всероссийского семинара преподавателей математики педвузов. /Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб. 1996. С. 107−108 (в соавт.).

12. Формирование начальных методических умений будущих учителей математики: Статья, деп. в НИИ ВО 26.09.96, № 138−96, 10 с.

13. Об одном средстве формирования начальных методических умений студентов в курсе аналитической геометрии //Вторая Сибирская геометрическая конференция: Тез. докл. /Томский гос. пед. ун-т. Томск. 1996. С. 134−136.

14. Формирование исследовательских умений студентов в процессе составления геометрических задач //Вторая Сибирская геометрическая конференция: Тез. докл. /Томский гос. пед. ун-т. 1996. С. 137−138 (в соавт.).

15. Дидактические материалы по тригонометрии. Учебно-методическое пособие для 9−11 классов. Шадринск: Вега, 1997. 34с.

16. Подготовка студентов к реализации идеи развивающего обучения в школе //Проблемы физико-математического образования в педагогических вузах России на современном этапе: Материалы II Уральской региональной межвузовской науч.-практ. конф. Ч. I. /Уфимский гос. пед. ин-т. Уфа. 1997. С. 37 (в соавт.).

17. Начальные методические умения студентов // Проблемы физико-математического образования в педагогических вузах России на современном этапе: Материалы II Уральской региональной межвузовской науч.-практ. конф. Ч. I. /Уфимский гос. пед. ин-т. Уфа. 1997. С. 102 (в соавт.).

18. Реализация идеи развивающего обучения посредством продолжения темы математической задачи //Математика в вузе и школе: обучение и развитие: Тез. XVI Всероссийского семинара преподавателей математики и методики ее преподавания университетов и педагогических вузов России. /НРЦРО. Новгород. 1997. С. 73 (в соавт.).

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержащего 160 наименований.

Результаты работы по составлению задач студентами экспериментальных групп.

Кол-во студентов, составивших задачи Кол-во составленных задач.

101 гр. % 102 гр. % 0 1 2 3 4 5.

1 5 3 15 +.

2 10 5 25 +.

6 30 6 30 +.

6 30 4 20 +.

3 15 2 10 +.

2 10 0 2 +.

Наглядно представить и сравнить работу по составлению задач, для которых данные задачи являются подготовительными можно на радиально-круговых диаграммах (каждый сектор соответствует работе одного студента, длина отрезка радиуса этого сектора — количеству составленных задач).

Экспериментальные группы .

Контрольные группы.

Большая часть (67,5%) студентов экспериментальных групп составили 2−4 задачи, из них 57,5% (23 студента) использовали специфические действия — отыскание свойств найденных объектов, отыскание других объектов и их свойств, для которых уже найденные необходимы. Приведем примеры. Задачи, для которых подготовительной является задача 8:

1) найти внешний угол треугольника ABC при вершине А,.

2) найти угол между стороной AB и биссектрисой AD треугольника.

ABC,.

3) найти угол АОВ треугольника ABC, где 0 — центр вписанной окружности;

1) найти угол ACH треугольника ABC, где СН — высота треугольника,.

2) найти площадь треугольника ABC,.

3) найти внешний угол при вершине А,.

4) найти сумму углов В и С треугольника ABC.

Задачи, для которых подготовительной является задача 9:

1) найти периметры треугольников АВМ и AMC,.

2) найти углы треугольников АВМ и AMC,.

3) найти отрезки медианы AM, на которые она делится точкой пересечения медиан;

1) найти углы, на которые медиана AM делит угол ВАС,.

2) найти площадь треугольника АВМ,.

3) найти длины диагоналей параллелограмма ABDC,.

4) найти длину средней линии треугольника AMC, параллельной AM,.

5) найти периметр четырехугольника, две противоположные стороны которого — средние линии треугольников АВМ и АСМ, параллельные стороне AM.

Почти все студенты (90%) контрольных групп составили не более двух задач, для которых данные задачи являются подготовительными.

Итак, количественный и качественный анализ проявившихся начальных методических умений студентов экспериментальных и контрольных групп позволил применить критерии сформированности проверяемых умений до выделенных пяти уровней. Результаты распределения студентов по уровням сформированности начальных методических умений приведены в таблице 20.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Теоретический анализ и данные эксперимента позволили выделить основные причины недостаточного уровня готовности выпускников педвуза к профессионально-методической деятельности. Среди них: нехватка практического опыта, несогласованность действий преподавателей математических и методических дисциплин, недостаточное использование возможностей основных математических курсов для формирования методических умений студентов, а также отсутствие теоретической разработки идеи раннего начала формирования этих умений. Перечисленные причины затрудняют разработки эффективных средств формирования методических умений.

2. Для устранения названных причин выбран психолого-педагогический подход к понятию «умение», позволяющий определить понятие «начальные методические умения» студентов и связать их формирование не с реальной профессиональной, а с квазипрофессиональной деятельностью в курсах основных математических дисциплин, ликвидировав, тем самым, теоретический пробел.

3. Выделены уровни сформированности НМУ. Соответствующие критерии сформированное&tradeНМУ описаны на основе анализа готовности к выполнению отдельных профессионально-методических действий по двум компонентам — мотивационному и процессуальному.

4. Выявлены реальные возможности формирования начальных методических умений студентов в основных математических курсах, что позволило остановиться на умениях, связанных с задачей. Установлено, что их можно формировать в процессе содержательно-дидактической работы над ней.

5. Содержательно-дидактическая работа над математической задачей включает выполнение профессионально-методических действий над ней, относящихся к конструктивной, гностической, организаторской, проектировочной и коммуникативной деятельности учителя, отличных от основных этапов процесса решения математической задачи.

6. Установлено, что содержательно-дидактическая работа над математической задачей, удовлетворяющая принципу максимального использования ее методических резервов, позволяет использовать задачи как для развития учебно-методических умений, так и для формирования умений, свойственных, свойственных только учителю, тем самым расширить методическую функцию задач.

7. Экспериментальная проверка разработанной методики формирования умений составлять подготовительные задачи и проводить заключительный этап решения математических задач позволила заключить, что найденное средство формирования НМУ эффективно.

8. Подтверждено, что формирование в курсах основных математических дисциплин педвуза начальных методических умений у студентов является важным этапом их подготовки к профессионально-методической деятельности. Творческий характер деятельности, в процессе которой происходит формирование НМУ, позволяет задать индивидуально-личностную профессионально-образовательную траекторию для студента.

Подводя общий итог, можно отметить, что цель исследования в рамках поставленных задач достигнута, подтверждена выдвинутая гипотеза о том, что содержательно-дидактическая работа над математической задачей является эффективным средством формирования начальных методических умений студентов, связанных с математической задачей. Изложенные здесь выводы не претендуют на окончательное и исчерпывающее решение проблемы формирования начальных методических умений студентов, связанных с математической задачей. Накопленный теоретический и практический опыт требует дальнейшего развития и углубления, перспективы которого, на наш взгляд, могут затронуть дальнейшее исследование различных средств формирования названных умений, в частности, связанных с использованием компьютера, а также разработку методики формирования других начальных методических умений учителя математики и детальное изучение последующих этапов формирования методических умений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.В. О задачах исследования в области высшего педагогического образования //Советская педагогика. 1973. № 3. С. 3−10.
  2. С.И. Лекции по научной организации процесса обучения в высшей школе. М.:Высш. школа, 1976. 200 с.
  3. В.А. Конспект лекций по психологии: Пособие для студентов педагогических институтов и факультетов иностранных языков. Харьков, 1953. 206 с.
  4. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебно-методич. пособие. М.:Высш. школа, 1980. 368с.
  5. Л.С. Аналитическая геометрия. Ч. 2. Аналитическая геометрия в пространстве. М.: Просвещение, 1969. 366 с.
  6. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы. М.:Просвещение, 1982. 192 с.
  7. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М.:3нание, 1981.-96 с.
  8. Г. А. О психологическом содержании понятия «задача» //Вопросы психологии. 1970. № 6. С. 75−85.
  9. Н.И. Профессионально-педагогическая направленность обучения элементарной геометрии студентов педвузов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Саранск, 1994. 16с.
  10. Г. А., Руденко В. Н. Задачи на скрещивающиеся прямые //Преподавание алгебры и геометрии в школе: Пособие для учителей /Сост. O.A. Боковнев. М. просвещение, 1982. С. 180−216.
  11. И. Белешко Д. Т. Содержание и методика проведения в пединститутах практикума по решению математических задач: Дис.. канд. пед. наук. М., 1988.-203с.
  12. И.И. Методическая разработка по реализации профессио-граммы учителя математики в процессе его подготовки в институте. Казань, 1981. -78с.
  13. С.Д., Гурвич Ф. Ю. Экспертные оценки. М.-.Статистика, 1974.- 159 с.
  14. Е.И. К постановке проблемы умений и навыков в современной психологии //Советская педагогика. 1955. № 1. -С. 41−54.
  15. Г. А. Активные способы работы школьников над задачами по физике //Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. Психолого-педагогический аспект: Сб. научн. трудов /Под ред. Е. Д. Божович. М, 1995.-С. 13−28.
  16. A.A. О контекстном обучении //Вестник высшей школы. 1985. № 8. С. 27−30.
  17. A.A. Психолого-педагогические основы контекстного обучения в вузе: Дис.. докт. пед. наук в виде научного доклада. М., 1991. -55 с.
  18. Н.Я., Яглом И. М. О преподавании математики в педагогических институтах. УМН., 1957, т. ХН, вып. 2/74/. С. 196−209.
  19. Винер Норберт. Я математик. М.:Наука, 1964. — 356 с.
  20. С.М. Система подготовки студентов к профессиональной деятельности в области решения физических задач: Дис.. канд. пед. наук. М., 1988.-233с.
  21. Х.Ж. Квалификационный экзамен учителя математики. Методические указания. /Департамент образования Свердловской области. Екатеринбург, 1992. 60 с.
  22. И.П. Повышение эффективности методической подготовки студентов при преподавании математических дисциплин// Пути улучшения математической и методической подготовки будущих учителей математики и информатики. Казань, 1992. С. 11−12.
  23. В.А. Методические основы дифференцированного обучения математике в средней школе. Дис. докт. пед. наук. М., 1990. 342 с.
  24. Я.И. Психолого-дидактические основы методики обучения математике. М.:Педагогика, 1987. -160 с.
  25. С.Г. Варьирование задач на доказательство как средство активизации математической деятельности учащихся и развитие у них интереса к предмету: Дис.. канд. пед. наук. Ярославль, 1972. 244с.
  26. М.А., Есипов Б. П. Дидактика. М.:АПН РСФСР, 1957.200 с.
  27. Л.О. Разработка промежуточной профессиограммы учителя математики //Профессионально-педагогическая направленность математической подготовки учителя: Межвуз. сборн. научн. трудов. М., 1992. -С. 28−33.
  28. В.А. Методика реализации внутрипредметных связей. Кн. для учителя. М.:Просвещение, 1991. 80 с.
  29. В.С. Обучение студентов поиску решения задач (на материале школьной алгебры и начал анализа): Дис.. канд. пед. наук. Минск, 1986. 161с.
  30. Л.Н. Профессиональная направленность курса элементарной геометрии в педагогическом вузе: Дис.. канд. пед. наук. М., 1993. -271с.
  31. О.Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике. Формирование приемов учебной деятельности: Книга для учителя. М.:Просвещение, 1990. 128с.
  32. A.B. Повышение эффективности педагогического руководства творческой познавательной деятельностью учащихся (на примере преподавания математики в 9−10 кл.):Дис.. канд. пед. наук. М., 1979. 214с.
  33. Г. А. Особенности формирования у студентов профессиональных умений в конструировании учебной работы: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1971, — 170с.
  34. В.И. и др. Подготовка кадров в педагогическом институте. Юрский гос. пед. ин-т. Орск, 1993. 156 с.
  35. Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения. М.:Просвещение, 1972. 72с.
  36. Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственных действий и умственного развития учащихся. М.:Просвещение, 1968. 288с.
  37. Е.С., Нагибин Ф. Ф. Заключительный этап решения учебных задач //Преподавание алгебры и геометрии в школе: Пособие для учителей/Сост. O.A. Боковнев. М. Просвещение, 1982. 131−138.
  38. Е.С. Развитие темы задачи //Математика в школе. 1991. № 3.-С. 8−12.
  39. Квалификационные характеристики специалистов с высшим образованием. Материалы к их разработке и использованию. М.:АПН РСФСР, 1988.
  40. Д.В. Сборник задач по аналитической геометрии. М.:Наука, 1967. 254с.
  41. Д.В. Задачи и упражнения в школьным курсе геометрии как средство активизации мыслительной деятельности учащихся: Дис. канд. пед. наук. Киев, 1969. 265 с.
  42. JI. Проблемы теории обучения /пер. с нем./. М.:Педагогика, 1984. 256с.
  43. А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Т.2. Способности. Л.:Изд. Ленингр. ун-та, 1960. — 304с.
  44. Т.А. О классификации умений в предметах естественно -научного цикла //Новые исследования в педагогических науках. 1981. № 1. -С. 27−31.
  45. Ю.М. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся средней школы: Дис.. докт. пед. наук. М., 1977. 398с.
  46. Э.Д. Методика оценки эффективности использования программированных заданий на уроках физики в УШ-Х классах // Проблемы программированного обучения. Выпуск 6. Владимир, 1977. С. 18−23.
  47. Краткая профессиограмма учителя. Рот. НИИ 00 В АПН СССР.1984.
  48. Краткая профессиограмма учителя математики средней общеобразовательной школы /Под ред. А. И. Щербакова. Л., 1979.
  49. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.:Изд. Ленингр. ун-та, 1970. 114с.
  50. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.:Изд. Ленингр. ун-та, 1967. 183с.
  51. Н.В., Кухарев В. Н. Психологическая структура деятельности учителя: Тексты лекций. Гомель: Изд. Гомельского, ун-та, 1976. -57с.
  52. Лабораторные и практические занятия по методике преподавания математики: Метод, рек. /Сост. Е. И. Лященко. Л., 1988. 50с.
  53. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов /Под ред. Е. И. Лященко. М.:Просвещение, 1988. 223с.
  54. В.И. Философские тетради. ПСС.Т.29., Изд. 5, М.:Политиздат, — С. 3−782.
  55. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:Педагогика, 1977. 304с.
  56. А.Н. Избранные психологические сочинения в 2-х томах. Т.2. М. Ледагогика, 1983. 320с.
  57. А.Н. Проблемы развития психики. М.:Изд-во Моск. унта, 1982.-584с.
  58. М.К., Таранников Н. В. и др. Роль профессиограммы педагога в подготовке будущего учителя //Концепция педагогического образования и современные технологии подготовки учителя: опыт и проблемы. Шадринск, 1994.-С.13−15.
  59. Г. Л. Научно-методические основы профессиональной подготовки учителя математики в педагогическом институте: Дис.. докт. пед. наук в форме научн. докл. Л., 1989. 59с.
  60. В.Ф. Нестандартные задачи планиметрии //Проблемы профессиональной подготовки учителя в аспекте гуманизации образования. /Новокузнецкий гос. пед. ин-т. Новокузнецк, 1994. С. 33−36.
  61. Д.С. Признак определяемости задачи и его применение к составлению и решению текстовых задач в средней школе: Дис.. канд. пед. наук. Пермь, 1966. 304с.
  62. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2104 «Математика» и 2105 «Физика» /Сост. P.C. Черкасов, A.A. Столяр. М&bdquo- 1985. 336с.
  63. Методы научно-педагогического исследования: Сборн. статей /Под ред. Ю. К. Бабанского. Ростов-н/Д., 1972. 164с.
  64. Е.К. К вопросу о политехнических умениях старших школьников //Вопросы психологии. 1958. № 2. С. 75−86.
  65. Е.К. Психологические особенности переноса производственных умений у старших школьников //Вопросы психологии. 1960. № 1. -С. 51−58.
  66. Е.К. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.:Педагогика, 1973, 300с.
  67. Т.Г., Романкова Л. И. и др. Анализ опыта разработки новых квалификационных характеристик специалистов с высшим образованием: Обзор, информ. /НИИ ВШ, вып. 5. М., 1989. -44с.
  68. Н.И. Как учим студентов решать задачи //Вестник высшей школы. № 2. 1969. С. 29−34.
  69. С.А. Коллективная учебно-познавательная деятельность //Профессионально-педагогическая направленность математической подготовки учителя: Межвуз. сборн. научн. тр. М., 1992. С. 76−83.
  70. СЛ., Суворов Н. М. Опыт интенсификации обучения математике на младших курсах педагогического вуза. М., 1994.
  71. Г. Д. О знаниях, умениях и навыках в учебно-познавательной деятельности школьников //Новые исследования в педагогических науках. 1981. № 1. С. 38−41.
  72. В.М., Стефанова Н. Л. Направления развития методической подготовки будущего учителя математики //Математика в школе. 1993. № 3. С. 5−8.
  73. В.М. Обновление методической системы обучения //Советская педагогика. 1989. № 1. С. 33.
  74. А.Г. Профессионально-педагогическая направленность математической подготовки будущих учителей //Математика в школе. 1984. № 6.-С. 17−22.
  75. А.Г. Профессионально-педагогическая направленность подготовки будущих учителей //Советская педагогика. 1985. № 12. С. 34−38.
  76. А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте. Дис. докт. пед. наук. М., 1986. 355с.
  77. А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1986. 36с.
  78. Г. М. Проблема формирования умений, связанных с применением математики. Дис.. канд. пед. наук. М., 1978.- 150с.
  79. А.Б. Профессионально-педагогическая направленность курса матанализа в педагогическом институте и ее реализация путем формирования системы упражнений: Дис. канд. пед. наук. М., 1986. 220с.
  80. Г. П. Составление геометрических задач учащимися как средство формирования и развития общих умений решения задач: Дис.. канд. пед. наук. М., 1989. 196с.
  81. Никифоров .А. Развитие и совершенствование общеучебных умений в процессе обучения в техническом вузе: Дис.. канд. пед. наук. Серпухов, 1985. 193с.
  82. И.А. Формирование методической культуры учителя математики в пединституте: Дис.. докт. пед. наук. М., 1990. 317с.
  83. И.А. Формирование профессиональных умений через систему задач по методике преподавания математики// Рациональный подбор задач как средство улучшения математического образования в школе и в вузе. Даугавпилс, 1684. С. 61−62.
  84. Новые аспекты старых терминов //Вестник высшей школы. № 12. 1989. С. 25−27.
  85. Н.Г. О структуре курса математического анализа в педагогических институтах //Проблемы преподавания математики в вузах: Сборн. научн.-метод. статей по математике. Вып. 6. М., 1976. С. 22−28.
  86. О преподавании математики в педвузах //Успехи математических наук. Вып. V. 1938. С. 247−250.
  87. Л.Е., Столяр А. А. Геометрические ситуации и связанные с ними задачи //Математика в школе. № 5. 1987. С. 33−35.
  88. К.К. Вопросы психологии труда. М.:Медицина, 1970.264с.
  89. К.К. О знаниях, умениях и навыках //Советская педагогика. 1963. № 11. -С. 98−103.
  90. К.К. О системе психологии. М.:Мысль, 1972. — 216с.
  91. Е.Г. и др. Прикладные задачи как средство развивающего обучения// Математика в вузе и школе: обучение и развитие. /НРЦРО. Новгород, 1997. С. 36.
  92. Д. Как решать задачу. М. Учпедгиз, 1961. 208с.
  93. Д. Математическое открытие. М. Наука, 1970. 452с.
  94. B.C. Как составить геометрическую задачу /В мире математики: Сб. науч.-поп. статей /Под ред. М. И. Ядренко. Вып. 16. Киев, 1985.-С. 155−177.
  95. Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М.: Педагогика, 1983. 139с.
  96. Я.А. Психология творческого мышления. М., 1960.
  97. JI.E., Шишков B.C. Некоторые психофизиологические аспекты творческого мышления //Вопросы методики преподавания математики. Томск, 1980. С. 8−29.
  98. Ю.Н. Дидактические основы использования учебно-познавательных задач в высшей школе: Дис.. канд. пед. наук. Казань, 1982. -260 с.
  99. A.C. Формирование методических умений и навыков у студентов математической специальности педагогического института: Авто-реф. дис. канд. пед. наук. М., 1974. 18с.
  100. A.C. Формирование методических умений и навыков у студентов математической специальности педагогического института: Дис. канд. пед. наук. М., 1974. 194с.
  101. Резолюция, принятая на сессии группы математиков АН СССР 20 21 декабря 1936 г., по вопросу о преподавании математики в средних школах, педвузах и втузах //Успехи математических наук. 1938. Вып. IV. — С. 309−317.
  102. H.H. Деятельностный подход к дидактике //Советская педагогика. 1983. № 6. С. 79−81.
  103. Н.М. О методе подготовительных задач //Математика в школе. 1988. N° 2. С. 15−16.
  104. А.Т. Психологические предпосылки формирования профессиональной пригодности специалистов //Психология профессиональной подготовки в вузе. Вып. 2. 1982. С. 41−42.
  105. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. М.:Учпедгиз, 1946.- 703с.
  106. П.А. Психология: Уч. для ин.-тов физической культуры, 2-е изд., испр. и доп. М.:Физкультура и спорт, 1964. 46с.
  107. В.И. Как сделать задачник. С.- Петербург, 1995. 55с.
  108. H.A. К вопросу об образовании умений //Советская педагогика. 1953. № 10. С. 29−37.
  109. A.M. Профессионально-педагогическая подготовка студентов при обучении их в курсе геометрии педагогического вуза: Дис.. канд. пед. наук. Могилев, 1986. 218с.
  110. Л.Г. Технологическая культура как необходимый компонент методической культуры учителя //Формирование элементов методической культуры будущего учителя математики. /Бурятский гос. пед. ин-т. Улан-Удэ, 1992.-С. 28−31.
  111. Г. И. Упражнения в обучении математике. М.:Просвещение, 240с.
  112. М.К. О деятельностном подходе к обучению решению задач //Формирование элементов методической культуры будущего учителя математики. /Бурятский гос. пед. ин-т. Улан-Удэ. 1992. С. 74−78.
  113. И.Н. Роль и место сюжетных задач в развитии математического мышления и повышении качества знаний учащихся (на материале алгебры и начал анализа): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1990. 16с.
  114. Г. К. Влияние стратегической цели в системе действия на эффект непроизвольного запоминания их продукта: Материалы III Всесоюзного съезда общества психологов СССР, т.1. М., 1968.
  115. М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. М. Педагогика, 1984. — 96с.
  116. К.А. Детерминация процесса мышления //Исследования мышления в советской психологии. М., 1966.
  117. В.А. К вопросу о профессиограмме учителя общеобразовательной школы //Советская педагогика. 1973. № 5, — С. 72−80.
  118. В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование //Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М. 1982. С. 36−47.
  119. З.И. Психолого-педагогические основы обучения математике, Киев:Hayкова думка, 1983. 192с.
  120. A.M. К вопросу о составлении обучающих программ /Проблемы программированного обучения. Выпуск 4. Владимир, 1976. С. 10−14.
  121. A.A. Воспитание творчески мыслящего учителя математики в процессе его методической подготовки //Рациональный подбор задач как средство улучшения математического образования в школе и в вузе. Дау-гавпилс, 1984. С. 76−78.
  122. Н.Ф., Яковлев Ю.В. Особенности формирования начальных шахматных умений при разных типах ориентиров деятельности
  123. Зависимость обучения от типа ориентиров деятельности: Сб. ст./Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. М., 1968, — С. 82−124.
  124. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы). 2-е изд., доп., испр. М.:Изд-во Моск. ун-та, 1984. -345с.
  125. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.:3нание, 1983. 96с.
  126. Л.Г. Обучение студентов профессионально-методической деятельности учителя химии на занятиях по методике ее преподавания. Дис. канд. пед. наук. М., 1990. 227с.
  127. Л.И. Обучение студентов управлению процессом формирования математических и учебно-познавательных действий //Проблемы стандарта подготовки учителей математики в педагогических вузах. Орск, 1995.-С. 42.
  128. А.Г. Профессионально-педагогическая подготовка студентов факультета начальных классов в процессе преподавания математики (контекстный подход): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. 16с.
  129. Л.А. Формирование профессиональных умений студентов при обучении истории математики //Формирование элементов методической культуры будущего учителя математики: Межвуз. сб. научн. тр. Улан-Удэ, 1992. С. 92−95.
  130. Д.Ш., Фам Вьет Выонг. Обучение студентов педвуза исследовательским умениям и навыкам //Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1982. С. 34−39.
  131. А.И. Учебные задания в процессе обучения. М.:Педагогика, 1989. 152с.
  132. A.B., Бобров A.A. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. М.:Просвещение, 1988.
  133. A.B. Дидактические основы формирования у студентов обобщенных умений и навыков //Совершенствование педагогической работы в вузе. Челябинск, 1979. С. 156−167.
  134. A.B. О критериях и уровнях сформированности умений учащихся //Советская педагогика. 1980. № 12. С. 45−48.
  135. A.B. Формирование обобщенных умений и навыков // Народное образование. 1974. № 3. С. 117−123.
  136. JI.M. Дидактические основы применения задач в обучении. Дис.. докт. пед. наук. М., 1971. 423с.
  137. JI.M. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. М. .Просвещение, 1983. 160с.
  138. Г. Г. Методическая система обучения алгебре и теории чисел в педвузе с точки зрения профессионально-педагогического подхода: Ав-тореф. дис. докт. пед. наук. СПб., 1994. 33с.
  139. И.Ф. Некоторые вопросы совершенствования вузовского обучения //Советская педагогика, 1981. № 5. С. 86−93.
  140. З.И. К вопросу о понятии умения в советской психологии //Вопросы психологии. 1955. № 3. С. 7−16.
  141. Н.И. Формирование профессионально-методических умений студентов пединститутов на занятиях ПРФЗ: Автореферат. дис. канд. пед. наук. JT., 1983. 21с.
  142. Н.И. Формирование профессионально-методических умений студентов пединститута на занятиях ПРФЗ. Дис.. канд. пед. наук. Л., 1983,-216с.
  143. Г. М. Система методической подготовки учителя химии в педвузе: Дис.. докт. пед. наук в форме научного доклада. М., 1989. -37с.
  144. Г. М. Формирование методических навыков учителя в педвузе //Советская педагогика. 1984. № З.-С. 72−75.
  145. Т.И. Активизация учения школьников. М.:Педагогика, 1982. -209с.
  146. Л.В. О понятии дидактической культуры //Формирование элементов методической культуры будущего учителя математики: Межвуз. Сб. научн. трудов. Улан-Удэ 1992. С. 11−15.
  147. Л.В. Профессионально-ориентированная учебная деятельность студента в процессе изучения математических дисциплин в педвузе: Учебное пособие. Красноярск: КГПУ. 1995. 80с.
  148. Шохор-Троцкий С. И. Цель и средства преподавания низшей математики с точки зрения требований общего образования. СПб. 1892.
  149. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. Л.:Изд. Ленингр. ун-та, 1967. 256с.
  150. А.И. Формирование личности советского учителя в процессе обучения //Всероссийское совещание работников пединститутов: Материалы совещания /Под ред. Н. З. Богозова. М., 1961. С. 64−82.
  151. П.М., Эрдниев Б. П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике: Книга для учителя. М.:Просвещение, 1986. -255с.
  152. А.Ф. Психология решения задач. М.:Высш. школа, 1972.-232с.
  153. Э.А. Составление математических задач учащимися как средство активизации их познавательной деятельности (на материале 910 кл.): Дис. канд. пед. наук. Ярославль, 1974. 156с.
  154. Cage H.L. An Analytical approach to Research on Instructional Methods. Rhi Delta Kapper. 1968 Vol.49 № 10, — p.87−91.
  155. Carter K., Richardson. A Curriculum for an Initial-jears-of Teaching Program //The Elementary school, journal 1989. — Vol.89. № 4, — p. 405−420.
  156. Paskusz L.F. Procrastination and Motivation in SPD //ERM.- Vol.6. № 1. 1973, p.10−13.
Заполнить форму текущей работой