Формирование методических умений будущих учителей в процессе работы над задачей в курсах математических дисциплин педвуза
Диссертация
Проблема остается актуальной и исследования продолжаются, т.к. современный этап развития школы, связанный с изменениями в жизни общества, демократизацией различных его сфер, вносит коррективы в систему образования, прежде всего школьного, предопределяя этим и требования к подготовке вузовской. Главный ориентир в системе перестройки образования сформулирован в виде принципа гуманизации. Одним… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЧАЛЬНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗОВ
- 1. Деятельностный подход к формированию умений
- 2. Основные направления формирования готовности студентов к профессионально — методической деятельности учителя при изучении математических дисциплин
- 3. Проблема формирования методических умений студентов в процессе обучения в педагогическом вузе
- ГЛАВА II. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАЧАЛЬНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ЗАДАЧЕЙ В КУРСАХ ОСНОВНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
- 1. Содержательно-дидактическая работа над задачей — средство формирования начальных методических умений будущих учителей математики
- 2. Формирование умений составлять подготовительные задачи и проводить заключительный этап решения в процессе содержательнодидактической работы над задачей в курсе аналитической геометрии
- 3. Организация педагогического эксперимента и его основные результаты
Список литературы
- Александров Н.В. О задачах исследования в области высшего педагогического образования //Советская педагогика. 1973. № 3. С. 3−10.
- Архангельский С.И. Лекции по научной организации процесса обучения в высшей школе. М.:Высш. школа, 1976. 200 с.
- Артемов В.А. Конспект лекций по психологии: Пособие для студентов педагогических институтов и факультетов иностранных языков. Харьков, 1953. 206 с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебно-методич. пособие. М.:Высш. школа, 1980. 368с.
- Атанасян Л.С. Аналитическая геометрия. Ч. 2. Аналитическая геометрия в пространстве. М.: Просвещение, 1969. 366 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы. М.:Просвещение, 1982. 192 с.
- Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М.:3нание, 1981.-96 с.
- Балл Г. А. О психологическом содержании понятия «задача» //Вопросы психологии. 1970. № 6. С. 75−85.
- Батьканова Н.И. Профессионально-педагогическая направленность обучения элементарной геометрии студентов педвузов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Саранск, 1994. 16с.
- Бахурин Г. А., Руденко В. Н. Задачи на скрещивающиеся прямые //Преподавание алгебры и геометрии в школе: Пособие для учителей /Сост. O.A. Боковнев. М. просвещение, 1982. С. 180−216.
- И. Белешко Д. Т. Содержание и методика проведения в пединститутах практикума по решению математических задач: Дис.. канд. пед. наук. М., 1988.-203с.
- Белова И.И. Методическая разработка по реализации профессио-граммы учителя математики в процессе его подготовки в институте. Казань, 1981. -78с.
- Бешелев С.Д., Гурвич Ф. Ю. Экспертные оценки. М.-.Статистика, 1974.- 159 с.
- Бойко Е.И. К постановке проблемы умений и навыков в современной психологии //Советская педагогика. 1955. № 1. -С. 41−54.
- Вайзер Г. А. Активные способы работы школьников над задачами по физике //Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. Психолого-педагогический аспект: Сб. научн. трудов /Под ред. Е. Д. Божович. М, 1995.-С. 13−28.
- Вербицкий A.A. О контекстном обучении //Вестник высшей школы. 1985. № 8. С. 27−30.
- Вербицкий A.A. Психолого-педагогические основы контекстного обучения в вузе: Дис.. докт. пед. наук в виде научного доклада. М., 1991. -55 с.
- Виленкин Н.Я., Яглом И. М. О преподавании математики в педагогических институтах. УМН., 1957, т. ХН, вып. 2/74/. С. 196−209.
- Винер Норберт. Я математик. М.:Наука, 1964. — 356 с.
- Волова С.М. Система подготовки студентов к профессиональной деятельности в области решения физических задач: Дис.. канд. пед. наук. М., 1988.-233с.
- Танеев Х.Ж. Квалификационный экзамен учителя математики. Методические указания. /Департамент образования Свердловской области. Екатеринбург, 1992. 60 с.
- Григоровская И.П. Повышение эффективности методической подготовки студентов при преподавании математических дисциплин// Пути улучшения математической и методической подготовки будущих учителей математики и информатики. Казань, 1992. С. 11−12.
- Гусев В.А. Методические основы дифференцированного обучения математике в средней школе. Дис. докт. пед. наук. М., 1990. 342 с.
- Груденов Я.И. Психолого-дидактические основы методики обучения математике. М.:Педагогика, 1987. -160 с.
- Губа С.Г. Варьирование задач на доказательство как средство активизации математической деятельности учащихся и развитие у них интереса к предмету: Дис.. канд. пед. наук. Ярославль, 1972. 244с.
- Данилов М.А., Есипов Б. П. Дидактика. М.:АПН РСФСР, 1957.200 с.
- Денищева Л.О. Разработка промежуточной профессиограммы учителя математики //Профессионально-педагогическая направленность математической подготовки учителя: Межвуз. сборн. научн. трудов. М., 1992. -С. 28−33.
- Далингер В.А. Методика реализации внутрипредметных связей. Кн. для учителя. М.:Просвещение, 1991. 80 с.
- Дуванова В.С. Обучение студентов поиску решения задач (на материале школьной алгебры и начал анализа): Дис.. канд. пед. наук. Минск, 1986. 161с.
- Евелина Л.Н. Профессиональная направленность курса элементарной геометрии в педагогическом вузе: Дис.. канд. пед. наук. М., 1993. -271с.
- Епишева О.Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике. Формирование приемов учебной деятельности: Книга для учителя. М.:Просвещение, 1990. 128с.
- Ефремов A.B. Повышение эффективности педагогического руководства творческой познавательной деятельностью учащихся (на примере преподавания математики в 9−10 кл.):Дис.. канд. пед. наук. М., 1979. 214с.
- Засобина Г. А. Особенности формирования у студентов профессиональных умений в конструировании учебной работы: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1971, — 170с.
- Земцова В.И. и др. Подготовка кадров в педагогическом институте. Юрский гос. пед. ин-т. Орск, 1993. 156 с.
- Ильина Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения. М.:Просвещение, 1972. 72с.
- Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственных действий и умственного развития учащихся. М.:Просвещение, 1968. 288с.
- Канин Е.С., Нагибин Ф. Ф. Заключительный этап решения учебных задач //Преподавание алгебры и геометрии в школе: Пособие для учителей/Сост. O.A. Боковнев. М. Просвещение, 1982. 131−138.
- Канин Е.С. Развитие темы задачи //Математика в школе. 1991. № 3.-С. 8−12.
- Квалификационные характеристики специалистов с высшим образованием. Материалы к их разработке и использованию. М.:АПН РСФСР, 1988.
- Клетеник Д.В. Сборник задач по аналитической геометрии. М.:Наука, 1967. 254с.
- Клименченко Д.В. Задачи и упражнения в школьным курсе геометрии как средство активизации мыслительной деятельности учащихся: Дис. канд. пед. наук. Киев, 1969. 265 с.
- Клинберг JI. Проблемы теории обучения /пер. с нем./. М.:Педагогика, 1984. 256с.
- Ковалев А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Т.2. Способности. Л.:Изд. Ленингр. ун-та, 1960. — 304с.
- Козлова Т.А. О классификации умений в предметах естественно -научного цикла //Новые исследования в педагогических науках. 1981. № 1. -С. 27−31.
- Колягин Ю.М. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся средней школы: Дис.. докт. пед. наук. М., 1977. 398с.
- Корж Э.Д. Методика оценки эффективности использования программированных заданий на уроках физики в УШ-Х классах // Проблемы программированного обучения. Выпуск 6. Владимир, 1977. С. 18−23.
- Краткая профессиограмма учителя. Рот. НИИ 00 В АПН СССР.1984.
- Краткая профессиограмма учителя математики средней общеобразовательной школы /Под ред. А. И. Щербакова. Л., 1979.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.:Изд. Ленингр. ун-та, 1970. 114с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.:Изд. Ленингр. ун-та, 1967. 183с.
- Кузьмина Н.В., Кухарев В. Н. Психологическая структура деятельности учителя: Тексты лекций. Гомель: Изд. Гомельского, ун-та, 1976. -57с.
- Лабораторные и практические занятия по методике преподавания математики: Метод, рек. /Сост. Е. И. Лященко. Л., 1988. 50с.
- Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов /Под ред. Е. И. Лященко. М.:Просвещение, 1988. 223с.
- Ленин В.И. Философские тетради. ПСС.Т.29., Изд. 5, М.:Политиздат, — С. 3−782.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:Педагогика, 1977. 304с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические сочинения в 2-х томах. Т.2. М. Ледагогика, 1983. 320с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.:Изд-во Моск. унта, 1982.-584с.
- Лисицын М.К., Таранников Н. В. и др. Роль профессиограммы педагога в подготовке будущего учителя //Концепция педагогического образования и современные технологии подготовки учителя: опыт и проблемы. Шадринск, 1994.-С.13−15.
- Луканкин Г. Л. Научно-методические основы профессиональной подготовки учителя математики в педагогическом институте: Дис.. докт. пед. наук в форме научн. докл. Л., 1989. 59с.
- Любичева В.Ф. Нестандартные задачи планиметрии //Проблемы профессиональной подготовки учителя в аспекте гуманизации образования. /Новокузнецкий гос. пед. ин-т. Новокузнецк, 1994. С. 33−36.
- Людмилов Д.С. Признак определяемости задачи и его применение к составлению и решению текстовых задач в средней школе: Дис.. канд. пед. наук. Пермь, 1966. 304с.
- Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2104 «Математика» и 2105 «Физика» /Сост. P.C. Черкасов, A.A. Столяр. М&bdquo- 1985. 336с.
- Методы научно-педагогического исследования: Сборн. статей /Под ред. Ю. К. Бабанского. Ростов-н/Д., 1972. 164с.
- Милерян Е.К. К вопросу о политехнических умениях старших школьников //Вопросы психологии. 1958. № 2. С. 75−86.
- Милерян Е.К. Психологические особенности переноса производственных умений у старших школьников //Вопросы психологии. 1960. № 1. -С. 51−58.
- Милерян Е.К. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.:Педагогика, 1973, 300с.
- Михалева Т.Г., Романкова Л. И. и др. Анализ опыта разработки новых квалификационных характеристик специалистов с высшим образованием: Обзор, информ. /НИИ ВШ, вып. 5. М., 1989. -44с.
- Михейкин Н.И. Как учим студентов решать задачи //Вестник высшей школы. № 2. 1969. С. 29−34.
- Моисеев С.А. Коллективная учебно-познавательная деятельность //Профессионально-педагогическая направленность математической подготовки учителя: Межвуз. сборн. научн. тр. М., 1992. С. 76−83.
- Моисеев СЛ., Суворов Н. М. Опыт интенсификации обучения математике на младших курсах педагогического вуза. М., 1994.
- Молонов Г. Д. О знаниях, умениях и навыках в учебно-познавательной деятельности школьников //Новые исследования в педагогических науках. 1981. № 1. С. 38−41.
- Монахов В.М., Стефанова Н. Л. Направления развития методической подготовки будущего учителя математики //Математика в школе. 1993. № 3. С. 5−8.
- Монахов В.М. Обновление методической системы обучения //Советская педагогика. 1989. № 1. С. 33.
- Мордкович А.Г. Профессионально-педагогическая направленность математической подготовки будущих учителей //Математика в школе. 1984. № 6.-С. 17−22.
- Мордкович А.Г. Профессионально-педагогическая направленность подготовки будущих учителей //Советская педагогика. 1985. № 12. С. 34−38.
- Мордкович А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте. Дис. докт. пед. наук. М., 1986. 355с.
- Мордкович А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1986. 36с.
- Морозов Г. М. Проблема формирования умений, связанных с применением математики. Дис.. канд. пед. наук. М., 1978.- 150с.
- Мухин А.Б. Профессионально-педагогическая направленность курса матанализа в педагогическом институте и ее реализация путем формирования системы упражнений: Дис. канд. пед. наук. М., 1986. 220с.
- Недогарок Г. П. Составление геометрических задач учащимися как средство формирования и развития общих умений решения задач: Дис.. канд. пед. наук. М., 1989. 196с.
- Никифоров .А. Развитие и совершенствование общеучебных умений в процессе обучения в техническом вузе: Дис.. канд. пед. наук. Серпухов, 1985. 193с.
- Новик И.А. Формирование методической культуры учителя математики в пединституте: Дис.. докт. пед. наук. М., 1990. 317с.
- Новик И.А. Формирование профессиональных умений через систему задач по методике преподавания математики// Рациональный подбор задач как средство улучшения математического образования в школе и в вузе. Даугавпилс, 1684. С. 61−62.
- Новые аспекты старых терминов //Вестник высшей школы. № 12. 1989. С. 25−27.
- Ованесов Н.Г. О структуре курса математического анализа в педагогических институтах //Проблемы преподавания математики в вузах: Сборн. научн.-метод. статей по математике. Вып. 6. М., 1976. С. 22−28.
- О преподавании математики в педвузах //Успехи математических наук. Вып. V. 1938. С. 247−250.
- Орлова Л.Е., Столяр А. А. Геометрические ситуации и связанные с ними задачи //Математика в школе. № 5. 1987. С. 33−35.
- Платонов К.К. Вопросы психологии труда. М.:Медицина, 1970.264с.
- Платонов К.К. О знаниях, умениях и навыках //Советская педагогика. 1963. № 11. -С. 98−103.
- Платонов К.К. О системе психологии. М.:Мысль, 1972. — 216с.
- Плотникова Е.Г. и др. Прикладные задачи как средство развивающего обучения// Математика в вузе и школе: обучение и развитие. /НРЦРО. Новгород, 1997. С. 36.
- Пойа Д. Как решать задачу. М. Учпедгиз, 1961. 208с.
- Пойа Д. Математическое открытие. М. Наука, 1970. 452с.
- Покровский B.C. Как составить геометрическую задачу /В мире математики: Сб. науч.-поп. статей /Под ред. М. И. Ядренко. Вып. 16. Киев, 1985.-С. 155−177.
- Полякова Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М.: Педагогика, 1983. 139с.
- Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М., 1960.
- Попов JI.E., Шишков B.C. Некоторые психофизиологические аспекты творческого мышления //Вопросы методики преподавания математики. Томск, 1980. С. 8−29.
- Посталюк Ю.Н. Дидактические основы использования учебно-познавательных задач в высшей школе: Дис.. канд. пед. наук. Казань, 1982. -260 с.
- Раухман A.C. Формирование методических умений и навыков у студентов математической специальности педагогического института: Авто-реф. дис. канд. пед. наук. М., 1974. 18с.
- Раухман A.C. Формирование методических умений и навыков у студентов математической специальности педагогического института: Дис. канд. пед. наук. М., 1974. 194с.
- Резолюция, принятая на сессии группы математиков АН СССР 20 21 декабря 1936 г., по вопросу о преподавании математики в средних школах, педвузах и втузах //Успехи математических наук. 1938. Вып. IV. — С. 309−317.
- Ржецкий H.H. Деятельностный подход к дидактике //Советская педагогика. 1983. № 6. С. 79−81.
- Рогановский Н.М. О методе подготовительных задач //Математика в школе. 1988. N° 2. С. 15−16.
- Ростунов А.Т. Психологические предпосылки формирования профессиональной пригодности специалистов //Психология профессиональной подготовки в вузе. Вып. 2. 1982. С. 41−42.
- Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. М.:Учпедгиз, 1946.- 703с.
- Рудик П.А. Психология: Уч. для ин.-тов физической культуры, 2-е изд., испр. и доп. М.:Физкультура и спорт, 1964. 46с.
- Рыжик В.И. Как сделать задачник. С.- Петербург, 1995. 55с.
- Рыков H.A. К вопросу об образовании умений //Советская педагогика. 1953. № 10. С. 29−37.
- Сазонова A.M. Профессионально-педагогическая подготовка студентов при обучении их в курсе геометрии педагогического вуза: Дис.. канд. пед. наук. Могилев, 1986. 218с.
- Сандакова Л.Г. Технологическая культура как необходимый компонент методической культуры учителя //Формирование элементов методической культуры будущего учителя математики. /Бурятский гос. пед. ин-т. Улан-Удэ, 1992.-С. 28−31.
- Саранцев Г. И. Упражнения в обучении математике. М.:Просвещение, 240с.
- Саядян М.К. О деятельностном подходе к обучению решению задач //Формирование элементов методической культуры будущего учителя математики. /Бурятский гос. пед. ин-т. Улан-Удэ. 1992. С. 74−78.
- Семенова И.Н. Роль и место сюжетных задач в развитии математического мышления и повышении качества знаний учащихся (на материале алгебры и начал анализа): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1990. 16с.
- Середа Г. К. Влияние стратегической цели в системе действия на эффект непроизвольного запоминания их продукта: Материалы III Всесоюзного съезда общества психологов СССР, т.1. М., 1968.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. М. Педагогика, 1984. — 96с.
- Славская К.А. Детерминация процесса мышления //Исследования мышления в советской психологии. М., 1966.
- Сластенин В.А. К вопросу о профессиограмме учителя общеобразовательной школы //Советская педагогика. 1973. № 5, — С. 72−80.
- Сластенин В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование //Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М. 1982. С. 36−47.
- Слепкань З.И. Психолого-педагогические основы обучения математике, Киев:Hayкова думка, 1983. 192с.
- Сохор A.M. К вопросу о составлении обучающих программ /Проблемы программированного обучения. Выпуск 4. Владимир, 1976. С. 10−14.
- Столяр A.A. Воспитание творчески мыслящего учителя математики в процессе его методической подготовки //Рациональный подбор задач как средство улучшения математического образования в школе и в вузе. Дау-гавпилс, 1984. С. 76−78.
- Талызина Н.Ф., Яковлев Ю.В. Особенности формирования начальных шахматных умений при разных типах ориентиров деятельности
- Зависимость обучения от типа ориентиров деятельности: Сб. ст./Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. М., 1968, — С. 82−124.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы). 2-е изд., доп., испр. М.:Изд-во Моск. ун-та, 1984. -345с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.:3нание, 1983. 96с.
- Таскаева Л.Г. Обучение студентов профессионально-методической деятельности учителя химии на занятиях по методике ее преподавания. Дис. канд. пед. наук. М., 1990. 227с.
- Токарева Л.И. Обучение студентов управлению процессом формирования математических и учебно-познавательных действий //Проблемы стандарта подготовки учителей математики в педагогических вузах. Орск, 1995.-С. 42.
- Толмашов А.Г. Профессионально-педагогическая подготовка студентов факультета начальных классов в процессе преподавания математики (контекстный подход): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. 16с.
- Туровинина Л.А. Формирование профессиональных умений студентов при обучении истории математики //Формирование элементов методической культуры будущего учителя математики: Межвуз. сб. научн. тр. Улан-Удэ, 1992. С. 92−95.
