Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Заключение. 
Разработка и реализация коррекционно-логопедической программы по формированию лексики у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством инновационных технологий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе написания работы была изучена литература по объекту и предмету исследования, были проанализированы этапы развития лексики в онтогенезе, а также у некоторых категорий детей с ОВЗ, изучены и отобраны методы диагностики сформированной лексики, подобраны и описаны инновационные методы работы по формированию лексики у детей с ОВЗ. Изучение специальной литературы показало, что проблема… Читать ещё >

Заключение. Разработка и реализация коррекционно-логопедической программы по формированию лексики у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством инновационных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В процессе написания работы была изучена литература по объекту и предмету исследования, были проанализированы этапы развития лексики в онтогенезе, а также у некоторых категорий детей с ОВЗ, изучены и отобраны методы диагностики сформированной лексики, подобраны и описаны инновационные методы работы по формированию лексики у детей с ОВЗ. Изучение специальной литературы показало, что проблема формирования словарного запаса остается актуальной и изучена недостаточно. С точки зрения уровня развития речи дети с ОВЗ представляют собой очень неоднородную категорию, имеющую различные этиологические предпосылки речевых нарушений. Кроме того, среди них есть как дети почти совсем не владеющие речью, так и дети с достаточно хорошим уровнем речевого развития. Однако, их объединяет как ограниченное понимание обращенной речи, так и недостаточное использование лексического запаса в собственной речи.

В ходе исследования было установлено, что современные, инновационные методы работы над формированием лексики у детей с ОВЗ опираются на различные модальности (зрительную, слуховую, тактильную и др.) с целью формирования большого количества межанализаторных, ассоциативных связей в головном мозге. В этом случае изучаемый материал будет быстрее и надежнее фиксироваться в памяти ребенка. Для детей с ограниченными возможностями здоровья это особенно важно, так, как вследствие особенностей их развития у них часто снижена познавательная активность, память, внимание, мотивация к обучению. Поэтому, задача коррекционного педагога дать ребенку как можно больше возможностей для самостоятельных исследований свойств веществ, предметов и явлений, в процессе которых он без зубрежки, а незаметно, исподволь сможет расширить и актуализировать свой лексический запас. И, чем более интересным для ребенка контекстом будет наполнен процесс обучения, чем он будет более запоминающимся, тем более эффективным будет коррекционный процесс.

С детьми экспериментальной группы был проведен констатирующий эксперимент, который выявил уровень сформированности лексики. Оценка показала бедность словарного запаса, в активной части лексики детей преобладали имена существительные и очень ограниченный набор глаголов. Также, у детей вызывало трудности использование слов, характеризующих качество, признаки и состояние предметов.

В ходе работы было выявлено расхождение активного и пассивного словаря: объем активного словаря существенно отставал от объема пассивного. Наблюдалось незнание или неточное употребление антонимов.

Полученные данные об особенностях лексики определяли основные направления, которые были учтены при разработке коррекционно-логопедической программы.

В ходе исследования была разработана коррекционно-логопедическая программа по формированию лексики, которая была использована в формирующем эксперименте. Это программа была построена на базе инновационных методик, рассмотренных первой главе, имеет тематическую структуру.

Задания и упражнения максимально ориентированы на тему занятия и задействуют все возможные анализаторы для наилучшего восприятия и более прочного усвоения лексических значений, изучаемых на занятии.

По результатам формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент, который показал положительную динамику развития лексического запаса у детей экспериментальной группы, что позволяет сделать вывод, что наша гипотеза о том, что процесс формирования лексики будет значительно эффективнее проходить в контексте, т. е. с использованием «полисенсорных» подходов, подтвердилась, и задача исследования решена.

Разработанная на этапе формирующего эксперимента коррекционно-логопедическая программа будет полезна специалистам — коррекционным педагогам, работающим с детьми с ОВЗ. Программа может быть использована как самостоятельный инструмент по формированию лексики, так и как вспомогательное средство при работе над развитием речи.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой