Существуют следующие методы представления товара в магазине:
Идейное представление товара. Метод, в основе которого лежит какая-то идея или имидж магазина. Например, предприятия, продающие мебель по образцам, обычно расставляют ее в магазине, стараясь создать интерьер современной кухни, спальни и т. д.
Представление по видам и стилям. В продовольственных и хозяйственных магазинах так представлены все категории товаров. Когда покупатель ищет какой-то определенный предмет гардероба, скажем плащ, он надеется найти все плащи в одном месте.
Представление по цветовой гамме. Обычно этот метод используется в магазинах, торгующих непродовольственными товарами.
Представление по ценовым категориям. Данный метод дает покупателям возможность выбрать товар по определенной цене.
Фронтальное представление. Представление покупателям наиболее привлекательной стороны товара. Один из расположенных на стеллажах товаров разворачивают для демонстрации его в полную величину.
Объемное представление. Демонстрация товаров в больших количествах. Потребители связывают большие объемы однородных товаров с низкой ценой. Товар как бы сам представляет себя.
Многие магазины (в особенности универмаги, специализированные магазины) часто составляют специальные карты — планограмма. Планограмма — это составленная из фотографий диаграмма, показывающая, где должна находиться каждая торговая единица (ТЕ). Для магазинов, предлагающих основной ассортимент товаров (продовольственных и магазинов низких цен), могут быть разработаны специальные компьютерные программы.
При компьютерном построении планограммы необходимо сначала ввести номера моделей товаров или их штрих-коды и рентабельность; а компьютер поместит их в соответствующие позиции. Если на первом месте стоит прибыль, то компьютер рассчитает приоритеты различных мест на прилавке и оптимальное число торговых единиц для каждого места. В случае необходимости оценить влияние дополнительных мест или инструкций на показатели эффективности планограмма затем может быть откорректирована.
Тест:
а) В магазине при четко запланированной покупке покупатель проходит этапы принятия решения:
A. Оценка товара. — (не всегда) 3.
B. Осознание потребности. 1.
C. Покупка товара. 5.
D. Поиск информации. 2.
E. Выбор товара. 4.
б) На этапе «Убеждение и оценка» теории «Шаг за шагом» деятель рынка должен воздействовать на покупателя:
A. Познакомить с товаром.
B. Заставить полюбить товар.
C. Привлечь внимание к товару.
D. Убедить купить товар.
E. Дать информацию о торговой марке.