- Турсунов Д.Ш., Фам Вьет Выонг. Обучение студентов педвуза исследовательским умениям и навыкам //Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1982. С. 34−39.
- Уман А.И. Учебные задания в процессе обучения. М.:Педагогика, 1989. 152с.
- Усова A.B., Бобров A.A. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. М.:Просвещение, 1988.
- Усова A.B. Дидактические основы формирования у студентов обобщенных умений и навыков //Совершенствование педагогической работы в вузе. Челябинск, 1979. С. 156−167.
- Усова A.B. О критериях и уровнях сформированности умений учащихся //Советская педагогика. 1980. № 12. С. 45−48.
- Усова A.B. Формирование обобщенных умений и навыков // Народное образование. 1974. № 3. С. 117−123.
- Фридман JI.M. Дидактические основы применения задач в обучении. Дис.. докт. пед. наук. М., 1971. 423с.
- Фридман JI.M. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. М. .Просвещение, 1983. 160с.
- Хамов Г. Г. Методическая система обучения алгебре и теории чисел в педвузе с точки зрения профессионально-педагогического подхода: Ав-тореф. дис. докт. пед. наук. СПб., 1994. 33с.
- Харламов И.Ф. Некоторые вопросы совершенствования вузовского обучения //Советская педагогика, 1981. № 5. С. 86−93.
- Ходжава З.И. К вопросу о понятии умения в советской психологии //Вопросы психологии. 1955. № 3. С. 7−16.
- Черкавский Н.И. Формирование профессионально-методических умений студентов пединститутов на занятиях ПРФЗ: Автореферат. дис. канд. пед. наук. JT., 1983. 21с.
- Черкавский Н.И. Формирование профессионально-методических умений студентов пединститута на занятиях ПРФЗ. Дис.. канд. пед. наук. Л., 1983,-216с.
- Чернобельская Г. М. Система методической подготовки учителя химии в педвузе: Дис.. докт. пед. наук в форме научного доклада. М., 1989. -37с.
- Чернобельская Г. М. Формирование методических навыков учителя в педвузе //Советская педагогика. 1984. № З.-С. 72−75.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.:Педагогика, 1982. -209с.
- Шкерина Л.В. О понятии дидактической культуры //Формирование элементов методической культуры будущего учителя математики: Межвуз. Сб. научн. трудов. Улан-Удэ 1992. С. 11−15.
- Шкерина Л.В. Профессионально-ориентированная учебная деятельность студента в процессе изучения математических дисциплин в педвузе: Учебное пособие. Красноярск: КГПУ. 1995. 80с.
- Шохор-Троцкий С. И. Цель и средства преподавания низшей математики с точки зрения требований общего образования. СПб. 1892.
- Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. Л.:Изд. Ленингр. ун-та, 1967. 256с.
- Щербаков А.И. Формирование личности советского учителя в процессе обучения //Всероссийское совещание работников пединститутов: Материалы совещания /Под ред. Н. З. Богозова. М., 1961. С. 64−82.
- Эрдниев П.М., Эрдниев Б. П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике: Книга для учителя. М.:Просвещение, 1986. -255с.
- Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. М.:Высш. школа, 1972.-232с.
- Ясиновый Э.А. Составление математических задач учащимися как средство активизации их познавательной деятельности (на материале 910 кл.): Дис. канд. пед. наук. Ярославль, 1974. 156с.
- Cage H.L. An Analytical approach to Research on Instructional Methods. Rhi Delta Kapper. 1968 Vol.49 № 10, — p.87−91.
- Carter K., Richardson. A Curriculum for an Initial-jears-of Teaching Program //The Elementary school, journal 1989. — Vol.89. № 4, — p. 405−420.
- Paskusz L.F. Procrastination and Motivation in SPD //ERM.- Vol.6. № 1. 1973, p.10−13.